Культурологические и социально-психологические истоки употребления алкоголя и наркотиков — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Культурологические и социально-психологические истоки употребления алкоголя и наркотиков

2020-04-01 193
Культурологические и социально-психологические истоки употребления алкоголя и наркотиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Алкоголизм и общество

Алкоголь "бьет" не только самого пьющего, но и людей, окружающих его. Часто мужчины или женщины, склонные к алкоголизму, пренебрегают своими обязанностями, друзьями, семьей и детьми, для того, чтобы удовлетворить свою потребность.

Пристрастие к алкоголю - причина различных преступлений. Известно, что 50 процентов всех преступлений связано с употреблением алкоголя.

За алкоголизм родителей часто расплачиваются дети. Исследования нервнобольных детей показали, что причиной их болезни часто является алкоголизм родителей.

Борьба с алкоголизмом - крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя доказан.

Даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человеком.

 

           _________________________________________________________________

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ

_________________________________________________________________

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СОСТОЯНИЯ

ОПЬЯНЕНИЯ

Вряд ли найдется в нашем обществе человек, который не знает о вреде алкоголя и наркотиков. Но, тем не менее, эти вещества по-прежнему привлекают людей, становятся губительными для многих из них. Почему так происходит?

Употребление алкоголя или наркотиков вызывает изменение состояния сознания человека. Потребность в изменении обычного уровня своего сознания проявляется очень рано, еще в детстве. Недаром детям так нравятся игры, от которых нарушается координация движений, изменяется восприятие. Всем известно, как дети любят качели, карусели, часто катаются на них до головокружения, а иногда и тошноты. Вероятно, этому аналогичен и механизм «рефлекса сосредоточения» у грудного ребенка, когда он сосет соску-пустышку. Возникающее состояние оглушенности отвлекает ребенка от состояния физического дискомфорта и внешних раздражителей. Нравится также малышу и состояние свободного падения, когда взрослый подбрасывает его в воздух и подхватывает на лету.

Дети постарше сами стараются найти возможность испытать эти необычные ощущения. Они «летят» с крыши сарая; слегка придерживаясь за перила, перепрыгивают через 5—6 ступенек и т. д. Желая изменить состояние сознания, дети надавливают на глазные яблоки, сонные артерии, на область солнечного сплетения. Этой же цели служат и некоторые элементы гипнотических приемов: «магический» взгляд, игра в «гляделки», игра в «Замри!», неожиданное «испугивание» и др.

Желание выйти из рамок привычного, обыденного, «примерить» на себя роль другого человека, то есть прожить как бы еще одну жизнь, глубоко заложено в каждом из нас. В древние времена эта потребность удовлетворялась во время праздников, обязательными атрибутами которых являлись карнавал, обрядовые действа. Как отмечают исследователи историко-культурологических основ пьянства, «празднества в честь Диониса были важны тем, что они послужили началом театральных представлений в Афинах. Во время великих Дионисий в Афинах выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов и исполнялись особые гимны — дифирамбы. На сельских Дионисиях исполнялись шуточные песни, сопровождающиеся плясками ряженых. Отсюда произошла комедия. Культурный смысл опьянения, таким образом, тесно связан с «лицедейством», изменением «личины» и облика человека во время праздника.

«Прорыв» повседневности

И формирование личности

Современный человек зачастую лишен возможности приобщаться к действам, символизирующим изменение его личности. Однако такой процесс необходим, поскольку является одним из условий развития стрессоустойчивости психики. Если человек умеет выходить за рамки привычных представлений, он сможет найти выход из ситуаций, требующих трансформации личности: переоценка ценностей, новая оценка собственной личности, своих возможностей и способностей, перестройка отношений, мотивов поведения и т. д. Иными словами, желание испытывать измененное состояние сознания (в детстве), а затем периодические метаморфозы личности, чтобы «примерить» на себя роль другого человека, его жизнь, чувства, детерминировано необходимостью своего рода тренировки психики, ее закаливания, подготовки к возможным психотравмирующим ситуациям.

