Задачи осмотра места происшествия — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Задачи осмотра места происшествия

2020-04-01 121
Задачи осмотра места происшествия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основным элементом процесса раскрытия преступлений является установление лиц, их совершивших. Одновременно это и необходимая предпосылка доказывания вины, то есть решения главной задачи уголовного судопроизводства: быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона, предупреждения и искоренения преступлений. Следовательно, доказывание вины лица в совершении им конкретного преступления возможно лишь в случае, когда это лицо будет установлено, то есть о нем как о физическом объекте будет получена такая совокупность информации, которая позволит выделить это лицо как единственное, совершившее данное преступление.

К такой информации относятся сведения о лице, как о физическом объекте (различные признаки внешности), демографические (установочные) данные, сведения о психологических чертах устанавливаемого. Когда речь идет об установлении конкретного человека, совершившего преступление, необходимо рассматривать не только его поведение, но и его свойства, отражение которых, например, на окружающей обстановке позволит идентифицировать субъект.

Многочисленные следы и изменения в обстановке на месте совершения преступления возникают в результате как целенаправленных, так и непроизвольных действий. Поэтому по следам можно судить о последовательности действий, уловках преступника, некоторых чертах его характера и поведения, установить обстоятельства совершения преступления, строить предположения о мотивах совершенных действий. Из этого следует, что криминалистическое понятие «установление лица, совершившего преступление» и такое же правовое понятие частично не совпадают. Первое является необходимой предпосылкой для доказывания вины этого лица, второе- результатом доказывания. Установления лица как субъекта преступления часто начинается в условиях неопределенности, проблемных ситуаций, острого дефицита исходной информации о нем, явного либо скрытого противодействия как с его стороны, так и со стороны иных лиц, стремящихся к направлению следствия по ложному пути. Между тем ошибка в установлении виновного приводит к тяжким последствиям, к грубейшему нарушению конституционного положения о неприкосновенности личности.

Поэтому основная задача следователя и оперативного работника заключается в том, чтобы, умело используя средства, приемы и методы расследования, получить доказательства, сведение о лице, совершившем преступление, необходимые для дальнейшего доказывания его вины. Решается это задача путем производства по уголовному делу следственных и судебных действий, регламентированных уголовно-процессуальным законодательством. Среди них важное место занимают первоначальные следственные действия, в том числе осмотр места происшествия. Потенциальные возможности этого следственного действия в получении максимального объема доказательственной информации огромны. Это основа расследования подавляющего большинства уголовных дел.

Так, по уголовным делам об имущественных преступлениях, преступлениях против личности исходная информация для организации и планирования дальнейшего расследования получается именно в процессе осмотра места происшествия. Нередко достаточно иметь результаты осмотра, чтобы создать мысленную модель совершившего преступления лица, включающую в себя основные элементы его био-физиологических свойств (рост, возраст, физическую силу, цвет волос); психологическую характеристику (волю, эмоции, темперамент, привычки); профессию; приметы одежды; в ряде случаев и некоторые сведения демографического характера.

При недостаточной полноте этих сведений мысленный образ преступника требует дальнейшей конкретизации, превращения предположительного вывода о нем в достоверный факт. Решение этой задачи начинается с осмотра места происшествия, поэтому об эффективности его выполнения зависит качество и результативность всех последующих следственных действий. Некоторые преступления остаются не раскрытыми только потому, что по ним осмотр места происшествия не проводился вообще либо был проведен небрежно или неквалифицированно.

В ходе осмотра места происшествия осуществляются:

непосредственное восприятие его участниками обстановки в том виде, в каком они застали ее в момент прибытия;

установления взаимосвязи места происшествия с расследуемым преступлением (обнаружение орудий преступления, следов преступника);

обнаружение, фиксация, изъятие, сохранение и оценка следов преступления и других вещественных доказательств;

выдвижение и проверка типичных общих и частных криминалистических, следственных и оперативно-розыскных версий о событиях и элементах его, в том числе о способах совершения и сокрытия преступления;

установление отдельных примет преступника;

выяснение механизма преступления, различных обстоятельств, могущих иметь значения для его расследования;

получение первоначальной информации о действиях преступника и конструирование на основе этих сведений его мысленного образа (модели);

определение оптимальных путей поиска новых доказательств, последовательности и системы осуществления других следственных действий, организационных и оперативно-розыскных мероприятий;

проверка показаний, связанных с материальной обстановкой, места происшествия;

изучение личности совершившего преступление и потерпевшего, мотива преступления;

выяснение обстоятельств, характерных для инсценировки преступления;

установление причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Наряду с указанными в ходе осмотра места происшествия решаются и другие задачи, имеющие частный характер. К ним можно отнести сопоставление данных осмотра с оперативной информацией, определение отправных точек для преследования преступника по горячим следам либо для направлений для его розыска.

