Диагностика аддиктивного поведения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Диагностика аддиктивного поведения

2020-04-01 326
Диагностика аддиктивного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На данный момент в современной науке не существует уникальной методики диагностирования аддикции. Существует большое количество различных конкретных опросников для определенных типов аддикции: алкоголизм, табакокурение, наркомания и т.д. Эти опросники довольно просты в употреблении и эффективны, но, к сожалению, имеют очень узкую направленность.

Метод комплексной оценки аддиктивного статуса индивида и популяции с помощью системы AUDIT-подобных тестов. Авторы: Линский И.В., Минко А.И., Артемчук А.Ф., Гриневич Е.Г., Маркова М.В., Мусиенко Г.А., Шалашов В.В., Маркозова Л.М., Самойлова Е.С., Пономарёв В.И., Бараненко А.В., Минко А.А., Гольцова С.В., Сергиенко О.В, Линская Е.И., Выглазова О.В. [19].

В качестве основы для создания метода комплексной оценки аддиктивного статуса был избран AUDIT (Alcohol Use Disorders Identification Test) - тест, предназначенный для выявления расстройств, связанных с использованием алкоголя. AUDIT является одним из наиболее испытанных и надёжных тестов. Как было установлено, он обеспечивает необходимую точность оценок независимо от пола, возраста, и культурной принадлежности респондента. Кроме того, тест краток и хорошо структурирован. Его вопросы сведены в три концептуальных раздела, которые охватывают все стадии и составляющие формирующейся алкогольной зависимости: от донозологических её форм до клинически выраженных проявлений.

Шкала поиска ощущений (Sensation SeeKing Scale). Автор: Цукерман М. [28].

Методика предложена М.Цукерманом в 1964 году. Данный тест определяет уровень потребностей в ощущениях различного рода. Высокие показатели по шкале острых ощущений, несмотря на всю информативность и стремление к личностному росту, могут привести к отрицательным последствиям для жизни индивидуума. Особенно характерны высокие показатели по шкале острых ощущений для подростков в силу ограниченности восприятия жизни в целом, стремлением к познавательной активности и получению информации о жизни. Высокий уровень потребностей в ощущениях обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. Считается, что высокие показатели являются факторами риска девиантного поведения. Реальная действительность не предоставляет подросткам с высоким уровнем потребностей в ощущениях возможность удовлетворить их. Употребление психоактивных веществ - это один из путей получения необычных ощущений, связанных с измененным состоянием сознания. Участие же аддиктивного подростка в противоправных мероприятиях прогнозируемо по причине того, что участие в них дает возможность получить «щекочущие нервы» впечатления. Благополучные подростки более осмотрительны и осторожны.

Патохарактерологический диагностический опросник. Авторы: Иванов Н.Я., Личко А.Е. [21].

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков разработан в отделении подростковой психиатрии Психоневрологического Института им. В.М.Бехтерева.

Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником, предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.

Специальные дополнительные шкалы предназначены для оценки склонности к депрессиям, риска социальной дезадаптации, возможности формирования психопатий (расстройства личности), риска злоупотребления наркотиками и другими дурманящими средствами, риска ранней половой жизни у девочек и для дифференциальной диагностики истинных и демонстративных попыток самоубийства у подростков. Предпосылками для создания ПДО послужили опыт психиатрии и концепция психологии отношений.

На основании описания типов патологических характеров в руководствах и монографиях: Э.Крепелина, Э.Кречмера, К.Шнайдера, П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, К.Леонгарда, А.Е.Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение) отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.

Диагностика и коррекция факторов риска аддиктивного поведения (новые перспективы физической культуры). Авторы: Ежов И.В., Туревский И.М., Малыгин В.Л. [12].

Данная психодиагностическая система впервые в России построена в виде озвученного игрового интерактивного диалога между анимационными персонажами, происходящего на экране компьютера.