При нормальном процессе социализации такая «тренировка» психики осуществляется в ходе развития способности к эмпатии — сопереживанию, действенному сочувствию другим людям. Когда взрослые приучают ребенка считаться с другими людьми, понимать человека, воспринимать его боль, радости и горести как свои, вплоть до альтруизма и самопожертвования, и сами проявляют к нему такое же отношение, тогда формирующийся жизненный опыт ребенка дает основу хорошей адаптивности его психики. Большое значение имеет также приобщение к миру культуры: книги, спектакли, кинофильмы переносят человека в другой мир, отрывают от круга личных забот, заставляют изменить «личину», отождествляя себя с кем- либо из действующих лиц. Еще большими возможностями обладает музыка. Здесь достигается эффект деперсонализации, когда человек как бы отключается от окружающей реальности, полностью отдаваясь звукам, переживая те эмоции и чувства, что были заложены композитором. Слушая музыку, человек выходит за рамки обыденного, он чувствует себя вне времени и пространства. Перед мысленным взором мелькают картины пережитого: радостного, забавного или грустного, тревожного, страшного, гневного — в зависимости от характера музыки, возникают реальные и фантастические образы, человек чувствует себя причастным к чему-то великому и прекрасному. Это вызывает экстатическое состояние, восторг, счастье, умиротворение.

Естественно, что перечисленные выше эффекты восприятия литературы, искусства, музыки возникают в том случае, если это высокохудожественные произведения, мастерски исполненные профессионалами. Кроме того, слушатель, зритель, читатель также должен быть подготовлен, художественно развит. Только при таких условиях возможна передача тех мыслей и чувств, той работы души, которую вложил автор в свое произведение. Переживая его (автора) эмоции, вбирая в себя его внутренний мир, слушатель, читатель, зритель становится выше своих проблем, ощущает себя частицей мироздания, у него рождается способность философски относиться к жизни, не поддаваясь слепящему действию аффекта, когда взрыв отрицательных эмоций блокирует деятельность рассудка и толкает его к непродуктивному выходу из психотравмирующей ситуации.

Состояние эйфории

Наиболее ярким показателем измененного сознания при употреблении алкоголя или наркотиков является эйфория. Слово «эйфория» (от греч. euphoria - хорошо переношу) означает неоправданное реальной действительностью благодушное, приподнято-радостное настроение. В научно-медицинской и психологической литературе термин «эйфория» обозначает неоправданное реальной действительностью радостное настроение у тяжелобольных, порой умирающих, а I также счастливое, радостное, блаженное состояние у алкоголиков I степени после употребления спиртного или у наркоманов (I стадии) после приема наркотического вещества.

  Наркотическая эйфория аналогична алкогольной: то же состояние радостного возбуждения, иллюзия счастливого, приподнятого настроения, веселье, благодушие, приятные телесные ощущения. Однако существует и ряд компонентов, свойственных только наркотикам: ощущение своей значимости, всемогущества, слегка затуманенное сознание, иногда, в зависимости от вида наркотика, яркие галлюцинации, нереальное восприятие времени, цвета, форм, величины предметов, расстояния и звуков.

Состояние эйфории характеризуется не только хорошим настроением. Оно влияет на мышление, восприятие, память, самооценку. Все, что человек видит и слышит, воспринимается им в радостном возбуждении: соседи по столу, их шутки и разговоры, окружающая обстановка и т. д. Память как бы сама отсеивает все заботы, неприятности, все плохое, что может омрачить жизнь. Вспоминаются только приятные события. Человек думает, что он наконец по-настоящему счастлив. Он ожидает только успеха от всех своих начинаний, только благодарности и похвалы окружающих за свои действия.

Резко меняется самооценка: она становится чрезвычайно завышенной. Человек чувствует себя неуязвимым, могущественным, ощущает свое превосходство над другими. Находящийся в состоянии эйфории каждый свой поступок воспринимает как значительное достижение, ожидает благоприятных результатов от всех предпринимаемых действий, преувеличивает свои возможности; все воспринимает и оценивает только положительно. Более того, «длительная бомбардировка» завышенной самооценкой и сверхоптимистическими ожиданиями заряжает его энергией и деятельностью.