Полнота и эффективность решения всех этих задач зависит от строгого соблюдения сотрудниками полиции требований, предъявляемых к осмотру места происшествия, знания ими тактики его организации и проведения, методики расследования того вида преступления, по которому проводится осмотр.

Как известно, ни одно преступление не может быть совершено таким образом, чтобы действия преступника не оставили каких-либо материальных следов в окружающей обстановке. Эти следы могут быть различными по своему характеру, в зависимости от того, какое преступление совершено (убийство, кража, хулиганство), стремился ли преступник замаскировать свои действия, насколько это ему удалось и т.д. При убийстве, например, на том месте, где оно было совершено могут остаться труп или следы его перемещения, кровь, следы борьбы между преступником и его жертвой, брошенные или оброненные предметы; при квартирной краже - следы применения орудия взлома, следы рук, ног преступника; при хулиганских действиях - сломанные предметы, обрывки одежды и многое другое. Следы могут остаться не только там, где совершалось преступление, но и в иных местах, например, там, где преступник замывал окровавленную одежду, продавал украденные вещи. Тщательное изучение каждого из этих мест, обнаружение, фиксация и изъятие соответствующих следов или предметов имеют огромное значение для соответствующих следов или предметов имеют огромное значение для расследования.

Осмотр места происшествия можно определить как неотложное следственное действие, которое состоит в непосредственном изучении и фиксации следователем или другим уполномоченным на то лицом обстановки места происшествия, находящихся на нем следов и вещественных доказательств в целях получения фактических данных, имеющих значение для расследования.

Важно подчеркнуть, что в ходе осмотра места происшествия работник органа дознания или следствия непосредственно знакомиться с обстановкой события, сохранившимися следами и предметами. Осмотр места происшествия позволяет лицу, ведущему расследование, лично ознакомиться с материальными следами события, сопоставить установленные им факты с тем, что уже известно о событии из других источников (заявления потерпевшего, сообщений очевидцев) и прийти к выводу о том, что в действительности произошло.

Решая вопрос о необходимости осмотра места происшествия, нужно исходить из конкретных обстоятельств дела. Можно сказать, что осмотр места происшествия должен проводиться всегда, когда опыт следователя или работника дознания подсказывает, что путем осмотра могут быть обнаружены вещественные следы события или исследована обстановка места происшествия. Если даже при этом и не будут обнаружены какие-либо следы или предметы, все равно осмотр бывает полезен, т.к. позволяет лицу, производящему расследование, лучше, полнее ознакомиться с обстановкой места события, глубже понять сущность расследуемого преступления.

Осмотр места происшествия - весьма сложное и трудоемкое следственное действие, требующее умелого применения разработанных криминалистической приемов и рекомендаций по тактике его проведения, четкой организации, предельной тщательности в процессе работы. Однако в практике часто встречаются случай неквалифицированного и небрежного проведения осмотра. Обычно это приводит к невосполнимым утратам следов и других вещественных доказательств.

Необходимо различать место происшествия и место преступления. Место происшествия - это помещение или участок местности, в пределах которого обнаружены следы совершенного преступления. Само преступления при этом могло быть совершено и другом месте. Место преступления- это помещение или территория, где непосредственно было совершено преступление, хотя следы этого преступления могут быть обнаружены и в ином месте или других местах. В ряде случаев место преступления и место происшествия могут не совпадать. В начале расследования работник органа дознания, как правило еще не знает где было совершено преступление, т.е является данное место происшествия местом преступления.

В соответствии со ст. 178 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. При наличии к тому основании, уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра места происшествия. Осмотр места происшествия- единственное следственное действие, которое закон позволяет проводить без заведения уголовного дела.

