Диаграмма 5 - Распределение испытуемых по уровням сформированности умения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Диаграмма 5 - Распределение испытуемых по уровням сформированности умения

2020-04-01 139
Диаграмма 5 - Распределение испытуемых по уровням сформированности умения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для 60% старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен средний уровень сформированности умения словообразования глаголов от имён существительных. У 40% старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечен уровень сформированности умения словообразования глаголов от имён существительных ниже среднего.

Образование простой сравнительной степени прилагательного

Лучше всего дети с общим недоразвитием речи справились с заданием на образование простой сравнительной степени прилагательного. Затруднения вызвали прилагательные «толстая», «молодая», «сладкий», «узкий», «толстая».

Дети редко ошибались в образовании простой сравнительной степени прилагательных «красное», мягкий, удобное, громкий, высокий

Почти все правильно образовали сравнительную степень прилагательных сильный, тёмный,

При выполнении задания отказы встречались редко. Ошибки были следующие. Повторение заданного слово, образование сравнительной степени с ошибками (молод’ее, сладк’ее, сл’аде, узч’ее), образование сравнительной степени синонимичного прилагательного (сладкий - вкуснее), повторение заданного прилагательного со словом «сильнее».

Исследование образования относительных прилагательных

Умение образовывать относительные прилагательные почти у всех детей с ОНР находится на среднем уровне. Наиболее частые ошибки были следующие. Почти все дети с ОНР неправильно образуют прилагательные шерстяной (шершав’ой, шерстяв’ой, ш’ершчевый, шертян’ой), металлические (мет’алловые,мет’аллные), пуховая (пуш’истая, п’Уховая, пухн’ая, пух’ая), грибной (гр’ибный, гриб’овый, гриб’овный), ржаной (ирж’ивый, рж’овый, рж’иный, рж’авый, жержав’ой), ольховая (ольх’ивая, ольх’иховая, ольхая).

Дети с ОНР реже ошибались в образовании прилагательных кожаная (к’ожавая, к’ожамая), картонная (карт’оновая), шёлковый (шелк’овая, шелков’ой), кирпичная (кирпич’евая, кирп’ичая), дубовый (дубов’ой), брусничное (брусл’ичное, брусн’иковое), кленовый (кл’ёновый), фарфоровый (фаровый, фарфорный), клюквенный (клюковая, клюков’ой, клюковый, морсовая), ситцевое (вс’итенное, лиситцевое), дубовый (дуб’инный, д’убовый).

Единичные ошибки допускались при образовании прилагательных соломенная (сол’омовая, сол’омная), меховая (м’еховая), вишнёвое (вишня, в’ишневое), осиновый (осиный, осины), грушев’ое, грушовое), сосновая (сосн’ивая), черничное (черн’иковое), снежный (сн’еговый), бумажная (бумагина, бужная).

Прилагательные железный, деревянный, резиновый, берёзовый, малиновое, яблочное правильно образовали все дети с общим недоразвитием речи.

Образуя относительные прилагательные слов, дети использовали уже усвоенные суффиксы, но не всегда верно (карт’оновая, ольх’ивая), опускали суффикс и добавляли окончание прилагательного (ольх’ая) неправильно ставили ударение (клёновый, д’убовый), пропускали слоги в словах(б’ужная, ф’аровый), образовывали атрибутивные существительные (бум’агина), повторяли существительное за логопедом (лист осины - осины, варенье из вишни - вишня), от незнакомых существительных образовывали прилагательные, похожие на более знакомые (ситцевое - лис’итцевое), замены (к’ожамая, к’ожавая, брусл’ичное)

Исследование словообразования глаголов от имен существительных

В ходе выполнения задания на словообразование глаголов от имён прилагательных отмечалось значительно большее количество отказов, чем при выполнении других заданий. Чаще всего дети отказывать от попытки образовать слова «стук», «плач», «горе», «зима», «рыба», «крик».

Лучше справились с заданием образовать глаголы от существительных кричать, дружить, стучать.

Образование глаголов ужинать, завтракать, обедать не вызвало особых затруднений.

