Профильный обучение школьник педагогический — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Профильный обучение школьник педагогический

2020-04-01 114
Профильный обучение школьник педагогический 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы

Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии

Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае

Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки

Профильное обучение школьников в современных условиях

Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников

Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников

Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения

Заключение

Профильный обучение школьник педагогический

 


Введение

 

Сегодня выпускник средней школы оказывается в ситуации очень непростого выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности. В условиях постоянно меняющегося мира, в котором едва ли не ежедневно появляются новые и наоборот теряют свою востребованность, казалось бы, привычные, профессии и сферы деятельности, возникает потребность организовать максимально разноплановые формы ориентации подростка. Эти формы профильного обучения должны помочь молодому человеку самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям и желаниям личности, должны сформировать мотивацию на дальнейшее углубленное изучение того или иного направления деятельности. Профильная подготовка школьников позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем.

Этапы и содержание перехода всей системы общеобразовательной школы в школу с профильным обучением в старших классах были сформулированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В Концепции образование названо фактором формирования нового качества экономики и общества в целом. Важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе становится обеспечение ее соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, а развитие образования теснейшим образом связано с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В концепции подчеркивается, что роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Краснодарский край одним из первых в стране подошел к реализации этой задачи, так как вошел в перечень субъектов Российской Федерации и согласованных с ними муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2003/2004 учебном году. Можно утверждать, что на сегодняшний день край имеет огромный опыт в организации профильного образования. В крае отрабатываются структура и направления профилизации, создаются условия для подготовки учащихся основной школы к осознанному выбору профиля обучения; оптимизируются модели организации профильного обучения на региональном, муниципальном уровнях и на уровне общеобразовательного учреждения, апробируются новые подходы к итоговой аттестации выпускников.

Таким образом, актуальность данной темы определяется тем, что в Краснодарском крае на сегодня созданы все условия реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования, имеется серьезный опыт, который требует осмысления и анализа. Этот опыт может выступать как методическая основа для введения тех или иных направлений профильного образования в школах Российской Федерации.

Однако вместе с тем практика внедрения новых подходов в образовательной деятельности показывает и ряд проблем и противоречий. Очевидно, что всегда будет сохраняться некий конфликт между возможностями и желаниями самих учащихся и социальным заказом общества на профессии, между возможностями школьной системы образования и требованиями постоянно меняющегося рынка. Одной из проблем является и сама система выявления у учащихся способностей, склонностей, интересов, которая должна наряду с объективно-констатирующей быть и рекомендательной, направляющей.

Таким образом, опыт профильного образования должен быть исследован с учетом всех противоречий и проблемных моментов, оценки его эффективности.

Объект исследования: профильное обучение в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: пути оптимизации системы профильного обучения.

Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.

Задачи:

. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.

. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников

3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.

База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №42 г. Краснодара (профильные классы: физико-математический, гуманитарный, экономико - математический, оборонно-спортивный).

Методы исследования: теоретический анализ, общенаучные методы (обобщение, систематизация, классификация, наблюдение); анализ российской и зарубежной литературы по теме исследования; изучение документов, отчетов, докладов и материалов федеральных, региональных и муниципальных организаций, занимающихся проблемой профильной подготовки, профилизации образования, проведения единого государственного экзамена, создания университетских комплексов; изучение и обобщение педагогического опыта в контексте исследования и др.

Теоретические основы исследования. Основные закономерности развития общего и профессионального образования и стратегии перехода к новым парадигмам образования изложены в работах таких авторов как Б.С. Гершунский, Л.И. Гурье, В.А. Ермоленко, З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.Э. Касаткина, Г.В. Лаврентьев, А.М. Новиков, А.Н. Орлов, Т.С. Панина, Ю.Н. Семин, Ю.Г. Татур, Е.В. Ткаченко, А. Н. Утехина и др.

Нормативно-правовой базой исследования являются: типовые положения об образовательных учреждениях, национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», основные положения Концепции реформирования системы образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002), Концепции дополнительного образования детей, Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Письмо МО и РАО от 28.10.2003 № 15-1/10) «О мероприятиях по введению профильного обучения», Стратегии модернизации содержания общего и профессионального образования и др.


Заключение

 

На современном этапе развития общество предъявляет сегодня школе новые требования. Будущие успехи человека, реализация его творческих способностей неразрывно связаны с образованием, которое он получил.

Необходимость повышения конкурентоспособности любого образовательного учреждения прописана в «Концепции модернизации Российского образования». Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Постановлении Правительства РФ «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», «Концепции модернизации российского образования», «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», Письме Минобразования России «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения», является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Введение профильного обучения - это одно из важнейших направлений модернизации российской школы.

Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.

Цель профильной дифференциации содержания обучения определяется в направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении.

Профильное обучение, обеспечивающее индивидуальное развитие учащегося, является актуальным вопросом политики государства в области образования.

Реализация профильного обучения в конкретной школе - это формирование учебных планов профильных классов, организация работы с вузами, психолого-профориентационное сопровождение, участие в конференциях, конкурсах, смотрах, олимпиадах, формирование «Портфолио», подготовка к ЕГЭ, подготовка к переходу на следующую ступень образования.

