Понятие самочувствия, активности и настроения в психологической литературе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие самочувствия, активности и настроения в психологической литературе

2020-04-01 168
Понятие самочувствия, активности и настроения в психологической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под самочувствием в психологии понимается- комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. Самочувствие может быть представлено как одной обобщающей характеристикой (хорошее, плохое, болезненное, бодрое и др.), так и переживаниями, отражающими состояние отдельных систем и процессов: ощущениями дискомфорта в различных частях тела, затруднениями выполнения определенных действий, изменениями в протекании тех или иных когнитивных функций. Характерные симптомы изменений самочувствия отчетливо проявляются при разных функциональных состояниях человека. Этим обусловлено использование симптоматики самочувствия как одной из основных групп признаков в методиках самооценки состояния.

В то время как активность- это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей со средой. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положения в ней организма.

В психологии она выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, осуществления и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Ее характеризует:

§ в большой степени - обусловленность производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия - в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предшествующей ситуацией;

§ произвольность - обусловленность наличной целью субъекта - в отличие от поведения полевого;

§ надситуативность - выход за пределы исходных целей - в отличие от приспособительности как ограничения действий узкими рамками заданного;

§ значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели - в отличие от пассивного уподобления предметам, с которыми предстоит встретиться субъекту при осуществлении деятельности.

Психология рассматривает настроение, как одну из форм эмоциональной жизни человека. По ее мнению, настроением называется более или менее устойчивое, продолжительное, без определенной интенции эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

Оно влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект (настоящий, будущий, прошлый), настроение, будучи часто вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.

Оно характеризуется эмоциональным тоном: положительным - веселое, жизнерадостное, повышенное или отрицательным - грустное, подавленное, пониженное, а также различной динамикой. Относительно устойчивое настроение возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека. Среди факторов, определяющих индивидуальные различия людей в отношении быстроты смены настроения и других его особенностей, важное место занимают характеристики темперамента.

 


Организация и методы исследования

Характеристика выборки исследования

 

В исследовании приняло участие 10 человек, в возрасте от 18 до 22 лет (экспериментальная группа - 5 человек, контрольная группа - 5 человек), из них 40% мужского и 60% женского пола.

В ходе исследования ни один респондент не отказалась от участия в нем. Участники эксперимента были активны и проявляли интерес к ходу исследования. Они задавали вопросы, интересовались темой и результатами исследования.

 

Этапы исследования

 

Название этапа Деятельность переод
1. Организационный На данном этапе мы сформулировали тему, цель и задачи нашего исследования, затем определили объект и предмет, а также выдвинули гипотезу о том, что участие в эксперименте «Влияние прослушивания транс музыки» понизит самочувствие, активность и настроение человека. Также была сформирована выборка и разработана программа исследования и схема эксперимента. Июль
2. Эмпирический На данном этапе был произведен отбор методов и методик исследования. В число методик входили: опрос САН (самочувствие, активность, настроение). Затем последовало проведение самого исследования, которое включало входную и выходную диагностику самочувствия, активности и настроения человека контрольной и экспериментальной группы и участие в эксперименте «Влияние прослушивания транс музыки» респондентов экспериментальной группы. Июль 2012 года
3. Интерпретационный На данном этапе был произведен качественный и количественный анализ данных, полученных в ходе исследования, а также произведена оценка достоверности отличий с помощью критерия Стьюдента. На основе интерпретации полученных результатов были сформулированы теоретические выводы и разработаны практические рекомендации для человека. Август 2012 года

Методы исследования

 

В исследовании нами были использованы следующие методы:

1.       Метод теоретического анализа литературы.

2. Эмпирические методы:

. Эксперимент - один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи между переменными.

2.2. Психодиагностическое тестирование - метод выявления и измерения индивидуальных особенностей.

3.       Метод математико-статистической обработки данных (оценка достоверности отличий с помощью критерия Стьюдента). Результаты обрабатывались с применением программы «Microsoft Office Excel».