Эйфория, по определению В.Ю. Завьялова, — это психическое состояние человека, «несущее экстремально хорошую оценку» всему, что человек способен в данный момент ощущать, воспринимать, вспоминать, думать и фантазировать. Оно не связано с удовлетворением какой-то определенной потребности, Напротив, любой объект, попавший в поле внимания при эйфории, может казаться объектом, который дает удовлетворение, счастье. Это общее чувство удовлетворения, благополучия и радости, овладевшее человеком, может резко контрастировать с тем, что в действительности происходит с ним. В этом и проявляется некритичность, неспособность правильно, реалистически оценивать происходящее.

Потребность в изменении состояния сознания является естественной и целесообразной. Стремление к празднику, выходу из серых будней, к «прорыву» повседневности заложено в каждом из нас. Желание испытать себя в новой ситуации, «примерить» на себя жизнь другого человека, приобщиться к великому и прекрасному существовало у людей с древнейших времен и служило детерминантой развития литературы, музыки, искусства.

В процессе развития человечества состояние радостного, приподнятого настроения возникало от всей обстановки праздника с его обрядовостью и глубоким символическим смыслом. Использование же психотропного эффекта алкоголя или наркотиков играло лишь вспомогательную роль, усиливая состояние восторга, удовлетворенности и счастья.

Постепенно психологический смысл опьянения сводился к состоянию эйфории, являющейся всего лишь результатом фармакологического действия алкоголя или наркотиков на психику человека.

 

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И СТАДИИ

 РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛИЗМА

Алкоголизмом заболевают не только те, кто к этому биологически предрасположен. В какой-то мере им даже проще: они делают выбор один раз и на всю жизнь. Тот, кто не предрасположен к алкоголизму, должен делать выбор при каждом случае употребления спиртного, сверяя количество выпитого со стандартными дозами и уровнями потребления.

Отличить бытовое пьянство (продром алкоголизма) от первой стадии заболевания по внешней картине поведения довольно трудно. Во время застолья веселый тамада, который пьет, не пьянея, придумывая все новые тосты, обычно вызывает восторг и уважение. «Вот это мужик! — думает неискушенный человек. — Сколько выпил — и хоть бы что! Вот что значит уметь пить, мне бы так научиться!» Действительно, поскольку большинство людей у нас имеет неправильное представление об алкоголизме, очень часто за «умение пить» принимают симптом повышения толерантности к этанолу. Окружающие не понимают, что компанейский парень, всегда готовый принять участие в выпивке и запросто, без всяких уговоров пьющий, сколько бы ни угощали, на самом деле уже болен.

Повышение толерантности

Итак, физиологическим показателем перехода продрома алкоголизма в первую стадию является повышение переносимости дозы алкоголя в 3—4 раза по сравнению с начальной, когда-то вызывавшей опьянение. Соответственно позже возникает и чувство насыщения алкоголем в состоянии опьянения. Постепенно исчезает рвотный рефлекс на передозировку.

Жизнерадостность и активность, свойственные переходному этапу предболезни, пока сохраняются, но теперь человек чаще бывает раздражительным, грубым, может вести себя нагло и вызывающе. Несмотря на состояние эйфории и добродушное настроение в состоянии опьянения, он иногда бесцеремонно вмешивается в чужие разговоры, навязчиво привлекает к себе внимание окружающих, а порой ведет себя вообще нелепо и бестактно. Это свидетельствует о снижении самоконтроля, избыточности эмоциональности, расторможенности побуждений. На этом этапе уже начинают возникать конфликты с окружающими, появляются признаки социальной дезадаптации: ссоры в семье; иногда, в состоянии опьянения, антиобщественное поведение; прогулы на работе или по месту учебы, снижение успеваемости, а затем и вообще прекращение учебы и т. п.

