И вот портрет закончен. Своим великолепием он восхищает не только художника, но и самого Дориана и лорда Генри. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

И вот портрет закончен. Своим великолепием он восхищает не только художника, но и самого Дориана и лорда Генри.

2020-04-01 142
И вот портрет закончен. Своим великолепием он восхищает не только художника, но и самого Дориана и лорда Генри. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таким образом, портрет молодого мужчины Дориана является своеобразным идеалом красоты. «При первом взгляде на портрет он невольно сделал шаг назад и вспыхнул от удовлетворения. Глаза его заблестели так радостно, якобы он впервые увидел себя». Дориан был поражен своим портретом, а мысль, которая через несколько лет его красота начнет вянуть, вызвала ужас. Ему стало трусливо, что года унесут за собой красные уста и золотистые роскошные волосы, а сам он станет отвратительным, жалким и страшным. Эта мысль беспокоила его, «словно ледяная рука легла ему на сердце». И тогда Дориан подумал, что было бы чудесно, если бы старел только портрет, а сам он навсегда оставался молодым. За осуществление этого желания, как ему сдалось, он все отдал бы, даже свою душу.

Автор показывает, что в начале романа для его героя главнейшей есть именно красота искусства.

Проходит некоторое время, и Дориан влюбляется в Сибиллу Вэйн, юную актрису, в которой его привлекает, прежде всего, ее невероятный талант. Но в спектакле, на который Дориан приглашает своих друзей, она играет совершенно отвратительно. Дориан приходит к ней за кулисы и говорит ей, что между ними все кончено. И когда он возвращается домой и смотрит на портрет, то с удивлением замечает, что портрет изменился – на его лице явно появилось выражение жестокости. Перепуганный Дориан решает на следующий же день вернуться к Сибилле, но уже поздно – из газет он узнает, что Сибилла умерла, по ошибке выпив какой-то яд в гримерке, но совершенно ясно, что она совершила самоубийство.

Так, он когда-то хотел, чтобы следы страданий и тяжелых дум отбивались бы только на полотне, но неужели, же его желания исполнилось? Страшно было поверить в невозможное, но вот перед ним его портрет со складкой жестокости возле губ: Дориану стало жутко от подмеченного нарушения гармонии искусства, которое было вызвано нарушениям гармонии чувств. Портрет становится зеркалом души героя, его совестью. Именно так сперва решает сам герой.

Но затем, он быстро утешается, последовав совету лорда Генри не зацикливаться на прошлом, а смотреть в настоящее. Бэзил в недоумении. Художник сомневается в нем, и винит во всем влияние Гарри. Однако Дориан убеждает его в том, что случись что-нибудь плохое – он обязательно доверится ему, и эти слова трогают душу Холлуорда.

Далее следует целый путь падения и гниения души Дориана Грея. С каждым его проступком, который он совершал на поводу у собственной прихоти – портрет все больше искажается, и Дориан уже не в состоянии ни видеть его, ни держать в открытом для посторонних глаз месте.

Он становится сущим параноиком, который каждый час, каждый свой шаг думает о том, как бы никто не увидел его портрет. Как бы никто не узнал о том, что творится в душе все еще юного аристократа. Он уже не доверяет никому, а когда Бэзил сообщает ему, что собирается выставить портрет на своей выставке картин – доходит едва ли не до бешенства.

Вместо того, чтобы рассказать художнику причину своего нежелания, он выуживает из него самое что ни на есть откровение. Холлуорд вынужден был признаться Дориану в своей любви к нему – чем действительно удивил самого юношу. Сам Грей считал, что в дружбе окрашенной романтической влюбленностью есть что-то трагическое.

Тем временем, слухи нарастали вокруг Дориана как снежный ком. Уже немногие из высшего общества отказывались с ним даже находиться в одной комнате, а просто демонстративно вставали и удалялись. Он стал оказывать дурное влияние на тех, кого окружал, и тем самым отталкивал от себя остальных.

