Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков

2020-04-01 114
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы.

Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников и младших школьников основными источниками тревожности является семья, то для подростков и старшеклассников такая роль значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы. Существенно, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. На основе сформировавшихся у него личностных качеств и возникших в предшествующем возрасте потребностей, он, так или иначе, преломляет воздействие школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию. В психологии существует понятие "внутренняя позиция", под которой подразумевается совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему.

От того какова эта внутренняя позиция зависит и поведение младшего подростка. Особое значение исследованию влияния внутренней позиции младшего подростка придается в силу того, что в последнее время увеличивается количество агрессивных подростков. Рост подростковой агрессии в разных ее проявлениях - проблема, которая все больше волнует педагогов и родителей. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное ее проявление начинает определять весь облик личности подростка, которая может стать конфликтной, неспособной контролировать свои действия.

Цель исследования: изучить влияние внутренней позиции на поведение младших подростков.

Объект исследования: поведение младших подростков.

Предмет исследования: влияние внутренней позиции на поведение младших подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что между внутренней позицией младшего подростка и его поведением существует определенная связь.

Задачи исследования:

Проанализировать литературу по теме исследования.

Изучить особенности влияния внутренней позиции на поведение младших подростков.

Рассмотреть психолого-педагогические условия, определяющие влияние внутренней позиции на поведение младших подростков.

Провести опытно-экспериментальное исследование изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков.

Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы.

2. Констатирующий эксперимент.

3. Метод обобщения данных.

4. Методы математической статистики (коэффициент Спирмена).

Методики исследования:

1. Тестовая методика диагностики состояния агрессии Басса-Дарки.

2. Методика оценки отношений подростка с классом.

База исследования: исследование проведено на базе средней школы №137 города Челябинска. В исследовании принимали участие учащиеся 5-го класса, в возрасте 10-11 лет, общее число испытуемых - 20 школьников.

 


Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков

Выводы по первой главе

 

Младший подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в этом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Агрессивные младшие подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких детей наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя их характерологические особенности выделяют семь ключевых психолого-педагогических условий, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу:

1. Снижение уровня личностной тревожности.

2. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии.

3. Развитие позитивной самооценки.

4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.

5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

7. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы: контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка; безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.


Содержание опытно-экспериментального исследования

 

Как говорилось выше, для диагностики влияния внутренней позиции на поведение младших подростков, нами были выбраны следующие методики:

1. Тестовая методика диагностики состояния агрессии Басса-Дарки.

2. Методика оценки отношений подростка с классом.

Опишем их более подробно.

1. Тестовая методика "Диагностики состояния агрессии Басса-Дарки".

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

1. Мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

2. Инструментальная агрессия как средство.

При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями - гневом, враждебностью. Практические психологи рассматривают мотивационную агрессию как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур и является опросник Баса-Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю, как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявление агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение-готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении.

4. Негативизм - это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида-зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия-выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание ответов (угрозы, проклятия).

8. Чувство вины - убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов. Ответы оцениваются по восьми шкалам. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 3,7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности-6,5-7 плюс-минус 3.

1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение-готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм - это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида-зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия-выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание ответов (угрозы, проклятия).

8. Чувство вины - убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности-6,5-7 плюс-минус 3.

Стимульный материал: опросник из 75 утверждений, бланк для ответов, шариковая ручка.

2. Оценка отношений подростка с классом [Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003. - С. 203].

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные остановки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг от друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивида группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных "типа" восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивида воспринимают как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместной деятельности, в предпочтении индивидуальной работы. Этот тип - "индивидуалистический".

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. Группа оценивается с точки зрения ее "полезности" для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать "прагматическим".

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван "коллективистическим".

Цель методики: определить тип восприятия подростком группы.

Порядок работы: испытуемым предлагается ответить на вопросы анкеты. Во время работы необходимо соблюдать тишину и порядок, следить, чтобы не было обсуждения вслух. После ответов на вопросы анкеты ребята сдают листки. Проводится обработка результатов.

Инструкция: "Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможно три ответа, обозначенными буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает Вашу точку зрения. Помните, что "хороших" и "плохих" ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ".

Материалы: бланк вопросов анкеты, тестовая карта.

Обработка результатов: на основании ответов испытуемых с помощью "ключа" производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятии для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных "индивидуалистический" тип восприятия индивидом группы обозначается буквой "И", "прагматический"-"П", "коллективистический" - буквой "К" [25, С. 203].