 

Методики исследования

 

Для диагностики самочувствия, активности и настроения людей нами была использована Методика САН (методика и диагностика самочувствия, активности и настроения). Опросник разработан В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошниковым в 1973 г. Данная методика направлена на экспресс-оценку самочувствия, активности и настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Респонденту предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. В каждой паре испытуемый должен выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает его состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

При подсчете результатов крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары - в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюс шкал постоянно меняется, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них:

-  Самочувствие - сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

-  Активность - сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

-  Настроение - сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 - о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

В качестве независимой переменной, влияющей насамочувствие, активность и настроение человека нами был разработан лабораторный эксперимент «влияние прослушивания транс музыки на человека» с одной независимой переменной. В качестве независимой переменной выступало участие в эксперименте «влияние прослушивания транс музыки», которое влияло на такие зависимые переменные как самочувствие, активность и настроение человека. Целью эксперимента являлся анализ влияния участия в данном эксперименте на самочувствие, активность и настроение человека. Была выдвинута каузальная гипотеза о том, что участие в эксперименте «Влияние просушивания транс музыки» понизит самочувствие, активность и настроение человека. Для измерения экспериментального эффекта нами было проведено входное и выходное тестирование самочувствия, активности и настроения респондентов контрольной и экспериментальной групп. В качестве способов контроля нами было использовано создание специальных условий и тщательное планирование эксперимента. Для обработки результатов данного эксперимента нами были использованы различные математико-статистические методы обработки данных, включая оценку достоверности отличий с помощью критерия Стьюдента.

Оборудование и материалы для проведения эксперимента:психодиагностическая методика САН (2 экземпляра для каждого испытуемого)

Ход эксперимента:

Действия 1. 10.03 утра. Молодые люди контрольной и экспериментальных групп приходят в помещение для испытуемых

. Проведение входного тестирования: молодым людям контрольной и экспериментальных групп предоставляется 1-й экземпляр психодиагностической методики САН

. Испытуемые заранее делятся на 2 группы методом жеребьевки: 1 экспериментальные и 1 контрольная.

. экспериментальная группа остается в помещении и расположившись удобнее начинают прослушивания транс музыки громкостью 20Дб. Контрольная группа выходит из помещения на расстояние, не доступное музыки.

. Затем участники контрольной группы начинают прослушивания той же самой музыки в аналогичном порядке исполнения.

. После того как все прослушали. проведение выходного тестирования: молодым людям контрольной и экспериментальной групп предоставляется 2-ой экземпляр психодиагностической методики САН.

. Организация после экспериментального общения: раскрытие целей и гипотезы исследования, организация собеседования.

 

Схема структурно-методологического анализа эксперимента

Элементы анализа Анализ
1 Вид эксперимента Лабораторный
2 Зависимая и независимая переменные В качестве независимой переменной выступало участие в эксперименте «влияние транс музыки», которое влияло на такие зависимые переменные как самочувствие, активность и настроение человека
3 Гипотеза Участие в эксперименте «Влияние прослушивания транс музыки» понизит самочувствие, активность и настроение человека
4 Типа гипотезы по содержанию Каузальная
5 План эксперимента по количеству групп Межгрупповой: контрольная (5 человек) и экспериментальная (5 человек) группы
6 План эксперимента по особенностям контроля валидности Квазиэкспериментальный план для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия: О1 х О2 О3 О4
7 План эксперимента по количеству независимых переменных План эксперимента включал одну независимую переменную: участие в эксперименте «влияние прослушивания транс музыки»
8 Основные методы измерения экспериментального эффекта Для измерения экспериментального эффекта нами было проведено входное и выходное тестирование самочувствия, активности и настроения респондентов контрольной и экспериментальной групп.
9 Основные способы контроля В качестве способов контроля нами было использовано создание специальных условий и тщательное планирование эксперимента.
10 Способов обработки результатов эксперимента Для обработки результатов данного эксперимента нами были использованы различные математико-статистические методы обработки данных, включая оценку достоверности отличий с помощью критерия Стьюдента.

3. Результаты экспериментального исследования влияния участия в эксперименте « влияние прослушивания транс музыки на самочувствие активность настроение»

транс музыка влияние самочувствие

Для диагностики самочувствия, активности и настроения студентов нами была использована методика САН. Было продиагностировано 2 группы респондентов в возрасте от 19 до 22 лет: контрольная - 5 человек и экспериментальная - 5 человек. Результаты диагностики подробно отражены в следующих таблицах:

 

Входная диагностика САН в экспериментальной группе.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.