Определение понятия КТС и его компетенция — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Определение понятия КТС и его компетенция

2020-04-01 128
Определение понятия КТС и его компетенция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Комиссия по трудовым спорам - это досудебный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения.

Обладая государственно-властными полномочиями наравне с судами общей юрисдикции, она является по своей сути общественным органом. Суд не имеет ни надзорных, ни контрольных полномочий по отношению к КТС и не вправе пересматривать, изменять или отменять ее решения, которые при рассмотрении спора оцениваются судом как одно из доказательств по делу. Нормами российского законодательства предусмотрена возможность государственного принуждения к исполнению вступившего в законную силу решения КТС, если оно не исполнено сторонами спора в добровольном порядке в установленный законом срок.

К сожалению, первичные профсоюзные организации недооценивают роль и возможности КТС как средства, с помощью которого можно защищать трудовые права членов профсоюза до обращения в суд.

Согласно статье 27 Трудового кодекса РФ участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров является формой социального партнерства.

КТС разрешают споры:

о признании недействительными условий трудового договора;

о снятии дисциплинарного взыскания;

о взыскании надбавок, предусмотренных системой оплаты труда, премий, об оплате сверхурочных работ, о выплате компенсаций при направлении в командировку;

о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы с приостановкой выплаты заработной платы;

связанные с правом на отпуск и с продолжительностью очередного и дополнительного отпусков;

об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;

о выдаче и использовании спецодежды, средств индивидуальной защиты и другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде.

Следует отметить, что со вступлением в силу ТК РФ компетенция КТС несколько изменилась. В соответствии с требованием ст. 391 ТК РФ споры о незаконном переводе работника на другую работу отнесены теперь исключительно к подведомственности суда.

В КТС не могут рассматриваться споры по вопросам установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок, изменения штатов, присвоения тарифных разрядов.

КТС не вправе рассматривать коллективные трудовые споры, т.е. споры об установлении новых, изменении существующих условий труда, о заключении, изменении и выполнении коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локальных актов организации, поскольку для них установлен иной порядок разрешения, предусмотренный гл. 61 ТК РФ.


2.3 Порядок образования КТС

 

Статья 384 ТК РФ регламентирует порядок образования КТС.

КТС общественный орган, создаваемый в соответствии со ст.384 ТК РФ по инициативе работников и (или) работодателя. В тоже время она обладает государственно-властными полномочиями, поскольку может принимать решения, обязательные для исполнения сторонами, а в случае неисполнения принятого ею решения в установленный законом срок вправе применить меры государственного принуждения.

КТС - альтернативный орган трудовой юстиции. Согласно ст. 391 ТК РФ работник вправе обратиться за защитой своих прав как в КТС, так и непосредственно в суд, минуя КТС.

Предложение о создании КТС должно иметь письменную форму; каких-либо обязательных требований к его содержанию законодатель не устанавливает. Если, например, от работников поступило предложение организовать КТС, то поведение работодателя, связанное с игнорированием подобной инициативы, оказанием препятствия к созданию комиссии, является неправомерным и служит основанием для применения мер юридической ответственности, например ст. 5.27. КоАП. Однако при этом законами не предусмотрена юридическая ответственность коллектива работников (его представительных органов) за игнорирование инициативы работодателя по созданию КТС и уклонение от ее создания. Такое положение объясняется тем, что, во-первых, коллектив работников по своей природе является заинтересованным субъектом в создании общественных органов, основной целью которых является защита их трудовых прав, а во-вторых, трудовое законодательство направлено в первую очередь на защиту прав работника как «более слабой стороны» в трудовых правоотношениях.

Если ни работники, ни работодатель не проявили инициативы по созданию КТС, ее может не быть в организации.

Комиссия по трудовым спорам формируется на паритетных началах, т.е. из равного числа представителей работников и работодателя. Для образования КТС необходима инициатива работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя).

Избрание в состав КТС представителей работников может осуществляться двумя способами:

·   избрание на общем собрании (конференции) работников;

·   делегирование представительным органом работников с последующим утверждением их на общем собрании (конференции).

На общем собрании (конференции) работников может быть определен порядок избрания членов КТС (утверждения представителей работников, делегированных в КТС), поскольку нормы ТК РФ не регламентируют эту процедуру. Здесь могут самостоятельно определяться такие вопросы, как порядок голосования (открытое или тайное); порядок учета количества голосов, необходимых для избрания членов КТС (простое или квалифицированное большинство).

