Глава 1. Понятие воли в психологии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1. Понятие воли в психологии

2020-04-01 174
Глава 1. Понятие воли в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

Глава І. Понятие воли в психологии

Общее понятие о воле

Теории воли

Психологическая структура волевого действия

Этапы волевого действия.

Взаимосвязь воли с другими сторонами психики

Глава ІІ. Волевая регуляция поведения и деятельности

Развитие волевой регуляции в онтогенезе

Функции волевой регуляции поведения

Глава ІІІ. Развитие воли у младших школьников

Игры детей и их значение в развитии воли

Приемы и упражнения для развития воли младших школьников ГПД

Заключение

Литература

Приложения

 


Введение

 

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особо подчеркивается значимость базового звена образования - общеобразовательной школы, которая должна ориентироваться не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Закладываются основы личности в детстве, поэтому младший школьный возраст представляет собой важный этап развития волевых качеств. Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность школьника за востребованность в будущем на рынке труда.

Актуальность моей работы заключается в том, что, работая воспитателем ГПД с учениками 1-2 классов, я столкнулась с нежеланием детей выполнять домашние задания, следовать определенным правилам поведения на прогулке, в столовой, в библиотеке. Дети приходят в ГПД уставшие от учебного процесса. Перед первоклассником выдвигается целый ряд требований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотрено школьной программой, выполнять требования учителя, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, добиваться результатов в учебе. И многие младшие школьники из-за недостаточной произвольности и несформированности волевых качеств не могут подчинить свое поведение установленным правилам. Часто случается, что ребенок вообще не хочет садиться за приготовление домашних заданий со словами: «Я не буду выполнять д/з, я не хочу, давайте лучше погуляем или как-нибудь поиграем». Но ведь и в ГПД тоже свой режим дня, который мы тоже требуем соблюдать. С каждым годом требования, предъявляемые ученику со стороны школы, возрастают.

Объект исследования: воля младших школьников.

Предмет исследования: влияние волевых качеств на учебную деятельность и поведение младших школьников

Цель: разработать материал, способствующий развитию волевых качеств младших школьников.

Другими словами от того, насколько развита будет волевая регуляция младшего школьника, настолько в будущем он серьезно будет относиться к поставленным перед ним задачам в учебной деятельности, окружающим его людям, событиям.

Для достижения поставленной цели этой работы нам необходимо решить следующие задачи:

.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

.Подобрать практические упражнения и приемы для развития волевых качеств личности

.Применить на практике данные упражнения и приемы в соответствии с индивидуальными особенностями личности и возраста.

В своей работе я вывожу следующую гипотезу: развитие волевой регуляции младших школьников будет проходить успешно, если педагог использует целесообразные систематические упражнения, игры и приемы для развития волевых качеств младших школьников совместно со школьным психологом, классным руководителем и родителями детей.

Теоретическую основу данного исследования составляют труды следующих авторов:

.Ильин Е.П. в своей книге «Психология воли»(2000г) уделил большое внимание теориям воли.

.Божович Л.И. в своей статье «Этапы формирования личности в онтогенезе»(1979г) рассмотрел влияние игры на развитие волевых качеств ребенка.

.Шульга Т.И. в книге «Становление волевой регуляции в онтогенезе»(1988г) рассмотрел развитие воли личности в развитии от рождения до старшего школьного возраста.

.Иванников В.А. в монографии «Психологические механизмы волевой регуляции»(1998г) уделил внимание общим вопросам проблемы воли.

Практическое значение данной работы заключается в том, что разрабатываемые материалы могут использоваться воспитателями ГПД и педагогами в процессе своей работы в начальных классах

База исследования: Большеучинская средняя школа, 1 группа продленного дня в возрасте 7-8 лет, учащиеся 1-2 классов.

воздействие воля сознание личность школьник

 


Общее понятие о воле

 

Существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является активность - непроизвольная и произвольная. Непроизвольная активность возникает без предварительного намерения человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия. Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью.