Следует особо отметить, что при переходе от продрома алкоголизма в первую стадию скорость снижения социальной адаптированности во многом зависит от норм и требований социальной среды. Если пьянство привычно для той микросреды, где живет начинающий алкоголик, то болезнь будет формироваться скорее. Если же общественное мнение осуждает злоупотребление спиртными напитками, то это обычно заставляет человека ограничивать себя. Он еще старается контролировать частоту выпивок и количество спиртного, пытается скрыть запах алкоголя, сохраняет удовлетворительную трудоспособность. Но трезвое состояние становится все более мучительным, а влечение к алкоголю возрастает.

Влечение к алкоголю

Важным отличием первой стадии алкоголизма от предболезни является влечение к алкоголю даже в трезвом состоянии. Теперь уже человек никогда не отказывается от угощения спиртным и, более того, сам начинает искать поводы для выпивки: организует вечеринки, поездки за город, приглашения родственников или друзей на воскресный обед, охотно идет в гости туда, где будет спиртное. Предвкушение застолья с выпивкой вызывает у него радостное возбуждение. Если же эти намерения не оправдываются или возникает какое-либо препятствие, начинающий алкоголик раздражается, сердится, выражает недовольство. При этом он даже не всегда осознает, что причина его недовольства — отсутствие алкоголя, выдвигая обычно другие претензии и обвинения окружающим.

Утрата контроля

С усугублением заболевания усиливается влечение к алкоголю. Если раньше, в переходной стадии, стремление «добавить» дозу спиртного возникало только в состоянии опьянения и еще было контролируемо, то теперь желание выпить становится ненасыщаемым, оно удовлетворяется в любой ситуации (официальный прием, присутствие начальства и т. п.). Такое усиление влечения обусловлено постепенным угасанием эйфорического эффекта и стремлением больного вновь его получать. В первой стадии алкоголизма практически каждый прием алкоголя заканчивается глубоким опьянением. Человек уже утрачивает контроль над количеством выпитого и продолжает пить до тех пор, пока есть спиртное. Если же внешние обстоятельства остановят его, создав ситуацию невозможности дальнейшего употребления алкоголя (например, жена вернулась домой и разогнала «теплую» компанию), то больной испытывает состояние дисфории.

Следует отметить, что по мере нарастания влечения к алкоголю внешний контроль над поведением, влияние семьи, родных и близких становятся для начинающего алкоголика все менее значимыми. Отношение больного к окружающему миру резко меняется. Все, что связано с опьянением, воспринимается им в радужном свете: настоящие друзья — это собутыльники, хорошая компания — там, где пьют, добрый человек тот, кто угостит спиртным или у кого можно занять деньги. Все, что препятствует выпивке, начинает оцениваться отрицательно: прежние занятия и увлечения, которые теперь кажутся напрасной тратой времени; друзья, которые предостерегают от злоупотребления спиртным; родные, от которых надо скрывать свое влечение. Конечно, такая переоценка ценностей происходит не сразу.

В начале первой стадии болезни у человека еще сохраняются неалкогольные привязанности и интересы, он еще получает удовольствие оттого, что радовало его раньше, однако все более четко на передний план выдвигается поиск состояния алкогольной эйфории. Постепенно меняется иерархия ценностей в мотивационной сфере, и при необходимости сделать выбор из нескольких возможных действий выбирается опьянение. Как справедливо отмечает И.Н. Пятницкая (1988), «спиртное становится мерилом отношения к окружающему миру, мерилом оценки событий, своих и чужих поступков. Симпатии и антипатии распределяются по полюсам «опьянение — воздержание».

Указанные изменения личности в период уже сформировавшейся первой стадии алкоголизма объясняют тот факт, что родные и близкие все реже и реже могут удержать больного от употребления спиртного.

Общее состояние здоровья, самочувствие на первой стадии алкоголизма остаются пока хорошими. Но в трезвом состоянии человек уже ощущает некоторые признаки, свидетельствующие о дальнейшем развитии заболевания. Появляется повышенная утомляемость, некоторая бестолковость, легко рассеивается внимание. На работе человек никак не может включиться в трудовой ритм, ходит с места на место, затевает разговоры, тратит время на посторонние дела, не связанные с его трудовыми обязанностями. Уже нет той выносливости к перегрузкам и вредным воздействиям, которая была в продроме алкоголизма. Наоборот, даже небольшие изменения в режиме, климатических условиях, погоде вызывают трудности в приспособлении организма. По утрам у человека отсутствует аппетит, появляются признаки астенического синдрома.

