Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния тревожности у подростков на их статус в группе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния тревожности у подростков на их статус в группе

2020-04-01 327
Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния тревожности у подростков на их статус в группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния тревожности у подростков на их статус в группе

1.1 Общее понятие и изучение тревожности в истории психологии

    Особенности личностного развития и общения детей в подростковом возрасте

1.3 Влияние тревожности на общение и социометрический статус подростка

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния тревожности на уровень общения у подростков

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Обработка и анализ полученных результатов

Заключение

Список литературы

Приложение

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Пожалуй, не много найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени. С другой - психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем. (Прихожан А.М., Гордецова Н.М., Захаров А.И., Кисловская В.Р., Кочубей Б.И., Новикова Е.С., Березин Ф.Б., Забродин Ю.М., Мусина И.А., Дусавицкий А.К., Волкина И.Д., Залученова Е.А. и др.).

Подобное положение в изучении проблемы тревожности во многом обусловлено и логикой развития отечественной психологической науки, в которой изучение эмоций, эмоциональных состояний, доминирующих эмоциональных переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область устойчивых образований эмоциональной сферы оставалась, по сути, не исследованной.

Изучение тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большее количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны. Изучение же тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью.

Подобный подход, как представляется, должен позволить выявить собственно психологические причины тревожности и ввести данное явление в целостный контекст изучения закономерностей развития личности в онтогенезе.

Целью выполнения курсовой работы являлось определение влияния тревожности на социометрический статус подростков в группе.

Объект исследования - проявления тревожности у детей в подростковом возрасте.

Предмет исследования - влияние тревожности на общение и социометрический статус подростков в группе.

Задачи исследования:

.   Раскрыть теоретические аспекты проявления тревожности у детей в подростковом возрасте и ее влияние на общение.

.   Провести исследование влияния тревожности на социометрический статус подростков.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе мы рассмотрели тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность - как устойчивое личностное образование, применяя последний термин и для обозначения всего явления в целом. Мы исходили из того, что нас интересовали как общие характеристики проявления уровня тревожности у детей подросткового возраста, так и особенности влияния тревожности на социометрический статус подростков в группе.

Современные исследования тревожности и страха исходят в основном из трех источников: классической теории эмоций, психоанализа и теории научения. За последнее столетие многие психологи занимались исследованием данной эмоции. Среди тех, кто уделял данной проблеме большое внимание можно назвать такие имена, как Ч. Дарвин, У. Джемс, Дж. Уотсон, Дж. Тейлор, З. Фрейд, М. Кляйн, А. Фрейд и многие другие. Среди наших соотечественников нельзя не упомянуть А.М. Прихожан, Н.В. Имедадзе, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, Е.С. Новикову, Я. Рейковского и других, которые уделяли и продолжают уделять большое внимание проблеме тревожности и тревоги, особенно в детском и подростковом возрасте.

В качестве основной функции тревожности психологами выделяется функция сигнальная, предупреждающая ребенка об угрозе и дающая ему возможность прибегнуть к защите до того, как возникнет реальная угроза. При этом эффективность защитных механизмов понимается как с точки зрения успешности защиты от тревоги, так и с позиции их влияния на весь процесс развития ребенка, его активность.

У детей в подростковом возрасте происходят значительные изменения как в физиологическом, так и психическом развитии, что откладывает заметный отпечаток на повышение тревожности и психологических переживаний у детей. В этом возрасте общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, что также способствует усилению страхов о своем несоответствии ожиданиям и требованиям группы сверстников.

Проведенное в курсовой работе исследование влияния тревожности на социометрический статус подростков, где мы исследование уровень самооценки подростков, уровень тревожности и сходных психических состояний, а также провели социометрический опрос, позволило сделать следующие выводы.

В результате проведения методики Дембо-Рубинштейн в группе подростков мы выявили, что из 20 ребят 9 подростков показали при исследовании адекватный уровень самооценки. У 11 учащихся класса выявлен неадекватный уровень самооценки (завышенный или заниженный).

На основании полученных результатов учащиеся 8-го класса были условно разделены на 2 группы. В первую группу вошли дети, имеющие адекватную самооценку, во вторую группу - показавшие неадекватный уровень самооценки.

Последующее исследование показало, что для подростков из 1 группы, т.е. имеющих адекватный уровень самооценки, наиболее характерны средний и низкий уровни таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. В то время как подростки из 2 группы (дети с неадекватной самооценкой) показали при исследовании преобладание высокого уровня рассмотренных психических состояний.

Таким образом, проведенное исследование выявило взаимосвязь уровня самооценки подростков с уровнем тревожности и других психических состояний, которая проявляется во влиянии неадекватного уровня самооценки (завышенного и заниженного) на повышение уровней тревожности, страхов и отрицательных переживаний подростков.

Далее мы провели социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе.

При проведении исследования в группе нами были выявлены 3 «звезды», 6 «предпочитаемых» подростков, 9 «пренебрегаемых» и 2 ребенка оказались «отверженными» детским коллективом.