Непроизвольная и произвольная активность проявляется во внимании, а в связи с вниманием и в других познавательных процессах. Поэтому различаются непроизвольное и произвольное восприятие, непроизвольное и произвольное запоминание, непроизвольное и произвольное воображение и пр.

Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью, она связана с нашим «я» и протекает с сознательным усилием. Произвольная активность лежит в основе волевых действий, которые в отличие от непроизвольных всегда совершаются по определенным мотивам.

В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. В научной психологии это явление рассматривается как более сложное и неоднозначное.

Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и прилагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий и трудностей при достижении цели требует так называемого волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности. Важную роль в появлении, создании новых мотивов играет воображение человека, предвидение тех или иных возможных последствий своей деятельности.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Итак, что же такое воля? Посмотрим, как нам трактуют определение воли различные авторы. Воля - это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей(17).

Воля - это психическая деятельность человека, проявляющаяся при достижении цели и преодолении препятствий и трудностей, стоящих на пути к достижению этой цели(16).

Воля - это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей().

Воля - это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью().

Теории воли

 

Проблема воли - одна из сложнейших проблем в психологии. Ее исследование имеет длительную историю, существуют различные подходы к пониманию ее развития и место в общем психическом облике человека.

Данный вопрос изучил подробно в своей книге Илин Е.П., который изучение воли в историческом аспекте разделил на несколько этапов.

Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека, помимо или даже вопреки его желаниям.

Второй этап связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения в философии, признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Еще Эпикур поставил впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном, свободном выборе поведения. Немецкие философы А.Шопенгауэр и Э.Гартман объявили волю космической силой, слепым и бессознательным принципом, от которого берут начало все психические проявления человека. Другими словами, волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности. В советской психологии и философии волюнтаризм стал нарицательным понятием, означающим господство произвола, ничем не ограниченного удовлетворения потребностей, желаний. Положительное значение данного направления в том, что оно отстаивало понимание воли как самостоятельной проблемы, что привело и к проблеме свободного выбора.

На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов. Л.С.Выготский связывал волю со свободой выбора: «Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, и недаром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта»(1983г). В.М.Алхавердов(1993г) считает проблему свободы воли, свободы выбора «едва ли не самой страшной» в психологии и философии. Автор отмечает, что как ответ «да», так и ответ «нет» на вопрос о том, свободен ли человек в своем выборе, ведут нас в тупик, о чем свидетельствует вся история человекознания. Связь воли и мотивации рассматривались многими отечественными психологами. Л.С.Выготский утверждал, что свобода воли не есть свобода от мотивов. Свободный выбор человека определяется не извне, а изнутри, самим человеком. Понимание мотивационного процесса как волевого можно найти у С.Л.Рубинштейна(1946г). Вся первая его часть главы о воле -«Природа воли» - есть не что иное, как изложение различных аспектов учения о мотивации.

Наконец, на четвертом этапе волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели. В сознании большинства людей слово «воля» выступает как синоним волевой регуляции, т.е. способности человека преодолевать возникающие затруднения. Однако и многие психологи понимают волю только как психологический механизм, способствующий преодолению препятствий. К.Н.Корнилов, в связи с этим, утверждает, что о воле человека судят прежде всего по тому, насколько он способен справляться с трудностями. Б.Н.Смирнов (1984г) говорит о том, что воля в единстве с разумом и чувствами регулирует поведение и деятельность в затрудненных условиях. П.В.Симонов(1987г) тоже рассматривал волю как потребность преодоления препятствий. Понимание воли, предложенное П.В.Симоновым, вызвало резкую критику со стороны В.И.Селиванова(1986г), который указывает на свойственный такому пониманию отрыв воли от личностного самосознания и от сознательной регуляции целенаправленного преодоления препятствий.