Все это вызвало необходимость создания новых подходов к диагностике риска аддиктивного поведения. Эта интерактивная система диагностики состоит из 54-х вопросов с двумя возможными вариантами ответов. Результатом тестирования является выявление 11 вариантов идивидуально-типологических свойств, в том числе 4-х дезадаптивных, с высоким риском обращения к психоактивным веществам. Для каждого из дезадаптивных типов разработана система психологической коррекции.

В отличие от множества других тестов данная психодиагностическая система реализована в виде озвученного игрового интерактивного диалога между анимационными персонажами, происходящего на экране компьютера. Включение подростков в игровой диалог снижает уровень психологических защитных механизмов и тем самым существенно повышает качество диагностики.

Теоретической основой для создания системы диагностики явились выявленные в процессе исследования ведущие факторы риска формирования аддиктивного поведения - фрустрированность и гедонистическая направленность личности.

Структурно-динамический подход по выявлению факторов риска аддиктивного поведения основан на теории деятельности. В предлагаемой психодиагностической системе структура личности представлена как целостная структура с взаимовлияющим сочетанием базовых факторов личности.

Таким образом, ведущая роль в борьбе с подростковыми зависимостями принадлежит системе образования, т.е. школе. Именно в образовательном учреждении можно и нужно организовывать работу по профилактике и диагностике употребления психоактивных веществ в ходе воспитательного процесса. Ведь педагоги имеют возможность наблюдать за развитием, поведением своих учеников, могут на основе сравнения или разговора выявить у подростка склонность к психоактивным веществам. Всегда проще предотвратить беду, чем потом исправлять ошибки.

аддиктивный поведение подростковый зависимость


 

Заключение

 

В нашей работе мы рассмотрели проблему приобщения подростков к психоактивным веществам, также мы упомянули, что к аддикции относятся не только освещенные нами химические зависимости: алкоголизм, наркомания, табакокурение и токсикомания, но и нехимические, такие как: переедание, гиперрелигиозность, шопоголизм, игромания, фанатизм и сектантство и т.д.

Люди с аддиктивным поведением всегда отрицают свои проблемы или не связывают их с опасной зависимостью. Они думают, что их аддиктивное поведение не больше, чем «баловство», что в любой момент они могут избавить от этой пагубной привычки. Подростковая и юношеская аддикция осложняется незнанием или недостаточным знанием о вредной привычке, желанием соответствовать моде, казаться старше, быть «своим» среди друзей и сверстников, желанием стать самостоятельным и рядом других причин, характерных для подросткового возраста. Одной из первых причин такого поведения и отклонения подростков от нормы выделяется нарушение взаимодействия ребенка с социальной микросредой, в которой он находится и развивается. Наибольшее влияние на подростка оказывают родители, сверстники, друзья и школа. Период переходного возраста - тяжелый период. Если ребенок не может найти поддержки и понимания в семье, либо атмосфера в семье не является благополучной, то ребенок может перестать контролировать себя, и это вскоре приведет к печальным результатам. Ведь под воздействие психоактивных веществ чаще всего попадают несовершеннолетние от 11 до 17 лет. Различные психоактивные вещества, будь то алкоголь или наркотики, хотя бы один раз употребляли 85% детей. Наша работа на тему аддиктивного поведения в подростковом и раннем юношеском возрастах и анализ литературы по данной теме приводит нас к выводу: данная проблема не решена в современном обществе, несмотря на многочисленные исследования, она, напротив, преумножается в своих размерах. Причины этой проблемы различны: родители, окружение ребенка и т.д.

В нашей работе мы определили критерии развития аддикции, формы ее проявления, а также рассмотрели некоторые диагностические методики, с помощью которых можно предупредить или выявить аддикцию у ребенка.

 


 

Список используемой литературы

 

1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция // Под ред. А.А. Александрова. СПб.: Питер, 2008. 384 с.

.   Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х. Наркология: (Учебное пособие). - М.: Медицина, 1987. - 335 с.

.   Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров - М.: МПА, 2001. 191 с.

.   Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984.

.   В. Д. Менделевич. Психология зависимой личности. - Казань, 2004. 240 с.

.   Головко А.И. О месте эпидемиологических показателей наркологии в общей информационной структуре наркологической ситуации // Биомедицинский журнал. 2007. №8. С.616-621.

