Глава1. Детско-родительские отношения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава1. Детско-родительские отношения

2020-04-01 200
Глава1. Детско-родительские отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Детско-родительские отношения

Характеристика детско-родительских отношений

Стили родительского воспитания

Развитие личности ребёнка

Влияние стилей воспитания на становление самооценки дошкольника

Глава 2. Эмпирические исследования

Ход исследования

Анализ исследования

Заключение

Литература

воспитание личность самооценка дошкольник

 


Введение

 

Мир детства - особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. Мы, взрослые, не осознаем, что ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии понять нас, нашу точку зрения. Поэтому нас раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми мы сталкиваемся, не понимают наше желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию. Научиться понимать состояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не по принуждению, а в процессе радостного сотрудничества с взрослым, - большое родительское искусство.

Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить и ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо добрым, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу. Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.), в них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения [30.21.].

Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964)[6.76.].

В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка. Роль семейного фактора по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность темы данной работы.

 Цель исследования: изучить влияние особенностей детско-родительских отношений на становление самооценки дошкольника.

Задачи:

дать теоретическое обоснование проблемы;

охарактеризовать стили воспитания;

экспериментально показать влияние стиля родительского воспитания на становление самооценки дошкольника.

Объект исследования: детско-родительские отношения, как фактор становления самооценки старших дошкольников.

Предмет исследования: связь стилей семейного воспитания с уровнем самооценки.

Гипотеза: детско-родительские отношения влияют на становление самооценки дошкольника.

База исследования: МДОУ №95, группа детей 5-6 лет, состоящая из 15 человек и их родители (мамы).

Методы исследования: тестирование

Методики исследования: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, тест на выявление уровня самооценки «Лесенка»

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 


Ход исследования

 

При работе с родителями был использован метод тестирования «Родительское отношение к детям» (А.Я.Варга, В.В.Столин).

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

На мой взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и “авторитарная гиперсоциализация”. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Анализ исследования

 

Проанализировав ответы родителей, я получила следующую картину родительского отношения к детям:

 

№ семьи 1шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала
1 31,0 48,82 74,97 53,87 45,57
2 31,0 31,19 92,93 83,79 70,25
3 31,0 31,19 57,96 69,30 70,25
4 68,35 48,82 96,65 95,76 93,04
5 53,79 19,22 74,97 95,76 70,25
6 31,0 31,19 86,63 32,13 70,25
7 53,79 48,82 92,93 95,65 84,19
8 68,35 31,19 57,96 83,79 70,25
9 31,0 19,22 74,97 32,13 70,25
10 53,79 31,19 57,96 53,87 45,57
11 53,79 48,82 39,06 83,79 70,25
12 31,0 48,82 39,06 32,13 45,57
13 31,.0 31,19 74,97 53,87 14,55
14 39,0 31,19 74,97 53,87 45,57
15 12,02 48,82 74,97 69,30 14,55

 

Анализ результатов теста опросника родителей:

№ семьи Наиболее выраженная шкала Стиль воспитания
1 3 шкала симбиоз
2 3 шкала симбиоз
3 5 шкала маленький неудачник
4 3 шкала симбиоз
5 4 шкала авторитарная гиперсоциализация
6 3 шкала симбиоз
7 4 шкала авторитарная гиперсоциализация
8 4 шкала авторитарная гиперсоциализация
9 3 шкала симбиоз
10 3 шкала симбиоз
11 4 шкала авторитарная гиперсоциализация
12 2 шкала кооперация
13 3 шкала симбиоз
14 3 шкала симбиоз
15 3 шкала симбиоз

 

Общий анализ:

По 1шкале - 0 семей

По 2шкале - 1 семья

По 3шкале - 9 семей

По 4шкале - 4 семьи

По 5 шкале - 1 семья

 

Проведя тестирование детей, я получила следующую картину:

№ ребёнка самооценка
1 адекватная
2 завышенная
3 заниженная
4 адекватная
5 заниженная
6 завышенная
7 заниженная
8 заниженная
9 завышенная
10 адекватная
11 неадекватно завышенная
12 адекватная
13 завышенная
14 адекватная
15 адекватная

 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод:

№ семьи стили воспитания самооценка
11 семья авторитарная гиперсоциализация неадекватно завышенная
1 семья симбиоз завышенная
2 семья симбиоз завышенная
4 семья симбиоз завышенная
6 семья симбиоз завышенная
9 семья симбиоз адекватная
10 семья симбиоз адекватная
13 семья симбиоз адекватная
14 семья симбиоз адекватная
15 семья симбиоз адекватная
12 семья кооперация адекватная
5 семья авторитарная гиперсоциализация заниженная
7 семья авторитарная гиперсоциализация заниженная
8 семья авторитарная гиперсоциализация заниженная
3 маленький неудачник заниженная

 

Таким образом, видно, что стили воспитания - «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» отрицательно влияют на самооценку дошкольника. У детей в таких семьях заниженная самооценка или же неадекватно завышенная.


Заключение

 

День, прожитый ребенком, не вернешь. Как часто родители с грустью обнаруживают, что - что-то не успели сделать, что-то упустили, не осуществили каких-то намерений, связанных с развитием ребенка.

