Драматургия 1970-80-х годов: проблемно-тематический и жанровый поиск. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Драматургия 1970-80-х годов: проблемно-тематический и жанровый поиск.

2020-04-01 421
Драматургия 1970-80-х годов: проблемно-тематический и жанровый поиск. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

                                                            Задание:

1.Подготовить сообщение на тему «Основные тенденции развития драматургии в эти десятилетия».

2. Сделать выписки из пьес и критических статей.

                                                              

                                                              План:

1.Публицистическая драма и ее сценические версии (на материале творчества А. Гельмана).

2. «Новая драматургическая волна» как литературный феномен 70-80-х годов.

3. Творчество Л. Петрушевской, А. Галина, В.Славкина, В. Арро, Э. Радзинского – по выбору.

4.Театральная критика о «новой драматургической волне».

                                                  Литература

 

                                                  Основная

 

2. 1.Канунникова И. Русская драматургия ХХ века. - М., 2003.

2.М.И.Громова. Русская современная драматургия. Учебное пособие. М.,2003.

3.Бугров Б.С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60-70-е годы). М.,1980.

4. Мир современно драмы. Л., 1985.

                                    Практическое занятие № 18 (2 часа)

«Возвращенная литература и ее роль в современном литературном процессе»

                                                            Задание:

1. Прочитать и проанализировать художественные тексты: А.Рыбаков «Дета Арбата», «Ночевала тучка золотая»  А. Приставкина, «Белые одежды» В. Дудинцева, Д. «Зубр» Д.Гранина, «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» А.Солженицына, «Погружение во тьму» О.Волкова, «Факультет ненужных вещей» Ю.Домбровского – по выбору.

2. Законспектировать высказывания критиков об этих произведениях и их оценку.

 

 

                                                           План:

1. Роль «возвращенной» литературы в формировании обществен­ного самосознания в «перестроечный» период.

2. Нравственно-философская проблематика произведений этого направления.

3. Оценка критики. Споры о художественных достоинствах произведений этой группы.

4. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в «лагерной прозе» (в произведениях А. Солженицына «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», В. Шаламова «Колымские рассказы», А. Жигулина «Чер­ные камни» и др.).

                                                     Литература

                                                      Основная

  1.  Горбачев А.Ю. Русская литература ХХ – начала ХХI века. Избранные имена и страницы. Учебно-методическское пособие. – Минск, ТетраСистемс. 2011. //biblioclub.ru
  2. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты. Учебное пособие. – М.,Флинта. Наука. 2011. //biblioclub.ru
  3. Русская проза рубежа ХХ-ХХI веков. Учебное пособие /Под ред. Колядич Т.М. – М.Флинта. 2011 // biblioclub.ru

 

 

                                                        Дополнительная.

1.Аннинский Л. Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. - М., 1997.

2. Роднянская И. Литературное семилетие. 1987-1994. - М., 1995.

3. Русский роман ХХ века. Духовный мир и поэтика жанра. – Саратов, 2001.

4. Шкловский Е. Ускользающая реальность. Взгляд на журнальную прозу 90-х годов // Литературное обозрение. – 1991. - № 2.

5. Дедков И.А. Живое лицо времени: очерки прозы семидесятых-восьмидесятых годов. М.. 1986.

6. Латынина А. За открытым шлагбаумом: Литературная ситуация конца 80-х годов. М.. 1991.

7.Золотусский И. П. Исповедь Зоила. Статьи, исследования. Памфлеты. М., 1989.

8. Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. - М., 1995.

 

 

                                    Практическое занятие № 19 (2 часа)

                  Отечественный постмодернизм в литературе 70-90-х годов

 

Занятие можно построить как самостоятельные сообщения о творчестве А.Битова, Вен. Ерофеева. В. Пелевинаи др. авторов.

                                               План:

1. Подготовить сообщение на тему «Русский постмодернизм и условия его формирования».

2. Выяснить историко-социальные и литературные корни русского постмодернизма.

3. Перечислить его характерные признаки (интертекстуальность, языковая игра, понятие «постмодернистского текста», «постмодернистского сознания», «смерть автора» и др.).