Согласно ст. 179 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, осмотр предметов и документов обнаруженных при осмотре места происшествия, местности и помещения, производится на месте соответствующего следственного действия. В этом случае результаты осмотра записываются в протокол указанного следственного действия. Если для осмотра предметов и документов понадобится продолжительное время, или по иным основаниям, осмотр может быть произведен по месту расследования, т.е в кабинете следователя или работника органа дознания. Под иным основаниям в следственной практике обычно понимают неблагоприятные метеорологические условия на месте происшествия (дождь, снег), плохую освещенность большое скопление людей и любые другие обстоятельства, которые могут отрицательно сказаться на качестве осмотра.

В криминалистике различают первоначальный, повторный и дополнительный осмотры места происшествия. Первоначальный - это первый осмотр следователем (или работником органа дознания) данного места происшествия; повторный - любой последующий осмотр места происшествия; которое ранее уже подвергалось осмотру.

При повторном, как и при первоначальном осмотре, место происшествия исследуется полностью, вместе со всеми обнаруженными на нем следами. В тактическом отношении повторный осмотр никаких особенностей не имеет.

Обычно целью повторного осмотра места происшествия является восполнение пробелов, допущенных при первоначальном осмотре, а также проверка новых данных, полученных в ходе расследования. Если, например, первоначальный осмотр проходил в неблагоприятных условиях, либо был проведен недостаточно тщательно, то в результате повторного осмотра места происшествия иногда удается получить новые данные. Поэтому рекомендуется (если есть возможность) сохранить на некоторое время место происшествия в неприкосновенном виде.

При повторных осмотрах фиксация обнаруженного производится избирательно: нет необходимости фиксировать обстоятельства, уже фигурирующие в материалах предыдущих осмотров, за исключением случаев, когда повторный осмотр предпринять для их проверки или уточнения отдельных деталей. В тоже время новые данные должны быть занесены в протокол, а отдельные объекты, изъяты. Все процессуальные права осмотра места происшествия должны соблюдаться и при повторных осмотрах.

Дополнительный осмотр места происшествия - это отдельных элементов объекта (помещения или участка местности), который прежде уже был осмотрен в целом. Обычно необходимость в дополнительном осмотре возникает тогда, когда какие-то участки места происшествия, следы или предметы при первоначальном осмотре остались не исследованными или были исследованы не достаточно полно, хотя в целом первоначальный осмотр был проведен на должном уровне и проводить повторный осмотр не целесообразно.

В ходе осмотра места происшествия нередко проводятся отдельные действия, носящие поисковой характер - например, обследование закрытых помещений, участков местности, водоёмов, поиска различных объектов с помощью металлоискателя, прочесывание кустарников. Подобные действия, если они необходимы для исследования помещения, принадлежащего государственной или общественной организации, либо участка местности, представляют собой один из элементов следственного осмотра.

Однако в практике некоторые работники органа дознания под видом осмотра фактически проводят обыск (предлагают заподозренным показать содержимое карманов, обыскивают их верхнею одежду, а также предпринимают активные поисковые действия к обнаружению доказательств в служебных помещениях - выстукивают стены в поисках тайников, вскрывают полы). Это является нарушением закона. Необходимо помнить что, исследование содержимого карманов, а также вскрытие чемоданов, портфелей, сумок и других предметов можно производить только на основаниях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Подобные действия, должны проводится только с санкции прокурора или в случаях, не терпящих отлагательств, с последующим его уведомлением в установленный законом срок.

В ходе осмотра места происшествия очень важно выявить и зафиксировать негативные обстоятельства, т.е. любые фактические данные, противоречащие общепринятым представлениям об обычном ходе событий в данной ситуации (противоречащие естественному порядку событий).

Негативные обстоятельства имеют важное значение для выявления инсценировок т.е. фактов искусственного создания лицом, заинтересованном в определенном исходе расследования, обстановки, не соответствующим обстоятельствам действительно происшедшего события.

Качество осмотра места происшествия в немалой степени зависит от подготовки проведения указанного следственного действия. Основная роль в этом принадлежит следователю, который формирует и возглавляет следственно-оперативную группу, выезжающую на место происшествия, и руководит ею. На него же возлагается обязанность проводить инструктажи всех участников осмотра, разъяснять им процессуальные права, распределять обязанности и организовывать взаимодействие между ними, подготавливать технико-криминалистические средства и приглашать специалистов. Указания и поручения следователя обязательны для всех участников осмотра не только в процессе его проведения, но и в период подготовки к этому следственному действию.