Эти сплетни взволновали Бэзила. Художник потребовал от своего друга ответа, а тот вместо долгих откровений – показал ему свой портрет, когда-то написанный Холлуордом. Потрясенный, он долго не может узнать в том что увидел свое творение.

Дальнейшие мольбы его и взывания к Дориану, чтобы помочь ему искупить свою вину и раскаяться, вводят юношу в состояние неконтролируемого гнева. В бешенстве, он убивает Бэзила, ударив его несколько раз ножом.

Кошмары еще долго преследуют Грея. Он шантажирует своего давнего друга Алана, и тот помогает ему избавиться от главной улики – трупа художника. Дальнейшая же его жизнь складывается не лучшим образом. Он смог избавится от напоминаний, но отнюдь не от памяти. Избежавший возмездия за Сибиллу от ее брата Джеймса Вейна, он решает начать новую жизнь. Но все это оказывается только волей его тщеславия. Долгие раздумья тяготят Дориана, он снимает с себя вину и за смерть Бэзила и за самоубийство Алана и даже за то, что бросил Хетти – девушку из деревни, очень похожую на Сибиллу. А затем решает избавиться от портрета, как от причины его страхов и напоминании о пороках, чтобы начать всё заново, будучи свободным от прошлого. Он протыкает картину ножом, и в результате этого умирает, став тем, кем и был на самом деле: безобразным стариком, которого даже собственные слуги узнали только по перстням на пальцах. А портрет так и остался нетронутым, и с него смотрел все тот же юноша с внешностью ангела – ровно как в тот день, когда Холлуорд нарисовал его.

Подробнее я бы хотела остановиться на нескольких моментах в этом романе, которые, по моему мнению, являются особенно ярким выражением роли искусства и помогут ответить на вопрос о «чистом искусстве».

Прежде всего – это история любви юной актрисы Сибиллы Вейн и Дориана Грея.

За что же он полюбил ее? В разговоре с Генри, Дориан сам признается, что ему нравится ее игра. Что он восхищен тем, как умело она исполняет роли Шекспировских героинь. И именно поэтому он влюбляется в нее. Даже не в саму Сибиллу, а в те образы, которые она воссоздает на сцене, своим актерским мастерством и душой. Между тем, девушка влюблена в Дориана, даже не зная ничего кроме его имени, называя его Прекрасным Принцем. Так ли прекрасен, оказался этот самый Принц? Едва мисс Вейн познает любовь, она понимает, что театр больше не нужен ей. Что теперь у нее будет реальная жизнь, а не эти скучные сцены со старыми безобразными актерами, в которых она прежде видела идеал, потому что не знала иного. Девушка, гуляя со своим братом, восхищенно говорит о Дориане, и о том, как горячо она его любит, как замирает ее трепетное сердце, и что, наконец, они с матерью покинут этот театр, в котором они оказались из-за долгов. Ведь ее Прекрасный Принц вызволит их оттуда, обязательно вызволит!

 Увидев свою возлюбленную, из рук вон играющую на сцене, Дориан гневается и разочаровывается. Он не понимает – куда делась его Сибилла, что каждый день была то Джульеттой, то Офелией, то Дездемоной? Что за бездарная актриса, но необыкновенно красивая сейчас на сцене?

И вот пламенной любви как и ни бывало. После представления, он требует ответа от девушки, почему же она так посмела опозорить его перед друзьями? В ответ на это юноша услышал признание в том, что теперь, когда у нее есть Прекрасный Принц – ей не нужен театр, ибо она знает вкус настоящей любви. Что произошло с Дорианом? Он разозлился на Сибиллу и бросил ее, расторгнув помолвку, а затем ушел, даже не внимая ее мольбам о прощении.

 Что теперь говорить о его любви? Он любил искусство, которое через себя пропускала актриса, но не ее саму. И это послужило причиной конфликта, а затем и самоубийства Сибиллы Вейн. Дориан не винит себя в этом, но потрет взирающий на него со стены говорит об обратном.