4. Три волны русского постмодернизма.

5. Сопоставить в вязи с этой хронологией «Пушкинский дом» А. Битова, «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева, «Чапаев и пустота» В.Пелевина.

6. Приведите литературно-критические отзывы и различные интерпретации данных текстов.

                                            

                                                   Литература

                                                    Основная

  1. Горбачев А.Ю. Русская литература ХХ – начала ХХI века. Избранные имена и страницы. Учебно-методическское пособие. – Минск, ТетраСистемс. 2011. //biblioclub.ru
  2. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты. Учебное пособие. – М.,Флинта. Наука. 2011. //biblioclub.ru
  3. Русская проза рубежа ХХ-ХХI веков. Учебное пособие /Под ред. Колядич Т.М. – М.Флинта. 2011 // biblioclub.ru

 

  1. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург. 1996.
  2. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. М. 2004.

6. Курицын В.Русский литературный постмодернизм.М..ОГИ, 2000.

7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998

                                                

                                        Дополнительная

   1.Постмодернисты о посткультуре: Интервью с современными писателями и критиками. М., 1996.

        2. Архангельский. У парадного подъезда. М.. 1991.

        3. И.П. Золотусский. На лестнице у Раскольникова. Эссе последних лет. М.. 2000.

 

                                     Практическое занятие № 20 (2 часа)

 

                              Позднее творчество В.Распутина
(по рассказам «Изба», «В ту же землю…» и повести «Дочь Ивана, мать Ивана»)

1. Творческая биография В.Распутина (общая характеристика).

2. Рассказ В.Распутина «Изба» в контексте времени. Символика рассказа.

3. Общее и различное в рассказах В.Распутина «Изба» и А.Солженицына «Матренин двор». Образы Агафьи и Матрены. 

4. Рассказ «В ту же землю…». Смысл названия. Проблематика рассказа. 

5. Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Особенности композиции, авторского стиля.

 

                                        Литература:

                                         Основная

1Горбачев А.Ю. Русская литература ХХ – начала ХХI века. Избранные имена и страницы. Учебно-методическское пособие. – Минск, ТетраСистемс. 2011. //biblioclub.ru

2Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты. Учебное пособие. – М.,Флинта. Наука. 2011. //biblioclub.ru

  1. Русская проза рубежа ХХ-ХХI веков. Учебное пособие /Под ред. Колядич Т.М. – М.Флинта. 2011 // biblioclub.ru

 

                                  Дополнительная

1. Большакова А. Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» ХХ века: Код прочтения. - Шумен, 2002.

2. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3-х кн. - М., 2001.  

3.Минералов Ю. История русской литературы. 90-е годы ХХ века. - М., 2002.

4.Недзвецкий В. Русская деревенская проза. - М., 2002.

5.Семенова С. Валентин Распутин. - М., 1992.

6.Славникова О. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. – 1999. - № 2

7. Распутин В. «Без деревни мы осиротеем» // Аргументы и факты. – 2006. - № 16.

8.Тендитник Н. Валентин Распутин: колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. - М., 1999.

9.Теракопян Л. Храм и торжище // Дружба народов. – 2004. - № 11. 

 

                                        Дополнительная

4.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

 

 

o Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

            Критерии оценки работы на практических занятиях:

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины, играя важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Работа студента на практическом занятии признается удовлетворительной, если он: заинтересованно участвует в дискуссии по вопросам, умеет аргументировано вести беседу; демонстрирует четкое знание, а также умение анализировать тексты, сопоставлять их; имеет развернутые конспекты рекомендованной к практическим занятиям литературы, читательский дневник. Работа на практикумах может повлиять на экзаменационную оценку.

 

                                   Критерии оценок на экзамене:

Оценка «отлично» ставится за четкий, осмысленный и исчерпывающий ответ, полностью соответствующий теме и затрагиваемым проблемам, логично, глубоко и аргументировано ее раскрывающий, демонстрирующий знание материала, владение понятийно-терминологическим аппаратом в пределах поставленных вопросов; разноаспектный и целостный анализ текста, опирающийся на концепции авторитетных ученых, не содержит никаких ошибок.

