Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 129 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Анализ управления формированием прибыли и рентабельностью как показателей эффективности деятельности предприятия будет осуществлен на примере коммерческой организации ООО «Алтайская мука». Данная организация является производителем в области продуктов переработки зерна в Алтайском крае.
ООО «Алтайская мука» начала свою деятельность с марта 1996 года. Основной целью деятельности ООО «Алтайская мука», согласно Уставу, является получение прибыли, удовлетворение потребностей покупателей, расширение в регионе деятельности, создание новых рабочих мест.
Общество создается для осуществления следующих видов деятельности:
производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов;
лесопильное производство;
предоставление различных услуг;
деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта;
растениеводство;
хранение и складирование;
другие виды деятельности, не запрещенные законом.
На данный момент продукция торговой марки «Алтайская мука» поставляется во всей России. Вся выпускаемая продукция идет на внутренний рынок страны. Сейчас коммерческая организация «Алтайская мука» известно в более чем 20 регионах, как надежный партнер и производитель качественной продукции зернопереработки.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников, в свою очередь, участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Имущество общества формируется за счет вкладов участников в Уставный капитал Общества, самостоятельной предпринимательской деятельности и других источников, не запрещенных действующим законодательством.
Основная масса прибыли организации представляет собой прибыль от реализации изготовленной продукции. Она определяется как разность между договорной ценой товара без налога на добавленную стоимость и затратами на его производство.
Источником информации для анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерской отчетности ООО «Алтайская мука», посредством которых определяется система показателей прибыли и рентабельности, а также делается общий анализ финансового состояния предприятия.
ООО «Алтайская мука» - организация с вертикальной структурой управления, т.е. имеет несколько уровней управления. По типу - это функциональная структура. Организационная структура, показывает область ответственности каждого отдельного сотрудника и его взаимоотношения с другими сотрудниками, если все взаимосвязи организационной структуры применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед организацией цели и задачи. Функциональная организационная структура - это деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, т.е. модель предусматривает деление персонала на группы, в зависимости от конкретных задач, которые выполняют сотрудники.
Функциональная структура управления имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К числу положительных можно отнести: стимулирующую роль в активизации деловых качеств и профессиональной специализации; устранение дублирования функций и уменьшение потребления материальных ресурсов в функциональных областях; улучшение координации действий. К недостаткам относятся: большая заинтересованность в выполнении целей и задач именно своего функционального подразделения, чем общих целей; усложнение выполнения управленческих решений сверху вниз.
Во главе «Алтайская мука» стоит генеральный директор, которому подчиняются все работники предприятия. Решения генерального директора в отношении производства и выпуска продукции являются окончательными.
Для производства продукции предприятие использует в основном сырье, оборудование и материалы отечественных производителей.
В таблице 2.1 представлены основные экономические показатели ООО «Алтайская мука» за 2011-2012 гг.
Таблица 2.1. - Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Алтайская мука» за 2011-2012 годы
Показатель | 2011 | 2012 | Абс. откл., тыс. руб. |
Объем реализованной продукции, тонн | 25938 | 24937 | -1001 |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки, тыс. руб. | 189723 | 260716 | 70993 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 188153 | 255080 | 66927 |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | 1570 | 5636 | 4066 |
Представим графически данные анализа основных финансово-экономических показателей за 2011-2012 гг. (рисунок 2).
Рис. 2. Анализ экономических показателей за 2011-2012 годы
Исходя из данных таблицы 2.1 и рис. 2, видно, что объем реализованной продукции уменьшился в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 1001 тонн и составил 24 937 тонн. При этом произошло увеличение выручки на 37,42%, и она в 2012 г. оказалась равна 260716 тыс. руб. Прибыль от реализации продукции в 2012 году по сравнению с 2011 возросла на 4066 тыс. руб. или на 258,98%.
Анализ формирования прибыли
Высокая роль прибыли и рентабельности в развитии коммерческой организации и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость непрерывного и эффективного управления этими показателями.
Управление прибылью и рентабельностью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений на всех этапах:
. этап формирования прибыли,
. этап распределения полученной предприятием прибыли,
. использование прибыли,
. анализ уровня рентабельности предприятия.
На коммерческой организации ООО «Алтайская мука» осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли связано с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям хозяйственной деятельности. Основой такого планирования является разработанная стратегия управления прибылью, требующая конкретизации на каждом этапе поступательного движения предприятия к поставленным стратегическим целям.
Процесс формирования прибыли на ООО «Алтайская мука» включает в себя прогнозирование возможностей получения прибыли в разрезе каждого вида её деятельности, формирования критериев нормы прибыли и рентабельности на предприятии и обеспечение их достижения. Именно на этом этапе происходит управление доходами, затратами, рисками, ресурсами.
Во время реализации этапов распределения и использования прибыли обеспечивается своевременная уплата налогов за счет прибыли; формируется система пропорций распределения прибыли (отчисления в резервный фонд, выплаты учредителей, производственное развитие); обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности.
