Результаты эмпирического исследования гендерных особенностей агрессивного поведения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Результаты эмпирического исследования гендерных особенностей агрессивного поведения

2020-04-01 163
Результаты эмпирического исследования гендерных особенностей агрессивного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Испытуемым были предложены тестовые программы при выполнении которых были получены следующие результаты.

Результаты исследования уровня агрессивности по опроснику Баса-Дарки представлены в таблицах №1 и №2:

 

 

Таблица №1

Уровни агрессивного поведения у женщин

N   Физическая агрессия Косвенная агрессия раздражение негативизм обида подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины
1 Алиса С. 3 6 4 3 4 5 4 6
2 Елена М. 2 6 3 1 2 5 7 2
3 Екатерина К. 6 7 8 4 6 9 12 3
4 Марина С. 4 2 5 3 4 3 6 4
5 Оксана С. 2 2 3 4 5 6 3 5
6 Светлана Ю. 4 7 3 2 1 5 9 3
7 Евгения Г. 5 8 4 1 2 4 4 2
8 Юля М. 3 9 2 2 5 3 6 2
9 Марина К. 3 4 5 3 3 4 5 4
10 Ольга Х. 3 5 5 5 5 6 7 3
  Среднее значение 3,5 5,6 4,2 2,8 3,7 5 6,3 3,4

 

Таблица №2

Уровни агрессивного поведения у мужчин

N   Физическая агрессия Косвенная агрессия раздражение негативизм обида подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины
1 Дима П. 3 6 6 2 5 9 4 2
2 Виктор Н. 5 6 3 3 2 5 8 4
3 Юра Д. 6 3 4 3 2 6 8 5
4 Денис Е. 4 6 5 5 4 8 7 4
5 Олег Ю. 6 4 3 3 4 5 7 7
6 Семен П. 4 6 4 4 4 5 8 6
7 Александр С. 5 3 4 3 3 4 7 2
8 Андрей Ц. 1 2 6 1 5 6 7 4
9 Мизаил Г. 3 4 6 3 6 6 9 2
10 Олег З. 2 9 7 4 3 3 4 1
  Среднее значение 3,9 4,9 4,8 3,1 3,8 5,7 6,9 3,7

 

 

Для большей наглядности данные представлены в рисунке №1:

 

Рисунок №1

 

Как видно из полученных данных показатели агрессивности у мужчин и женщин находятся даже ниже нормы. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод, что уровень агрессивности у мужчин и женщин примерно одинаков. Самые высокие показатели - вербальная агрессия - 6,3 у женщин и 6,9 у мужчин. Самый низкий уровень- негативизм 2,8 у женщин и 3,1 у мужчин.

По результатам данной методики средний балл мужчин составил 4,6 а у женщин 4,3. из чего модно сделать вывод, что гендерные аспекты не влияют на уровень агрессивности у студентов.

В процессе изучения способов разрешения конфликтных ситуаций были получены следующие данные:

 


Таблица 3

Способы разрешения конфликтных ситуаций женщины

N   соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление
1 Алиса С. 2 10 8 6 4
2 Елена М. 6 5 7 3 6
3 Екатерина К. 4 10 6 4 7
4 Марина С. 9 4 2 3 8
5 Оксана С. 8 7 6 3 3
6 Светлана Ю. 3 5 6 7 4
7 Евгения Г. 7 8 4 3 2
8 Юля М. 5 9 9 3 6
9 Марина К. 4 6 7 8 5
10 Ольга Х. 2 5 7 9 10
  среднее значение 5 6,9 6,2 4,9 5,5

 

Таблица 4

Способы разрешения конфликтных ситуаций мужчины

N   соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление
1 Дима П. 4 9 7 7 9
2 Виктор Н. 5 4 6 4 4
3 Юра Д. 6 5 7 6 5
4 Денис Е. 8 6 4 8 4
5 Олег Ю. 9 4 3 4 2
6 Семен П. 6 3 6 8 1
7 Александр С. 5 6 3 4 2
8 Андрей Ц. 8 7 8 6 3
9 Мизаил Г. 6 9 6 7 5
10 Олег З. 4 6 8 6 6
  среднее значение 6,1 5,9 5,8 6 4,1

 

Для большей наглядности данные представлены в рисунке №2:

 


Рисунок №2

 

Как видно из полученных в результате проведенного исследования данных способы реагирования в конфликтных ситуациях несколько различаются у мужчин и женщин. Мужчины боле склонны к соперничеству, стремятся избегать конфликтных ситуаций, тогда как женщины скорее склонны приспосабливаться к ним, и искать компромиссы. Женщины так же более склонны к сотрудничеству, чем мужчины.

По средствам опросника Баса Дарки мы выявили уровень агрессивности юношей и девушек, а с помощью методики К.Томаса мы рассмотррели существуют ли гендерные различия в выражении агрессии в конфликтных ситуациях. Теперь необходимо провести корреляционный анализ полученных данных. Он представлен в таблицах №5 и №6

 

Таблица 5

Влияние среднего уровня агрессивности на способы разрешения конфликтных ситуаций женщины

N   ср. уровень агрессивности соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление
1 Алиса С. 4.38 2 10 8 6 4
2 Елена М. 3.5 6 5 7 3 6
3 Екатерина К. 6.88 4 10 6 4 7
4 Марина С. 3.88 9 4 2 3 8
5 Оксана С. 3.75 8 7 6 3 3
6 Светлана Ю. 4.25 3 5 6 7 4
7 Евгения Г. 3.75 7 8 4 3 2
8 Юля М. 4 5 9 9 3 6
9 Марина К. 3.88 4 6 7 8 5
10 Ольга Х. 4.88 2 5 7 9 10
  среднее значение   5 6,9 6,2 4,9 5,5

