Правовой присяжный заседатель арбитражный — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Правовой присяжный заседатель арбитражный

2020-04-01 86
Правовой присяжный заседатель арбитражный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса

Гарантии независимости судей

 

В силу ч. 1 ст. 120 Конституции РФ какое бы то ни было вмешательство в деятельность судов при отправлении ими правосудия, в том числе со стороны вышестоящих судебных инстанций, является недопустимым. Запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия определен в п. 1 ст. 9 Закона в качестве одной из гарантий независимости судьи. Указанная норма определяет и иные гарантии независимости судьи. Так, в ней установлено, что независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Закрепляя в ч. 1 принцип независимости судей, ст. 120 Конституции РФ в ч. 2 закрепляет, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Согласно разъяснениям, данным в п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). При применении закона вместо несоответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить.

Статья 5 Закона о судебной системе рассматривает самостоятельность судов и независимость судей в неразрывном единстве. В указанной статье на основании и в развитие приведенных конституционных норм установлено следующее:

суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1);

судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом (ч. 2);

суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (ч. 3);

в России не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4);

лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч. 5).

 

Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса

правовой присяжный заседатель арбитражный

Согласно ст.12 ФКЗ"О судебной системе Российской Федерации"(далее - ФКЗ) и статьи 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"(далее - Закон) Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации.

В статье 12 Закона о судебной системе также предусмотрено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов РФ. Данное положение также воспроизвело соответствующее положение п. 1 комментируемой статьи, но несколько в обобщенном виде. Соответственно, норма п. 1 статьи содержит два детализирующих момента по сравнению со ст. 12 Закона о судебной системе.

Во-первых, в п. 1 комментируемой статьи прямо указано на то, что особенности правового положения судей КС РФ определяются федеральным конституционным законом. Таким актом является Закон о КС РФ, который содержит самостоятельную гл. II "Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации", в которой регламентированы такие вопросы, как: требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи КС РФ (ст. 8); порядок назначения на должность судьи КС РФ (ст. 9); присяга судьи КС РФ (ст. 10); занятия и действия, не совместимые с должностью судьи КС РФ (ст. 11); срок полномочий судьи КС РФ (ст. 12); гарантии независимости судьи КС РФ (ст. 13); несменяемость судьи КС РФ (ст. 14); неприкосновенность судьи КС РФ (ст. 15); равенство прав судей КС РФ (ст. 16); приостановление полномочий судьи КС РФ (ст. 17); прекращение полномочий судьи КС РФ (ст. 18); отставка судьи КС РФ (ст. 19).

Во-вторых, предусматривая возможность определения федеральными законами особенностей правового положения некоторых категорий судей, норма п. 1 комментируемой статьи содержит отдельное указание на судей военных судов, поскольку статус судьи военного суда неразрывно связан со статусом военнослужащего, проходящего военную службу. Особенности статуса судей военных судов определены в гл. III "Статус судей военных судов" Закона о военных судах, в том числе в ст. 26 "Особенности статуса судей военных судов и Военной коллегии", ст. 27 "Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда", ст. 28 "Статус присяжных заседателей и народных заседателей военных судов и Военной коллегии", ст. 29 "Особенности материального обеспечения судей военных судов и Военной коллегии", ст. 30 "Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и Военной коллегии" и ст. 31 "Особенности социальной защиты судей военных судов и Военной коллегии, а также членов их семей".

Определение особенностей правового положения некоторых категорий судей законами субъектов РФ, разумеется, возможно только в отношении судей судов субъектов РФ - судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей. Особенности правового положения указанных судей могут определяться только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Непосредственно в комментируемом Законе предусмотрено, что законами субъектов РФ определяются следующие особенности правового положения судей указанных судов:

устанавливается порядок назначения на должность председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ (п. 10 ст. 6.1);

устанавливается срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ (п. 1 и 4 ст. 11);

устанавливается срок, на который мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность, но не более пяти лет, и срок, на который мировой судья назначается (избирается) на должность при повторном и последующих назначениях (избраниях), но не менее пяти лет (п. 3 ст. 11);

устанавливается порядок подписания и выдачи удостоверений судьи судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировым судьям (п. 3 ст. 21).

Однако перечисленными нормами перечень случаев определения законами субъектов РФ особенностей правового положения судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей не ограничивается. Так, норма ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ) предусматривает, что порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. В отношении порядка назначения (избрания) на должность мировых судей в ст. 6 Закона о мировых судьях предусмотрено, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ (ст. 6 Закона).