Оценка «хорошо» ставится за осмысленный ответ, достаточно полно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание теоретического материала и его практических, прикладных аспектов, последовательный по изложению, хорошо выстроенный композиционно; стилистический, грамматический и лексический строй речи ответа достаточно разнообразен; допускается 3-4 небольших погрешности, неточности или фактические ошибки; предложенный для анализа текст является не вполне полным.

Оценка «удовлетворительно» ставится за ответ, в целом развивающий тему и демонстрирующий понимание связанных с ней проблем, но обнаруживающий поверхностность, односторонность, неполноту и нелогичность изложения теоретических и практических аспектов материала, слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом, недостаточность аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических и иных конструкций; бедность словарного запаса; допускается 5-6 ошибок в практическом задании; интерпретация текста неубедительна.

Основанием для оценки «неудовлетворительно» является незнание основных понятий и терминов, теоретических основ материала, непонимание поставленных вопросами билета задач, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу заявленной тематики проблематики, обилие фактических неточностей и большое количество разного рода ошибок при поверхностном и невразумительном анализе газетного текста.

                      

                               Основные требования к оформлению реферата.

Объем реферата должен составлять не менее 15-20 страниц формата А 4 компьютерного набора, кегль 14 через 1,5 интервала.

Материал должен быть структурирован, поделен на разделы. Разделы с указанием страниц отражены в «Содержании».

Список использованной литературы должен составлять не менее 15 названий. Желательно использовать публикации последних лет. Если позволяет тема, приветствуется привлечение иностранной литературы. В тексте даются ссылки на использованную литературу в соответствии с действующим ГОСТом.

Работа должны быть без ошибок, опечаток. Весь текст печатается на одной стороне листа бумаги. Оставляются поля для пометок и указаний рецензента. Все страницы работы должны быть пронумерованы.

Реферат предваряется титульным листом и помещается в папку со скоросшивателем.

Автор всегда должен помнить, что его работу будут читать!

 

Тематику рефератов см. в Приложении 4.

                           5.Учебно-методическое обеспечение

                                         

                                            Основная литература

1.Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты. Учебное пособие. – М.,Флинта. Наука. 2011. //biblioclub.ru

2. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия серебряного века. – М.Флинат. Наука. 2009. //biblioclub.ru

4. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. Уч. пособие. – М.Флинта. Наука, 2011. //biblioclub.ru 

5. Горбачев А.Ю. Русская литература ХХ – начала ХХI века. Избранные имена и страницы. Учебно-методическское пособие. – Минск, ТетраСистемс. 2011. //biblioclub.ru

6. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика. Творческая эволюция. Учебное пособие.3-е изд. – М.Флинта, Наука, 2011. //biblioclub.ru Или: Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика. Творческая эволюция. Учебное пособие.3-е изд. – М.Флинта, Наука, 2006.

7. Тузков С.А. Неореализм: Жанрово-стилевые поиски в русской литературе конца ХIХ-начала ХХ века. – М., Флинта, 2009 // biblioclub.ru

8. Русская проза рубежа ХХ-ХХI веков: Учебное пособие /Под Ред. Колядич Т.М. – М., Флинта, 2011 // biblioclub.ru

 

                                      Дополнительная литература:

 

1.История русской литературы ХХ века. В 4 кн. / Под ред. Л. Ф. Алексеевой.

2.Кн. I. 1910-1930 гг. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2005. 

3.Кн. II. 1910-1930 гг. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2005. 

4.. История русской литературы конца ХIХ - начала ХХ века: Учебное пособие для студ. Высш. учебн. заведений. В 2 т. / Под ред. В. А. Келдыша. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 120 экз.

5. Русская литература 20 века. Школы, направления, методы творческой работы. - М.: Издательство «Logos», 2000.

4. Мусатов В. В. История русской литература первой половины 20 века (советский период).- М.: 2001.

5.  Русская литература 20 века. В 2 кн. / Под ред. Л. П. Кременцова. 3-е изд., исправленное и дополненное. - М.: 2005. Т. 1. Современная русская советская литература. В 2 частях.- М.: 1987.