Как показано выше, признаки бытового пьянства и алкоголизма во многом сходны, их симптомы часто выражены нечетко и переплетены между собой. Например, у одного человека высокая толерантность к алкоголю может сочетаться с хорошим ситуационным контролем над выпивкой. У другого, напротив, потеря ситуационного контроля приводит к средней и даже глубокой степени опьянения, которое сопровождается рвотой (то есть, защитный рвотный рефлекс еще сохранен). Как же все-таки отличить бытовое пьянство от алкоголизма?

Вторая стадия алкоголизма

Во второй стадии алкоголизма поведение больного, как в состоянии опьянения, так и в трезвом состоянии значительно меняется. Если раньше после употребления спиртного человек был весел, подвижен, щедр на выдумки, добродушен, приветлив, то теперь картина иная. Эмоции неустойчивы; возникают вспышки гнева и злобности по самым незначительным поводам; больной становится придирчивым, раздражительным, упрямым. Прежняя активность и подвижность сменяется суетливостью, беспорядочностью действий, дезорганизацией поведения.

В трезвом состоянии мысли больного заняты алкогольной темой, поскольку желание выпить присутствует постоянно, и для выпивки уже не требуется какого-либо повода. Общее самочувствие ухудшается, человек вял, апатичен, проявляет активность только в том случае, если это необходимо для получения алкоголя. Отсутствует аппетит, сон становится тяжелым, беспокойным, как бы пунктирным, с частыми пробуждениями и не приносит отдыха. Больной просыпается по утрам в злобном, мрачном настроении. Чтобы улучшить свое состояние, ему необходимо принять алкоголь. Теперь употребление алкоголя практически не дает эффекта эйфории (настолько этот эффект слабый и кратковременный), и человек пьет потому, что его нормальное физическое и психическое самочувствие невозможно без очередной дозы. Только в состоянии опьянения алкоголик во второй стадии болезни может чувствовать аппетит, хорошо спать, осуществлять сексуальные функции.

Психобиологический механизм указанных изменений состоит в том, что устанавливается алкогольный гомеостаз. Это значит, что как только привычный уровень этанола в крови снижается, у человека возникает компульсивное, то есть физическое, идущее от тела, сопровождаемое вегетативной симптоматикой и потому в большинстве случаев непреодолимое влечение к алкоголю. Следует подчеркнуть, что компульсивное влечение настолько сильно, что действует, как бы минуя уровень сознательной регуляции поведения, и реакция в данном случае фактически инстинктивна, так же, как мы инстинктивно делаем вдох при снижении уровня кислорода в крови.

Формирование компульсивного влечения к алкоголю, или иными словами, возникновение уже физической зависимости определяет наличие абстинентного синдрома (синдром похмелья) — основного критерия определения второй стадии алкоголизма. Абстинентный синдром проявляется в состоянии острого психического и соматического дискомфорта: дрожание рук, жажда, отвращение к еде, головная боль, потливость, мучительные ощущения, исходящие от всего тела, подавленное настроение, чувство тревоги, страха, тоски. На фоне этого состояния могут возникнуть галлюцинации, острый психоз («белая горячка»). У больного можно наблюдать буквально «вегетативную бурю» в период абстиненции, которая сразу же прекращается после приема алкоголя.

Второй стадии алкоголизма соответствует еще более высокая переносимость алкоголя: в 4—5 раз больше по сравнению с первоначальным количеством, вызывавшим опьянение. Защитный рвотный рефлекс на передозировку полностью утрачен. Случаи опьянения с амнезией становятся систематическими, глубокое опьянение — нормой. Человек может выполнять только неквалифицированную работу, да и то некачественно.

