Специфические особенности детской лжи — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Специфические особенности детской лжи

2020-04-01 113
Специфические особенности детской лжи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исследование психологов (Оклендер В. и другие) обнаружило, что среди лжецов, по сравнению с правдивыми детьми, оказалось больше тех, чей коэффициент интеллекта ниже среднего. Коэффициент интеллекта - это количественный показатель уровня умственной одаренности, вычисляется на основании результатов выполнения психологического теста. Его средний нормативный показатель - 100%. Более высокий или более низкий коэффициент интеллекта свидетельствует соответственно об одаренности или отставании в умственном развитии. Около трети детей из группы с самым низким коэффициентом интеллекта лгали и жульничали. Из тех детей, чей коэффициент был самым высоким, не лгал никто. Таким образом, выявилась тенденция - чем выше коэффициент интеллекта, тем дети менее склонны ко лжи.

При недостаточной сформированности у ребенка потребности в правдивом, искреннем отношении к взрослым, при несформированности у ребенка честности, как качества личности, может развиваться лживость. Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками. Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых норм и правил в обществе.

Если дети отступают от идеала истины взрослых, но не отступают от собственного идеала, это не значит, что они лгут. Это значит, что у ребёнка и взрослого две мерки истинного, и дитя нельзя обвинять и карать за то, что оно, будучи ребёнком, все меряет на свой детский аршин, судит и рядит обо всем, как дитя, а не как взрослый. Иначе и быть не может. Здесь мы встречаемся с законами естества, а не с ложью [3, с. 179].

Дети знают, что обладают достаточными способностями, чтобы заслужить похвалу воспитателя на занятиях, хорошие отметки в школе без лжи. Хартшорн Р. и Мэй М. решили, что если такой вывод верен, то одаренные дети стали бы лгать не меньше, чем их менее одаренные сверстники, в таких ситуациях, когда они не могли рассчитывать на свои умственные способности. Это подтвердили игры, спортивные соревнования, ситуации, провоцирующие кражу. Честность оказалась нисколько не зависящей от интеллекта. Таким образом, нельзя утверждать, что способные дети меньше лгут - они менее склонны к обману в ситуациях, когда их способности гарантируют успех или ставят под сомнение их авторитет [12].

По данным Экмана П., среди лжецов было несколько больше тех, у кого воспитатели и учителя наблюдали признаки девиантного поведения, а также детей, имевших склонность к невротическим реакциям. Исследования подтвердили, что ложь и социальная неприспособленность взаимосвязаны.

По исследованиям Экмана П., дети, имеющие проблемы с социальной адаптацией и психические нарушения, лгут чаще других детей. Среди плохо адаптированных ребят около 90% мальчиков и почти 70% девочек лгали. В более старшем возрасте такие дети нередко имеют склонность к воровству, дракам, вандализму, прогулам, употреблению алкоголя и наркотиков [2].

Когда ребенок, находящийся в периоде изучения речи, передает какие-либо факты, свидетелем которых он был, он может многое передать неверно, может много налгать, по недостаточному знанию языка, не умея правильно выбирать слова и соединять их.

Дети впечатлительны, на них сильно действуют такие впечатления, к которым взрослый уже привык и почти не замечает их. Таким образом, отношение взрослых и детей к одним и тем же впечатлениям будет неодинаково: страшное для ребенка не страшно взрослому, и обратно. Следовательно, ребёнок, находясь под впечатлением увиденного мультфильма либо какой-либо необычной для него ситуации может придумывать совершенно новые обстоятельства, факты и сам тем самым начинает верить, доказывая свою правоту.

Отличительные свойства детства неизбежно влекут большую или меньшую неправильность в усвоении впечатлений, недостаток объективности, примесь личного чувства, вследствие чего предметы уменьшаются, увеличиваются и связываются не так в представлении, как они связаны в действительности.

К тому же, ребенок не может еще правильно оценивать явления, их значение, их влияние на собственное положение и положение других. Будучи маленьким, слабым, зависимым, ребёнок преувеличивает в своем представлении значение и размер вещей.

Ложь в корыстных целях сопутствует развитию притязания на признание. Ситуации, побуждающие к притязанию на признание, имеют для ребенка личностный смысл. Эти ситуации часто становятся психологически проблемными, когда ребенок должен решить для себя дилемму: удовлетворить импульсивное желание и пойти против ожиданий взрослого или сохранить добрые отношения с ним. Именно в этих ситуациях ребенок открывает для себя еще один выход - сделать по-своему и скрыть это. Так появляется ложь. Ложь может возникнуть как компенсация недостаточного волевого поведения и достаточного уровня умственного развития (в виде рефлексии на ложь как выход из проблемной ситуации).

Дети младшего дошкольного возраста используют немотивированную ложь. Они рассказывают необыкновенные истории, которые не имеют места в повседневной, реальной жизни. Именно так ребёнок желает придать больший вес и значимость своей персоне, вызвать к себе интерес.

Такого рода сочинительство может быть как свидетельством неудовлетворенности собой, своим положением в семье, группе, классе, так и признаком особой живости воображения, склонности к творчеству.

