Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-04-01 | 384 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Английское слово "cognition" (от лат. “cognito” — “познаю”) буквально означает: “акт познания, восприятия”. Так что, изучая этот аспект развития подростков, мы рассмотрим процессы расширения их знаний, увидим, как постепенно возрастает их способность понимать, мыслить и воспринимать, а также применять знания и способности при решении практических задач повседневной жизни.
Существует три основных подхода к изучению познания. Во-первых, это концепция Пиаже, главным предметом которой являются качественные изменения в процессе мышления подростков. Во-вторых, это информационно-процессуальный метод, исследующий последовательность шагов, действий и операций при получении, восприятии, запоминании, обдумывании и использовании информации. В-третьих, существует психометрический метод, используемый для оценки количественных изменений в интеллекте подростка.
Пиаже в процессе когнитивного развития выделяет четыре стадии.
Четыре стадии Пиаже
1. Сенсорно-моторная стадия — от рождения приблизительно до двух лет.
2. Предоперационная стадия — от 2 до 7 лет.
3. Конкретно-операционная стадия — от 7 до 11—12 лет.
4. Формально-операционная стадия — возраст старше 11— 12 лет.
Вот одно из лучших объяснений концепции Пиаже:
Сенсорно-моторная стадия (в теории когнитивного развития Пиаже) — первая стадия когнитивного развития, которая длится от рождения примерно до 2 лет.
Предоперационная стадия (в теории когнитивного развития Пиаже) — вторая стадия когнитивного развития, которая длится от 2 до 7 лет.
Согласно теории Пиаже, мысль есть интернализированное действие. Сначала индивид совершает очевидное действие: например, подходит к крану, чтобы напиться воды. Затем, в процессе мышления, тот же поступок он совершает в уме, и таким образом мысль становится интернализированным действием. Верно направленное мышление, в понимании Пиаже, состоит из операций и включает в себя обратимые интернализированные действия; это значит, что индивид может мысленно отменить действия, которые фактически были выполнены. Стадии названы в соответствии с типом операций, которые индивид способен производить на данном этапе развития. Сенсорно-моторные операции — это операции, выполняемые не в уме, а на практике. Предоперации связаны с процессом интернализации: им свойственна скорее ригидность, нежели обратимость. Конкретные операции — это интернальные действия, которые могут быть обращены, но они связаны также и с реальным поведением. Формальные операции не ограничиваются фактическими преобразованиями реальности, они имеют дело с абстракциями, существующими независимо от реальности (Berzonsky, 1978, р. 279).
|
Давайте рассмотрим каждую из четырех стадий более подробно.
На сенсорно-моторной стадии научение заключается в освоении последовательности сенсорно-моторных действий. По мере того как ребенок с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха и обоняния вступает в контакт с вещами, Обладающими различными свойствами и по-разному связанными с другими предметами, центр мира для него перемещается с него самого и его собственного тела на другие объекты. Ребенка интересует самая простая моторная деятельность: например, взять предмет в руки, откинуться на подушку, подуть на свой палец. Мышление, если оно вообще имеет место на данной стадии, Выступает в роли непосредственного связующего звена между ребенком и материальным миром, с помощью которого формируются реакции на поступающие из внешнего мира раздражители. Тем не менее на последнем этапе этого "периода происходит переход к символической игре, имитации и представлению объектов. Элкинд называет главную познавательную задачу этого периода покорением предмета (Elkind, 1967).
|
Предоперационная стадия — это период обретения речи, когда ребенок учится общаться с миром не только с помощью моторной деятельности и прямого взаимодействия с окружающей средой, но и манипулируя символами. Начинается символическая игра, или интернализированная (внутренняя) имитация. Покорение символа — главная задача предоперационного периода.
На стадии конкретных операций у детей появляются некоторые способности к логическим рассуждениям, которые все же еще очень конкретны. Ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу (различая одновременную принадлежность объектов к различным уровням иерархической классификации). Это дает возможность понять отношение части к целому, целого к частям и отношений между частями одного целого. Предположим, ребенок получил набор перемешанных синих и красных квадратов и черных и белых кругов. Если он понимает отношения принадлежности к классам, то обнаружит, что в наборе существует два основных класса (квадраты и круги), каждый из которых имеет два подкласса (квадраты бывают синие и красные, а круги — черные и белые). Между фигурами устанавливается иерархия, верхний уровень которой определяется формой, а нижний — цветом. Это позволяет ребенку заключить, что любой квадрат может быть либо синим, либо красным; что количество синих квадратов меньше, чем общее количество квадратов; что общее количество квадратов больше, чем количество красных квадратов; что если убрать красные квадраты, то останутся только синие и т. д.