Практика свидетельствует, что для раскрытия и расследования тяжких и наиболее сложных преступлений необходимо создавать следственно-оперативные группы, работы которых должна начинаться с осмотра места происшествия. Целесообразно, что раскрытием и расследованием уголовных дел, в особенности по тяжким преступлениям, занимались те сотрудники (следователь, оперативный уполномоченный, специалист), которые в составе оперативно-следственных групп проводили по ним осмотры мест происшествий. Это позволит использовать при построении версий, планирование следственных действий, определение тактических приемов их проведения сохранившуюся в памяти указанных лиц, но не зафиксированную в документах осмотра информацию о событии преступления и отдельных обстоятельствах его совершения. Кроме того, это повысит ответственность всех участников за ход и результаты осмотра, за максимально полное их использование в раскрытии преступлений, установлении и изобличении преступников.

Большое внимание следует уделять подготовке технико-криминалистических средств, необходимость в применении которых может возникнуть на месте происшествия. На вооружение органов внутренних дел, как уже отмечалось, находятся самые разнообразные наборы этих средств, поэтому задача следователя заключается в том, чтобы проследить за правильностью их выбора и укомплектованностью даже в случае, когда в состав группы входит эксперт-криминалист.

Учитывая, что в имеющихся комплектах, как правило, нет технических средств, приспособленных для обнаружения и изъятия мельчайших частиц различных веществ (микроследов), в том числе и запаха, необходимо вложить такие в следственный чемодан или оперативную сумку.

Для работы с микрообъектами на месте происшествия разработаны и рекомендованы к использованию осветители ОИ-18, цветные светофильтры, лупы 4х и 10-кратного увеличения с подсветкой, стереоскопические микроскопы с рукояткой и треногой- штативом, ультрафиолетовые осветители и портативные электронно-оптические преобразователи, магниты, стеклянные, эбонитовые и каучуковые электростатические палочки, щупы, микропылесосы с фильтром, нейтральная липкая лента, пинцеты, скальпели, корнцанги, наборы капилляров, микропипеток, предметных стекол, емкости с адсорбентами, полиэтиленовая пленка, фольга, калька, пергамент, твердая гладкая бумага, материал.

Комплекты указанных средств промышленностью не выпускаются поэтому органы внутренних дел вынуждены изготавливать или заказывать их самостоятельно.

Набор перечисленных средств и приспособлений зависит от обстоятельств совершенного преступления, его вида, места. Руководитель следственно-оперативной группы обязан обеспечить её всеми технико-криминалистическими средствами и приспособлениями, которые могут потребоваться при осмотре места происшествия. Не меньшую ответственность за это должны нести дежурный горрайоргана внутренних дел, организующий выезд группы, и специалист-криминалист, включенный в ее состав.

Результативность осмотра зависит и от своевременного, профессионального грамотного проведения мероприятия, направленных на сохранение обстановки места происшествия, имеющихся там следов. Это должен уметь делать каждый сотрудник органов внутренних дел, этому же следует обучать и народных дружинников. О необходимости сохранения обстановки места происшествия должно предупреждать лицо, сообщившее о совершенном преступлении.

Прибыв на место происшествия, руководитель группы обязан сразу же выяснить, приняты ли меры к сохранению обстановки и следов, и, при необходимости, решить вопрос и принятии дополнительных мер. В первую очередь следует защитить их от дождя, снега, ветра, солнечных лучей. Необходимо также прекратить в помещение в котором совершено преступление, сквозняки, немедленно удалить всех посторонних, в том числе и сотрудников органов внутренних дел которые не участвуют в осмотре, принять меры по сохранению следов в том виде, в котором они находятся в момент прибытия группы.

Ответственным элементом организации осмотра места происшествия является инструктаж руководителем всех его участников, своевременное и полное разъяснение им прав и обязанностей. Такой инструктаж позволит избежать дублирования действий, исключить вероятность оставления необследованным отдельных участков места происшествия, не выявление либо уничтожение следов преступления.

