Аудит продаж готовой продукции в СХА «Родина» Новоусманского района Воронежской области — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Аудит продаж готовой продукции в СХА «Родина» Новоусманского района Воронежской области

2020-04-01 203
Аудит продаж готовой продукции в СХА «Родина» Новоусманского района Воронежской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии со ст.1 Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ) аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет ее пользователю на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах решения [35].

Цель аудита выпуска и продажи готовой продукции заключается в оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности операций, связанных с движением готовой продукции.

При проверке операций по ведению бухгалтерского учета готовой продукции используются следующие нормативные документы:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ [37];

Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 г. №44н (в редакции от 25.10.10 г. №132н). Соответствует МСФО№2 [27];

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению. Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. №94н [22];

Налоговый кодекс (часть вторая) от 5.08.2000 г. №117-ФЗ (в редакции от 03.12.2012 г. №235-ФЗ) [20];

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации №49 от 13.06.1995 г. [21].

Для проведения аудиторской проверки клиент из ряда аудиторских фирм выбирает подходящую, направляя оферту (официальное приглашение о проведении аудиторской проверки), на которую он должен получить ответ (письмо-обязательство о согласии на проведение аудита). Интересы сторон юридически фиксируются в заключенном ими договоре на оказание аудиторских услуг.

В качестве аудиторских доказательств при аудите продаж готовой продукции используются следующие первичные и сводные документы:

§ положение по учетной политике предприятия;

§ договоры на реализацию готовой продукции;

§ накладные на реализацию готовой продукции;

§ счета-фактуры;

§ накладные на сдачу готовой продукции;

§ описи инвентаризации готовой продукции;

§ журнал-ордер №11 по счетам 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»;

§ ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;

§ Главная книга;

§ бухгалтерская отчетность (Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках).

Процесс аудиторской проверки в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудита состоит из 4 этапов:

.   Организация и подготовка к проведению аудита;

.   Планирование аудита;

.   Осуществление аудиторской проверки;

.   Обобщение и оформление результатов проверки.

На первом этапе аудита происходит знакомство аудитора с клиентом, понимание деятельности аудируемого лица, анализ состояния бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля у клиента.

Система внутреннего контроля - процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством и другими сотрудниками аудируемого лица для обеспечения уверенность относительно достоверности бухгалтерской финансовой отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций, соответствия деятельности аудируемого лица нормативным актам. Отдельные элементы системы внутреннего контроля применяются на каждом предприятии. Например, инвентаризация активов, сверка данных, взаимосверки данных с третьими лицами, но применяться эти элементы могут по-разному, значит, эффективность внутреннего контроля может быть разной.

Для проверки порядка организации бухгалтерского учета операций по движению готовой продукции и системы внутреннего контроля предприятия с точки зрения надежности, качества и степени доверия используются процедуры тестирования. При этом следует руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности аудируемого лица» (ФСАД № 15) и «Планирование аудита» (ФСАД № 3). Итоги тестирования определяют критерии формирования плана и программы проверки, а также выбор направлений проверки.

Путем опроса главного бухгалтера и кассира, просмотра документов была проведена оценка СВК исследуемого предприятия. Тест оценки СВК СХА «Родина» представлен в приложении 50.

Тест оценки эффективности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета выпуска готовой продукции и ее продажи СХА «Родина» показал, что в ходе исследования получен средний аудиторский риск эффективности и риска средств контроля. Факторами, по которым получен высокий риск, является инвентаризация готовой продукции, метод учета выручки для целей налогообложения, график документооборота по учету готовой продукции и ее продаж.

Следующим необходимым условием на этапе планирования является расчет существенности и аудиторского риска. Уровень существенности - это предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет делать на ее основании правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Аудиторский риск - риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в бухгалтерской отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот [23].

Определим уровень существенности на основании данных бухгалтерской отчетности СХА «Родина» за 2011 год (таблица 7).

 

 

Таблица 7 - Расчет уровня существенности

Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб. Доля, % Значение для нахождения уровня существенности, тыс.руб.
1 2 3 4
1. Прибыль до налогообложения (форма 2, стр. 2300) 3914 5 195,7
2. Выручка от реализации (форма 2, стр. 2110) 7248 2 144,96
3. Себестоимость продаж (форма 2, стр. 2120) 7295 2 145,9
4. Собственный капитал (форма 1, стр. 1300) 25886 5 1294,3
5. Валюта баланса (форма 1, стр. 1600) 35029 2 700,58

 

Общий уровень существенности рассчитывается как среднее арифметическое, в данном случае он составит:

(195,7+144,96+145,9+1294,3+700,58): 5 = 2481,44: 5 = 496,29 тыс. руб.