Алкоголик во второй стадии все более теряет связь с окружающей действительностью. Ему никто и ничего не нужно, кроме алкоголя. Даже компания собутыльников не привлекает. Алкоголики второй стадии представляют собой уже не сплоченную шумную компанию, слоняющуюся по улицам в поисках приключений или уютно сидящую во дворе, как это было в первой стадии алкоголизма, они, если и собираются, то только с целью добыть спиртное, вместе выпить, а затем разбредаются, погрузившись в себя.

Продолжается изменение внешности. Розоватый оттенок кожи лица переходит в застойную красноту или бледность, на фоне которой проступают красные прожилки мелких кровеносных сосудов. Лицо еще более пастозное, часто обрюзгшее, невыразительное. Мимика примитивная, линия рта как бы распущена вследствие расслабленности круговой мышцы рта, нижняя губа отвисает. Человек деградирует не только личностно, но и психически.

В молодом возрасте эта стадия длится обычно 1,5—2 года, поскольку больной либо начинает лечиться, либо погибает в результате травмы (драка, автомобильная катастрофа) или самоубийства.

Третья стадия алкоголизма

В случае продолжения употребления спиртных напитков наступает третья стадия алкоголизма, характеризующаяся полным распадом человека как личности и истощением всех психофизиологических функций.

Синдром психической зависимости от алкоголя изменяется за счет углубления и усиления физической зависимости. Алкоголик принимает этанол, чтобы уменьшить физический дискомфорт. Толерантность к спиртному снижается, и теперь уже человек быстро пьянеет, доходя до тяжелых состояний интоксикации даже от малых доз. Больные в третьей стадии часто употребляют суррогаты, так как от них, при меньшем количестве выпитого, возникает больший эффект опьянения. Амнезии почти постоянные, глубокие и стойкие. В этой стадии алкоголик пьет запоями: 3—4 дня непрерывного употребления спиртного чередуются с 10—15 днями так называемого светлого промежутка. Может быть и наоборот.

Личность больных нивелируется, делая алкоголиков в третьей стадии даже внешне похожими друг на друга: опустошенными, безразличными к окружающей действительности, с явными признаками слабоумия. Отмечаются такие органические симптомы слабоумия, как ухудшение памяти, снижение критики, общее нарушение строя личности. Неврологическая симптоматика обостряется, могут появиться системные нарушения, мозговые синдромы, нарушения координации движений. Осложнения выражаются в виде психозов.

Алкоголики в третьей стадии обязательно больны соматически (цирроз печени, язва желудка, сердечно-сосудистые заболевания и т. д.; часты сосудистые кризы с последующими параличами и парезами). Кроме того, у них крайне снижена сопротивляемость организма, в результате чего они умирают не столько от инфаркта, инсульта и других, опасных для жизни болезней, а скорее от обычных, интеркуррентных заболеваний: гриппа, воспаления легких и т. п.

Третья стадия алкоголизма в среднем формируется спустя 8—10 лет после начала злоупотребления алкоголем.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ

ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА

___________________________________________________________

 

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Проблема предупреждения употребления несовершеннолетними психотропных веществ не является лишь частью проблемы профилактики алкоголизма и наркомании взрослых. Несмотря на то, что подростки и взрослые пьют одни и те же спиртные напитки и употребляют одни и те же наркотики, в психологическом смысле это разные явления. Попытка решить проблему алкоголизма и наркомании разом для подростков и взрослых, применяя одинаковые методы воздействия (причем в основном медицинские, юридические, как это делается сейчас), вряд ли даст положительный эффект. Это объясняется тем, что психика подростка отличается от психики взрослого человека. Жизнедеятельность подростка во всех своих проявлениях (включая употребление психотропных веществ) развивается по своим специфическим закономерностям.

«До эпохи Возрождения, — пишет И.Н. Пятницкая, работы которой занимают одно из ведущих мест в изучении проблем алкоголизма, — дети в изобразительном искусстве представлялись подобными взрослым (мимика, пропорции тела), только меньшими. Сейчас во многих работах подростковый алкоголизм изображается подобно взрослому, только тяжелее. Но ранняя форма алкоголизма подростка отличается от алкоголизма, развивающегося у взрослого, качественно. Иное качество мы видим и в предпосылках, и в клинике, и в последствиях» (И.Н. Пятницкая, 1988).