Наконец, на последнем этапе происходит анализ изменения уровня рентабельности предприятия.
На ООО «Алтайская мука» управление прибылью и рентабельностью предприятия обеспечивается в результате следования основным принципам:
) ориентированность на основные цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты, они должны будут быть отклонены, если не соответствуют миссии предприятия или стратегическим целям;
) использование каждый раз нового подхода в области формирования и использования прибыли на предприятия. Управляющие ООО «Алтайская мука» прекрасно понимают, что даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности;
) постоянный мониторинг за изменением факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия, т.е. за теми сферами деятельности, которые влияют на прибыль и рентабельность предприятия;
) подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии других проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на ООО «Алтайская мука» управление прибылью и рентабельностью является приоритетной задачей, на реализацию которой направлена организованная деятельность всего предприятия, всех его элементов. Это и естественно, ведь основной задачей любой организации является получение максимальной прибыли с минимальными затратами.
Анализ прибыли ООО «Алтайская мука» будет проведен на основе методик авторов Ковалева К.В., Панкова Д.А. и Савицкой Г.В.
Прибыль до налогообложения характеризует конечные результаты всей производственно-хозяйственной деятельности и непромышленных хозяйственных объектов предприятия без учета текущего налога на прибыль [21, 208 c.]. Перед началом анализа прибыли до налогообложения подсчитаем ее значение за два анализируемых периода.
Таблица 2.2. Формирование прибыли до налогообложения ООО «Алтайская мука» за 2011-2012 годы, тыс. руб.
Показатель | Расчет и значение | |
2011 г., тыс. руб. | 2012 г., тыс. руб. | |
Нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг | 189723 | 260716 |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг | 156110 | 221799 |
Валовая прибыль | 189723-156110=33613 | 260716-221799=38917 |
Коммерческие расходы | 30579 | 30175 |
Управленческие расходы | 1464 | 3106 |
Прибыль (убыток) от продаж товаров, работ, услуг | 33613-30579-1464=1570 | 38917-30175-3106=5636 |
Проценты к получению | - | 110 |
Проценты к уплате | - | 566 |
Прочие доходы | 980 | - |
Прочие расходы | 1214 | 2024 |
Финансовый результат от прочей деятельности | 980-1214=-234 | 110-566-2024=-2480 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 1570-234=1336 | 5636-2480=3156 |
Из таблицы 2.2. видно, что прибыль до налогообложения в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась. Чтобы оценить, насколько увеличилась чистая прибыль в ее абсолютном и относительном значении, нужно исследовать ее динамику, как по общей сумме, так и по составляющим ее элементам - так называемый горизонтальный анализ. Для этого составим таблицу 2.3. и диаграмму на основе получившихся данных (рисунок 2).
Таблица 2.3. Горизонтальный анализ прибыли до налогообложения ООО «Алтайская мука» за 2011-2012 гг., тыс. руб.
показатели | 2011 | 2012 | Абс.откл., т.р. | Отн.откл, % |
1. Финансовый результат от основной деятельности | 1570 | 5636 | 4066 | 358,98 |
2. Финансовый результат от неосновной деятельности | -234 | -2480 | -2246 | 1059,83 |
3. Итого прибыль до налогообложения | 1336 | 3156 | 1820 | 236,23 |
Как видно из таблицы 2.3 и рисунка 3, прибыль до налогообложения в 2012 г. увеличилась на 1820 т.р., что составляет 136,23%.
Рис. 3. Сравнение результатов прибыли от реализации продукции и прибыли до налогообложения за 2011-2012 годы
Таким образом, прибыль до налогообложения в 2012 г. значительно возросла, благодаря увеличению прибыли от реализации товаров, работ, услуг на 4066 т.р., что составляет 258,98% по сравнению с 2011 г. Чтобы выяснить причины такого роста прибыли от реализации, необходимо провести ее горизонтальный и факторный анализ.
Для начала в таблице 2.4 покажем, как формировалась прибыль от реализации товаров, работ, услуг.
Таблица 2.4. Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Алтайская мука» за 2011-2012 гг., тыс. руб.
Показатель | Расчет и значение | Отклонение | ||
2011 г., тыс. руб. | 2012 г., тыс. руб. | Абс., т.р. | Отн., % | |
Нетто-выручка от реализации товаров, работ, услуг | 189723 | 260716 | 70993 | 137,42 |
Полная себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, в т.ч. материальные затраты расходы на оплату труда коммерческие расходы управленческие расходы | 188153 155566 544 30579 1464 | 255080 221017 782 30175 3106 | 66927 65451 238 -404 1642 | 135,57 142,07 143,75 98,68 212,16 |
Прибыль от реализации товаров, работ, услуг | 189723-188153=1570 | 260716-255080=5636 | 4066 | 358,98 |
Из таблицы 2.4. видно, что прибыль от реализации товаров, работ, услуг увеличилась в 2012 г. на 258,98%, что составляет 4066 т.р. по сравнению с 2011 г. Увеличение прибыли произошло, несмотря на увеличение объемов материальных затрат на 42,07% или 65451 т.р.
