Способы и методы преодотвращения безработицы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Способы и методы преодотвращения безработицы

2020-03-31 129
Способы и методы преодотвращения безработицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от № 1662-р, основными способами и мерами государственной политики в сфере реализации программы являются [36]:

повышение гибкости рынка труда, включающее:

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте;

-  повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест

-  создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);

-  расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;

-  стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

-  создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

-  обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;

-  развитие социального партнерства;

улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, включающее:

- развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

-  развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения;

-  развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;

-  совершенствование национальной системы квалификаций, разработка системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения;

развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов [36]:

- повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;

-  реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;

-  использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;

-  создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации

-  разработка новых направлений активной политики занятости населения;

-  осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;

создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:

- разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

-  развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

-  разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;

-  переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.

создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров, включая:

- обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование механизма выдачи разрешений и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

-  формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;

-  упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных категорий иностранных граждан;

-  организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и российского законодательства;

-  реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.

Определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации. Решения о численности и профессионально-квалификационной структуре привлекаемых иностранных работников принимаются с учетом возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников.

Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», одной из основных задач является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции, включая [36]:

содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определены следующие задачи, относящиеся к сфере реализации программы:

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

разработка к 2015 году и утверждение не менее 800 профессиональных стандартов.

Реализация указанных задач направлена на эффективное функционирование рынка труда для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения.

С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель государственной программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда.

. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики.

. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

Масштабность и функциональная неоднородность поставленных в рамках программы задач требует дифференцированного подхода к их решению, разработке комплекса специфических мероприятий для каждой задачи. В этой связи в программе сформированы три подпрограммы:

1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.

2. Внешняя трудовая миграция.

. Развитие институтов рынка труда.

Каждая подпрограмма предназначена для решения соответствующей задачи программы, которая в рамках подпрограммы рассматривается в качестве цели. Подпрограмма включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

Основными макроэкономическими показателями, характеризующими результаты реализации программы, являются:

уровень безработицы;

уровень регистрируемой безработицы;

уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках;

удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в списочной численности работников.

Значения данных показателей представляют краткую обобщенную характеристику состояния рынка труда и являются значимыми не только для специалистов, но и для общества в целом.

По итогам реализация программы ожидается достижение следующих результатов [36]:

создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;

снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

поддержание социальной стабильности в обществе.

Общий вклад программы в социально-экономическое развитие Российской Федерации заключается создании условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.

Для обеспечения решения задач программы предусматривается реализация следующих основных мероприятий.

Подпрограмма 1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.

Цель - предотвращение роста напряженности на рынке труда.

Основное мероприятие 1.1. Разработка нормативной правовой и методической базы в сфере содействия занятости населения.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается внесение изменений в действующую законодательную и нормативную правовую базу, регулирующую вопросы содействия занятости населения, издание методических рекомендаций, обобщение практики применения законодательства о занятости населения, принятие нормативных правовых актов, устанавливающих единые требования и порядок предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.

Основное мероприятие 1.2. Реализация мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.

В рамках данного основного мероприятия будут осуществляться:

реализация региональных программ, включающих мероприятия активной политики занятости населения и дополнительные мероприятия в сфере занятости населения;

формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

Основное мероприятие 1.3. Развитие трудовой мобильности населения.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

разработка механизмов, стимулирующих миграцию трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы;

разработка и внедрение механизма организованного набора российских работников для реализации крупных инвестиционных проектов;

совершенствование региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства (включая взаимодействие органов службы занятости с частными агентствами занятости по организации трудоустройства российских граждан за пределами места постоянного проживания).

Основное мероприятие 1.4. Мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда.

Данное основное мероприятие реализуется с целью информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в сфере реализации программы и предусматривает сбор, обработку и анализ данных статистической отчетности, специально организуемых наблюдений за ситуацией на рынке труда, проведение опросов граждан о полноте и качестве государственных услуг в области содействия занятости, разработку прогнозных показателей состояния рынка труда, включая прогноз баланса трудовых ресурсов, а также информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы [36].

В рамках данного мероприятия, на основе ежегодных опросов граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг в центры занятости населения, также проводится оценка полноты и качества государственных услуг в области содействия занятости населения.

Основное мероприятие 1.5. Социальные выплаты безработным гражданам и оптимизация критериев назначения и размеров пособия по безработице.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также оптимизация критериев назначения и определения размеров пособия по безработице, обеспечивающая усиление адресности мер социальной поддержки, с одной стороны, и доведение максимального размера пособия по безработице до величины прожиточного минимума, с другой стороны.

Подпрограмма 2. Внешняя трудовая миграция.

Цель - привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики.

