Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-04-01 | 111 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Период от зачатия до момента рождения. Существует мудрый древнеиндийский афоризм: "До пяти лет общайтесь с сыном как с царем, с пяти до пятнадцати - как со слугой, после пятнадцати - как с другом". Это высказывание нашло свое подтверждение в современных психологических концепциях, которые убеждают, что характер ребенка, его установка на жизнь и мировосприятие - позитивное или негативное - формируется в основе своей до 5-7 лет [10].
Формирование психики ребенка начинается задолго до его появления на свет. Уже в тот момент, когда родители планируют появление ребенка в семье, начинает формироваться жизненный сценарий, жизненный стиль, "Я-концепция".
Для благополучного будущего ребенка немаловажным является и то, как мать переносит беременность. На состояние беременной женщины оказывает влияние целый комплекс факторов: с одной стороны, растущий плод уже с первых дней беременности действует на ее эмоциональное состояние, а с другой - мать находится во власти чувств, обусловленных ее представлениями о беременности и родах, а также под воздействием на нее близких. Если в семье - спокойствие и понимание, малыш чувствует себя так же комфортно, как и его мать. Если же мать находится в ситуации хронического стресса, страха, то и ребенок мгновенно впитывает в себя эти чувства.
Уже в это время малыш способен вступать в контакт со своим социальным и физическим окружением. Начиная с 3-й недели жизни плода идет формирование спинного и головного мозга, сети сенсорных и двигательных нервов. Первые реакции эмбриона на 8-й неделе жизни свидетельствуют о начале функционирования нервной системы [4].
"От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина", говорил Л.Н. Толстой. Задача родителей - сделать все, чтобы для ребенка это время было не жизнью в пучине, а жизнью в ласковом, теплом море заботы, нежности и тепла.
|
Младенческий возраст (до 1 года). В психологии для описания состояния, которое испытывает ребенок в период родов, используется термин "первичная родовая травма". Расставание ребенка с матерью, которая защищает и согревает его своим телом, болезненно для него. Встреча с чужим, холодным и незнакомым миром навсегда запечатлевается в его памяти и является для него первой травмой.
Критерием перехода от стадии новорожденности к стадии младенчества является комплекс оживления, который проявляется в эмоционально-положительной реакции ребенка (движения, звуки) на взрослого. Разлука матери и ребенка в первый год жизни вызывает серьезные нарушения в психическом развитии ребенка и накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь [17].
Психолог Р. Спитс описывал многочисленные симптомы нарушения поведения и задержку психического и физического развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические условия в этих учреждениях отвечали нормам, процент смертности был очень большим. Отмечалось, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.
Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения в непосредственно-эмоциональном общении с матерью [12].
Базой для развития личности в этом возрасте является образ телесного "Я". "Наличие тела - это критерий истинности утверждения "я существую".
В телесных играх с ребенком мать помогает ему ощутить и эмоционально прочувствовать, прожить отдельные части его тела в контакте с ее руками. Пальчики рук, головка, ладошки ребенка становятся персонажами сюжетных игр, наделяются именем, исполняют определенную роль. Мать читает ребенку: "Сорока-белобока, кашку варила, деток кормила, этому дала, этому дала…" Ребенок еще не может понять смысл того, что говорит ему взрослый, но он чутко улавливает настроение, присматривается к поведению взрослого, манипулирует частями своего тела и открывает благодаря взрослому себя.
|
Важное значение для формирования личности имеет домашний уклад семьи, ритмы ее жизни, позиции, которые занимает каждый ее член. Дом должен олицетворять надежность, безопасность, предсказуемость для ребенка.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок после года существенным образом отличается от младенца. Он уже не беспомощное существо, нуждающееся в постоянной заботе взрослых. Ребенок сам способен перемещаться в пространстве, может находить пищу и питье, способен к деятельности при отсутствии взрослых. Он становится относительно самостоятельным в своих действиях. Начавшие ходить дети разрываются между желанием быть рядом с матерью и желанием быть независимыми. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями [3; 15].
Важной задачей этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине.
