Гарантии и реализация политических прав и свобод — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Гарантии и реализация политических прав и свобод

2020-04-01 146
Гарантии и реализация политических прав и свобод 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

25 мая 1992 года был издан Указ Президента «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетировании». Он был издан в целях обеспечения прав граждан на проведение митингов, уличных шествии, демонстраций и пикетирования и содержал положения, предписывающие до издания нового закона, определяющего порядок организации и проведения указанных мероприятий исходить из положений «Декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22 ноября 1991 года о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования, при условии предварительного уведомления властей.

Принятие новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года было первым шагом на пути реализации прав и свобод граждан. В последующие года и в настоящее время перед нашим государством встали проблемы реализации гарантированных в ней прав и свобод на практике. Одного основного закона недостаточно для полноценной реализации прав и свобод граждан. С 1993 года были приняты еще несколько нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Среди них можно отметить:

Также, в соответствии с «Декларацией прав и свобод человека и гражданина» осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Кроме того, до принятия соответствующего закона РФ, нормы Указа Президиума ВС СССР от 28.07.88 г «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории РФ применяются в части не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ВС РФ 22 ноября 1991 года.

Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации, принятый Государственной Думой 7 июля 1995 года «О референдуме Российской Федерации».

Он определил референдум как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум - это высшее непосредственное выражение власти народа. Он проводится на всей территории РФ, на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Далее закон определяет право на участие в референдуме, выносимые на него вопросы, обстоятельства, исключающие проведение референдума, язык проведения референдума. Подробно расписан и вопрос о том, кто и как имеет право выносить вопросы на референдум. Так, согласно вышеназванному закону инициатива проведения референдума принадлежит:

- Не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них;

- Конституционному собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ.

Кроме того, закон устанавливает порядок подготовки к проведению референдума, в том числе:

- Об организации Центральной комиссии по проведению референдума и ее полномочиях;

- Порядок формирования и полномочия территориальной комиссии по проведению референдума;

- Порядок формирования и полномочия участковой комиссии по проведению референдума,

- Статус членов комиссии по проведению референдума;

- Гласность в деятельности комиссии по проведению референдума;

- Обжалование решений и действий комиссии по проведению референдума,

- Составление списков граждан имеющих право участвовать в референдуме;

- Финансовое обеспечение проведения референдума.

Таким образом, при составлении закона были учтены все нюансы, все подробности проведения всенародного референдума. Это же наблюдается и в четвертой главе закона, посвященной самому процессу голосования, где прописаны все моменты, от подготовки помещения к голосованию до подсчета голосов и оглашения итогов выборов[14]. В заключение закона помещена глава, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о референдуме Российской Федерации.

Рассмотрим кратко гарантии реализации основных политических прав и свобод граждан.

- Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30) – международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Конкретизируется это право, и закрепляются гарантии на него в Федеральных законах «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» от 12 января 1996 г., «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. Деятельность этих организаций и объединений четко регламентируется и устанавливаются правовые гарантии их существования.

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит только гражданам РФ и регламентируется Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 КРФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.

- Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право н участие в отправлении правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется прежде всего в избирательном праве граждан – право избирать и быть избранными Для осуществления этого права необходим определенный статус личности – наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. – исходя из этих требований могут возникать ограничения в осуществлении данных прав. Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме («Закон о референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.). Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. раскрывает конституционное положение об участии граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей.

- Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) – важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в государственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд при нарушении конституционных прав и свобод.

Органы же внутренних дел РФ должны осуществлять необходимые мероприятия по охране общественного порядка при осуществлении гражданами указанного права, а также предупреждать и пресекать противоправные действия и обеспечивать привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

26 октября 1994 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В начале закона определены его цели: гарантирование реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Этот закон определяет пределы своего действия, принципы участия граждан в выборах, устанавливает параметры всеобщего избирательного права достижение 18 лет, наличие гражданства Российской Федерации и т.п. Ст.ст. 5-7 регламентирует равное, прямое, избирательное право и тайное голосование. Далее устанавливаются гарантии избирательных прав граждан при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов и избирательных участков, присутствуют статьи, определяющие вопросы, связанные с обеспечением избирательных прав граждан избирательными комиссиями, с выдвижением и регистрацией кандидатов, со статусом кандидатов и предвыборной агитацией и финансированием выборов, которые вызывают много спорных моментов в настоящее время, связанных с честностью и демократичностью тех избирательных компаний, которые разворачивают кандидаты в депутаты, пускаясь во все тяжкие, обеспокоенные одной лишь целью - победить на выборах. Далее закон устанавливает порядок проведения непосредственно самого голосования и подсчета голосов избирателей, а также установление результатов выборов и их опубликование. В предпоследней главе закона предусматривается и ответственность за нарушение избирательных прав граждан в соответствии с федеральным законодательством.

