После смерти Сталина. Хрущев, Молотов, Маленков. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

После смерти Сталина. Хрущев, Молотов, Маленков.

2020-04-01 268
После смерти Сталина. Хрущев, Молотов, Маленков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уже в первые дни после смерти Сталина стали просматриваться две разные линии в руководстве внешней политикой CCCР. Министр иностранных дел В. Молотов, считая, что «перерыв» в «холодной войне» необходим, предлагал, тем не менее, сохранить жесткое противостояние двух систем. Он отрицал идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем, ссылаясь на то, что при Ленине в программе партии такие взгляды осуждались как пацифистские. Иначе оценивал ситуацию Г.М. Маленков (а позже – Хрущев), считавший, что после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Исходя из этого, а также видя реальную опасность, которую таит в себе ядерное оружие, Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. Он справедливо полагал, что мирное будущее народа зависит в основном от развития отношений СССР с Западом. Это определило и направленность внешней политики СССР в постсталинский период.

Маленков в марте 1954 г. не только подчеркнул традиционный тезис о необходимости борьбы за мир, но и выступил в качестве первого государственного деятеля, заявившего о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия.

ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем и в Азии, а также достижение разоружения.

В то же время действие советского руководства далеко не всегда проходили в русле этих идей. Зачастую его внешнеполитические акции носили явно пропагандистский характер. Даже идея мирного сосуществования поддерживалась во многом именно потому, что расценивалась не иначе, как «специфическая форма классовой борьбы».

Многое объяснялось взаимным недоверием лидеров СССР и Запада, отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием.

Кроме того, внешняя политика как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. Как отмечал Хрущев, «договор имеет силу, если он подкреплен пушками. Если договор не подкреплен силой, то он ничего не стоит».

Принимая решение о значительном сокращении численности армии, Хрущев использовал в большей мере пропагандистский эффект от этого решения, так как еще в 1956 г. он заявил об изменении военной доктрины СССР, предполагавшей переход от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. А в этой сфере во второй половине 50-х – начале 60-х гг. СССР сумел добиться временного приоритета над США.

В 1957 г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась уязвимой для возможного противника. Началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, но и создание мощного ракетно-ядерного флота.

Призрак советского ядерного возмездия был серьезным фактором в переговорах советских лидеров с Западом. Во многом благодаря ему в 1956 г. удалось предотвратить агрессию западных держав против Египта. Опираясь на кратковременный приоритет в ракетном вооружении, Хрущев все чаще перемежал применявшуюся им тактику компромиссов силовыми приемами в отношении западных партнеров.

Так, в июле 1961 г. из-за жесткой позиции советского премьера провалом закончилась встреча Хрущева и президента США Д. Кеннеди в Вене. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел ряд испытаний. Все эти акции сопровождались угрозами применения ракетно-ядерного оружия.

Сын Хрущева вспоминал, что его отец не сомневался, что как только за океаном осознают нашу реальную возможность нанести ядерный удар по США, в мире создастся качественно новая ситуация. Угроза уничтожения даже нескольких городов заставит Соединенные Штаты задуматься, стоит ли платить такую цену за сомнительное удовольствие – во много крат больше разрушенный Советский союз. Нацелили ракеты: одну на Нью-Йорк, другую на Вашингтон, в качестве целей для двух других предполагались Чикаго и Лос-Анджелес.

Наиболее опасным оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир вновь оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать благодаря своевременному телефонному разговору между Кеннеди и Хрущевым, в ходе которого главам двух государств удалось прийти к компромиссу. СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с баз, расположенных в Турции.

Карибский кризис 1962 г. и его мирное разрешение имели большое значение для перелома в международных отношениях. Во взаимоотношениях сверхдержав начался переход от конфронтации к переговорам и соглашениям. Этот перелом отмечен подписанием в августе 1963 г. Московского договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой. Это было первое соглашение по ограничению гонки вооружений. Началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток-Запад, в основе которой лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами СССР и США. Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1963 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

Время Брежнева.

С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет – залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система ПВО (в том числе и ПРО). Значительно выросли численность и боевая мощь авиации и флота. С 1967 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности.

Соревнование в создании и совершенствовании ракетно-ядерного оружия продолжалось. В 1970 г. Советский Союз заявил, что стране удалось добиться паритета, т.е. создать равенство ядерных зарядов с США (примерно по 10 тыс. боеголовок).

Это было следствием чисто количественного подхода к пониманию национальной безопасности. Медленно пришло осознание того, что накопленное количество ядерного оружия во много раз превышало так называемый уровень «достаточности». К тому же появилась угроза распространения ядерного оружия. Чтобы предотвратить такой ход событий, к 1970 г. удалось согласовать Договор о нераспространении ядерных вооружений, который впоследствии подписали 100 государств.

 

В 1972 г. Во время визита президента США Р. Никсона в Москву были подписаны важные документы о принципах взаимоотношений двух держав, а также документы, фиксирующие паритет в ядерных вооружениях и ограничивающие гонку вооружений.

Угроза военного столкновения особенно ощутима была в Европе, где скопились монбланы оружия, особенно ракетно-ядерного, а территории стран, входивших в противостоящие блоки, географически примыкали друг к другу. Обеспокоенные этой опасностью, ряд европейских стран, в том числе социалистических, высказались за созыв Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) для обсуждения проблем европейской безопасности. После нескольких лет переговоров в июле-августе 1975 г. в Хельсинки собрались главы 33 европейских государств, США и Канады и подписали Заключительный акт СБСЕ.Стержнем этого документа стала декларация принципов взаимоотношений стран-участниц Совещания: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость послевоенных границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод и др. Этот важный документ стал основой последующих контактов европейских стран по вопросам укрепления доверия и безопасности в Европе. Участники совещания решили постоянно проводить встречи и переговоры в рамках Общеевропейского или Хельсинкского процесса. В последующем СБСЕ получило название Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Обе стороны (СССР и Западные страны) пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Все это объясняет тот факт, что судьба разрядки оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом войны в Афганистане начатая разрядка оказалась похороненной вовсе.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.