Сущность инструктажа состоит в уточнении следователем границ места происшествия, определении последовательности осуществления необходимых действий, четком распределении обязанностей и объема работы для каждого участника, установление способов координации их действий. Кроме того, участникам осмотра необходимо сообщить намеченную руководителем исходную точку для начала этого следственного действия. При этом следует исходить из общего правила, что осмотром необходимо охватить всю обстановку места происшествия, прилегающую к нему территорию, возможные пути подхода и отхода преступника, сохранить следы и не допустить загрязнения их новыми в результате неправильных действий кого либо из участников. При работе со следами нужно использовать все основные тактические приемы и рекомендации, технические средства и приспособления, разработанные криминалистикой, чтобы получить и зафиксировать максимум доказательственной информации из обнаруженных следов.

При подготовке к осмотру места происшествия для определения последовательности его проведения рекомендуется добыть как можно больше информации о событии преступления и обстоятельствах его совершения. Такие сведения можно получить на месте происшествия от заявителя, потерпевшего, очевидцев, сотрудников органов внутренних дел, лиц оказывающих помощь потерпевшему, или охранявших место происшествия. Нужную информацию можно получить от администрации и сотрудников учреждения или предприятия, где имело место указанное событие, а также путем обзора самого места происшествия и окружающей его территорий. При этом следует уточнить, произошли ли какие-либо изменения в обстановке, кто, когда и с какой целью их внес. Все это позволит правильно определить объем работы на месте происшествия, построить наиболее вероятные криминалистические версии, установить нужные следы.

Только после проведения подготовительных мероприятий руководитель следственно-оперативной группы приступает к осмотру и дает для этого соответствующие указания всем остальным его участникам.

 

1.2
Подготовка к осмотру места происшествия

 

Осмотр места происшествия состоит из трех последовательных этапов.

. Подготовительного,

. Рабочего (или исследовательского),

. Заключительного.

Деление на этапы в известной мере условно, осмотр места происшествия представляет собой единый процесс, но в криминалистике принято такое деление, чтобы обеспечить методичность и последовательность осмотра. Первые 2 этапа, в свою очередь делятся на стадии.

Прежде чем говорить о действиях работника органа дознания по подготовке к осмотру, необходимо остановиться на вопросе о том, кто, кроме него, может участвовать в осмотре, какие требования предъявляются к другим участникам и какова их роль в осмотре места происшествия.

Участников осмотра места происшествия можно разделить на а) обязательных и б) необязательных (факультативных). Обязательные участники привлекаются к осмотру согласно требованию закона, независимо от желания лица, производящего осмотр, и результата осмотра, произведенного за их отсутствие, не будут иметь доказательственного значения. Решения к привлечению осмотра места происшествия той или иной категории факультативных участников принимает следователь или лицо, производящее дознание, по своему усмотрению, исходя из обязательств дела.

Согласно ст. 179 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, осмотр производится в присутствии понятых. Лицо, производящее осмотр, вправе привлечь к участию в нем обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля. В необходимых случаях для участия в осмотре места происшествия приглашается специалист. В силу ст. 180 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, наружный осмотр трупа на месте его обнаружения обязательно производится с участием врача - специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия - иного врача.

Таким образом, по закону к числу обязательных участников осмотра места происшествия относятся следователь или работник органа дознания, понятые (не мене 2), врач - специалист, если на месте происшествия имеется труп.

Факультативными участниками осмотра места происшествия, согласно закону, могут быть специалист (практически его участие в осмотре целесообразно почти во всех случаях), обвиняемый, подозреваемый, потерпевший и свидетель. Кроме того, к осмотру места происшествия в качестве факультативных участников нередко привлекаются представители администрации учреждения или предприятия (например, при кражах государственного или общественного имущества), оперативные работники, полиция, инспектор-кинолог с розыскной собакой, представители общественности и технические исполнители.

Понятыми могут быть любые незаинтересованные в деле совершеннолетние граждане. В качестве понятых нельзя привлекать родственников или близких знакомых потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, а также работники органа внутренних дел ил прокуратуры. Задача понятых заключается в том, присутствовать при осмотре, внимательно наблюдать за всеми действиями лица, производящего осмотр, и, в случае необходимости, засвидетельствовать факты обнаружения тех или иных объектов, совершение определенных действий, а также достоверность всех записей в протоколе осмотра.