14 декабря 1995 года была принята новая редакция ФЗ РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Согласно данному закону, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. К таким действиям закон относит коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

Немного раньше, в 1993 году Пленум Верховного Суда Российской Федерации издал Постановление «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» Этот документ в редакции 1996 года стал носить уточняющий характер Он был призван внести коррективы в процесс реализации ранее вышедших законов, постановлений и т.п. В частности, это касается Конституции Российской Федерации, «Декларации прав и свобод человека», а также Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», которые заметно расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий (решений) государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц, государственных служащих, но нуждались в разрешении вопросов, которые возникли в ходе их практического применения. Такой же характер носит и ранее вышедшее постановление «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»


Заключение.

Произошедшие в нашей стране общественные перемены не могли не выдвинуть на первый план именно гражданские и политические права. Под их знаменем, начиная с шестидесятых годов, шла борьба за демократизацию общественной жизни.

В данной курсовой был проведен обзор основных политических прав и свобод граждан, а также процессы реализации прав и свобод граждан, неизбежно возникающие в процессе жизнедеятельности правового общества.

Были решены следующие задачи:

1. Определены понятие, принципы политических прав и свобод граждан;

2. Изучены виды и содержание политических прав и свобод;

3. Описаны гарантии реализации политических прав и свобод.

Надо сказать, что государство не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет.

Формирование посткоммунистической концепции прав человека, которая в явном или неявном виде лежит в основе провозглашаемых политических программ и лозунгов, происходит не только под воздействием факторов политического, экономического и социально-психологического характера. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что граждане, не имея поддержки от горизонтальных структур, т е. достаточно развитого гражданского общества, продолжают зависеть от определенных услуг со стороны государства. Социальная инертность, унаследованная от времен коммунизма, пассивность общества совмещается с беспомощностью отдельной личности и ее зависимостью от государства. В силу того, что социальные нормы, т. е. общепринятые правила поведения, в досоветский и, особенно, в советский период истории нашей страны не совпадали, а иногда и прямо противоречили законодательно закрепленным, отсутствовал широкий общественный интерес к вопросам правовой культуры, в частности, к гражданским и политическим правам.

Следует учитывать также, что в России отсутствует традиционная для западного общества вера в такие фундаментальные понятия, как человеческое достоинство, право на свободу выбора жизненного пути и т. п.

Все сказанное свидетельствует о том, что, говоря о концепции прав человека, необходимо иметь в виду ее неразрывную связь с социокультурными традициями и ценностями. Другими словами, реально действующая концепция прав человека как фундамент принимаемых законодательных и политических решений, не может быть разработана лишь теоретическим, кабинетным путем. Такая концепция становится идеологическим ориентиром общества не только и не столько благодаря широкой пропаганде тех или иных идей, но, прежде всего, таких изменений условий жизни, которые актуализируют потребность в отстаивании гражданских, политических, экономических и других прав.

Разумеется, сказанное не отрицает важности правового просвещения, юридической помощи, а также широкого спектра иных мер, способствующих повышению правовой и политической культуры населения.

Наиболее важными направлениями повышения уровня правосознания является преодоление не только юридического невежества, т. е. неосведомленности о правах, предоставленных законом, и порядке их судебной защиты, но и пассивности пострадавших от нарушения прав, их добровольного отказа от каких-либо попыток защитить свои законные интересы.

Наконец, необходимо предостеречь от иллюзий достигнуть такого состояния, когда все права будут детально и непротиворечиво закреплены законом, субъекты, обязанные их соблюдать, перестанут допускать разного рода злоупотребления и ошибки, а граждане станут свято исполнять свои обязанности.


Список литературы

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 1998. 347с.

2. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.1994. 521с.

3. Конституционное право России, Кутафин, Козлова. - М.1995.

4. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). - М.: Бек, 1996. 53с.

5. Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2000. 234с.

6. Права человека. Основные международные документы: Сборник. - Мо­сква, Издательство " Международные отношения ", 1994. 265с.

7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.: Юрист, 1997. 354с.

8. Водолагин С. Концепция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. – 2001. - № 8. – С. 24-26.

9. Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 3. – С. 79-89.

 


[1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 1998. с. 32.

[2]Водолагин С. Концепция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. – 2001. - № 8. – С. 25.

 

[3] Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). - М.: Бек, 1996. ст. 17 ч.3.

[4] Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 3. – С. 74..

 

[5] Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.1994. с. 123.

[6] Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 3. – С. 77.

 

[7] Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). - М.: Бек, 1996.

 

[8] Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). - М.: Бек, 1996. ст. 30.

 

[9] Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). - М.: Бек, 1996. ст. 32. ч.2.

 

[10] Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.1994. с 354.

 

[11] Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). - М.: Бек, 1996. ст. 43.

[12] Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). - М.: Бек, 1996. ст. 22.

[13] Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). - М.: Бек, 1996. ст. 45 ч.1.

 

[14] Конституционное право Российской Федерации, М.П. Баглай. - М.,1998. с. 87.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.