Федеральный закон, определяющий правовое положение (статус) судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, до настоящего времени не принят. Как указал КС РФ в Определении от 27 декабря 2005 г. N 491-О, в отсутствие такого специального федерального закона на судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ распространяются те предписания комментируемого Закона, в том числе устанавливающие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, процедуру отбора кандидатов на эту должность, порядок наделения судей полномочиями, основания и порядок прекращения полномочий судьи, которые адресованы непосредственно им, а также другие предписания, если они, по смыслу соответствующих норм, согласуются с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов как органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих конституционный (уставный) контроль, а также их статусом и полномочиями, определенными конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Согласно правовой позиции КС РФ этим предопределяется обязанность субъектов РФ по урегулированию при учреждении конституционных (уставных) судов статуса указанных судов и их судей, которое может и должно осуществляться без ущерба для принципов разделения властей и независимости судебной власти, с учетом правовой природы данных судов как института конституционной юстиции, их места в системе органов государственной власти субъектов РФ. Так, законодатель субъекта РФ вправе избрать ту или иную организационную модель конституционной юстиции как в части определения компетенции, так и в части определения порядка наделения полномочиями и прекращения полномочий судей конституционного (уставного) суда, ориентируясь в том числе на нормы Закона о КС РФ, однако при этом обязан предусмотреть необходимые гарантии сохранения баланса властей, не предоставляя каких-либо преимуществ одной из них, а также создав применительно к избранной модели достаточные гарантии самостоятельности и независимости конституционного (уставного) суда, включая материальные и иные гарантии независимости судей.

В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 17 Закона об органах судейского сообщества квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением ВС РФ, ВАС РФ и районных судов), а также судей ВС РФ, ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов осуществляет ВККС РФ. Осуществление квалификационной аттестации судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов, согласно подп. 6 п. 2 ст. 19 названного Закона, входит в полномочия ККС субъекта РФ.

Как определено в Положении о квалификационной аттестации судей, квалификационной аттестацией судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом.

Для судей России названным Положением установлены высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы (первый и высший квалификационные классы, согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Закона об органах судейского сообщества, присваивает ВККС РФ; в подп. 6 п. 2 ст. 19 названного Закона установлено, что ККС субъекта РФ присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы, за исключением первого и высшего).

Согласно указанному Положению:

высший, первый и второй квалификационные классы присваиваются председателям ВС РФ и ВАС РФ, их заместителям, судьям ВС РФ и ВАС РФ;

первый, второй и третий квалификационные классы присваиваются председателям, заместителям председателей, судьям федеральных арбитражных судов округов, верховных судов и высших арбитражных судов республик в составе России, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных судов и арбитражных судов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов и арбитражных судов, военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил;

второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы присваиваются председателям, заместителям председателей, судьям районных (городских) народных судов, военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов.

Положением также предусмотрено, что сроки пребывания в каждом квалификационном классе устанавливаются следующие:

в пятом квалификационном классе - 2 года;

в четвертом квалификационном классе - 3 года;

в третьем квалификационном классе - 4 года;

во втором квалификационном классе - 5 лет.

Срок пребывания в первом квалификационном классе не устанавливается.

Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, должен быть представлен к квалификационной аттестации в течение первых 6 месяцев работы.

Очередная квалификационная аттестация в связи с присвоением квалификационного класса проводится по представлению председателя соответствующего суда либо по заявлению судьи не позднее 2 месяцев со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе.

В случае принятия ККС решения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного решения.

Высококвалифицированному судье с учетом стажа работы в должности судьи и опыта работы допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, но не более чем на два квалификационных класса выше того, который он имеет.

За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно.

Лишение судей квалификационных классов допускается лишь при прекращении их полномочий по основаниям, предусмотренным подп. 2, 4, 6 и 9 п. 1 ст. 14 комментируемого Закона (необходимо иметь в виду, что редакция указанной статьи изменилась).

Лишение судьи квалификационного класса производится соответствующей ККС по представлению председателя соответствующего суда либо по собственной инициативе.

Судьям, имеющим квалификационные классы, определяются доплаты к должностным окладам.

Проявляя заботу о необходимости обеспечения формирования судейского корпуса, способного выполнить стоящие перед ним задачи по осуществлению судебной власти в стране, законодатель установил правило, согласно которому отбор кандидатов на должность судьи должен быть осуществлен на конкурсной основе (ст. 5 Закона о статусе судей). Для устранения формализма в этой процедуре предусмотрено, что об открытии вакансий судей квалификационные коллегии должны дать объявления в средствах массовой информации (ст. 5 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Сам процесс отбора кандидатур в квалификационных коллегиях претерпел существенные изменения: он стал прозрачным, коллегия проводит конкурс среди претендентов, отбирая одного из них, которого рекомендует на должность судьи. Претендент на замещение должности судьи обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.