Но в то же время ООО «Алтайская мука» снизило коммерческие расходы на 1,32%, что составило в абсолютном выражении 404 т.р.
В отчетном году предприятие увеличило расходы на оплату труда на 43,75% или 238 т.р., но это не помешало росту прибыли.
Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг проводится с целью определения степени влияния на нее следующих факторов, которые представлены на рисунке 4
Используя формулу 1.3 и порядок проведения факторного анализа методом цепных подстановок из таблицы 1.1, составим таблицу 2.5, где произведем основные расчеты.
Рис. 4. Факторы влияния на прибыль от реализации товаров, работ, услуг
Таблица 2.5. - Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Алтайская мука» за 2011-2012 гг., т.р.
№ | В, тыс. руб. | Зм, тыс. руб. | Зт, тыс. руб. | Рк, тыс. руб. | Ру, тыс. руб. | По, тыс. руб. | ∆По, тыс. руб. |
Баз. | 189723 | 155566 | 544 | 30579 | 1464 | 1570 | |
1 подст. | 260716 | 155566 | 544 | 30579 | 1464 | 72563 | ∆По(В)= 72563-1570=70993 |
2 подст. | 260716 | 221017 | 544 | 30579 | 1464 | 7112 | ∆По(Зм)=7112-72563=-65451 |
3 подст. | 260716 | 221017 | 782 | 30579 | 1464 | 6874 | ∆По(Зт)=6874-7112=-238 |
4 подст. | 260716 | 221017 | 782 | 30175 | 1464 | 7278 | ∆По(Рк)= 7278-6874=404 |
5 подст. | 260716 | 221017 | 782 | 30175 | 3106 | 5636 | ∆По(Ру)=5636-7278=-1642 |
Полученных данных недостаточно для полного анализа прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Алтайская мука» за 2011-2012 гг. Поэтому проведем анализ влияния объема реализации продукции (VРП); структуры продукции (Удi), себестоимости продукции (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi) на сумму прибыли отчетного года, по сравнению с предыдущим., используя данные, приведенные в таблице 2.6.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя величину каждого фактора прошлого года отчетным.
Таблица 2.6. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2012 г. по сравнению с 2011 г., тыс. руб.
Показатель | 2011 | 2012 | Абс. откл., тыс. руб. | Отн. откл., % |
Объем реализованной продукции, тыс. шт. | 25938 | 24937 | -1001 | -3,86% |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки, тыс. руб. | 189723 | 260716 | 70993 | 137,42% |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 188153 | 255080 | 66927 | 135,37% |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | 1570 | 5636 | 4066 | 358,98% |
Как видно из таблицы 2.6, прибыль от реализации продукции в 2012 году по сравнению с 2011 возросла на 4066 тыс. руб., или на 258,98%.
Представим графически данные анализа прибыли от реализации продукции за 2011-2012 гг. (рисунок 5).
Рис. 5. Анализ прибыли от реализации продукции за 2011-2012 гг.
Следует отметить, что в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим повлияло три фактора:
· объем реализованной продукции;
· себестоимость единицы продукции;
· уровень среднереализационных цен.
По данным таблицы 2.7. можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Таблица 2.7. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель | Условия расчета | Сумма прибыли, тыс. руб. | ||
Объем реализации, тыс. шт. | Цена единицы продукции, руб. | Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
База | 25938 | 7,31 | 7,25 | 1570 |
Усл1 | 24937 | 7,31 | 7,25 | 1496 |
Усл2 | 24937 | 10,45 | 7,25 | 79923 |
Отчет | 24937 | 10,45 | 10,23 | 5636 |
. Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции:
DПvрп = Пусл1 - Пбаз=(Ц0-С0)*VРП1 - (Ц0-С0)*VРП0= 1496-1570= -74 тыс. руб.
. Изменение прибыли за счет изменения цены единицы продукции:
DПц = Пусл2 - Пусл1= (Ц1-С0)*VРП1 - (Ц0-С0)*VРП1= 79923-1496=78427 тыс. руб.
. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы продукции:
DПс = Потч - Пусл2=(Ц1-С1)*VРП1 - (Ц1-С0)*VРП1= 5636-79923 =-74287 тыс. руб.
. Суммарное изменение прибыли:
DП = Потч - Пбаз= (Ц1-С1)*VРП1 - (Ц0-С0)*VРП0= 5636-1570= 4066 тыс. руб.
Этот же результат получаем как сумму отклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов:
+78427-74287 = 4066 тыс. руб.
Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало изменения цены единицы продукции (78427 тыс. руб.). Следует отметить, что отрицательное влияние на размер прибыли оказало увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли: повышение себестоимости единицы продукции (на 2,98 руб.) уменьшило общую сумму прибыли на 74287 тыс. руб.
Незначительное уменьшение прибыли вследствие уменьшения объема реализации (прибыль снизилась на 74 тыс. руб.) продукции было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 4066 руб. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!