Влияние взрослого на «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С. Абрамовой — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Влияние взрослого на «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С. Абрамовой

2020-04-01 115
Влияние взрослого на «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С. Абрамовой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дошкольным по Абрамовой Г.С. является возраст 5-7 лет, она называет этот период серединой детства, и разделяет на младший дошкольный и старший дошкольный. Она отмечает, что для этого возраста характерна повышенная чувствительность ребенка к переживаниям, обозначение границ «Я-концепции» (установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека [ 1 ]) делает его уязвимым к любым воздействиям других людей.

Отношение неравенства между ребенком и чужим взрослым (например, соседом) в период высокой сензитивности ребенка делает его беззащитным перед вторжением соседа в его психологическое пространство, в содержание «Я-концепции».

Абрамова Г.С. говорит, что одним из сильнейших психотравмирующих факторов, в особенности у девочек, является влияние соседей. У ребенка нет защиты от вербальной и невербальной оценки чужого взрослого.

Таким образом, оценки постороннего человека в середине детства, являются достаточно сильными эмоциональными воздействиями. Это воздействие имеет не малое значение в формировании освоения «концепции» другого человека.

Абрамова Г.С. указывает, что существует образ «не - Я», который закрепляется ребенком в дошкольном возрасте и используется для установления отношений с другими людьми.

Галина Сергеевна полагает, - эта дифференциация чувств, которую переживает ребенок по отношению как к своим, так и к чужим взрослым, связана со способностью самовосстановления. То есть, ребенку надо стать психотерапевтом для самого себя, чтобы продолжать свою социализацию в обществе. Этот образ «становится….содержанием психической реальности, структурируя отношения с другими людьми, удерживая содержание «Я - концепции» [ 1 ].

Соседи вносят в жизнь ребенка множество переживаний, которые Абрамова Г.С. называет «обусловленностью любви» [ 1 ]. То есть, «они демонстрируют ребенку ту сторону отношений, которую можно было бы квалифицировать как не - любовь» [ 1 ], проще говоря, - «антипод безусловной родительской любви, принятия, прощения» [ 1 ].

Галина Сергеевна Абрамова отмечает, что выражение амбивалентного поведения к близким людям показывает, что оно опосредуется достаточно содержательной «Я - концепцией» и концепцией другого человека.

Абрамова Г.С. приводит во внимание тот факт, что самый юный возраст самоубийств приходится именно на этот период жизни. Одним из переживаний, толкающих ребенка к самоубийству, является переживание экзистенциальной пустоты, то есть переживание тревоги, ощущения тяжелого дискомфорта о вопросе смысла существования.

Ребенок становится очень чувствителен к правде и шутке.

При возникновении такого вопроса вводит ребенка в мир подтекста, жизненной многозначности. Дети в таком возрасте очень трудно переживают потерю доверия к искренности взрослых. Сомнения в правдивости взрослого вызывает у ребенка сильные переживания, которые в запущенных случаях порождают страх перед другим человеком и недоверие к нему.

Его собственное глобальное нравственное чувство, основанное на переживании себя как человека и других людей как людей, подвергается серьезным испытаниям при общении с взрослыми и сверстниками.

Успех ребенка, отмечает Г.С. Абрамова, тесно связан с признанием его сверстниками, что обусловлено отношения человека к человеку. Симпатию и признание сверстников получают те дети, которые проявляют желание помочь, поддержать другого человека, могут выслушать, умеют радоваться чужим успехам.

Дети же агрессивные, плаксивые и обидчивые не вызывают симпатии сверстников.

Если у ребенка снижается успешность, то сверстники начинают меньше ему подчиняться симпатизировать ему. В другом случае, если у ребенка повышается успешность, то зачастую это приводит его к лидирующей роли и сам он воспринимается как более симпатичный.

Здесь имеет место ложь. Почему дети старшего дошкольного возраста лгут? Абрамова Г.С. предполагает, - потому что умеют создавать эту реальность, знают ее свойства и пробуют обращаться с ними.

Сопоставление этих двух явлений - явления лжи и успешности ребенка в группе сверстников приводит Галина Сергеевну Абрамову к мысли о том, что они позволяют обсуждать проблему прозрачности - плотности границ психологического пространства.

Успех, воплощенный в преобразованиях предмета, ложь о предмете наделяют этот предмет особыми свойствами.

Если в семье несколько детей или дети объединены в группу, то борьба за мою игрушку или место является неотъемлемой частью их жизни.

Мотивы лжи в той или иной степени связаны с предотвращением возможного воздействия на разные модальности психической реальности: чувства, мысли, желания и возможности.

Абрамова Г.С. говорит, что каждый мотив, каким бы он ни был, можно прокомментировать как вариант рефлексии на содержание отношений, как вариант сознания отношений как особой сферы, имеющей свои законы функционирования.

Игра со сверстниками для ребенка старшего дошкольного возраста является своеобразной групповой психотерапией, где он может на какое - то вредя отпустить все страхи, злость и грусть.

Дети этого возраста умеют играть «в войну», но не знают, как играть «в мир» [ 1 ]. Абрамова Г.С. объясняет это тем, что дети просто не знают как это воспроизвести, и дело здесь, отчасти, в том, что игра «в войну» выполняет функцию компенсации напряжения, которое так или иначе существует у ребенка в отношениях с взрослыми из - за демонстрации физического и психологического превосходства их над детьми.

Это очень сильный фактор развития в этом возрасте - не чувствовать на себе давления. Он отмечается и в фактах поведения одаренных детей, которые по разным причинам были лишены общения на равных со сверстниками.

Именно в середине детства для комфортного самочувствия и нормальной уверенности в себе ребенку необходимо общение со сверстником своего пола.

Игра своим содержанием задает жесткие условия, которым надо соответствовать, чтобы быть ее участником.

Особенно активно сверстники избегают контактов с ребенком, который не только не умеет играть, но еще и не умеет сотрудничать, а только мешает играть. Такого ребенка не только будут обходить стороной, но просто выгонят из игры. Не менее активно отвергаются и те дети, которые излишне подвижны, не умеют спокойно вести себя, хотя они могут быть достаточно умелыми и дружелюбными. Такое непризнание получают и слишком медлительные дети, которые не умеют развивать необходимую динамику действий, от таких просто убегают.

«Середина детства - это колыбель неврозов всех видов» [1, 498 с.], то есть таких, которые вызывают остановку развития. Невроз всегда является воспроизведением, который блокирует любую активность, это, возможно, может быть страх. Страх - главная причина неврозов у 5 - 7 детей и возникает как тормоз всех проявлений психической жизни, зачастую на фоне дефицита любви со стороны близких взрослых.

Опасность этого возраста состоит в том, отмечает Г.С. Абрамова, что ребенок еще не знает меры своим силам, как физическим так и умственным, поэтому его воздействие как на себя так и на других может быть чрезмерным, взрослым надо обязательно пресекать агрессию и насилие, проявляемое детьми.

дошкольный возраст общение кризис


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.