.   Головко А.И. Современные классификации психоактивных веществ // Биомедицинский журнал. 2007. №8. С. 622-636.

.   Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга - М.: Класс, 2000. 240 с.

.   Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. Новосибирск, 2002.

.   Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов // Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.

.   Дунаевский В. В., Стяжкин В. Д. Наркомания и токсикомания. - М.: Медицина, 1990. 206 с.

.   Ежов И.В., Туревский И.М., Малыгин В.Л. Диагностика и коррекция факторов риска аддиктивного поведения (новые перспективы физической культуры) // Вестник спортивной науки. М.,2003.№2. С.44-51.

.   Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. 144 с.

.   Захаров Н.П. Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости / Н.П. Захаров - М.: "ДеЛи-принт", 2004. 288 с.

.   Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990.

.   Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus / А.В. Котляров - М.: "Психотерапия", 2006. 480 с.

.   Котляров А.В. Освобождение от зависимостей, или школа успешного выбора / А.В. Котляров - М.: "Психотерапия", 2005. 448 с.

.   Лебедько В., Баранник О. Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них М.: МГУ, 2005. 56 с.

.   Линский И. В., Минко А. И., Артемчук А. Ф., Гриневич Е. Г., Маркова М. В., Мусиенко Г. А., Шалашов В. В., Маркозова Л. М., Самойлова Е. С., Пономарёв В. И., Бараненко А. В., Минко А. А., Гольцова С. В., Сергиенко О. В., Линская Е. И., Выглазова О. В. Метод комплексной оценки аддиктивного статуса индивида и популяции с помощью системы AUDIT-подобных тестов // Вісник психіатрії та психофармакотерапії. - 2009. - № 2. С. 56-70.

.   Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не-зависимости / К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина - М.: "Универс-групп", 2003. 352 с.

.   Личко А. Е., Иванов М. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. М.: «Фолиум», 1995, 64 с., 2-е изд.

22. Майтова В.М <http://okrlib.ru/irbis/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=URAI&P21DBN=URAI&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0>. Как решать проблему наркомании: Проект: Информация к размышлению и действиям / В. М. Майтова. - М., 2002. 80 с.

.   Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича - СПб., 2007. 768 с.

.   Морозов Г.В., Стрельчук И.В. Курение как фактор риска / Г.В. Морозов, И.В. Стрельчук. - М.: Знание, 1983. 96 с.

.   Пил С., Бродски А. Любовь и зависимость / С.Пил, А. Бродски - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. 384 с.

.   Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия.-СПб.: Питер, 2008. 256 с.

.   Реан А.А. "Психология подростка. Полное руководство / Под общей ред. А.А.Реана. СПб., 2008.

.   Рожков М. И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учебное методическое пособие. - М.: Гуманитарное издание центра ВЛАДОС, 2003. 144 с.

.   Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.

.   Тимошенкова Е.Д. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте. Смоленск, 2006.

.   Худяков А. В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2003. 48 с.

.   Цукермен М. Шкала поиска ощущений // Альманах психологических тестов. М., 1995, С.187-189.

.   Шабалина В. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / В. Шабалина // Психология подростка. - М., 2003: Прогрессив. био-мед. технологии, 2000. 84 с.

.   Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2001. 48 с.

35. Brown R.I.F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions. In W.R. Eadingtone & J.A. Cornclius, Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press. 1993. P. 241-272.

36. Parsons J. Opioid dependence. Are pharmacotherapies effective? // Austral. Family Physician 2002 Jan;31(1):4-5

.   Vaillant, G.E. A 20-year old follow-up of New York narcotic addicts. // Arch. Gen. Psychiatry. - 1973. - V. 29. - P. 237-241.

.   Winick, C. Maturing out of narcotic addiction. // Bull. Narc. - 1962.- V. 14. - P. 1-7.

.   Winick, C. The life cycle of the narcotic addict and of addiction. // Bull. Narc. - 1964. V. 16. - P.1-11.

40. <http://www.narkotiki.ru/rup.html>

41. <http://www.ozhegov.org/>


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.