Основное мероприятие 2.1. Совершенствование миграционного законодательства в части привлечения и использования иностранных работников.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

совершенствование механизма определения потребности Российской Федерации в иностранных работниках;

совершенствование механизма привлечения и использования иностранных работников;

обеспечение возможности трудоустройства иностранных граждан на вакантные места, которые невозможно заместить российскими работниками.

Основное мероприятие 2.2. Использование дифференцированного подхода к привлечению и использованию иностранных работников.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

актуализация перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются;

развитие программ сезонной миграции работников;

развитие и реализация механизма организованного набора иностранной рабочей силы из стран, с которыми установлен безвизовый порядок въезда-выезда, для удовлетворения потребности российской экономики;

совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных граждан для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов;

привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации.

Основное мероприятие 2.3. Противодействие незаконной трудовой деятельности иностранных работников в Российской Федерации.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

совершенствование ответственности за осуществление незаконной трудовой деятельности;

совершенствование осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников.

Основное мероприятие 2.4. Организация системы учета иностранных граждан.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается совершенствование информационно-аналитического обеспечения в сфере трудовой миграции [36].

Основное мероприятие 2.5. Содействие развитию и реализации программ по адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество.

Данное мероприятие позволит повысить степень культурной интеграции и толерантного отношения к вопросам культурной уникальности и многообразия в связи со сложившейся миграционной ситуацией в Российской Федерации.

Подпрограмма 3. Развитие институтов рынка труда.

Цель - содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

Основное мероприятие 3.1. Разработка и утверждение профессиональных стандартов.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

подготовка порядка утверждения и формы профессиональных стандартов;

разработка, с учетом современных требований к качеству услуг, и утверждение профессиональных стандартов.

Основное мероприятие 3.2. Содействие повышению заработной платы в бюджетном секторе экономики как результата повышения качества оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, сложностью и объемом выполняемой работы;

разработка программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях;

разработка Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Основное мероприятие 3.3. Развитие социального партнерства.

В рамках данного мероприятия предусматривается проведение встреч и консультаций между сторонами социального партнерства.

Решения о совместных действиях по наиболее актуальным вопросам трудового законодательства будут закреплены в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийским объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на соответствующий период.

Основное мероприятие 3.4. Стимулирование работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

формирование на законодательном уровне механизма экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе [36]:

разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

разработка и реализация мер, обеспечивающих снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;

переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест;

принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих формирование механизма непрерывного совершенствования нормативно-правового обеспечения в области условий и охраны труда.

Основное мероприятие 3.5. Надзор и контроль в сфере труда и занятости.

В рамках данного мероприятия предусматривается реализация мер, направленных на легализацию занятости, включая легализацию трудовых отношений, а также на совершенствование государственного надзора за соблюдением работодателями требований трудового законодательства, в том числе направленных на:

профилактику нарушений трудовых прав граждан, в том числе по вопросам охраны труда;

обеспечение соблюдения установленных норм и правил в трудовой сфере, повышение эффективности контроля и надзора за их соблюдением;

развитие системы информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам охраны труда и трудовых отношений.

Таким образом, правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которого государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

 


 

Заключение

 

В процессе выполнения курсовой работы были рассмотрены общие понятия о безработице и ее виды, причины, порождающие безработицу; последствия безработицы, их влияние на развитие экономики; государственная политика борьбы с безработицей.

Изучив все основные аспекты возникновения и развития безработицы, можно сделать вывод, что важнейшим показателем - индикатором социально-экономической безопасности выступает уровень безработицы. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Изменения в экономической действительности, произошедшие в последние годы, привели к тому, что безработица предстала в новом облике как сложное и многообразное социально - экономическое явление, вызываемое целым комплексом взаимосвязанных факторов: природно-ресурсных, демографических, социально-экономических (спад производства, структурные изменения в экономике, приватизация, состояние финансово-кредитной сферы, уровень доходов населения).

Рост уровня безработицы приводит к увеличению расходов государства на социальную поддержку безработных граждан (пособие по безработице). Безработица наносит ущерб не только человеку, но и экономике, поскольку спрос на товары и услуги сокращается, а значит, сокращаются и объемы их производства.

Явление безработицы может иметь и положительные результаты. Позитивным результатом существования безработицы является тот факт, что безработица - одно из условий нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям.

Рассмотрев причины, порождающие явление безработицы, последствия безработицы, влияющие на нестабильность развития экономики можно сделать вывод - рост безработицы свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства и чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической и социальной жизни общества, усовершенствовать нормативно-законодательную базу.

Произведенный анализ причин возникновения безработицы и ее последствий позволяет отметить, что основной возможностью снижения уровня безработицы на сегодняшний день является активизация государственной политики в области занятости населения, наряду с мероприятиями по общему оздоровлению инвестиционно-экономического климата в стране. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.