Как показывают данные исследования, «Звезды» в группы имеют адекватный уровень самооценки, а также средний и низкий уровни тревожности.

«Предпочитаемые» подростки также в большинстве имеют адекватный уровень самооценки и средний и низкий уровни тревожности.

«Пренебрегаемые» подростки, как и «отверженные», при исследовании показали наличие неадекватного уровня самооценки и высокого уровень тревожности и отрицательных переживаний.

Таким образом, по полученным результатам исследования мы можем сделать вывод о влиянии высокого уровня тревожности и отрицательных переживаний на социометрический статус подростков. При исследовании у детей, относящихся к категориям «пренебрегаемых» и «отверженных» выявлено присутствие высокого уровня тревожности и отрицательных переживаний.

В заключении следует отметить, что работа по преодолению тревожности у подростков должна носить не узко функциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в данном возрасте служат причиной тревожности. Работа должна осуществляться на уровне всех структурных компонентов тревожности с ориентацией на ее возрастные и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряженных условиях деятельности. М., 1986.

.   Бодалев А.А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.

.   Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва - Воронеж, 1997.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1979.

.   Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. 1993. №1.

.   ДружининВ.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 224с.

.   Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991.

.   Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.

.   3еньковский В.В. Психология детства. М.: Издательский центр «Академия», 1996.

.   Изард К. Эмоции человека. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1980.

.   Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988.

.   Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

.   Мерлин В. С. Психология индивидуальности. Под ред. Е.А. Климова. Москва - Воронеж, 1996.

.   Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 7 изд. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

.   Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М.: ВЛАДОС, 1999.

.   Основы психологии. Практикум. Ред. - сост. Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2000.

.   Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Москва - Воронеж, 1996.

.   Психолого-педагогическая практика в системе образования. Москва -Воронеж, 1998.

.   Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997.

.   Прихожан А.М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления. М., 1987.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва - Воронеж, 1999.

.   Психологическая диагностика и коррекция личности школьника. Отв. ред. И.Ф. Мягков. Воронеж, 1991.

.   Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ: Флинта, 1998.

.   Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.

.   Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский центр «Академия», 1996.

.   Хрестоматия по возрастной психологии. Москва - Воронеж, 1998.

.   Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва-Воронеж, 1997.

 


Приложение

 

Опросник

1. Не чувствую в себе уверенности.

2. Часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон беспокоен.

4. Легко впадаю в уныние.

5. Беспокоюсь о только воображаемых неприятностях.

6. Меня пугают трудности.

7. Люблю копаться в своих недостатках.

8. Меня легко убедить.

9. Я мнительный.

10. Я с трудом переношу время ожидания.

11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16. Я нередко чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18. Я чувствую растерянность перед трудностями.

19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.

20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

21. Оставляю за собой последнее слово.

22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23. Меня легко рассердить.

24. Люблю делать замечания другим.

25. Хочу быть авторитетом для других.

26. Не довольствуюсь малым, хочу большего.

27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

30. Я мстителен.

31. Мне трудно менять привычки.

32. Мне нелегко переключать внимание.

33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34. Меня трудно переубедить.

35. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

36. Нелегко сближаюсь с людьми.

37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38. Нередко я проявляю упрямство.

39. Неохотно иду на риск.

40. Редко переживаю по поводу изменений в принятом мною режиме дня.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния тревожности у подростков на их статус в группе

1.1 Общее понятие и изучение тревожности в истории психологии

    Особенности личностного развития и общения детей в подростковом возрасте

1.3 Влияние тревожности на общение и социометрический статус подростка

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния тревожности на уровень общения у подростков

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Обработка и анализ полученных результатов

Заключение

Список литературы

Приложение

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Пожалуй, не много найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени. С другой - психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем. (Прихожан А.М., Гордецова Н.М., Захаров А.И., Кисловская В.Р., Кочубей Б.И., Новикова Е.С., Березин Ф.Б., Забродин Ю.М., Мусина И.А., Дусавицкий А.К., Волкина И.Д., Залученова Е.А. и др.).

Подобное положение в изучении проблемы тревожности во многом обусловлено и логикой развития отечественной психологической науки, в которой изучение эмоций, эмоциональных состояний, доминирующих эмоциональных переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область устойчивых образований эмоциональной сферы оставалась, по сути, не исследованной.

Изучение тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большее количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны. Изучение же тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью.

Подобный подход, как представляется, должен позволить выявить собственно психологические причины тревожности и ввести данное явление в целостный контекст изучения закономерностей развития личности в онтогенезе.

Целью выполнения курсовой работы являлось определение влияния тревожности на социометрический статус подростков в группе.

Объект исследования - проявления тревожности у детей в подростковом возрасте.

Предмет исследования - влияние тревожности на общение и социометрический статус подростков в группе.

Задачи исследования:

.   Раскрыть теоретические аспекты проявления тревожности у детей в подростковом возрасте и ее влияние на общение.

.   Провести исследование влияния тревожности на социометрический статус подростков.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ НА ИХ СТАТУС В ГРУППЕ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.