 

Таблица 6

Влияние среднего уровня агрессивности на способы разрешения конфликтных ситуаций женщины

N   ср. уровень агрессивности соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление
1 Дима П. 4.63 4 9 7 7 9
2 Виктор Н. 4.5 5 4 6 4 4
3 Юра Д. 4.63 6 5 7 6 5
4 Денис Е. 5.38 8 6 4 8 4
5 Олег Ю. 3.88 9 4 3 4 2
6 Семен П. 5.13 6 3 6 8 1
7 Александр С. 4.88 5 6 3 4 2
8 Андрей Ц. 4 8 7 8 6 3
9 Мизаил Г. 4.88 6 9 6 7 5
10 Олег З. 4.13 4 6 8 6 6
  среднее значение   6,1 5,9 5,8 6 4,1

 

В результате полученных данных мы увидели, что самый высокий уровень агрессивности у девушек у Екатерины К. (6,88) при этом она как способ разрешения конфликтных ситуаций предпочитает сотрудничество, а самый низкий уровень агрессивности у Елены М. (3,5) при этом она предпочитает идти на компромисс. Оба эти полученные результаты очень характерны для всех протестируемых нами девушек.

Самый высокий уровень агрессивности у Дениса Е. (5,38) при этом он как способ разрешения конфликтных ситуаций предпочитает соперничество и избегание, а самый низкий уровень агрессивности у Олега Ю. (3,88) при этом он предпочитает соперничество. Оба эти полученные результаты очень характерны для всех протестируемых нами юношей.

Соответственно можно сделать вывод, что уровень агрессивности не оказывает влияния ан способы поведения юношей и девушек в конфликтных ситуациях.

Выводы

 

ü По результатам проведенного нами эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза, представленная в начале нашей работы, которая гласит, что не существует значимых гендерных различий агрессивного поведения студентов, полностью подтверждена

ü Не существует большого гендерного различия в особенности проявления агрессивного поведения студентов в конфликтных ситуациях;

ü Гендерные аспекты не оказывают большого влияния на уровень агрессивности средний балл мужчин составил 4,6 а у женщин 4,3. Зато они оказывают небольшое влияние на способы реагирования в конфликтных ситуациях.

Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые посылы к агрессии, также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти приглашения могут исходить из множества разнообразных источников. Если у потенциального агрессора некоторые индивидуальные характеристики потенциальной жертвы просто ассоциируются с агрессией, он будет склонен реагировать агрессивно. Оружие также служит «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен насилия в масс-медиа.

И, наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет тех аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном самоосознании; когда человек сосредоточен преимущественно на собственных мыслях и переживаниях - говорят о приватном самоосознании. Любой из двух указанных типов личностного самоосознания способствует снижению вероятности проявления агрессивных реакций. Аналогичным образом снижение уровня личностного самоосознания, которое может быть описано в терминах процессов дезингибиции и деиндивидуализация, способствует возникновению агрессии.

 


Заключение

 

Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная - все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на поведение в ситуации повышенного личностного самоосознания. Повышение степени личностного самоосознания подталкивает индивида к агрессии, если он считает подобное поведение допустимым, и наоборот, удерживает его от совершенная агрессивных действий, если он относится к такому поведению как к недопустимому.

Исследования показали, что если сравнивать мужчин и женщин, то первые демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние - непрямой,то есть не выраженной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения,. Гендерные различия в агрессии иногда объясняются влиянием генетических или биологических факторов. Действительно, существуют определенные данные, свидетельствующие о том, что влияние этих факторов как детерминант агрессии весьма значительно, однако ясно, что уже самопо себе противопоставление гендерных ролей, является очень важным фактором. Кроме того, даже если гендерные различия, проявляющиеся в агрессии, действительно в какой-то степени порождаются именно биологическими факторами, это отнюдь не означает, что мужчины неизбежно должны будут демонстрировать более высокий уровень агрессивности, нежели женщины. Напротив, агрессия во всех своих формах может быть предотвращена или редуцирована с помощью соответствующих средств.

 


Литература

 

1.  Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112-121.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1999год

.   Андреев В.И. Конфликтология. Мосва., 2000год.

.   Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. - 512с.

.   Берон Р., Ричардсон Д. «АГРЕССИЯ» ПИТЕР, Санкт-Петербург 1999г

.   Берн Ш "Гендерная психология"; М. 2001

.   Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Москва, 1982год.

.   Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

.   Зуйкова Е.М., Р.И. Ерусланова "Феминология"; М.2001

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998 год.

.   Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. - 208с.

.   Кирилина Л.В. Категория «gender» в языкознании // Женщина в российском обществе. 1997. 2. С. 15-20.

.   Мухина В.С «Психология детства и отрочества»., Москва, институт практической психологии, 1998 год.

.   Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности /. - Мн., 1999. - 656с.

.   Струбицкий. В. В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся, Москва 2001год

.   http/:libword.by.ru/Zarubeznaya/Dvadcaty_vek/Cveig_S/

 


Приложения

 

Опросник Басса-Дарки

1. 1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми да нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
26. Я не способен на грубые шутки да нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
30. Довольно многие люди завидуют мне да нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» да нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
52. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
53. Неудачи огорчают меня да нет
54. Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
55. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
56. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
57. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
58. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
59. Я ругаюсь только со злости да нет
60. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
61. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
62. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
63. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
64. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
65. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
66. Я часто думаю, что жил неправильно да нет
67. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
68. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
69. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
70. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
71. В последнее время я стал занудой да нет
72. В споре я часто повышаю голос да нет
73. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
74. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

 

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

4. Негативизм:

"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

5. Обида:

"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.