6.  Голубков М. М. Русская литература 20 века. После раскола. - М.: 2002.

7. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: в 3 кн. М. 2004.

8. Нефагина Г. Л. Русская проза конца 20 века. Учебное пособие. М. 2003.

9..Минералов Ю. И. История русской литературы: 90-е годы 20 века. М. 2002.

10. Русская проза конца 20 века: Хрестоматия. М. 2002.

13. Библиотека русской критики. Критика русского символизма. Т.1-3. М.: Издательство «Олимп», 2002.

14. Литературные манифесты: От символизма до Октября: Сборник /Сост. Н.А. Бродский. – М.: 2001.

 15. От Нестора до Бродского. Литературный словарь. В 3 кн. - М.: 2007.

 16. Русская литература 20 века. Библиографический словарь. В 2 ч. - М.: 1998.

                               

                                   Научно-исследовательская литература

8. Барковская Н. В. Поэзия Серебряного века. Екатеринбург. 1993.

9. Келдыш В. А. Русский реализм начала 20 века. М. 1975.

10. Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма. Проблемы жизнетворчества. Воронеж. 1991.

11. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л. 1977.

12. Гофман В. Язык символистов // Литературное наследство Т.27-28. М. 1937.

13. Хансен-Леве А. А. Русский символизм. М. 1999.

14. Пайман А. История русского символизма. М. 2000.

15. Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. М. 1989.

16. Мочульский К. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. М. 1997.

17. Эллис. Русские символисты. Томск. 1998.

18. Бейли Г. Потерянный язык символов. М. 1996.

19. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. В 2 т. М. 1998.

20.  Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб. 2001.

21.  Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб. 2001.

22. Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания 20 века. Иваново. 1998.

23. Ковтун Е. Русская футуристическая книга. М.,1989.

24. Марков В. История русского футуризма. СПб., 2000.

25. Сарычев В. А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Липецк. 2000.

26. Эткинд Е. Там, внутри: о русской поэзии 20 века. СПб.,1996.

27. Дуганов Р. Велемир Хлебников: Природа творчества. М.,1990.

28. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М. 1990.

29. Жизнь Николая Гумилева. Воспоминания современников. Л. 1991.

30. Лукницкая В. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л. 1990.

31. Гумилев Н. С. Pro et contra: антология. СПб. 1995.

32. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. Л. 1973.

33. Слово и судьба Осипа Мандельштама. М. 1990.

34. Брюсов В. Я. Среди стихов. 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М. 1990.

35. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М. 1970.

36. Долгополов Л. На рубеже веков. Л., 1985.

37. Иван Бунин и литературный процесс начала 20 века. Л., 1985.

38. Перцов В. О. Маяковский. Жизнь и творчество. В 3 т. М., 1978.

39. Баскер Майкл. Ранний Гумилев; путь к акмеизму. СПб., 2000.

40. Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. М., 1990.

41. Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000.

42. Бунин и русская литература начала 20 века. М., 1995.

43. Смирнова Л. А. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. М.,1991.

44. Мальцев Ю. Иван Бунин. М., 1994.

45. Иван Бунин. Литературное наследие. М., 1973. Т.84. Кн.1-2.

46. Сливицкая О. В. Проблема социального и «космического» зла в творчестве Бунина // Русская литература. 20 век. Сб. статей. Калуга, 1968.

47. Книпович Е. Об Александре Блоке. Воспоминания. Дневники. Комментарии. М., 1987.

48. Долгополов Л. К. Александр Блок. Личность и творчество. Л. 1980.

49. Орлов В. Н. Поэма А. Блока «Двенадцать». М. 1962.

50. Пьяных М. Ф. Слушайте революцию. Поэзия А. Блока советской эпохи. М. 1980.

51. Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 3. Литературное наследство. Т. 92. М. 1982.

52.Голубков М. М. Русская литература 20 века. После раскола. М. 2002.

53.О партийной и советской печати. Сб. документов. М. 1954.

54. Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1917-1945./ под ред. П. С. Выходцева и А. А. Смородина. Л. 1972. 1947-1975. Л. 1978.

55.Любарева Е. М. Советская романтическая поэзия (Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий). М. 1973.