На стадии конкретных операций ребенок способен также производить сериализацию, или серийную классификацию. Классифицируя животных — например, кошек и собак, — он может отнести их к разным классам, а затем разделить класс собак на подклассы по породам (например, бульдоги и сеттеры), по цвету или размерам. Он начинает понимать, что различные объекты можно объединять в группы по размеру, в алфавитном порядке или по возрасту и что любой объект может одновременно принадлежать к нескольким классам. Ребенок может быть в одно и то же время мальчиком, четвероклассником, спортсменом и рыжим. На этой стадии происходит знакомство с отношениями симметрии или эквивалентности: каждый из двух братьев приходится братом другому. Оперируя числами, ребенок узнает, что различные комбинации слагаемых могут давать одну и ту же сумму, и можно производить различные замещения, не меняя общего результата. Имея дело с твердыми и жидкими веществами, он понимает, что при изменении формы не обязательно происходит изменение объема или массы вещества; его общее количество сохраняется.
|
Пиаже назвал этот этап когнитивного развития стадией конкретных операций, потому что такой процесс мышления состоит из конкретных элементов (объектов, отношений или размеров), операций (таких, как сложение или вычитание) и правил, или свойств, которые описывают способы выполнения этих операций. Элкинд называет главную когнитивную задачу этого периода овладением классами, отношениями и количественными понятиями (Elkind, 1967).
Последняя стадия когнитивного развития, или формально-операционная стадия, начинается в раннем подростковом возрасте. Пиаже подразделял стадию формальных операций на подэтапы: III-A — почти полное овладение формальными операциями (от 11—12 до 14—15 лет) и III-Б — полное овладение формальными операциями (старше 14—15 лет). Граница между подэтапами в возрасте 14—15 лет означает, что в это время происходят неравновесные процессы перестройки мышления, которые приводят к более высокому уровню равновесия и интеллектуальной организации в старшем подростковом возрасте. Предыдущий подэтап III-A, приходящийся на ранний подростковый возраст, является подготовительной стадией, когда подростки могут открывать для себя некоторые истины и выполнять определенные формальные операции, но еще не разработали систематического подхода.
Они еще не умеют систематично и строго доказывать свои утверждения. Этот подэтап был назван зарождающимся формально-операционным мышлением. В это время подростки уже могут выполнять формальные операции, но не во всех ситуациях. Достигнув стадии III-Б, они обретают способность формулировать более изящные обобщения и выводить более общие законы, а самое главное — могут спонтанно доказывать свои утверждения с помощью систематичных рассуждений, так как понимают важность метода мышления (Muuss, 1988). Этот подэтап — истинная, или подкрепленная стадия формально-операционного мышления, когда подросток или взрослый демонстрирует его в самых разнообразных ситуациях. Многие люди так и не достигают второго подэтапа, останавливаясь где-то на подэтапе III-A и мысля формально зачастую лишь в знакомых ситуациях.
|
Овладение формальными операциями не происходит раз и навсегда. С 11—12 до 14—15 лет наблюдается значительное изменение, систематизация и формализация процесса мышления. В течение этих лет значительно усложняются задачи, с которыми может справиться индивид, а по достижении подэтапа III-Б вновь устанавливается равновесие (Muuss, 1988).
Некоторые подростки и взрослые так и не достигают стадии формальных операций в силу ограниченности своих интеллектуальных способностей или слабого культурного развития. Элкинд (1967) называет последнюю стадию покорением мысли. В это время мышление подростка начинает коренным образом отличаться от мышления ребенка (fidget, 1972). Ребенок осваивает конкретные операции и с их помощью оперирует классами, отношениями и числами, но сложность этих операций никогда не превышает элементарного уровня логических “группировок” или сложения и умножения числовых групп. Дети никогда не включают эти операции в единую общую систему формальной логики. Однако подросток уже способен наложить логику " деяний на логику классов и отношений. Другими словами, на стадии формальных операций подросток может с помощью индуктивных рассуждений рематизировать свои мысли и подвергнуть их критическому анализу, эмулировать определенный взгляд на них. Более того, он может провести свои теории с помощью логических и научных методов, учитывая сразу несколько переменных, и открывать для себя истины научно, путем дедуктивных рассуждений (Inhelder and Piaget, 1958). В этом смысле подросток сможет принять на себя роль ученого, так как способен строить теории, и проверять их.
Приведенный ниже пример демонстрирует разницу между детским подходом к проблеме и логичным, систематическим подходом подростка: Е. Пил спросил детей, что они думают о таком событии: “Только храбрым летчикам разрешается летать над высокими горами. Пилот одного истребителя, пролетая над Альпами, врезался в канатную дорогу и порвал главный трос, из-за чего несколько кабинок упали вниз на ледник. Погибло несколько человек”. Ребенок с конкретно-операционным мышлением ответил: “Я думаю, этот пилот не очень хорошо летал”. Ребенок, мышление которого находилось уже на уровне формальных операций, высказал другое Мнение: “Может быть, он не знал, что на его пути находится канатная дорога, или летел слишком низко. Возможно еще, что перед стартом или уже во время полета у него испортился компас, поэтому он сбился с курса и врезался в трос”.
Ребенок с конкретно-операционным мышлением полагает, что если произошло столкновение, значит, пилот был плохим: ребенок с формально-операционным мышлением рассматривает все причины, которые могли вызвать аварию. Ребенок с конкретно-операционным мышлением принимает гипотезу, которая кажется ему наиболее вероятной. Ребенок с формально-операционным мышлением конструирует все возможности и проверяет их одну за другой (Kohlberg and Gilligan, 1971, pp. 1061,1062). [9]
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!