 

Таблица 1

Ключ для обработки данных

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистический коллективистический прагматический
1в 2а 3б 4б 5б 6б 7б 8а 9б 10б 11а 12а 13в 14в 1б 2в 3в 4а 5в 6а 7а 8в 9а 10в 11в 12б 13б 14а 1а 2б 3а 4в 5а 6в 7в 8б 9в 10а 11б 12в 13а 14в

 

Для выявления влияния внутренней позиции на поведение младших подростков использовали коэффициент Спирмена [33, С. 208].

 

rs= 1-6*∑ (d2+Та+ Тв) /N (N-1) (1)

 

Поправка на одинаковые ранги:

 

Та=∑ (а3_а) /12 (2)

Тв=∑ (в3-в) /12 (3)

Выводы по второй главе

 

Проведенное исследование показало, что дети младшего подросткового возраста которые относятся к группе как к самостоятельной ценности, на первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность, проявляется потребность в коллективных формах работы, именно они имеют благоприятные статусные категории. В отличие от тех, кто свои интересы ставит выше интересов группы.

Исследование выявило, что существует обратная связь между внутренней позицией младшего подростка, а в нашем случае мы исходили из того, что одним из проявлений внутренней позиции в данном возрасте является отношение к коллективу одноклассников, у уровнем проявления агрессии в межличностных отношениях. Чем выше уровень агрессии, тем менее выраженное коллективистическое отношение к классу.


Заключение

 

В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. В данной работе был дан анализ особенностей межличностного общения у детей младшего подросткового возраста.

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. В результате эксперимента, можно сказать, что более половины подростков, принимавших участие в исследовании, имеют высокий уровень агрессии, а как, показало исследование, это может быть одним из следствий особенностей внутренней позиции младшего подростка, проявляющейся в отношении к классному коллективу. Возможно, это две взаимообусловленные характеристики младшего подростка. В рамках курсовой работы невозможно более глубоко исследовать причину этого. Мы предполагаем, что, возможно, младшие подростки, воспринимающие своих одноклассников, как средство достижения каких-то своих целей, вызывают тем самым негативное к себе отношение со стороны своих одноклассников, а это в свою очередь провоцирует агрессивное поведение первых. Поэтому так важно своевременно проводить специальную работу с младшими подростками, направленную на оптимизацию межличностных отношений.


Библиографический список

 

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Аспект Пресс, ЭКСМО - Пресс, 1999. - 206с.

2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2006. - 144с.

3. Божович Л.И., Проблемы формирования личности. - М: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. - 560с.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 390с.

5. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. / Под ред.М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 280с.

6. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Академия, 1982. - 350с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991. - 345с.

8. Гаралева М.Д. Проявление саморегуляции в разных видах агрессивного поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. №6. - С. 20-24.

9. Долгова В.И., Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности. - СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 2002. - 138с.

10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя д/сада. - М.: Просвещение, 1996. - 290с.

11. Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. - СПб.: Питер, 1997. - 336с.

12. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ. 1980. - 431с.

13. Ильин Е.П. - Эмоции и чувства СПб.: ВЛАДОС, 2001. - 517с.

14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160с.

15. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.

16. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников - М.: Изд-во УРАО, 1999.270с.

17. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и вопросы дисциплины. - М.: Генезис, 2000. - 295с.

18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд-во УРАО. 1997. - 140 с.

19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб: ООО Изд-во Речь, 2001. - 259с.

20. Макарова О.Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика. // Журнал практического психолога. - 1999. - N 7. - С.15-18.

21. Мельниченко Н.Д. Детская психология. - СПб.: ВЛАДОС, - 2003. - 321с.

22. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004. - 248с.

23. Немов Р.С. Психология: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512с.

24. Общая психология. / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: 1987. - 110 с.

25. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога - М,: Просвещение, 1996. - 280с.

26. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 274 с.

27. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - МПСИ; Воронеж, 2004. - 304с.

28. Психология. Словарь/ под ред. А.В. Петровского, - М. Просвещение, 1988г. - 281с.

29. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995. - 384с.

30. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов-М.: Гардарики, 1998. - 120с.

31. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возрастаю. Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М.: Академия, 1991. - 263с.

32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Академия, 1996. - 285с.

33. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО Речь, 2001. - 350 с.

34. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - М.: Академия, 1998. - 295с.

35. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1998. - 360с.


Приложения

 

Приложение 1

 

Материалы диагностических методик

Фамилия Имя__________________________

Класс_________________________________

Дата__________________________________

 

Таблица 3

Тесовая карта для методики оценки отношений подростка с классом

№ вопроса  вариант ответа
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  

 

Итого:

 


Приложение 2

 

АНКЕТА

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

А - знает больше, чем я;

Б - все вопросы стремится решать сообща;

В - не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые

А - используют индивидуальный подход;

Б - создают условия для помощи со стороны других;

В - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А - знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б - умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В - помогают другим, когда представляется случай.