Реакции родителей должны помогать детям, как их поведение влияет на окружающих. Дети нуждаются в обратной связи, которая выражается в похвале ("Как хорошо ты мне помог!") или в мягком порицании ("Котенку может быть больно"). Основной принцип обратной связи заключается в том, что обсуждается не личность ребенка, а его конкретные действия.
В деятельности ребенка от 1 года до 3 лет главенствующую роль играет предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок открывает для себя назначение предметов, ту роль, которая закреплена за ними на протяжении многих человеческих поколений.
Большое значение имеют взаимоотношения со сверстниками. Взрослые должны помочь ребенку уже в этом возрасте строить доброжелательные отношения с ними, вызывать в нем желание и умение играть вместе с другими детьми, проявлять сочувствие к тому, кто упал, ушибся и плачет.
К 2-м годам у ребенка появляется осознание принадлежности к определенному полу. К этому же времени в речи ребенок все чаще использует личные местоимения - "Я", "Мое". Ребенок начинает осознавать себя субъектом действия [15].
|
Базовыми потребностями, определяющими развитие ребенка, являются:
) потребность в теплых доверительных отношениях;
) потребность в компетентности;
) потребность в самодетерминации.
В том случае, если в семье созданы условия для удовлетворения перечисленных потребностей, развитие ребенка будет носить позитивный характер.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). В этот период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития [6].
У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предмет, выявляя его основные свойства и признаки. Дети-дошкольники с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку, смотрят детские спектакли. Они способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится.
Внимание и память преобладают у ребенка в непроизвольной форме. Ребенок внимателен к непосредственно вызывающему интерес объекту или ситуации, запоминает то, что запоминается само. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного периода ребенок в значительной степени осваивает родную речь: обогащается словарь, происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи, появляется речевое мышление. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности [2].
Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок.
Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями быть "как большой" и недостатком физических и психических возможностей реализовывать это. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей:
|
) негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых);
) упрямство (ребенок настаивает на собственных требованиях и решениях);
) строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме);
) своеволие (проявляется в стремлении отделиться от взрослого);
) обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она - "дура");
) протес-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).
Разрешение возрастного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить свою инициативу, и в системе социальных связей, способствующих личностному росту.
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) считают, что в дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте: "Я сам!". Ребенок пытается самоутвердиться [11].
Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего "Я", у него могут сформироваться чувства вины и зависимости.
Важным аспектом развития ребенка в дошкольном возрасте является становление нравственных чувств и моральных суждений. Уже в раннем периоде его побуждают считаться с другими людьми: "Не шуми, бабушка отдыхает", "Помоги маме собрать игрушки". У него формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе развития самооценки, отношения к самому себе и к своим качествам. В среднем дошкольном возрасте усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с нормами постепенно приводят к формированию основ произвольного поведения, соответствие внешних поступков внутренней позиции.
Важным регулятором поведения ребенка является самооценка, т.е. его отношение к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Чтобы правильно оценивать себя, ребенок должен научиться оценивать других людей. Если родители подчеркивают положительные качества ребенка, поддерживают его в начинаниях, отмечают достижения, а не фиксируют только неудачи, то это станет основой положительной самооценки ребенка [8].
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно любуются собой, но охотно критикуют все, что делают другие. Дети с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения друзей. Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он "может", "способен", "умеет", тогда ребенок научится доверять себе.
|
Возрастной кризис 7 лет связан с тем, что ребенок попадает в новую социальную ситуацию развития: из дошкольного окружения - в окружение учителей, школьников. Этот кризис характерен тем, что он может пройти безболезненно, если не будет слишком большой разницы в системе взаимоотношений, сложившейся у ребенка до школы и при поступлении а нее.
Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста, следующие:
. Формируется первое схематичное цельное детское мировоззрение.2. Возникают первые этические нормы: "Что есть добро и что есть зло?".3. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставить перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.4. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания [11].
Заключение
Дошкольное детство - это период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики.
В раннем детстве происходит интенсивное развитие мышления ребенка. В это время формируются предпосылки для более сложной формы - наглядно-образного мышления - одного из видов мышления, связанного с представлением ситуации и изменений в ней с помощью образов сознания.
Все развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми. При этом взрослые (прежде всего родители) оказывают влияние на ребенка.