Систематическое употребление психотропных веществ несовершеннолетними следует рассматривать прежде всего как психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство подростков, наркомания или токсикомания всегда связаны с другими нарушениями поведения.

Если алкоголизм или наркомания у взрослого человека долгое время может развиваться скрыто, не отражаясь на трудовой деятельности, социальном статусе, то у несовершеннолетних, наоборот, сначала происходит социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется употребление алкоголя или других психотропных веществ. Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию подростка.

 

В подростковом возрасте

   Главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности. В случае, когда эти факторы, благодаря вмешательству взрослых, устраняются или компенсируются, злоупотребление прекращается без традиционного лечения, то есть без применения медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства, никакие угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанны ми факторами.

Трудности и низкая эффективность преодоления и профилактики употребления психотропных средств несовершеннолетними объясняются прежде всего тем что ответственные за это взрослые ошибочно полагай ют, что это проблема наркологии. На самом деле, в силу возрастных особенностей формирующейся личности, причины всех видов отклоняющегося поведения у подростков едины. Правонарушения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффективные и невротические расстройства - звенья одной цепи

Детские психиатры считают, что у подростков практически невозможно разграничить ситуационные нарушения поведения и проявления начинающегося заболевания. Типичная ситуация, когда подросток «отбился от рук», перестал выполнять требования родителей, учителей, стал плохо учиться, пропускать уроки, грубить, проводить все время с компанией себе подобных, распивать спиртные напитки или экспериментировать с другими психотропными веществами, может быть следствием одного из названных выше факторов, либо их сочетанием. Во-первых, это может быть реакцией здорового подростка на сложную ситуацию в семье или школе. Во-вторых, влиянием чисто возрастной особенности — негативизма, как крайнего проявления реакции эмансипации или одной из форм поискового поведения. Все это чаще всего с возрастом проходит само собой, по мере общей стабилизации поведения. В-третьих, это может быть последствием психических расстройств или декомпенсацией акцентуации характера подростка.

Негативные формы поведения, довольно часто встречающиеся у подростков, с трудом поддаются однонаправленному анализу, поскольку социально- психологические и педагогические факторы здесь тесно переплетены с патологическими, касающимися психиатрии и наркологии. Поэтому считаем более продуктивным рассматривать употребление несовершеннолетними психотропных веществ не в рамках наркологических представлений, а с позиции междисциплинарного подхода, как одну из форм проявления специфически подростковых или ситуационно-личностных поведенческих реакции.

Подтверждают сказанное и многие исследования, доказавшие, что пьянство и наркомания несовершеннолетних — это прежде всего проявления нарушений поведения, которые, в свою очередь, обусловлены социальной средой. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от наркомании, росли в неблагополучных семьях, до 90% правонарушителей - тоже выходцы из неблагополучных семей, 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 59% - в неполных семьях.

В плане возникновения и развития зависимости от психоактивных веществ семья и ближайшее окружение подростка играют иногда фатальную роль. В этом тоже качественное отличие подросткового алкоголизма или наркомании от взрослого. Так, если взрослый человек может сам выбрать себе микросоциальное окружение, противостоять пагубному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать, то для подростка такая свобода действий чаще всего невозможна.

Попадая в пьянствующую компанию, подросток следует в русле ее обычаев, то есть пьет так, чтобы «не отставать от других», а не в соответствии со своим самочувствием, как это делает взрослый человек. Поскольку в таких компаниях обычно принято пить до отключения», то подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что контроль организма за количеством выпитого подавляется с самого начала. Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращаются, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни, причем признаки алкоголизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь разовьется окончательно.

Изучение особенностей злоупотребления несовершеннолетними алкоголем показывает, что алкоголизм у подростков отличается от течения заболевания у взрослых, описанного выше. Употребление алкоголя в раннем возрасте имеет гораздо более тяжкие последствия для развития психики. Тем не менее, до окончания подросткового возраста следует говорить не об алкоголизме, а об интоксикации организма, так называемой злокачественной алкоголизации.