 56. Белая Г. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М. 1977.

 57. Кобринский А. Поэтика ОБЭРИУ в контексте русского литературного авангарда. Ч. 1-2. Изд-е 2-е. М. 2000.

59. Бузник В. В. Русская советская проза 20-х годов. Л. 1975.

60. Грознова Н. А. Ранняя советская проза. 1917-1925. Л. 1976.

61. Шешуков С. И. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М. 1970.

62. Плукш П. И. Формирование и развитие социалистического реализма. М. 1973.

63. Трифонова Т. К. Русская советская литература тридцатых годов. М. 1963.

64. Эльяшевич А. Лиризм, экспрессия, гротеск (о стилевых течениях в литературе социалистического реализма). Л. 1975.

65. Голомшток М. Тоталитарное искусство. М. 1994.

66. Кулинич А. В. Русская советская поэзия. Очерк истории. М. 1963.

67. Долгополов Л. К. Александр Блок. Личность и творчество. Л. 1980.

68. Орлов В. Н. Поэма А. Блока «Двенадцать». М. 1962.

69. Пьяных М. Ф. Слушайте революцию. Поэзия А. Блока советской эпохи. М. 1980.

70. Книпович Е. Об Александре Блоке. Воспоминания. Дневники. Комментарии. М. 1987.

71. Блок А. Записные книжки 1903-1920. М. 1965.

72. Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 3. Литературное наследство. Т. 92. М. 1982.

73. Замятин Е. Я боюсь. Литературная критика. Публицистика. Воспоминания. М. 1999.

74. Осип Мандельштам и его время. М. 1995.

75.  Левин Ю. В. О некоторых особенностях поэтики позднего Мандельштама. // Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Воронеж. 1990.

76. Овчаренко А. И. М. Горький и литературные искания XX столетия. М.,1978.

77. Вайнберг И. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького. М. 1971.

78. Баранов В. И. Горький без грима. М. 1996.

79. Вайнберг И. Гибель Буревестника. М. 1999.

80. Колобаева Л. А. Горький и Ницше. // Вопросы литературы. 1990. №10.

81. Басинский П. Б. К вопросу о «ницшеанстве» М. Горького // Известия Рос. АН. Сер.лит.и яз. Т.52. 1998. №4.

82. Драма М. Горького «На дне» в русской критике начала XX века (обзор). // РЖ. Сер. 1990. №6.

83. Новый взгляд на Горького. М. Наследие. 1995.

84. Наумов Е. Сергей Есенин. Л. 1973.

85. Юшин Н. Ф. Сергей Есенин. 1969.

86. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М. 1983.

87. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. М. 1986.

88. В мире Есенина. Сборник статей. М., 1986.

89. Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной… Система пейзажных образов в русской поэзии. М. 1990.

90. Растерзанные тени. М. 1995.

91. Карпов А. С. Поэмы Сергея Есенина. М. 1989.

92. Шубникова Н. И., Гусева. Поэмы Есенина. От «Пророка» до «Черного человека». М. 2001.

93. Гусляров Е.Н., Карпухина. Систематизированный свод воспоминаний о Есенине современников. Калининград. 2000.

94. Кирьянов С. Поэма «Черный человек» в контексте творчества С. А. Есенина и национальной культуры. Тверь 1999.

95. Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М. 1983.

96. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М. 1988.

97. Соколов Б. В. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». М. 1991.

98. Яблоков Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М. 1997.

99. Гудкова В. В. Время и театр Михаила Булгакова. М. 1988.

100. Лесскис Т. А. Триптих Михаила Булгакова о русской революции. М. 1999.

101. Михайлов А. Взгляд из 80-х. М. 1990.

102. Хватов А. Художественный мир Шолохова. М. 1970.

103. Ермолаев.Г. С. Михаил Шолохов и его творчество. СПб. 2000.

104. Колодный Л. Е. Как я нашел «Тихий Дон». М. 2000.

105. Ильин Е. Н. Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина». М. 1985.

106. Жуков И. И. Рука судьбы. М. 1994.

107. Чудакова М. Поэтика Михаила Зощенко. М. 1979.