Не менее активная роль в интеллектуальном и личностном развитии ребенка отводится ему самому. Необходимо предоставить маленькому человеку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах.
В процессе развития ребенка-дошкольника происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией, к концу этого возраста они существуют в виде обобщенных изменений, начинается осмысление мотивов, формируется их первичная иерархия.
Уровень психического и личностного развития детей 3-5 лет уже позволяет проводить с ними специально организованные как индивидуальные, так и групповые занятия, построенные в игровой форме.
Основой организации воспитательного процесса и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах.
В психологии выделены следующие этапы психического развития:
. От зачатия до момента рождения (пренатальный период).
. Младенческий возраст (до 1 года).
. Раннее детство (с 2 года до 3 лет).
. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет).
. Младший школьный возраст (7-11 лет).
. Подростковый возраст (11-15 лет).
. Старший школьный возраст (15-18 лет).
Формирование психики ребенка начинается задолго до его появления на свет. Уже в тот момент, когда родители планируют появление ребенка в семье, начинает формироваться жизненный сценарий, жизненный стиль, "Я-концепция".
Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения в непосредственно-эмоциональном общении с матерью.
Важной задачей возраста раннего детства становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине.
Важным аспектом развития ребенка в дошкольном возрасте является становление нравственных чувств и моральных суждений. В среднем дошкольном возрасте усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с нормами постепенно приводят к формированию основ произвольного поведения, соответствие внешних поступков внутренней позиции.
Важным регулятором поведения ребенка является самооценка, т.е. его отношение к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Чтобы правильно оценивать себя, ребенок должен научиться оценивать других людей. Если родители подчеркивают положительные качества ребенка, поддерживают его в начинаниях, отмечают достижения, а не фиксируют только неудачи, то это станет основой положительной самооценки ребенка.
Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста, следующие:
. Формируется первое схематичное цельное детское мировоззрение.
. Возникают первые этические нормы: "Что есть добро и что есть зло?".
. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставить перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.
. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.
Библиографический список
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2000. - 384с.
. Антонова Н.В. Личностная идентичности современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. - 1997. - №6. - С.23.
. Блонский П.Г. Психология школьника. - М., 1997. - 575с.
. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1983. - 348 с.
. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Просвещение, 1999. - 352 с.
. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999. - 384 с.
. Крайг Р. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 297 с.
. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ.2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 147с.
. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.
. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 334с.
. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 1997. - 285 с.
. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Трифола, 1995. - 385с.
. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 147 с.
. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.49.
. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение к окружающим. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - 511с.
. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С.102.
. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1989. - 196 с.
Приложения
Приложение 1
АНАЛИЗ СТИЛЕЙ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ
Исторический период | Стиль отношения к ребенку |
Античность до IV в. н.э. | Стиль детоубийства характеризуется массовым убийством детей и насилием. В то время важным являлся материальный фактор, способность семьи обеспечить жизнь ребенка. В том случае, если родители не могли прокормить ребенка, они убивали его. |
IV-XIII вв. н.э. | Оставляющий стиль. Признается наличие у ребенка души. Развито мнение: ребенок полон зла. В этот период появляются кормилицы, практикуется воспитание в чужой семье, в монастыре. Атмосфера в семье - эмоционально холодная и строгая. |
XIV-XVII вв. | Амбивалентный стиль. Ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, его начинают окружать вниманием, но в самостоятельном духовном существовании ему отказывают. Такой подход к ребенку аналогичен работе скульптора, который создает произведение искусства из глины. Если ребенок сопротивляется, то из него выбивают "злое начало". |
XVIII в. | Навязчивый стиль. Характеризуется психологической близостью родителей и детей. Но родители стремятся полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. |
XIX - начало ХХ вв. | Социализирующий стиль. Цель воспитания - подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, процесс тренировки является основой воспитательного воздействия. Этот стиль отношений лег в основу построения большинства психологических моделей ХХ в. - от фрейдовской "канализации импульсов" до скиннеровского бихевиоризма. |
Середина ХХ в. | Помогающий стиль. Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждом этапе жизни. Задача родителей - помочь индивидуальному развитию ребенка, стремиться к пониманию, близости. |
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!