Характеризуя деятельность СОШ №42 в профильном обучении, можно сделать вывод, что здесь оно носит характер систематизирующей деятельности, т.е. деятельности, вокруг которой, как вокруг стержня, и выстраивается вся система образования и внеклассной работы. Профильное обучение отражает коллективную потребность; престижно, значимо в глазах учащихся; органично для школы; обеспеченно материально-технической базой, носит коллективный характер.

Проведенный анализ позволяет так же сделать вывод о том, что успешности осуществления профильного обучения зависит от многих факторов. Эффективность профильного обучения возможна, если стимулируется активная позиция учащихся и учителей в учебном процессе. Следовательно, введение профильного обучения возможно не только через содержание образовательных модулей, но и посредством новых педагогических и методологических подходов.

Содержание

 

Введение

. Теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы

Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии

Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае

Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки

Профильное обучение школьников в современных условиях

Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников

Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников

Основные проблемы и противоречия, эффективность профильного обучения

Заключение

профильный обучение школьник педагогический

 


Введение

 

Сегодня выпускник средней школы оказывается в ситуации очень непростого выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности. В условиях постоянно меняющегося мира, в котором едва ли не ежедневно появляются новые и наоборот теряют свою востребованность, казалось бы, привычные, профессии и сферы деятельности, возникает потребность организовать максимально разноплановые формы ориентации подростка. Эти формы профильного обучения должны помочь молодому человеку самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям и желаниям личности, должны сформировать мотивацию на дальнейшее углубленное изучение того или иного направления деятельности. Профильная подготовка школьников позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем.

Этапы и содержание перехода всей системы общеобразовательной школы в школу с профильным обучением в старших классах были сформулированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В Концепции образование названо фактором формирования нового качества экономики и общества в целом. Важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе становится обеспечение ее соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, а развитие образования теснейшим образом связано с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В концепции подчеркивается, что роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Краснодарский край одним из первых в стране подошел к реализации этой задачи, так как вошел в перечень субъектов Российской Федерации и согласованных с ними муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2003/2004 учебном году. Можно утверждать, что на сегодняшний день край имеет огромный опыт в организации профильного образования. В крае отрабатываются структура и направления профилизации, создаются условия для подготовки учащихся основной школы к осознанному выбору профиля обучения; оптимизируются модели организации профильного обучения на региональном, муниципальном уровнях и на уровне общеобразовательного учреждения, апробируются новые подходы к итоговой аттестации выпускников.

Таким образом, актуальность данной темы определяется тем, что в Краснодарском крае на сегодня созданы все условия реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования, имеется серьезный опыт, который требует осмысления и анализа. Этот опыт может выступать как методическая основа для введения тех или иных направлений профильного образования в школах Российской Федерации.

Однако вместе с тем практика внедрения новых подходов в образовательной деятельности показывает и ряд проблем и противоречий. Очевидно, что всегда будет сохраняться некий конфликт между возможностями и желаниями самих учащихся и социальным заказом общества на профессии, между возможностями школьной системы образования и требованиями постоянно меняющегося рынка. Одной из проблем является и сама система выявления у учащихся способностей, склонностей, интересов, которая должна наряду с объективно-констатирующей быть и рекомендательной, направляющей.

Таким образом, опыт профильного образования должен быть исследован с учетом всех противоречий и проблемных моментов, оценки его эффективности.

Объект исследования: профильное обучение в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: пути оптимизации системы профильного обучения.

Цель: изучить эффективные модели профильного обучения в общеобразовательной школе и разработать направления деятельности педагогов по профильному обучению учащихся.

Задачи:

. Описать теоретические основы профильного обучения учащихся средней школы, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации в целом и Краснодарском крае, в частности, основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки.

. Изучить особенности организации и основные виды профильного обучения школьников, модели и основные принципы профильного обучения школьников, учебный план и содержание программ профильного обучения школьников

3. Рассмотреть эффективность профильного обучения: требования к результату, критерии и способы оценки качества.

База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №42 г. Краснодара (профильные классы: физико-математический, гуманитарный, экономико - математический, оборонно-спортивный).

Методы исследования: теоретический анализ, общенаучные методы (обобщение, систематизация, классификация, наблюдение); анализ российской и зарубежной литературы по теме исследования; изучение документов, отчетов, докладов и материалов федеральных, региональных и муниципальных организаций, занимающихся проблемой профильной подготовки, профилизации образования, проведения единого государственного экзамена, создания университетских комплексов; изучение и обобщение педагогического опыта в контексте исследования и др.

Теоретические основы исследования. Основные закономерности развития общего и профессионального образования и стратегии перехода к новым парадигмам образования изложены в работах таких авторов как Б.С. Гершунский, Л.И. Гурье, В.А. Ермоленко, З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.Э. Касаткина, Г.В. Лаврентьев, А.М. Новиков, А.Н. Орлов, Т.С. Панина, Ю.Н. Семин, Ю.Г. Татур, Е.В. Ткаченко, А. Н. Утехина и др.

Нормативно-правовой базой исследования являются: типовые положения об образовательных учреждениях, национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», основные положения Концепции реформирования системы образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002), Концепции дополнительного образования детей, Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Письмо МО и РАО от 28.10.2003 № 15-1/10) «О мероприятиях по введению профильного обучения», Стратегии модернизации содержания общего и профессионального образования и др.



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.