Не только эта девушка пострадала из-за любви к Дориану Грею. Еще одной жертвой стал Бэзил Холлуорд – художник, написавший его портрет, истинно считающий юношу своим идеалом, который каждый творец ищет едва ли не на протяжении своей жизни. Он не просто восхищался им, а любил его и верил во все его слова вплоть до самой своей смерти. Собственное чувство ослепило художника, построив в его воображении мнимый образ все того же Дориана, с каким он когда-то познакомился.

Чем больше юноша отдаляется от него, выбирая общество циничного Генри Уоттона, чьим советам он следует, Бэзил теряет вдохновение, и отсутствие былой дружбы его тяготит: «Он понимал, что Дориан Грей никогда больше не будет в его жизни тем, чем был раньше. Между ними прошла сама Жизнь…» - так писал Оскар Уайльд о переживаниях влюбленного Холлуорда, который, несомненно, ревновал Дориана к Гарри.

История взаимоотношений художника и модели кончается трагически. Бэзил умирает от рук Дориана, который посчитал, что он слишком много о себе возомнил, раз может указывать ему, что делать и как делать. Этот эпизод можно расценить как бунт идеала против собственного создателя. Ведь именно Бэзила обвиняет во всем Дориан Грей, потому что он, а не кто-то другой создал этот портрет и обрек его душу на гниение.

Позднее еще одним виновником своей безнравственности Дориан считает Генри Уоттона, который подобно художнику восхвалял его красоту и побудил пожелать, чтобы вместо него все грехи и старость принимал портрет.

Да, лорд Генри безнравственен. У него философия циника, по отношению к искусству, и все что писатель говорил в предисловии – все это взгляды Гарри.

Но, тем не менее, в сравнении с Дорианом Греем, Генри Уоттон не причиняет никому страданий философией гедонизма (стремление к наслаждениям). Разве что своей жене Виктории, когда изменяет ей, но и та от этого нисколько не терпит вреда, а наоборот поступает точно так же.

Получается, что Дориан сам виновен в своих пороках? Именно так и есть. Красота, именно красота сподвигла его к этому, хотя как говорил Бэзил – человек с таким лицом не может быть безнравственным.

Финальным аккордом романа и одновременно главной его идеей становится сцена уничтожения картины. Желая начать новую жизнь, Дориан Грей уничтожает тяготивший его «дневник жизненных пороков», но умирает, а портрет становится прежним, изображая юношу ангельской красоты.

Удивительно, как произведение искусства пережило и своего создателя и идеал, с которого оно было создано.

Vita brevis ars longa – латинский афоризм выражающий всю основную сущность этого мистического момента. Жизнь коротка, а искусство вечно. И пройдут многие года, а творения величайших деятелей искусства будут жить, и передаваться из поколения в поколение.

Образ портрета в романе занимает центральное место. По словам самого героя – он его совесть, его «дневник» и его душа. Кроме этого, картина является олицетворением бессмертного, вечного искусства, которое никогда не канет в неизвестность – в то время как человеческая жизнь коротка и со временем стирается из людской памяти.

Итак, в чем же заключается проблема «чистого искусства»?

Прежде всего, следует исходить из определения направления эстетизма. Ключевые слова, которые режут слух – «искусство ради искусства», «искусство выше жизни». Последнее в романе выражено особенно ярко. Потрет – как искусство. Ради него художник должен отдать самое дорогое – жизнь. Поэтому Бэзил погибает, погибает от рук собственного идеала. Таков парадокс истинного, «чистого искусства». Великое творение всегда переживало своего творца и свой оригинал.

Искусство не только забирает жизнь, оно делает творца отчужденным изгоем, калечит его и морально и физически, оставляя неизгладимый след. Жертвенное искусство – вот оно, так называемое «чистое искусство».

А проблема «чистого искусства» заключается в том, что заплатить такую великую цену нужно огромное мужество, готовность отрешиться от всего ради искусства и забыть про жизнь, забыть про самого себя и мыслить лишь только о своем идеале.

На такое способен только по-настоящему великий творец.

А все остальное – уже не считается истинным искусством.

Размещено на


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.