Это, в конце концов, привело к возникновению двух главных противоборствующих течений в вопросе о природе воли. Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией (сказать «против воли» - значит сказать «против желания»). Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е. по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учета полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

Этапы волевого действия

 

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в самом действии почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

)осознание цели и стремление достичь ее;

) осознание ряда возможностей достижения цели;

) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

) борьба мотивов и выбор;

) принятие одной из возможностей в качестве решения;

) осуществление принятого решения;

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связана с функционированием мозга. Важную роль в осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, или очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей,- это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (когда цель выбирается самостоятельно). Желание - это существующие идеально(в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо - это прежде всего знать содержание побудительного стимула. Но поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» - это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого - установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На 3-ем этапе возможные пути т средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека. Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание - один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап - принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется складом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. Этап осуществления принятого решения, все-таки, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия:

.Достижение конкретной цели;

.Человек оценивает свои действия и извлекает из них соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Выводы по 1 главе

 

1.Воля есть продукт общественно- исторического развития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием деятельности.

.Воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств, навыков волевой регуляции.

.Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необходимых личностных качеств.

.Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы с развитием сознания и самосознания, личности в целом.

.Первичное волевое действие- это действие, заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие имеющее личностный характер.

 


Функции волевой регуляции

 

1. Повышение эффективности соответствующей деятельности;

2. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

.   Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Одной из функций волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Это вторичные качества.

Выделят еще третью группу качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность.

Обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, относят и те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость. Инициативность. Такие качества личности формируются только обычно к подростковому возрасту.

По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Следовательно, развитие воли происходит в нескольких направлениях:

1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

2. Обретение человеком контроля над своим поведением.

.   Выработка волевых качеств личности.

.   Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течении достаточно длительного времени.

Выводы по 2 главе

 

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1.Волевая регуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции. Она является сложным процессом и на каждом возрастном этапе характеризуется доминированием разных по значимости составляющих.

.Становление волевой регуляции в онтогенезе проходит ряд усложняющихся стадий. Стадии волевой регуляции на каждом возрастном этапе имеют специфику компонентов, составляющих структуру волевой регуляции: намерений, мотивов и целей; способов их достижения и результатов.

.В онтогенезе стадии волевой регуляции претерпевают существенные изменения: слитные стадии сменяются стадиями с более четкими структурами их функционирования.

.С возрастом развитие составляющих волевой регуляции становится более гибким и динамичным, помогая субъекту адекватно управлять своей деятельностью и поведением, а также достижением значимых для него результатов.

.Становление волевой регуляции происходит гетерохронно в связи с тем, что оно обусловлено особенностями возрастных периодов, различными видами деятельности, в которые включен ребенок, характером общего развития личности.

 


Заключение

 

Задачи данной работы выполнены. Цель достигнутаРазработан материал, способствующий развитию волевых качеств младших школьников. От того, насколько развита будет волевая регуляция младшего школьника, настолько в будущем он серьезно будет относиться к поставленным перед ним задачам в учебной деятельности. Гипотеза нашла свое подтверждение. Развитие воли будет проходить успешно, если педагог использует целесообразные, систематические упражнения, игры и приемы для тренировки воли совместно со школьным психологом, с классными руководителями и родителями детей. Чтобы ребенок успешно учился в среднем звене нужно именно в младшем школьном возрасте развивать его волю, чтобы ребенок научился нести ответственность за свое поведение и деятельность.

Работая по данной теме, я столкнулась с тем, что эта проблема мало изучена в психологии. В основном авторы в своих работах дают общее понятия воли и волевой регуляции. В отечественной психологии отсутствует единый подход к рассмотрению воли, что ведет к неопределенности понятийного аппарата(воля и произвольность, воля и волевая регуляция, волевое и произвольное действие). Поэтому свою работу я в основном построила, опираясь на труды Ильина Е.П. и Божович Л.И. Поэтому, столкнувшись с такой неопределенностью, эта тема в дальнейшем будет темой моей следующей курсовой работы, где я уже остановлюсь на диагностике волевых качеств и более конкретной разработке упражнений для развития воли школьников.

