Глава 1. Отраслевая и территориальная структура машиностроительного комплекса — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 1. Отраслевая и территориальная структура машиностроительного комплекса

2020-04-01 152
Глава 1. Отраслевая и территориальная структура машиностроительного комплекса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы определяется той ролью и значимостью которую играет машиностроение в общей структуре промышленного производства и экономическом развитии ведущих стран мира.

Целью работы является изучение территориальной организации машиностроительного комплекса мира.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1. Проанализировать отраслевую и территориальную структуру машиностроения мира

2. Рассмотреть территориальную организацию ведущих и новейших отраслей изучаемого комплекса

3. Выяснить особенности и перспективы развития машиностроения в России

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

1. Историко-географический метод использовался при рассмотрении этапов развития машиностроения мира.

2. Сравнительно-географический метод применялся для рассмотрения дифференциации развития машиностроительного комплекса в разных странах и регионах.

3. Картографический метод был использован для отображения полученных результатов исследования.

Объектом исследования является машиностроительный комплекс мира.

Предметом – особенности развития и размещения ведущих отраслей машиностроения.

Работа состоит из Введения, 3 глав, Заключения и списка используемой литературы из 42 источников.

Первая глава посвящена рассмотрению общей отраслевой и территориальной структуры машиностроительного комплекса. В ней приводится классификация стран мира по уровню развития машиностроения.

Во второй главе рассматривается особенности территориальной организации новейших отраслей машиностроения.

В третьей главе проводится экономико-географический анализ машиностроения России.

 


Глава 1. Отраслевая и территориальная структура машиностроительного комплекса

 

Машиностроение — наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии. Ее продукция воплощает в себе все возможные для практического применения достижения НТР. Ос­новная задача машиностроения — обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйст­ва; удовлетворение потребностей населения в разнообразных прибо­рах и аппаратах бытового назначения. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии — произ­водит дорогостоящее вооружение для обороны своей страны.

Особенность современного машиностроения — исключительно высокая экспортность его продукции. Это обусловлено очень широким ее ассортиментом по сравнению с любой другой отраслью индустрии (более 3 млн. видов индивидуальных изделий выпускает машиностроение мира). Ни одна страна мира не может вырабатывать такое разнообразие изделий, прежде всего по экономическим причинам, что в свою очередь, предопределило глубокую специализацию машиностроительньного комплекса не только по конечной, но и по комплектующей продукции.

Глава 2. Территориальная организация новейших отраслей промышленности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Машиностроение — наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии. Ее продукция воплощает в себе все возможные для практического применения достижения НТР. Ос­новная задача машиностроения — обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйст­ва; удовлетворение потребностей населения в разнообразных прибо­рах и аппаратах бытового назначения.

Особенность современного машиностроения — исключительно высокая экспортность его продукции. Это обусловлено очень широким ее ассортиментом по сравнению с любой другой отраслью индустрии (более 3 млн. видов индивидуальных изделий выпускает машиностроение мира). Ни одна страна мира не может вырабатывать такое разнообразие изделий, прежде всего по экономическим причинам, что в свою очередь, предопределило глубокую специализацию машиностроительньного комплекса не только по конечной, но и по комплектующей продукции.

Машиностро­ение — ранее привилегия только высокоразвитых стран, стало все более распространяться по всему миру, хотя у большинства стран нет «полного» профиля машиностроительных производств и вряд ли когда-нибудь будет, поскольку очень многое зависит от уровня НИОКР и квалификации рабочей силы. Тем не менее дешевизна труда становится главным фактором в размещении машинострое­ния, и только на втором месте НИОКР и высокая квалификация. За счет этих двух факторов страны ранней индустриализации сохраня­ют монополию на многие сложные производства, хотя роль квали­фикации рабочей силы не всегда выступает решающей силой.

Общей тенденцией является сдвиг производств низкой и сред­ней сложности из развитых стран в развивающиеся. Этому очень способствуют ТНК, которые переносят свои филиалы в развиваю­щиеся страны, оставляя в странах базирования только НИОКР и сложные производства.

Электронная промышленность — самая наукоемкая отрасль со­временного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудни­чество между научно-исследовательскими учреждениями и производ­ственными предприятиями. В условиях рыночной конкуренции по­требовалось резко сократить временной цикл от разработки изделия до его выпуска. Это удалось осуществить в технополисах (типа зна­менитой Силиконовой долины в США). В них практически нет тер­риториального (а значит, и временного) разрыва между научными ис­следованиями и производством. Тем самым достигнута высокая эко­номическая эффективность всего цикла — от момента появления новой идеи до массового выпуска товара. Это стало новым элементом формирующейся географии отрасли.

За короткий срок электронная промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей мировой индустрии и индустрии отдельных стран.

Товары электронной промышленности играют все большую роль на мировых рынках. Ведущие производители электронной продукции (США, страны Западной Европы, Япония) обладают обширным внут­ренним рынком для сбыта этих изделий, и тем не менее треть вы­пускаемых в мире электронных товаров поступает на внешние рынки. Изделия электроники — одни из самых дешевых видов потребитель­ской продукции машиностроения. Они предназначены для ежегодной продажи многим сотням миллионов жителей планеты.


Литература

 

1. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. М., 1977.

2. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и соци­альная география мира (общий обзор): Учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2000.

3. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М., 1982.

4. Баранский Н.Н. Географическое разделение труда // Избранные труды. Становление советской экономической географии. М., 1980.

5. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилиза­ция. — М.: ВЛАДОС, 1998.