Можно выделить несколько типов ошибок. Неправильное образование глагола от существительного в результате добавления лишних суффиксов (‘ужиновать, стук’овать), сохранения корневой согласной (ст’укать), пропуска суффикса (зим’ать), добавление окончания инфинитива -ть к заданному существительному (горе - гор’еть, тоска - таск’ать), называние существительного, похожего по звучанию на заданное (тоска - д’оски), подбор антонима (зима - лето), синонима (грусть -горе), образование прилагательного (рыба - рыбный), наречия (наречие зима - зимой), существительных (рыбаки, рыбник), называние глагола «по ситуации» (тоска - лежать).

Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь

С заданием на словообразование имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь, дети с ОНР справились хуже. Отмечались отказы от выполнения. Основные ошибки были следующие.

Только 3 человека образовали существительное чайница. Остальные отвечали, что чай хранится в чайнике, кружке, на полке, в тарелке, Возможно, это связано с тем, что даже в пассивном словаре детей нет слова «чайница». Также дети очень редко образовали такие существительные, как «селёдочница», «маслёнка», «супница». Существительное «солонка» не назвал ни один ребёнок.

Более лёгкими для детей оказались существительные «салатница», «пепельница», «соусница».

«Мыльница», «сахарница» образовали почти все дети.

Можно сделать вывод, что дети с ОНР затрудняются в образовании существительных, которые встречаются в речи реже. В то время как наиболее распространённые существительные образуют правильно.

Исследование словообразования существительных со значением единичности.

Наибольшие трудности у всех обследуемых детей вызвало задание на словообразование существительных со значением единичности. Часто отмечался отказ от выполнения задания.

Вместо суффикса -инк- дети с общим недоразвитием речи образовывали существительные использовали другие:

«ниц» - б’усеница, пес’очница, п’ыльница, гор’охница, виногр’адница, кр’упница, жемчун’ица, ворсн’ица

ин- ж’емчина, д’ождина, круп’ина, гор’охина, ворс’ина, жемч’ужина,

к - п’ылька, виногр’адка, снеж’ок, крупка

ик д’ождик,

ек - пес’очек, гор’ошек,

ок- снеж’ок

ичк - круп’ичка,

иц - ворс’ица, ж’емчица, круп’ица

очк - в’орсочка, б’усочка

нич+иц - крупн’ичица

ин+ иц - виногр’адиница

ечк - ворс’ечка

Кроме того, дети с общим недоразвитием речи не всегда правильно образовывали слово с помощью суффикса, сохраняя корневую согласную неизменной - инк - (пес’очинка), добавляя лишний суффикс (дождев’инка).

Часть детей дети просто повторяли заданное слово.

Некоторые дети добавляли окончание «а» к заданному слову, пытаясь поставить в женский род существительное мужского рода (жемч’уга)

Вместо слова «дождинка» часто называлась «капля».

Присутствовали ответы, способ словообразования которых сложно проанализировать (ворчистка, горохане, вор, воро).

Слово «Снежинка» образовали все дети

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что у детей с ОНР 3 уровня имеются достаточно типичные ошибки словообразования. Наиболее характерным для старших дошкольников с недоразвитием речи явилось повторение заданного слово; образование сравнительной степени без изменения корневой согласной; образование сравнительной степени прилагательного, синонимичного заданному; повторение заданного прилагательного со словом «сильнее»; неправильное использование суффиксов при образовании относительных прилагательных; пропуск суффикса; добавление окончания -ая при образовании относительных прилагательных; замена суффиксов; неправильная постановка ударения; пропуск слогов в образуемых словах; добавление окончания инфинитива -ть к заданному существительному при образовании глагола; избегание операций словообразования путём называния других частей речи, синонимов, антонимов, слов, похожих по звучанию.

Часто встречалось непринятие словообразовательных задач и проявлялось в полном отказе давать ответ на задание.

Наибольшие трудности вызвало задание на словообразование существительных со значением единичности. Дети с ОНР лучше справились с заданием на образование простой сравнительной степени прилагательного.

Дети с ОНР затрудняются в образовании существительных, которые встречаются реже. В то время как наиболее распространённые существительные образуют правильно.

Таким образом, анализ описанных ошибок позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности функции словообразования у старших дошкольников с ОНР.

 


Глава 3. Игровая деятельность, как средство формирования навыка словообразования


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.