С помощью данных упражнений и методов на развитие воли ребенок учится регулировать свое поведение и деятельность, анализирует свои действия, приобретает навыки волевой регуляции поведения и деятельности, т. е. эти приемы развивают такие качества, как ответственность, дисциплинированность, организованность, самостоятельность.

Мы должны помочь ребенку научиться разделять такие понятия, как «хочу» и «должен». Ему нужно осознать почему он должен учиться, когда ему хочется играть, гулять; почему нужно вести себя так, а не иначе, как хочется ему. И если на этом этапе ученик не найдет ответы на свои вопросы, не осознает их важность, то в дальнейшем у него будет много проблем в учебе и в поведении. Вот почему одной из задач работы в младших классах воспитателя совместно с классными руководителями и школьным психологом является развитие воли школьников, умение самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность. От нас зависит, сможет ли ребенок в дальнейшем преодолевать трудности в учении или потеряет мотивацию к учебной деятельности.

Данные приемы и упражнения могут быть использованы воспитателями ГПД, учителями начальных классов, а так же и родителями для развития воли младших школьников.

 


Литература

 

1. Бжалава И. Т. Об экспериментальном изучении воли // Вопр. психологии. 1961. № 4.

. Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопр. психологии. 1976. № 4.

. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Вопр. Психологии 1978. №2, 4

. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997

. Веденов А. В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. М., 1957.

. Веденов А. В. Воспитание воли школьника в семье. М., 1953.

. Веккер Л. М. К постановке проблемы воли // Вопр. психологии. 1957. № 2.

. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под ред. А. В. Петровского. М., 1973.

. Возрастные особенности воли школьников / Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1971.

. Ильин Е. П. Психология воли - СПб: Издательство «Питер», 2000.

. Иванников В. А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. № 3.

. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

. Иванников В. А., Эйдман Е. В. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. 1986. № 5.

. Краткий психологический словарь. - М., 1985

. Психологический словарь /под ред. А.В.Петровского, Н.Г.Ярошевского.)

. Психология / Учебник ред. Дубровина И.В., Данилова Е.Е.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. М.,1988.

 


Приложение 1

Экран самоподготовки __________________________(дата)

Ф.И. ребенка Пн Вт Ср Чт Пт Итоги
  Авдеева Светлана            
  Бакрушева Ангелина            
  Иванов Михаил            
  Кайшев Яков            
  Курбатов Степан            
  Лебедев Станислав            
  Маратканова Дарья            
  Маратканова Диана            
  Маратканова Мария            
  Петрова Виктория            
  Петрова Кристина            
  Петрова Светлана            
  Петров Михаил            
  Сорокин Максим            
  Ушков Николай            
  Чайников Александр            
  Чайников Евгений            
  Черных Ольга            

 

______ - отлично, выполнено все д/з самостоятельно

______- хорошо, с небольшой помощью воспитателя

______- удовлетворительно, не все уроки успел сделать, мешал другим, отвлекал детей от уроков

______-неуд, плохо, не выполнил д/з

 


Приложение 2

Режим дня ГПД.

Режим дня составляли с учетом работоспособности ребят, но т.к. у нас деревенские дети уезжают в 16.30 мин., то самоподготовку мы проводим пораньше. Не с 16.00 как предлагают психологи (с 16.00 до 17.00 время повышения работоспособности), а с 15.00 мин.

 

12.00-12.30 Прием учащихся в группе. Организация деятельности на рабочий день.
12.30-13.30 Спортивный час.
13.30-14.15 Прогулка на свежем воздухе.
14.15-14.30 Подготовка класса к самоподготовке. Проветривание класса.
14.30-15.00 Полдник.
15.00-15.40 Самоподготовка.
15.40-16.10 Клубный час. Организация досуга.
16.10-16.30 Игровая деятельность перед школой.
16.30-17.00 Отъезд деревенских детей домой. Сопровождение.
17.00-18.00 Свободное время, настольные игры, чтение книг, уход домой.

 

Оглавление

 

Введение

Глава І. Понятие воли в психологии

Общее понятие о воле

Теории воли

Психологическая структура волевого действия

Этапы волевого действия.