108. Сухих И. Н. Книги XX века: русский канон. М. 2001.

109. Ершов Л. Ф. Советская сатирическая проза 20-х годов. М., Л. 1960.

110. Ершов Л. Ф. Из истории советской сатиры: М. Зощенко и сатирическая проза 20-40-х годов. Л. 1973.

111. Давыдова Т. Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XIX века. М. 2000.

112. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. М. 1971.

113. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М. 1968.

114. Кузьмичев И. К. Жанры русской литературы военных лет. Горький. 1962.

115. Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л. 1967.

116. Лазарев Л. «А их выбило железом…» / Позиция. М. 1988.

117. Поэзия пророков и солдат // Взгляд. М. 1988.

118. Рубашкин А. Прямая речь (очерки о советской писательской публицистике). М. 1967.

119. Самойленко Г. Стихотворная сатира и юмор периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии. Львов. 1975.

120. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе: в 2ч. М. 1991.

121. Русская литература XX века: Исследования американских ученых. СПб. 1993.

122. Апухтина В. А. Современная русская проза. 60-70-е годы. М. 1984.

123. Ковский В. Е. Литературный процесс 60-70-х годов. (Динамика развития). М. 1983.

124. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М. 1983.

125. Бочаров А. Литература и время. Из творческого опыта прозы 60-80-х годов. М. 1989.

126. Бочаров А. Человек и война. М. 1978.

127. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской литературе. М. 1977.

128. Андреев Ю. Наша авторская: (история, теория и современное состояние самодеятельной песни). М. 1991.

129. Апухтина В. А. Проза Шукшина. М. 1986.

130. Козлова С. М. Поэтика рассказов В. М. Шукшина.

131. Васильев И. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург. 2000.

132. Вайль П., Генис А. Мир советского человека. Изд-е 3-е. М. 2001.

133. Богуславский А. О., Диев В. А., Карпов А. С. Краткая история русской советской драматургии. М. 1966.

134. Бугров Б. С. Русская советская драматургия. 1960-1970-е годы. М. 1981.

135. Гусев В. В середине века. О лирической поэзии 50-х годов. М. 1957.

136. Зайцев В. Современная советская поэзия. М. 1988.

137. Васильев В. Судьба деревни и культуры. Футурологическая проза // Молодая гвардия. 1999. №3-4.

138.  Кармина Р. Современная советская литература: (художественные тенденции и стилевое многообразие). М. 1984.

139. Кузнецов Ф. Самая кровная связь: судьба деревни в современной советской прозе. М. 1987.

140. Кожинов В. Статьи о современной литературе. М. 1982.

141. Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. СПб. 1998.

142. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург. 1996.

143. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. М. 2001.

144. Иванова Л. В. Современная советская повесть о Великой Отечественной войне. М. 1979.

145. Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М. 1999.

146. Павловский А. Советская философская поэзия: очерки о Заболоцком, Л. Мартынове, А. Твардовский. Л. 1984.

147. С разных точек зрения: избавление от миражей: соцреализм сегодня. М. 1990.

148. Соцреалистический канон /под ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб. 2000.

149. Добренко Д. Формовка советского читателя. СПб. 1997.

150. Иванова Н. Гибель богов. М. 1991.

151. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М. 2000.

152. Гройс Б. Московский романтический концептуализм. // Вестник литературы. 1992. №1.

153. Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм. // Знамя. 1998. №4.

154. Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М.: НЛО, 1998.

155. Черная Н. И. Реалистическая условность в современной советской прозе. Киев. 1979.

156. Эпштейн М. Метаморфозы (о новых течениях в поэзии 80-х годов). // Эпштейн М. парадоксы новизны. М. 1998.

157. Русская рок-поэзия. Текст и контекст. Тверь. 1998.

158. Поставангард: сопоставление взглядов. // Новый мир. 1989. №12.

159. Голубев М. М. Александр Солженицын. М. 1990.

160. Сушков Б. А. Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества. М. 1989.

161. Тендитник Н. Александр Вампилов. Новосибирск. 1979.

162. Спиваковский П. Е. Феномен А. и. Солженицына: новый взгляд. М. 1998.

163. Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. М. 1983.

  164..Аннинский Л. Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. - М., 1997.

165.Громова М. И. Русская современная драматургия. М. 1999.

166.Канунникова И.А. Русская драматургия ХХ века. Учебное пособие. М.2003.

167. Новая волна: русская культура и субкультура на рубеже 80-90-х годов. М. 1994.

168. Чередниченко Т. Типология современной массовой культуры. М. 1994.

169. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб. 1996.

170. Художественный мир Вен. Ерофеева: Сб. статей. Саратов. 1995.

 

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Необходимо сформировать у студентов ясное представление об изучаемой
эпохе и ее историческом и культурном своеобразии, акцентировав внимание
на основных тенденциях в развитии литературного процесса изучаемого
периода. В наше время появилось огромное количество литературы по
изучаемой дисциплине. В этом широком и разнокачественном потоке следует
указать студентам наиболее подходящие пособия, научить работать с
первоисточниками и научной библиографией, осуществлять необходимый
контроль за тем, как студенты работают с литературой. Преподаватель
излагает теоретический базовый материал (лекционный курс), предлагает
темы для самостоятельного изучения, включая форму докладов и
реферирования. Проводит семинарские занятия, где диалог преподавателя и
студента звучит более активно. Необходимо осуществлять текущие формы
контроля – коллоквиумы, промежуточные зачеты, письменные задания,
тестирования, доклады и рефераты, которые готовят студенты, и эти темы
обсуждаются на аудиторных занятиях.
Преподаватель должен проводить дополнительные консультации, чтобы
прояснить отдельные моменты в индивидуальном порядке. Индивидуальная работа со студентами - важная составная часть обучающего процесса, позволяющая глубже усвоить учебный материал.
Основные формы и методы обучения – лекции по теоретическому курсу,
семинарские занятия, индивидуальные консультации.

Определенное внимание следует уделять использованию новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, современных мультимедийных средств на учебных занятиях. Существенно повысят качество обучения электронные интерактивные обучающие пакеты с набором заданий для самоконтроля, которые могут использоваться как на аудиторных занятиях, так и при дистанционном обучении, существенно повысят качество обучения.

Следует обращать внимание и на воспитательный и эстетический моменты в процессе изучения данной дисциплины, формируя в целом филологическую культуру обучающихся.

Методические рекомендации студентам

Цель методических указаний – помочь студенту в освоении знаний, полученных на лекционных и практических занятиях, в ходе самостоятельной работы с рекомендуемой литературой, чтением художественных произведений, включенных в обязательный список.

Главное условие успешного освоения дисциплины – систематические занятия и своевременное знакомство с предложенным художественным материалом. Для полного понимания содержания лекции следует задавать вопросы непосредственно на лекциях и практических занятиях. За дополнительными разъяснениями и рекомендациями студент может обращаться к преподавателю во время индивидуальных консультаций.

К каждому занятию студент должен:

– прочитать художественные произведения в соответствии с темой занятия;

– познакомиться с научно-критической литературой, законспектировать 2-3 работы из предложенного библиографического списка;

– изучить лекционный материал;

– выписать из справочной литературы определения основных терминов и понятий, необходимых для анализа художественного произведения;

– рекомендуется записывать выводы преподавателя, наиболее важные (спорные) замечания, фиксировать те мнения, которые вызвали или вызывают в науке дискуссию.

 

Требования к тетрадям для практических работ:

– в любой тетради для записи должны быть поля не менее 3-х см., позволяющие в ходе самоподготовки дополнительно работать с конспектом, вносить комментарии преподавателя. Это будет способствовать лучшему запоминанию материала;

– в конспекте каждой научной работы необходимо указывать фамилию автора, название книги или периодического издания, в которых опубликована статья, выходные данные. При этом на полях тетради рекомендуется указывать страницы конспектируемой книги. Это позволит в ходе подготовки реферата, сообщения или ответов на зачетные вопросы вернуться к тексту источника и легко найти нужную страницу.

 

Для умения убедительно и аргументировано высказывать собственную мысль студент должен обязательно выступать на семинарских (практических) занятиях. Активное участие в работе семинара является необходимым условием для получения студентом зачета по курсу «Теория и история литературы».