Так как использованные при расчетах базовые показатели существенно отличаются друг от друга, полученное значение объективно не может быть принято за уровень существенности. Для расчета возьмем близкие по размеру показатели:

(195,7+144,96+145,9): 3 = 486,56: 3 = 162,19 тыс. руб.

Полученную величину допустимо округлить до 162 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения уровня существенности.

Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет:

(162 - 162,19): 162,19 × 100% = -0,12%, что находится в пределах 20% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе).

Определим, чему равен аудиторский риск (АР), используя формулу для его определения:

АР = НР × РСК × РН, где

АР - приемлемый аудиторский риск (относительная величина);

НР - неотъемлемый риск (относительная величина). Означает наличие существенных искажений показателей бухгалтерского учета и отчетности при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля;

РСК - риск средств контроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;

РН - риск необнаружения (относительная величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

Так как СХА «Родина» является малым по размеру предприятием с небольшим числом операций, предположим, что риск необнаружения составит 10%, неотъемлемый риск - 30% Так как на предприятии система внутреннего контроля слабо развита, примем риск системы внутреннего контроля за 50%. Тогда значение аудиторского риска составит:

АР = 0,1 × 0,3 × 0,5 = 0,015 или 1,5%.

Это означает, что менее чем в двух случаях из ста при проверке СХА «Родина» аудитор может дать неверное аудиторское заключение.

На первоначальном этапе аудита также следует ознакомиться с учетной политикой организации в части:

1)метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости готовой продукции;

2)метода распределения по видам выпускаемой продукции затрат вспомогательного производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

3)порядка оценки готовой продукции и способа ведения бухгалтерского учета;

4)использования счета 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг)».

На втором этапе аудиторской проверки необходимо составить общий план и программу аудита. Планирование осуществляется в соответствии с требованиями федерального стандарта №3 «Планирование аудита» и способствует тому, чтобы важным областям аудита уделялось необходимое внимание, были выявлены потенциальные проблемы, а работа аудитора выполнялась с минимальными затратами, качественно и в срок.

В приложении 50 в табличной форме представлено планирование и методика проведения аудита учета отгрузки и реализации готовой продукции: отражены цели, информационная база, приемы и процедуры аудита и возможные нарушения по основным контрольным точкам аудита продаж готовой продукции.

В плане аудита указывается планируемый вид работ, период их проведения и исполнитель (таблица 8).

 

Таблица 8 - План аудита в СХА «Родина»

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исп.
1. Планирование аудиторской проверки и проведение подготовительных работ 25.01.13-27.01.13  
2. Проверка отчетной док. по учету готовой продукции и ее реализации на правильность составления и по существу 28.01.13-2.02.13  
3. Аудит учета готовой продукции 3.02.13-7.02.13  
4. Аудит учета отгруженной и реализованой продукции 8.02.13-12.02.13  
5. Аудит складского учета 13.02.13-16.02.13  
6. Проверка отражения в отчетности всех операций по учету готовой продукции и ее реализации 17.02.13-19.02.13  
7. Под. итогов проверки, сост. аудиторского заключения 20.02.13-25.02.13  

 

Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита - детального перечня аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита.

Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита - детального перечня аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита (приложение 52).

Общий план аудита и программа аудита в ходе проведения проверки могут уточняться и пересматриваться. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами проверки.

На третьем этапе происходит непосредственно осуществление аудиторской проверки.

Проверка первичной и сводной документации СХА «Родина» по учету готовой продукции и ее реализации на правильность оформления и по существу показала, что в целом документы отвечают требованиям законодательства и специфике деятельности, но на предприятии используются устаревшие бланки документации, некоторые из которых написаны от руки (приложение 28), документы заполняются небрежно, допускаются исправления (например, в отчете о движении материальных ценностей, который ведет заведующий током - приложение 31), некоторые поля не заполнены или заполнены неразборчиво (приложение 43). График документооборота на предприятии отсутствует. В папках для хранения документов они не отсортированы по датам и видам. Доверенности на получение продукции в случае ее отпуска покупателям непосредственно со склада не оформляются. Таким образом, достоверность данных, отраженных в первичных документах СХА «Родина» оценивается как очень низкая, вероятность потери велика.