Взаимосвязь воли с другими сторонами психики

Глава ІІ. Волевая регуляция поведения и деятельности

Развитие волевой регуляции в онтогенезе

Функции волевой регуляции поведения

Глава ІІІ. Развитие воли у младших школьников

Игры детей и их значение в развитии воли

Приемы и упражнения для развития воли младших школьников ГПД

Заключение

Литература

Приложения

 


Введение

 

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особо подчеркивается значимость базового звена образования - общеобразовательной школы, которая должна ориентироваться не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Закладываются основы личности в детстве, поэтому младший школьный возраст представляет собой важный этап развития волевых качеств. Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность школьника за востребованность в будущем на рынке труда.

Актуальность моей работы заключается в том, что, работая воспитателем ГПД с учениками 1-2 классов, я столкнулась с нежеланием детей выполнять домашние задания, следовать определенным правилам поведения на прогулке, в столовой, в библиотеке. Дети приходят в ГПД уставшие от учебного процесса. Перед первоклассником выдвигается целый ряд требований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотрено школьной программой, выполнять требования учителя, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, добиваться результатов в учебе. И многие младшие школьники из-за недостаточной произвольности и несформированности волевых качеств не могут подчинить свое поведение установленным правилам. Часто случается, что ребенок вообще не хочет садиться за приготовление домашних заданий со словами: «Я не буду выполнять д/з, я не хочу, давайте лучше погуляем или как-нибудь поиграем». Но ведь и в ГПД тоже свой режим дня, который мы тоже требуем соблюдать. С каждым годом требования, предъявляемые ученику со стороны школы, возрастают.

Объект исследования: воля младших школьников.

Предмет исследования: влияние волевых качеств на учебную деятельность и поведение младших школьников

Цель: разработать материал, способствующий развитию волевых качеств младших школьников.

Другими словами от того, насколько развита будет волевая регуляция младшего школьника, настолько в будущем он серьезно будет относиться к поставленным перед ним задачам в учебной деятельности, окружающим его людям, событиям.

Для достижения поставленной цели этой работы нам необходимо решить следующие задачи:

.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

.Подобрать практические упражнения и приемы для развития волевых качеств личности

.Применить на практике данные упражнения и приемы в соответствии с индивидуальными особенностями личности и возраста.

В своей работе я вывожу следующую гипотезу: развитие волевой регуляции младших школьников будет проходить успешно, если педагог использует целесообразные систематические упражнения, игры и приемы для развития волевых качеств младших школьников совместно со школьным психологом, классным руководителем и родителями детей.

Теоретическую основу данного исследования составляют труды следующих авторов:

.Ильин Е.П. в своей книге «Психология воли»(2000г) уделил большое внимание теориям воли.

.Божович Л.И. в своей статье «Этапы формирования личности в онтогенезе»(1979г) рассмотрел влияние игры на развитие волевых качеств ребенка.

.Шульга Т.И. в книге «Становление волевой регуляции в онтогенезе»(1988г) рассмотрел развитие воли личности в развитии от рождения до старшего школьного возраста.

.Иванников В.А. в монографии «Психологические механизмы волевой регуляции»(1998г) уделил внимание общим вопросам проблемы воли.

Практическое значение данной работы заключается в том, что разрабатываемые материалы могут использоваться воспитателями ГПД и педагогами в процессе своей работы в начальных классах

База исследования: Большеучинская средняя школа, 1 группа продленного дня в возрасте 7-8 лет, учащиеся 1-2 классов.

воздействие воля сознание личность школьник

 


Глава 1. Понятие воли в психологии

Общее понятие о воле

 

Существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является активность - непроизвольная и произвольная. Непроизвольная активность возникает без предварительного намерения человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия. Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью.

Непроизвольная и произвольная активность проявляется во внимании, а в связи с вниманием и в других познавательных процессах. Поэтому различаются непроизвольное и произвольное восприятие, непроизвольное и произвольное запоминание, непроизвольное и произвольное воображение и пр.

Произвольная активность возникает по на


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.