Внимание к человеческой индивидуальности» - суть учения о справедливости И.А. Ильина — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Внимание к человеческой индивидуальности» - суть учения о справедливости И.А. Ильина

2020-04-01 126
Внимание к человеческой индивидуальности» - суть учения о справедливости И.А. Ильина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теория справедливости философа базируется на христианской мировоззренческой установке по поводу природы человека как духовно-нравственного существа. Поэтому именно нравственная идея является квинтэссенцией справедливости, так как она делает ее неабстрактным понятием, а духовным императивом человеческой деятельности. В основе справедливости у Ильина лежит живая совесть и любовь к человеку. Это есть особый дар, который предполагает в человеке доброе, любящее сердце, готовность всегда прийти на помощь окружающим.

Ошибочным было бы не замечать, что категория справедливости у Ильина неотделима от правосознания с его влечением к верховному благу и выступает как необходимое требование реализации добра. Она рассматривается им как цель общественной жизни и выражает отношения между людьми как субъектами права и нравственности, представляя собой единство значимого и должного, сущности и идеала, объединяя людей внутренне, а не внешне - принудительно.

Ильин выделяет два смысловых среза феномена справедливости. Один из них предполагает духовность, другой проявляет себя в виде нормотворчества. Считая, что именно духовность лежит в основе справедливости, философ неоднократно говорит о необходимости человека встать на путь духовного обновления. Для этого личность должна сконцентрировать все свои усилия на самом важном, существенном и определиться с тем, что же является главным и определяющим началом в человеке. В результате своих размышлений Ильин исходит из того, что глубинным и содержательным в человеке является дух, духовное состояние, в котором он живет своими стремлениями, благородными помыслами, направленными на познание истины, созерцание красоты, совершение добра и общение с Богом, то есть на все то, что значимо и ценно в его душе, является искренней внутренней потребностью и выступает источником правосознания и подлинного патриотизма.

Рациональная сторона феномена справедливости предполагает: во-первых, общечеловеческий характер норм и требований и, во-вторых, их объективную реальную наличность в жизни общества и человека. Очевидно, что феномен справедливости в силу своей духовно-этической природы и нормативной сущности сопряжен с контекстом естественного права, являющегося у Ильина исходным понятием при анализе справедливости.

Методологическое значение для справедливости и права имеет внутреннее противоречие права, которое по своей природе может состоять лишь в применении равной меры и одновременно при этом должно быть неравным. В этой связи основой справедливости Ильин как религиозный мыслитель считает внимание к человеческой индивидуальности. Он отмечает: «На самом деле люди не равны от природы и не одинаковы ни телом, ни душою, ни духом. Они родятся существами различного пола; они имеют от природы не одинаковый возраст, не равную силу и различное здоровье; им даются различные способности и склонности, различные влечения, дары и желания… Они и духовно неодинаковы… справедливость не может требовать одинакового обхождения с неодинаковыми людьми; напротив, она требует неравенства для неравных, но такого неравенства, которое соответствовало бы действительному неравенству людей».

Признавая и высоко оценивая вклад французских просветителей в развитие учения о праве, свободе и справедливости, Ильин не разделяет полностью их взгляды. Так, к примеру, он считает противоестественным и противодуховным провозглашать равенство выражением подлинной человеческой природы. По мнению русского мыслителя, «справедливость есть искусство неравенства. В основе ее лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям».

Понимание справедливости в философии Ильина требует решения дилеммы добра - зла, деяния - воздаяния, при которой добро должно выступать как восстановление нарушенной справедливости, а зло - как наказание за это нарушение.

Итак, подводя итоги исследования воззрений Ильина на справедливость, следует подчеркнуть, что духовную составляющую справедливости составляет нравственный императив человеческой деятельности. Такие понятия, как Бог, добро, справедливость неразрывны в общем понимании Ильина и не могут существовать в отрыве друг от друга. Подобно Соловьеву, Ильин рассуждает о справедливости как проявлении добра, предполагающего устремление человека к Богу, и неоднократно говорит о необходимости человека встать на путь нравственного обновления и духовного совершенствования.

Справедливость у Ильина является не только высшей ценностью и главным моральным принципом права, но и основополагающим началом юридической нормы. Связь права и справедливости как духовного идеала очевидна.

 

 


 

Заключение

 

Западные представления о справедливости, впитавшие в себя веяния разных эпох, явились теоретическими источниками философии Соловьева и Ильина, оказав огромное влияние на формирование их взглядов о справедливости.

Обращение к идейным источникам творчества Соловьева и Ильина позволяет автору сделать вывод о преемственности западных взглядов на справедливость в осмыслении данного феномена русской философской мыслью. Античные представления о справедливости как о добре, красоте и гармонии; средневековое толкование справедливости как божественного Провидения, данного Всевышним Творцом; построенная на уважении нравственного закона этика Канта и основанная на духовном происхождении справедливости философия Гегеля - все это удивительным образом переплетается в трудах Соловьева и Ильина.

В целях раскрытия оригинальности и самобытности отечественной этической традиции был проведён анализ теории справедливости Ролза, творчество которого представляет собою современный этап развития западной этики, лежащей в основе русской философской мысли. Несмотря на то, что идеи о справедливости впервые были высказаны Ролзом после кончины Соловьева и Ильина, представления о ней у американского и русских мыслителей при всех их очевидных расхождениях в некоторых аспектах все же совпадают.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что интерес зарубежных и отечественных философов к вопросам справедливости достаточно высок. Данная проблема привлекает внимание ученых, стоящих на разных теоретических платформах, порой вызывая острые дискуссии, что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости поиска новых концептуальных уровней осмысления справедливости. Анализируя теоретические подходы к ее изучению, автором подчеркнуто своеобразие этической традиции русских мыслителей, обобщивших взгляды западных философов и выразивших их в новой творчески преобразованной форме.

Проведение анализа русской этико-философской мысли дает возможность разглядеть в категории справедливости конструктивное начало, определяющее соотношение утопического и теоретического понимания основ гражданского устройства, смысла истории и смысла человеческой жизни. Следование в реальной жизни идеалам справедливости, представленным в творчестве Соловьева и Ильина, позволит добиться не только успешного развития российской государственности, динамичного и устойчивого функционирования общественно-политических институтов гражданского общества, но и духовно-нравственного возрождения России в настоящем и будущем.

 


 

Список литературы

 

1. Аристотель. Политика. Кн. 1 (А) 1253а. // Аристотель. Соч.: в 4т. - М.: Мысль, 1984.-Т. 4. - С. 384

. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. / под общ. ред. А.Л. Субботина. - М.: Мысль, 1977. - Т. 1. - С. 365.

. Гегель. Работы разных пет. В 2 т. Т.2. - М.: Мысль, 1971. - С. 71.

. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского II Гоббс Т. Сочинения: в 2 т./ под обш. ред. В.В. Соколова. - М.: Мысль, 1991. - Т. 2. - С. 113.

. Гурвич Г.Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев И Правоведение. - 2005. - №4, - С. 153.

. Ильин И.А. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний // Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи 1914-1923. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний. - М: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

. Кирсанова О.В. Учение о справедливости в наследии И.А. Ильина / О.В. Кирсанова // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2011. - №4.-С. 145-151.

. Кирсанова О.В. Справедливость и право в этических взглядах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля / О.В. Кирсанова // Вестник Чувашского университета. - 2011, - №4.-С. 137-142.

. Кирсанова О.В. Справедливость и право в творчестве И.А. Ильина / О.В. Кирсанова // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - №3 (7). - С. 126-128.

. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1995. - С. 66.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.