Аналогичное влияние оказывает возраст на стадии и формы употребления наркотиков и других психотропных веществ. В целом же можно утверждать, что и физиология подростка, и его психология, и социальный статус определяют иные, качественно отличные подходы к проблеме предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

 

Антиалкогольная пропаганда

Во-первых, антиалкогольная пропаганда далеко не всегда соответствует возрасту, культурному и общеобразовательному уровню тех, на кого она направлена. Во-вторых, ошибкой является то, что обычно рисуют традиционный, плакатно-сатирический облик алкоголика: опустившийся, грязный, оборванный, с опухшим лицом, с сизым (или красным) носом, деградировавший морально и физически. Конечно, с одной стороны, такая картина вызывает отвращение и страх стать похожим, но с другой, каждый человек, злоупотребляющий спиртным, считает, что ему это не грозит, что он вполне способен контролировать свое состояние. Действительно, внешняя дистанция между больным в первой стадии и традиционным образом алкоголика огромна, поэтому человек долгое время не признает себя больным, даже уже испытывая болезненное влечение к алкоголю.

Несовершеннолетние также обычно воспринимают перспективу алкоголизма как нечто нереальное, к ним не относящееся. Даже те из них, кто уже употребляет спиртное систематически, с презрением и насмешкой отзываются об алкоголиках, не допуская мысли о том, что они сами могут стать такими. Поэтому, говоря об опасности употребления спиртного, следует в первую очередь акцентировать внимание на возникновении алкогольной зависимости. Иначе, опираясь на информацию, полученную из традиционной антиалкогольной пропаганды, усвоив совсем иные критерии образа алкоголика, пьющие (а чаще не они сами, а их родственники) обращаются за медицинской помощью уже тогда, когда болезнь переходит во вторую стадию.

Другим, психологически не обоснованным моментом антиалкогольной пропаганды среди несовершеннолетних является чрезмерное увлечение демонстрацией пагубного влияния алкоголя на здоровье. Обычно в лекциях и просветительских беседах красочно описывают последствия злоупотребления алкоголем. Подробно перечисляют все отклонения от нормы, которые обнаруживаются в печени, в сердце алкоголика, в функционировании его мозга, желудка и т. д. Однако такая информация обычно не производит впечатления на учащихся, они не воспринимают и тем более не усваивают ее. Это объясняется тем, что дети еще не имеют осознанной перспективы на будущее, они живут настоящим. Поэтому какие-либо неприятности со здоровьем, которые наступят потом, через несколько лет, их не пугают. Следует учитывать, что для подростка срок 5—8 лет — это целая жизнь, даже 2—3 года — очень далекая перспектива. Естественно, исходя из своего жизненного опыта, дети могут видеть, что отрицательные воздействия алкоголя на здоровье проявляются не сразу, а спустя довольно-таки продолжительное время, а нередко и вообще не проявляются. Тот факт, что большинство окружающих взрослых употребляют алкоголь без каких-либо видимых отрицательных последствий для здоровья, вызывает у детей сомнение в истинности антиалкогольной пропаганды вообще. Это сомнение усугубляется тем, что, попробовав спиртное, несовершеннолетний испытывает удовольствие, эйфорию (если нет передозировки). Коварность алкоголя состоит в том, что положительные субъективные эффекты его воздействия значительно опережают наступление отрицательных объективных последствий. Серьезные отклонения в здоровье, связанные со злоупотреблением им, возникают уже после формирования алкогольной зависимости.

Надо учитывать также то, что понять, что значат болезни сердца, почек, печени, мозга и т. д., обычные здоровые дети просто не в состоянии. Адекватно воспринять такую информацию смогут только те, кто серьезно болен и на личном опыте прочувствовал это. Вообще забота о здоровье возникает у человека только с возрастом. В молодости же своего здоровья просто не замечают (как не замечают воздух, пока он есть), полагая, что так будет вечно. Поэтому п<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.