Порядок делегирования представителей работников в КТС определяет представительный орган работников самостоятельно.

Таким образом, избранным в состав КТС считается только такой представитель, которого, во-первых, делегировал правомочный представительный орган работников и, во-вторых, утвердило общее собрание (конференция) работников. Поэтому если решением общего собрания (конференции) кандидаты, делегированные представительным органом работников, по каким-либо причинам не утверждены, следует признать, что избрание в КТС делегатов не состоялось. В этом случае общее собрание (конференция) работников вправе самостоятельно избрать в КТС своих представителей. Принятое решение об утверждении делегированного представителя работников в КТС является окончательным и дальнейшему утверждению не подлежит.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются соответствующим приказом (распоряжением) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя).

Членам комиссий по трудовым спорам законодательством предоставляются определенные гарантии. В частности, членам КТС предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка (ст. 171 ТК РФ).

Законом не урегулирован порядок определения общей численности КТС. Поэтому вопрос о численном составе комиссии по трудовым спорам должен определяться, по всей видимости, совместным решением работников и работодателя.

На общем собрании по созданию КТС целесообразно принять положение о ней. Поскольку в законе вопрос о деятельности КТС должным образом не урегулирован, то положением возможно предусмотреть все условия, на которых КТС будет функционировать в организации.

Комиссия по трудовым спорам создается в любой организации независимо от численности работников. Исключение составляют органы государственной власти, поскольку для государственных служащих в целом и для их отдельных категорий установлен особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (ст. 383 ТК РФ). Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» для разрешения индивидуальных трудовых споров государственные служащие вправе обратиться в вышестоящий государственный орган или суд. Причем рассмотрение жалобы вышестоящим органом не лишает государственного служащего права обращения в суд. Такой же порядок установлен Федеральным законом «О прокуратуре», Федеральным законом «О милиции» и некоторыми другими законами.

В соответствии с частью второй ст. 384 ТК представители работодателя в КТС в отличие от представителей работников назначаются работодателем, т.е. путем издания соответствующего приказа (распоряжения).

По решению общего собрания работников организации КТС могут быть образованы в ее структурных подразделениях и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации (ч. 3 ст. 384 ТК РФ).

В литературе высказывается точка зрения, согласно которой «образование комиссий по трудовым спорам в структурных подразделениях не вполне оправданно. Согласно статье 20 ТК РФ, работодателем является юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Правом налагать взыскания, привлекать работников к материальной ответственности, отказать работнику в приеме на работу обладает работодатель. Иными словами, трудовой спор может возникнуть только между работником и работодателем, а не между работником и конкретным структурным подразделением, в котором он выполняет трудовую функцию, определенную трудовым договором. Вместе с тем работодатели, имеющие филиалы и представительства, расположенные в другой местности, не могут обеспечить работнику право на быстрое и своевременное решение трудового спора, поскольку обратиться с заявлением в КТС, расположенную в другой местности, достаточно затруднительно. Сложившаяся ситуация может быть устранена двумя путями. Во-первых, могут быть внесены соответствующие изменения в статью 20 ТК РФ, определяющую термин «работодатель», и филиалы, и представительства будут наделены «работодательской» компетенцией, и соответственно их руководители смогут на местах быстро и своевременно рассматривать трудовые споры. Во-вторых, можно внести в статью 387 ТК РФ, определяющую порядок рассмотрения индивидуального трудового спора, дополнения, которые установят правила рассмотрения трудового спора, возникшего в филиале, представительстве работодателя».

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Ее организационно-техническое обеспечение осуществляется работодателем. В его обязанности входит: предоставить КТС помещение, необходимое для проведения заседаний, обеспечить оргтехникой, бумагой, другими средствами, необходимыми для осуществления деятельности.

Члены КТС избираются (назначаются) на весь срок полномочий комиссии. Для обеспечения деятельности КТС из своего состава избирают председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Порядок их избрания, а также компетенция определяются комиссией самостоятельно, поскольку иное не предусмотрено законом. К обязанностям председателя КТС, его заместителя относятся организация деятельности КТС, в том числе организация подготовки материалов на заседание комиссии, ведение протокола заседания, проведение самих заседаний при разрешении индивидуальных трудовых споров, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых комиссией решений (копий решений, удостоверений). Комиссия по трудовым спорам вправе самостоятельно решить вопрос о распределении обязанностей между председателем КТС и его заместителем.