Есть еще одна весьма важная особенность детства, которая дает повод считать детей лгунами, когда они и не намереваются лгать, - отсутствие точного и строгого разграничения между различными классами представлений. Взрослый, по большей части, способен в полной мере осознавать различия между сном и реальностью, между своими живыми, но фантастическими представлениями и образами действительных предметов, между внутренним субъективным и объективным, внешним. У детей классы представлений еще не разграничены с достаточною определенностью, часто перемешиваются, вследствие чего возникает путаница, а ребёнок оказывается лгуном [3, с. 152].

Зачастую переживания ребенка настолько глубоки, что не поддаются осознанию, он может поведать о них только с помощью лжи. По сути, это не выдумки, а некий миф, с помощью которого ребенок пытается справиться с ситуацией и негативными чувствами, которые она вызывает. Например, ребенок у которого недавно появилась маленькая сестренка, рассказывал в саду о том, как тяжела его жизнь. Ведь ему приходиться заботиться о своей сестре, подолгу укачивать ее, вставать по ночам. Воспитательница попыталась выяснить у родителей, зачем они поставили ребенка в такие тяжелые условия. Родители были крайне удивлены - ничего подобного в семье никогда не происходило. С появлением младшей сестренки мальчик почувствовал себя заброшенным и испытывал сильную ревность. Поэтому, чтобы привлечь к себе внимание родителей и воспитательницы, он выдал себя за ребенка, обремененного непосильными заботами. Ребенок идентифицировался с девочкой и, воображая, как он заботится о ней, попытался восполнить то, чего ему не хватало и вызывало зависть.

Исследователи биологических предпосылок формирования психики (Бехтерев В.М., Леонтьев А.Н. и другие) справедливо подчеркивают также роль биологических и наследственных факторов определяющих развитие ребёнка, которые, в свою очередь, становятся все менее благоприятными в силу ухудшения экологии и естественной среды обитания человека. Собчик Л. высказала предположение, что существуют генетическая предрасположенность к альтруизму и эгоизму. Последнее качество во многом способствует проявлению неискренности в общении.

Помимо страха «пусковым механизмом» использования лжи ребенком является осознание того, что к неискренности, как форме оказания влияния на самого ребенка и в качестве способа эффективного психологического воздействия на окружающих, прибегают родители или другие представители его референтных групп. Включение обмана в структуру обычного поведения наступает тем быстрее, чем менее благополучны условия жизни и воспитания, причем понимание того, что ложь является нормой для поведения взрослых, в определенных ситуациях является шоком для ребенка, способствует переосмыслению стратегий собственного поведения. Формы манипуляций взрослыми, в зависимости от личностных особенностей ребенка, могут варьировать от плаксивости и имитации болезней до агрессивности [17, с. 174].

Так же существует такое понятие как формальная ложь. Шаг к формальной лжи дети делают тогда, когда они фактически нарушают запрещение, обманывают родителей и воспитателей, но не говорят об этом сами, а родители, не зная о нарушении запрещения, не спрашивают о нем дитя. В таких случаях есть фактическая ложь, но еще нет лжи словесной. Может быть, ее и не будет совсем, может быть, у ребёнка не хватит духу открыто, в глаза, солгать родителям, когда они спросят об этом. Есть разница в положении: ложь фактическая с умолчанием о содеянном, и ложь словесная, заключающаяся в решительном отрицании факта. Вторая ложь сильнее, полнее и бессовестнее первой; первая ложь свидетельствует за присутствие чувства стыдливости, неловкости от содеянного преступления, за нежелание говорить и вспоминать о том, что было [3].

Анализируя поведение детей, Зеньковский В.В. говорил о том, что под ложью не следует подразумевать заведомо лживые высказывания с целью кого-либо ввести в заблуждение: здесь три основных момента, одинаково необходимых для того, чтобы была возможность говорить о лжи, - ложное (в объективном смысле) высказывание, сознание того, что это высказывание ложно, и, наконец, стремление придать заведомо ложной мысли вид истины, стремление ввести кого-либо в заблуждение [5].

Таким образом, для ребенка границы между правдой и ложью не столь явные. Он настолько же верит в свой вымысел, насколько и осознает, что говорит неправду. Порой маленькие дети при помощи лжи «лакируют» действительность, силой фантазии восполняя то, чего им недостает в реальности. Так у ребенка может появиться невидимый для взрослых друг, который везде его сопровождает. Ребенок с легкостью выходит за границы реальности, создавая себе друга, с которым можно играть, о котором можно заботиться, с которым можно разделить ответственность за поступки, вызывающие недовольство у родителей. Пространство фантазии является для ребенка тем спасательным местом, где он может получить то, в чем остро нуждается и что недоступно для него в обычной жизни. Маленьким детям свойственно магическое мышление, законы реальности для них неочевидны, а научиться отделять воображаемое от действительности им еще предстоит. Пока же они мечтают. Фантазирование для ребенка - это и способ взаимодействия с реальностью, и возможность защищаться от нее.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.