Форма договоров на продажу готовой продукции не противоречит законодательству РФ, содержит реквизиты обеих сторон, предмет договора, стоимость и порядок расчета, сроки договора, документы подкреплены печатями исполнителя и заказчика и подписями руководителей предприятий - участников договоров. По ряду договоров на реализацию продукции растениеводства, заключенных с покупателями, истек срок их действия, а дополнительные соглашения не заключены.

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете продаж готовой продукции, начисления долга покупателю и оплаты нарушений не выявила.

Планом счетов, утвержденных в СХА «Родина», предусмотрен счет 44 «Расходы на продажу» с 2 субсчетами: 1 «Коммерческие расходы» и 2 «Издержки обращения». Фактически счет не используется. Расходы, связанные с продажей готовой продукции, к которым относятся: транспортные расходы, погрузка, разгрузка, упаковка и др. относят на счет 26 «Общехозяйственные расходы». В Отчете о прибылях и убытках коммерческие расходы не отражаются. Таким образом, искажается финансовая отчетность организации.

Оценка отгруженной продукции соответствует методу ее оценки, установленному учетной политикой организации. Взаимная проверка оборотов и сальдо по счету 43 «Готовая продукция», счету 90 «Продажи», счету 91 «Прочие доходы и расходы», счету 99 «Прибыли и убытки», Главной книге и бухгалтерском балансе показала законность всех операций и их достоверное отражение.

Продажа готовой продукции в СХА «Родина» организована таким образом, что фактически товар не хранится на складах, а сразу отгружается покупателям по предварительной договоренности. Исключения бывают крайне редко. По этой причине складской учет на предприятии не контролируется должным образом.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей согласно учетной политике СХА «Родина» должна проводиться ежеквартально, фактически инвентаризация проводится один раз в год осенью после уборки урожая. Последняя инвентаризация проводилась в конце 2010 года, данные о ее результатах предоставлены не были. На предприятии отсутствует приказ на материально ответственное лицо и договоры на полную материальную ответственность. Это негативно сказывается на сохранности товарно-материальных ценностей, данные складского учета в данном случае требуют повышенного контроля со стороны бухгалтерии.

На четвертом этапе аудиторской проверки происходит обобщение и оформление ее результатов. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307-ФЗ (в редакции от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ) аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица [35]. Документ должен соответствовать следующим стандартам: ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской финансовой отчетности и формирование мнения о ее достоверности», ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение об аудиторском заключении», ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении».

В результате проведенной аудиторской проверки СХА «Родина» можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет продаж готовой продукции и ее реализации с прилагаемыми поправками соответствует нормам действующего законодательства, регламентирующего данных раздел учета, по состоянию на 1 января 2013 г. Однако учитывая низкий уровень системы внутреннего контроля на предприятии, отсутствие документооборота, отсутствие на протяжении длительного времени инвентаризации, отсутствие договоров на материальную ответственность, завышение общехозяйственных расходов выразить безоговорочно положительное заключение не представляется возможным.

Таким образом, СХА «Родина» было дано модифицированное аудиторское заключение - мнение с оговоркой.

 


В ыводы и предложения

 

Бухгалтерский учет реализации продукции, товаров, работ и услуг является одним из наиболее сложных и ответственных участков учетной работы на предприятии. От эффективности реализации зависит конечный финансовый результат всей деятельности предприятия. Основной ее показатель - выручка - прямо влияет на размер финансового результата от реализации и в конечном итоге на величину прибыли за отчетный период. Таким образом, исследование учета продаж готовой продукции является актуальным вопросом для любого предприятия, а проблема его совершенствования вызывают широкий интерес.

Сельскохозяйственная артель «Родина» является малым по размеру предприятием, основной деятельностью которого является производство и продажа сельскохозяйственной продукции. Проанализировав структуру денежной выручки СХА «Родина» можно сказать, что предприятие не имеет ярко выраженного направления. В 2011 году стоимость валовой продукции значительно увеличилась, но является существенно ниже среднего показателя по Воронежской области. Анализ финансового состояния показал, что СХА «Родина» является финансово устойчивым и платежеспособным предприятием. Рентабельность собственного капитала и рентабельность активов значительно повысились, это свидетельствует о росте интенсивности использования ресурсов. Эффективность работы хозяйства повысилась за период с 2009 года по 2011 год.