В случае, когда выбыл, например, член КТС - представитель работников, работники вправе в установленном законом порядке избрать своего представителя (взамен выбывшего). В случае выбытия представителя другой стороны - работодателя выбывший член КТС подлежит замене путем его назначения соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

Срок полномочий комиссий по трудовым спорам законодателем не определен. Она может создаваться на определенный срок и без указания срока по выбору общего собрания (конференции), принимающего решение об образовании КТС. Это обстоятельство предопределяет необходимость и в решении общего собрания (конференции), и в приказе (распоряжении) руководителя организации о создании КТС указывать срок полномочий членов комиссии по трудовым спорам. Отсутствие такого срока открывает возможность общему собранию (конференции) или руководителю организации в любое время изменить состав КТС без соблюдения каких-либо процедурных требований. Такая смена (или замена) членов КТС, как представляется, может отрицательно сказаться на эффективности работы комиссии, уровне ее ответственности и работоспособности.

Таким образом, комиссия по трудовым спорам может создаваться по инициативе, как работника, так и работодателя, или не создаваться вообще.

Обращение работника в КТС

 

Обратиться в комиссию по трудовым спорам может только работник, работодателю такого права не предоставлено.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу (ст. 386 ТК РФ). В то же время законодатель не установил перечня уважительных причин, поэтому уважительность той или иной причины определяется КТС самостоятельно. Обращение работника в КТС оформляется письменным заявлением. Законодатель не предъявляет каких-либо специальных требований к этому документу, за исключением того, что заявление работника должно быть зарегистрировано комиссией (ч. 1 ст. 387 ТК РФ). Дабы облегчить задачу работника по составлению заявления и избежать ошибок, обусловленных слабой правовой грамотностью многих работников, КТС целесообразно разработать примерные формы таких заявлений по различным предметам споров и обеспечить к ним доступ работников.

По сложившейся практике к уважительным причинам относятся продолжительная болезнь самого работника или его близких родственников, переезд в другую местность, проведение длительных переговоров с работодателем об урегулировании разногласий и др.

Закон не предусматривает возможности пересылки Заявления по почте, в случае, если работник по уважительным причинам не может сделать этого сам. Например, он болен, находиться в командировке и т.д. Но в ТК РФ нет и запрета принимать заявления по почте. Поэтому можно согласиться с мнением В.Н. Скобелкина, который, анализируя нормы ТК РФ, делает вывод, что это возможно. А.М. Куренной, отмечая плохую организацию регистрации заявлений работников при обращении их в КТС, рекомендует направлять заявления в КТС с почтовым уведомлением о вручении. В этом случае работнику гарантируется соблюдение дальнейшей процедуры рассмотрения трудового спора (в том числе в суде).

В комиссии, как правило, ведут журнал регистрации таких заявлений. В нем обычно фиксируются порядковый номер заявления; дата поступления заявления; фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность работника, обратившегося в КТС; существо требования (предмет спора); а также дальнейшее прохождение дела: дата назначения заседания КТС (дата переноса рассмотрения заявления, дата снятия его с рассмотрения с указанием причины); существо вынесенного решения и дата вынесения решения; дата исполнения решения (в добровольном порядке); регистрация заявлений работника на выдачу удостоверения, имеющего силу исполнительного листа (с указанием даты обращения работника); дата выдачи удостоверения.

К сожалению, трудовое законодательство не регулирует процедуру отказа в принятии заявления или его возвращения комиссией по трудовым спорам. Поэтому следует согласиться с мнением А.М. Куренного и В.И. Миронова, которые предлагают руководствоваться здесь нормами, установленными ГПК РФ по отношению к отказу в принятии заявления судом. Отказ КТС в принятии заявления или его возвращение может быть обжалован работником в суде.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления (ст. 387 ТК РФ). Обязанность комиссии разрешить спор по существу в десятидневный срок обеспечивает быстрейшее восстановление нарушенного права работника. Дата проведения заседания определяется КТС, о чем своевременно надлежащим образом информирует работника и работодателя. Работник, подавший заявление, вправе взять его обратно. Он может отказаться от своих требований и на заседании КТС.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.