О важном условии полноценного воспитания хорошо сказала в свое время Н.К. Крупская: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка». [30.199]

Принцип единства слова и дела все более утверждается в нашей жизни. Применительно к воспитанию детей в семье этот принцип означает, что не одними лишь словами, наставлениями, назиданиями должны воздействовать родители на развитие личности ребенка, но прежде всего личным примером, живым участием во всех делах своего сына, своей дочери.

Разные точки зрения на воспитание естественны, важно только, чтобы родители не забывали о самом главном - как можно больше любви к ребенку, как можно больше подлинной, разумной заботы о его развитии - физическом, умственном, эмоциональном, нравственном. Как можно больше внимания к его внутреннему миру, к его человеческому своеобразию, как можно больше уважения, которое предполагает и веру в его силы, и исходящую из этой силы требовательность к нему.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

· Принимать активное участие в жизни семьи;

· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

· Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

· Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

· Уважать право ребенка на собственное мнение;

· Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

· С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. [2. 189]

 


Литература

 

1. В.В. Абраменкова Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в субкультуре. М, 2002г

. Б.С.Валков, Н.С.Волкова Детская психология. Схемы. Москва ГИЦ «ВЛАДОС», 2002г.

.А.Я.Варга Типы родительского отношения. Самара, 1997г.

.В.В.Столин Самосознание личности. М, 1986г.

. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.

. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187.

. Голод С.И. Стабильность семьи. - Л.: Наука, 1984. - 136с.

. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. - 40с.

. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 1999. - 224с.

. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. - 1996. - №4. - С. 17 - 29.

. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8. - С. 32.

. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. - М.: Знание,1992. - 190 с.

. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. - 150с.

. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. - М., 2001. - 240с.

. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000. - 256с.

. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 360 с.

. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 288с.

. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. - 380с.

. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989. -200с.

. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981. - С. 95.

. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 1989. - 380с.

. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара, 1998. 672с.

. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. - М., 1999. - 160с.

. Психология. Учебник. - М.: Проспект, 1998. - 584с.

. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. - 120 с.

. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1989. - 300с.

. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 2000. - 283с.

. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1996. - 480с.

. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160с.

. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М. - СПб., 1996. - 365с.

. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. -656с.

. Д.Б.Эльконин Детская психология Москва AKADEMA,2002

 


Приложение

 

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)

Инструкция: “Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ “верно”, если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или “не верно”, если не совпадает.

.Я всегда сочувствую своему ребёнку.

.Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.

.Я уважаю своего ребёнка.

.Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.

.Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

.Я испытываю к ребёнку чувство расположения.

.Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.

.Мой ребёнок часто неприятен мне.

.Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.

.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.

.Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.

.Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.

.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.

.Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

.Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.

.Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

.Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как “губка”.

.Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.

.Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

.Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

.Я принимаю участие в своём ребёнке.

.К моему ребёнку “липнет” всё дурное.

.Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.

.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.

.Я жалею своего ребёнка.

.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

.Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.

.Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

.Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

.Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.

.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.

.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

.Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.

.В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

.Я всегда считаюсь с ребёнком.

.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

.Основная причина капризов моего ребёнка - эгоизм, упрямство и лень.

.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

.Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

.Я разделяю увлечения своего ребёнка.

.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

.Я понимаю огорчения своего ребёнка.

.Мой ребёнок часто раздражает меня.

.Воспитание ребёнка - сплошная нервотрёпка.

.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

.Я не доверяю своему ребёнку.

.За строгое воспитание дети благодарят потом.

.иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.

.В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

.Я разделяю интересы своего ребёнка.

.Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

.Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.

.Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

.Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

.Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

.Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.

.Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Детско-родительские отношения

Характеристика детско-родительских отношений

Стили родительского воспитания

Развитие личности ребёнка

Влияние стилей воспитания на становление самооценки дошкольника

Глава 2. Эмпирические исследования

Ход исследования

Анализ исследования

Заключение

Литература

воспитание личность самооценка дошкольник

 


Введение

 

Мир детства - особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. Мы, взрослые, не осознаем, что ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии понять нас, нашу точку зрения. Поэтому нас раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми мы сталкиваемся, не понимают наше желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию. Научиться понимать состояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не по принуждению, а в процессе радостного сотрудничества с взрослым, - большое родительское искусство.

Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить и ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо добрым, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу. Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.), в них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения [30.21.].

Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964)[6.76.].

В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка. Роль семейного фактора по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность темы данной работы.

 Цель исследования: изучить влияние особенностей детско-родительских отношений на становление самооценки дошкольника.

Задачи:

дать теоретическое обоснование проблемы;

охарактеризовать стили воспитания;

экспериментально показать влияние стиля родительского воспитания на становление самооценки дошкольника.

Объект исследования: детско-родительские отношения, как фактор становления самооценки старших дошкольников.

Предмет исследования: связь стилей семейного воспитания с уровнем самооценки.

Гипотеза: детско-родительские отношения влияют на становление самооценки дошкольника.

База исследования: МДОУ №95, группа детей 5-6 лет, состоящая из 15 человек и их родители (мамы).

Методы исследования: тестирование

Методики исследования: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, тест на выявление уровня самооценки «Лесенка»

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 


Глава1. Детско-родительские отношения


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.