Согласно ст. 135 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, понятые вызываются в количестве не менее 2. Однако, в ряде случаев целесообразно приглашать большее количество понятых (например,4). Необходимость в этом возникает тогда, когда осмотр места происшествия проводится группой работников дознания, либо на значительной территории.

Перед началом осмотра работник органа дознания должен объявить понятым, для чего они вызваны разъяснить им права и обязанности, предусмотренные ст. 135 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан.

В необходимых случаях работник органа дознания может предупредить понятых, согласно ст. 139 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, о недопустимости разглашения, без его разрешения, данных осмотра места происшествия. Об этом у понятых отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 184 Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Такое предупреждение необходимо делать при проведении первоначальных следственных действий по делам о половых преступлениях и во всех других случаях, когда в результате осмотра места происшествия выявляются обстоятельства интимной жизни граждан, либо когда разглашение данных осмотра места происшествия может помешать ходу расследования.

В ходе осмотра работник органа дознания разъясняет понятым их цель и характер проводимых им в данный момент действий, обращает внимание понятых на наиболее важные обстоятельства, предъявляет им выявленные следы и другие вещественные доказательства. На все вопросы понятых следует отвечать, по возможности, обстоятельно. Если кто - то из понятых выскажет соображения о желательности проведения каких либо иных действий или о дополнении протокола, что по мнению работника органа дознания, не вызывает необходимости, надо убедительно и тактично разъяснить ошибочность высказанной точки зрения. Замечания понятого подлежат занесению в протокол осмотра.

Особую роль в осмотре места происшествия играет специалист. В качестве специалиста может выступать любое незаинтересованное в деле лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле. На практике помощь специалистов нужна почти во всех случаях. В качестве специалиста может выступать криминалист - сотрудник оперативно-технического аппарата органа внутренних дел, электрик, ветеринарный врач, инженер-строитель, авто-техник и т.д.

В соответствии со ст. 133 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, требование о вызове специалиста обязательно для руководителя учреждения, предприятия или организации, где работает специалист.

В отличие от эксперта, специалист не проводит каких либо исследований. Находясь на месте происшествия, он лишь помогает лицу, производящему осмотр, выявить, зафиксировать и изъять доказательства, дает, в случае необходимости, консультацию по специальным вопросам, возникающим в ходе осмотра, правильному применению специальной терминологии при составлении протокола. Кроме того, специалист может сделать определенные выводы, касающиеся отдельных обстоятельств имеющего места события, дать оценку установленным фактам и явлениям, высказать свое предположение. Однако эти выводы, предположения и иные суждения специалиста не имеют никакого доказательственного значения и не фиксируются в протоколе, а могут использоваться лишь в розыскных целях.

Участие в осмотре места происшествия специалиста не умоляет руководящей роли работника органа дознания и не связывает его инициативы. Специалист, как его помощник и консультант, лишен права принимать самостоятельного решения, он не составляет по поводу осмотра какого либо самостоятельного документа. Безусловно, работник органа дознания должен самым внимательным образом прислушиваться к мнению специалиста, но окончательное решение по всем вопросам он принимает самостоятельно. Встречающиеся на практике случаи, когда осмотр практически проводит специалист, а работник органа дознания лишь под его диктовку составляет протокол, следует рассматривать как нарушение закона.

Конечно, работник органа дознания не всегда может рассчитывать на помощь квалифицированного специалиста при осмотре места происшествия. Однако он должен изыскивать возможности, чтобы найти подходящее лицо на месте, (если позволяет время) обеспечить его прибытие из другого населенного пункта.

Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший или свидетель по решению работника органа дознания привлекаются к осмотру места происшествия, если их пояснения могут оказаться полезными для выявления следов и других вещественных доказательств (особенно тогда, когда обстановка места происшествия изменилась, либо с момента происшествия прошло значительное время). Естественно, сами эти лица участвовать в выявлении следов и других вещественных доказательств не могут, они лишь указывают направление поиска. В некоторых случаях пояснения обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля могут быть в очень краткой форме занесены в протокол осмотра места происшествия. Однако злоупотреблять такими пояснениями не стоит. Нужно помнить, что в ходе осмотра выявляются только обстоятельства, непосредственно воспринимаемые следователем или работником органа дознания. Ссылка на заявление лица, присутствующего при осмотре, допустима лишь тогда, когда это действительно необходимо для ясности изложения, и избежать такой ссылки практически нельзя.