Для анализа состояния бухгалтерского учета продаж готовой продукции в СХА «Родина» были изучены теоретические и методические основы учета продаж готовой продукции, дана характеристика экономического и финансового состояния исследуемого предприятия, изучена учетная политика предприятия, рассмотрены первичные и сводные документы по учету готовой продукции и ее продаже, аналитический и синтетический учет продаж, проведен аудит продаж готовой продукции.

На основании проведенного анализа можно сказать, что организация бухгалтерского учета в СХА «Родина» в целом удовлетворительная, соответствует нормам действующего законодательства, регламентирующего данных раздел учета, по состоянию на 1 января 2013 г. Однако существует ряд серьезных недочетов:

1. В СХА «Родина» используются устаревшие бланки документации, некоторые из которых написаны от руки;

2. Документы заполняются небрежно, допускаются исправления, некоторые поля не заполнены или заполнены неразборчиво;

3. График документооборота отсутствует. В папках для хранения документов они не отсортированы по датам и видам;

4. Бухгалтерский учет ведется в журнально-ордерной форме, что повышает риск ошибок и делает работу бухгалтера более трудоемкой;

5. По ряду договоров на реализацию продукции растениеводства, заключенных с покупателями, истек срок их действия, а дополнительные соглашения не заключены;

.   На предприятии не заключаются договора на полную материальную ответственность. Это отрицательно влияет на сохранность товарно-материальных ценностей организации;

.   Инвентаризации проводятся нерегулярно, последняя проводилась более года назад;

.   Продажа готовой продукции в СХА «Родина» организована таким образом, что фактически товар не хранится на складах, а сразу отгружается покупателям по предварительной договоренности. По этой причине складской учет на предприятии не контролируется должным образом;

.   Расходы на продажу относятся на счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 44 «Расходы на продажу» предусмотрен в плане счетов предприятия, но не используется. В Отчете о прибылях и убытках коммерческие расходы не отражаются. Таким образом, искажается финансовая отчетность организации.

10. Квалификация работников бухгалтерии в области нововведений в бухгалтерском учете может быть оценена как низкая.

В целях совершенствования учета продаж готовой продукции можно дать следующие рекомендации:

Предприятию рекомендуется конкретизировать свою специализацию. Экономические преимущества специализированных предприятий выражаются в улучшении использования орудий труда и материальных ресурсов, повышении квалификации и производительности труда работников, снижении себестоимости и росте рентабельности, экономии капиталовложений.

Необходимо ввести и контролировать соблюдение графика документооборота;

Необходимо придерживаться правил и требований заполнения первичных документов, соблюдать обязательные реквизиты. Бухгалтерия предприятия должна повысить контроль над правильностью оформления и хранения документации.

Бухгалтерии СХА «Родина» следует провести ревизию договоров с поставщиками и покупателями, продлить договора с истекшим сроком действия или заключить новые.

Экономическая эффективность отраслей АПК в значительной степени зависит от организации сбыта продукции по причине ее ограниченного срока годности. Покупатели продукции СХА «Родина» являются их постоянными партнерами, что является положительным моментом. Но в условиях рыночной экономики, конкуренции и специфики производства СХА «Родина» необходимо искать новые каналы реализации своей продукции.

На предприятии отсутствует приказ о материальной ответственности материально-ответственного лица и договоры на полную материальную ответственность. Это негативно сказывается на сохранности товарно-материальных ценностей, в данном случае данные складского учета требуют повышенного контроля со стороны бухгалтерии.

Необходимо проводить инвентаризации товарно-материальных ценностей согласно учетной политике СХА «Родина», которая предусматривает ежеквартальное их проведение.

Для устранения искажений Отчета о прибылях и убытках в части коммерческих расходов, рекомендуется использовать счет 44 «Расходы на продажу», а не счет 26 «Общехозяйственные расходы». Отнесение расходов организации на различные счета упростит их анализ для выявления скрытых резервов.

В современной экономике необходим переход к автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета (установление специальной бухгалтерской программы и обучение работников ее освоению). Это позволит существенно сэкономить рабочее время работников бухгалтерии, минимизирует возможные ошибки, облегчит контроль над товарно-материальными запасами, готовой продукции на складах и других местах хранения, облегчит осуществление завершающих операций месяца и составление отчетов. Также бухгалтерские системы безошибочно производят арифметические расчеты, обеспечивают подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов произвольной формы, осуществляют безошибочный перенос данных из одной печатной формы в другую, производят накопление итогов и исчисление процентов произвольной степени сложности, обеспечивают обращение к данным и отчетам за прошлые периоды (ведут архив).



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.