4. Больше всего мне нравиться, когда в группе:

А - некому помогать;

Б - не мешают при выполнении задачи;

В - остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А - я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б - мои усилия достаточно вознаграждены;

В - есть возможность проявить инициативу, полезную ля других.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А - каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б - каждый занят своим делом и не мешает другим;

В - каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А - создают дух соперничества между учениками;

Б - не уделяют им достаточного внимания;

В - Не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А - возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б - возможность получение новой информации от других людей;

В - возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться:

А - в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б - в подготовке к самостоятельной жизни людей;

В - в подготовке людей, способных извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А - предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б - предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В - стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В - поощрял инициативу учащихся, направленную на достижения общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А - ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б - чувствуешь себя ненужным в группе;

В - тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А - личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

Б - общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В - успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А - работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;

Б - работать индивидуально с преподавателем;

В - работать со сведущими в данной области людьми


Приложение 3.

 

Диагностика состояния агрессии Басса-Дарки

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Текст опросника:

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю не согласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их I щелкнули по носу

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам"

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить 52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67. Я часто думаю, что жил неправильно

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72. В последнее время я стал занудой

73. В споре я часто повышаю голос

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Обработка и интерпретация данных.

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия:

"Да"-№ 1,25,33,48,55,62,68;

"Нет"-№ 9,17,41.

2. Косвенная агрессия:

"Да"-№ 2,18,34,42,56,63;

"Нет" - № 10,26,49.

3. Раздражение:

"Да"-№ 3, 19,27,43,50,57,64,72;

"Нет"-№ 11,35,69.

4. Негативизм:

"Да"-№ 4,12, 20,23,26.

5. Обида:

"Да"-№ 5,13,21,29,37,51,58;

"Нет"-№ 44

6. Подозрительность:

"Да"-№ 6,14,22,30,38,45,52,59;

"Нет"-№ 65,70.

7. Вербальная агрессия:

"Да" - № 7,15,28,31,46,53,60,71,73;

"Нет"-№ 39,66,74,75.

8. Чувство вины:

"Да" - № 8,16,24,32,40,47,54,61,67.

Ответы оцениваются по восьми шкалам. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 3,7.

1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение-готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм - это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида-зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия-выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание ответов (угрозы, проклятия).

8. Чувство вины - убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности-6,5-7 плюс-минус 3.

Стимульный материал: опросник из 75 утверждений, бланк для ответов, шариковая ручка.


Приложение 4

 

Результаты исследования. Результаты диагностики уровня агрессивности учащихся 5 класса

 

Таблица 4

Результаты диагностики уровня агрессивности учащихся 5 класса по методике Басса-Дарки

  №   Ф.И. Индекс враждебности Уровень враждебности Индекс агрессивности  Уровень агрессивности
1 М.Л. 8 ср. 15 низ.
2 С.О. 16 выс. 29 выс.
3 П.Т. 12 выс. 26 выс.
4 К.М. 13 выс. 30 выс.
5 Х.А. 10 ср. 18 ср.
6 Е.А. 3 низ. 26 выс.
7 Т.Ж. 6 ср. 23 ср.
8 К.К. 11 выс. 25 ср.
9 Ч.А. 3 низ. 19 выс.
10 З.М. 12 выс. 21 выс.
11 С.М. 6 ср. 22 выс.
12 Ф. Н 13 выс. 19 ср.
13 Ш.И. 8 ср. 15 низ.
14 К.Д. 8 ср. 19 ср.
15 Р.Э. 8 ср. 15 низ.
16 К.А. 11 выс. 25 выс.
17 Кр.А. 13 выс. 19 выс.
18 З.А. 3 низ. 19 выс.
19 П.А. 16 выс. 29 выс.
20 Н.А. 10 ср. 18 выс.

 

Таблица 5

Результаты диагностики по методике "Методика оценки отношений подростка с классом"

Ф.И.

Тип восприятия, балл

Инди- видуалис- тический Коллекти- вистический Прагмати- ческий
1 М.Л. 3 8 3
2 С.О. 4 3 7
3 П.Т. 8 3 3
4 К.М. 6 4 4
5 Х.А. 3 7 4
6 Е.А. 7 4 3
7 Т.Ж. 5 4 6
8 К.К. 6 3 5
9 Ч.А. 4 6 4
10 З.М. 5 3 6
11 С.М. 5 3 6
12 Ф. Н 3 5 6
13 Ш.И. 5 7 2
14 К.Д. 3 6 5
15 Р.Э. 3 7 4
16 К.А. 4 6 4
17 Кр.А. 3 6 5
18 З.А. 4 7 3
19 П.А. 4 4 6
20 Н.А. 5 6 3


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.231 с.