Самостоятельная работа студента включает в себя подготовку к практическим занятиям, чтение лекций, чтение и анализ художественной литературы, конспектирование научных источников, литературных манифестов; заучивание стихотворений наизусть; подготовка рефератов, сообщений, докладов. С которыми студент должен выступить на семинарском занятии.

Практические занятия призваны дополнить и углубить знания студентов, полученные при изучении рекомендуемой учебной и научной литературы.

Рекомендуется посещение всех практических занятий и консультаций без пропусков, а также выполнение всех домашних заданий и самостоятельных работ.

 

 

Требования к экзамену по курсу «Теория и история литературы».

 

1. Посещение лекций

2. Конспектирование лекций

3. Знание содержания художественных произведений из обязательного списка

4. Знание наизусть стихотворений из обязательно списка

5. Активность на практических занятиях

6. Конспектирование 2-3 работ научно-исследовательского характера по каждой теме практического занятия.

7. Подготовка рефератов и выступление с докладами и сообщениями.

 

Решающую роль в успешном изучении литературного материала играет самостоятельная работа студента (работа с учебной литературой, материалами лекций, научной и критической литературой, просмотр учебных и художественных фильмов, спектаклей, написание рецензий, отзывов, эссе). Соответственно, программа оснащена библиографией, включающей научные, учебные, справочные издания, а также литературу по творчеству рассматриваемых в курсе писателей. На заключительном этапе изучения дисциплины студенты представляют результаты своих проектов.

                                                                                                                           

              Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Раздел дисциплины Средства обучения Формы обучения Методы обучения
Раздел № 1. Темы 1-3, 6(лекции) учебная и научно-исследовательская литература, лекционные материалы лекции, индивидуально-групповые консультации объяснительно-иллюстративный
Раздел № 1. Темы 1-2, 4-6 учебная и научно-исследовательская литература, лекционные материалы практические занятия (обсуждение включенных в план занятия вопросов, анализ текста) Репродуктивный, эвристический  
Раздел № 2. Темы 2, 11 учебная и научно-исследовательская литература, тексты, лекционные материалы лекции, индивидуальные и групповые консультации объяснительно-иллюстративный
Раздел № 2. Темы 15-17 учебная и научно-исследовательская литература, лекционные материалы Лекции, индивидуальные и групповые консультации объяснительно-иллюстративный
Раздел № 2. Темы 7-10     учебная и научно-исследовательская литература, тексты, лекционные материалы Семинары, подготовка докладов, сообщений, анализ текстов, подготовка рефератов Эвристический, научно-исследовательский
Раздел № 2. Темы № 12-18 учебная и научно-исследовательская литература, тексты, лекционные материалы Семинары, подготовка докладов, сообщений, анализ текстов, подготовка рефератов Эвристический, научно-исследовательский
Раздел № 3. Темы19-20   учебная и научно-исследовательская литература, тексты, лекционные материалы лекции, индивидуальные и групповые консультации метод проблемного изложения, исследовательский
Раздел № 3. Темы 19-20     учебная и научно-исследовательская литература, тексты, лекционные материалы Семинары, подготовка докладов, сообщений, анализ текстов, подготовка рефератов Репродуктивный, эвристический

 

 

 Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Тема, раздел Всего часов Задания для самостоятельной работы Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц) Форма контроля
1. Символизм. Философские и эстетические основы.   4 Конспектирование научной литературы; литературных манифестов; чтение художественных текстов; Заучивание стихотворений Русская литература 20 века. Школы, направления, методы творческой работы. - М.: Издательство «Logos», 2000. С.13-30.  Хансен-Леве А. А. Русский символизм. М. 1999. Пайман А. История русского символизма. М. 2000. Части 1-5. . И. Г. Минералова. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. Учебное пособие. - М.: Издательство «Флинта», «Наука», 2004.Критика русского символизма.Т.1-2. М.,2002. текущий контроль. Проверка конспектов и знания текстов; стихотворений наизусть; собеседование
2.  Акмеизм как поэтическая школа.       4       1.Конспектиро

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.269 с.