6. Весь мир в таблицах. Справочник. — Минск; М., 2003.

7. Витковский О.В. География промышленности зарубежных стран.

8. Географический энциклопедический словарь. По­нятия и термины. / Гл. ред. А. Ф. Трёшников. — М., 1998.

9. География мирового хозяйства. География мировой промышлен­ности. М., 1991.

10. География мирового хозяйства. М., 1997.

11. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: Аст-Пресс, 2001.

12. Гладкий К.Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. — М.: Просвещение, 2000.

13. Гладкий Ю. Н., Соколов О. В., Файбусович Э. Л. Экономическая и социальная география: Пособие для поступающих в вузы. — М.: Просвещение, 1999.

14. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2000.

15. Год планеты. (Ежегодник). — М.: Республика.

16. Голубчик М. М. Политическая география мира: Учебное пособие для вузов. — Смоленск: СГУ, 1998.

17. Голубчик М. М. Политическая карта мира: Спра­вочное учебное пособие. — Смоленск: СГУ, 2001.

18. Голубчик М.М. География мирового хозяйства. Саранск, 1995.

19. Колосов В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. — М.: Аспект Пресс, 2001.

20. Кузнецов А. П. Население И хозяйство мира: Учебник для 10 кл. — M.i Дрофа, 2000.

21. Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная геогра­фия: Учебник для 11 кл. — М.: Дрофа, 1997.

22. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. СПб., 1993.

23. Любимов И. М. Общая политическая, экономи­ческая и социальная география: Учебное пособие. — М.; Гелиос АРВ, 2001.

24. Максаковский В. П. Географическая культура: Учебник для вузов. — М.: ВЛАДОС, 1998.

25. Максаковский В. П. Экономическая и социаль­ная география мира: Учебник для 10 кл. — М.: Просвещение, 2000.

26. Максаковский В.П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. — М.: Экопрос, 1997.

27. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. М., 1995.

28. На пороге 21 века. Доклад о мировом развитии. 1999/2000 годы. — М.: Весь мир, 2000.

29. Отчет о мировом развитии. — М.: Прайм-ТАСС, 1997.

30. Родионова И. А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебное пособие для учителей. — М.: Московский лицей, 1998.

31. Розан М.С. и др. Современная география мирового хозяйства. М., 1977.

32. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. М., 1993.

33. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, мето­ды, практика. М., 1973.

34. Социально-экономическая география зарубежного мира. М., 1998.

35. Социально-экономическая география зарубежно­го мира: Учебник для вузов / Под общей ред. В. В. Вольского. — М.: Дрофа, 2001.

36. Страны и народы. Т.: Земля и человечество. М., 1985.

37. Холина В. И. География человеческой деятель­ности: экономика, культура, политика: Учебное по­собие для 10—11 кл. школ гуманитарного профи­ля. — М.: Просвещение, 2001.

38. Хорев Б.С. Мировой демографический рост и перспективы чело­вечества // География в школе. 1995. № 5.

39. Хорее Б.С. Очерки геоглобалистики и геополитики. М., 1997.

40. Хорев Б.С. Территориальная организация общества. М., 1981.

41. Шлихтер С.Б. География мировой транспортной системы. Взаи­модействие транспорта и территориальных систем хозяйства. М., 1995.

42. Экономика зарубежных стран. Капиталистические и развиваю­щиеся страны / Под ред. В.П. Колесова и др. М., 1990.

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы определяется той ролью и значимостью которую играет машиностроение в общей структуре промышленного производства и экономическом развитии ведущих стран мира.

Целью работы является изучение территориальной организации машиностроительного комплекса мира.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1. Проанализировать отраслевую и территориальную структуру машиностроения мира

2. Рассмотреть территориальную организацию ведущих и новейших отраслей изучаемого комплекса

3. Выяснить особенности и перспективы развития машиностроения в России

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

1. Историко-географический метод использовался при рассмотрении этапов развития машиностроения мира.

2. Сравнительно-географический метод применялся для рассмотрения дифференциации развития машиностроительного комплекса в разных странах и регионах.

3. Картографический метод был использован для отображения полученных результатов исследования.

Объектом исследования является машиностроительный комплекс мира.

Предметом – особенности развития и размещения ведущих отраслей машиностроения.

Работа состоит из Введения, 3 глав, Заключения и списка используемой литературы из 42 источников.

Первая глава посвящена рассмотрению общей отраслевой и территориальной структуры машиностроительного комплекса. В ней приводится классификация стран мира по уровню развития машиностроения.

Во второй главе рассматривается особенности территориальной организации новейших отраслей машиностроения.

В третьей главе проводится экономико-географический анализ машиностроения России.

 


Глава 1. Отраслевая и территориальная структура машиностроительного комплекса

 

Машиностроение — наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии. Ее продукция воплощает в себе все возможные для практического применения достижения НТР. Ос­новная задача машиностроения — обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйст­ва; удовлетворение потребностей населения в разнообразных прибо­рах и аппаратах бытового назначения. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии — произ­водит дорогостоящее вооружение для обороны своей страны.

Особенность современного машиностроения — исключительно высокая экспортность его продукции. Это обусловлено очень широким ее ассортиментом по сравнению с любой другой отраслью индустрии (более 3 млн. видов индивидуальных изделий выпускает машиностроение мира). Ни одна страна мира не может вырабатывать такое разнообразие изделий, прежде всего по экономическим причинам, что в свою очередь, предопределило глубокую специализацию машиностроительньного комплекса не только по конечной, но и по комплектующей продукции.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.