Так, при осмотре трупа на месте его обнаружения работник органа дознания может указать в протоколе фамилию погибшего, сославшись на заявление одного из присутствующих лиц, если достоверность такого сообщения не вызывает сомнений.

Участие в осмотре подозреваемого и обвиняемого целесообразно, если они дают правдивые показания, и нет оснований опасаться, что эти лица попытаются использовать сове пребывание на месте происшествия для уничтожения имеющихся там следов и других вещественных доказательств, установления связи с соучастниками и т.д. За подозреваемым или обвиняемым нужно вести постоянное наблюдение, а при необходимости - обеспечить их охрану.

К числу факультативных участников осмотра места происшествия относятся также представители администрации заинтересованного учреждения, предприятия или организации. Обычно они участвуют в осмотре, если преступление было совершено в помещении или на территории данной организации. Представитель учреждения, организации или предприятия, в отличие от понятых, не только удостоверяет факт, содержание и результаты действий, при производстве которых он присутствовал, но и помогает в осмотре. Он может, например, разъяснить следователю и другим участникам осмотра назначение каких-то помещений и сооружений, механизмов, открыть хранилища или кладовые, удостоверить факт принадлежности предприятию, учреждению или организации определенных предметов, показать различные сигнализационные и иные установки для предотвращения преступлений или несчастных случаев.

Следователи при проведении осмотра места происшествия очень часто пользуются помощью оперативных работников полиции. Работники органа дознания, как правило, не имеют такой возможности. Однако, в некоторых случаях при проведении дознания инспектором ОУР, а также участковым инспектором в состав группы, которой поручается провести осмотр, могут быть включены и оперативные работники. Наличие в составе группы оперативного работника, даже старшего по званию, не умоляет руководящей роли лица, производящего дознание. Работник органа дознания не только вправе, но и обязан обеспечивать оперативное руководство осмотром места происшествия и несет полную ответственность за его результаты.

Будучи руководителем осмотра, лицо, производящее досмотр, может давать определенные поручения оперативным работникам. В некоторых случаях, (например, если место происшествия имеет значительные размеры, либо на нем слишком много объектов, каждый из которых требует детального исследования), можно поручить оперативным работникам выполнить какую ту часть работы непосредственно по осмотру: выявить и зафиксировать следы на одном из объектов, обследовать территорию с помощью металлоискателя, либо дно водоема - с помощью магнитного подъемника, провести необходимые измерения и многое другое. Однако давать оперативным работникам такие задания можно лишь в исключительных случаях, когда руководитель осмотра не в состоянии проделать всю работу лично. Как правило, весь осмотр от начала и до конца должен проводиться одним человекам - следователем или работником органа дознания; только в том случае можно обеспечить строгое соблюдение принципов осмотра.

В то время, как лицо, производящее дознание, проводит осмотр места происшествия, другие сотрудники полиции должны выполнять необходимые розыскные действия. В частности, они могут выявить среди лиц, собравшихся около места происшествия или проживающих поблизости, очевидцев происшествия и опросить их; собрать сведения о личности пострадавшего, о принадлежности обнаруженных на месте происшествия орудий преступления; организовать розыск заподозренных и т.д. При этом руководитель осмотра и другие сотрудники полиции должны постоянно обмениваться информацией об обстоятельствах преступления и о преступнике.

Данные об обстоятельствах преступления, полученные оперативным работником, помогают руководители осмотра провести его более целеустремленно, способствуют выявлению следов и других вещественных доказательств, которые в ином случае могли бы остаться незамеченными.

Факультативными участниками осмотра места происшествия также могут быть представители общественности, которые нередко оказывают работнику органа дознания большую помощь. Общественники могут обеспечить охрану места происшествия, вызов и доставку специалиста, поддержание постоянной связи лица, производящего осмотр, с органами внутренних дел, а также с оперативными работниками и т.д. В некоторых случаях, если осмотру подлежит большая или труднообозримая территория (участки, покрытые лесом или густым кустарником, овраги, болота, водоемы), общественники могут и непосредственно участвовать в ее обследовании. Однако поручить им самостоятельно фиксировать следы и другие вещественные доказательства н<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.