Жилые дома острова Калимантан — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Жилые дома острова Калимантан

2020-04-01 285
Жилые дома острова Калимантан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Огромный остров Калимантан - раньше он назывался на наших картах Борнео - густо покрыт влажным тропическим лесом, мрачным и непроходимым. Люди здесь селятся лишь по берегам рек, ибо реки, речки и их притоки - единственное средство сообщения. И местные племена именуются по названиям рек. Всех же вместе этих людей называют даяками. Правда, сами даяки этого названия не любят: по-малайски оно означает «дикарь», «язычник», но слово это уже так укоренилось, что о первоначальном смысле никто и не вспоминает. Говорят даяки на разных (хотя и родственных между собой) языках. Но есть черты, которые очень сходны у всех даяков и отличают их от других людей: одежда, татуировка, оттянутые до плеч тяжелыми серьгами мочки уха. И длинные дома.

Живет в таком доме множество семей, и потому он разделен на клетушки - по одной на каждую семью. Из каждой клетушки - свой выход на общую веранду. Голландский путешественник Ван-Схюйтенс, проведший на Калимантане много лет, писал, что долго не мог понять: что же ему напоминают эти длинные дома? Что-то знакомое, но что? И вдруг понял: да это же казарма! И был прав: по сигналу тревоги вооруженные мужчины в мгновение выстраиваются в полной боевой готовности.

Еще недавно всю жизнь даяков определяла война с соседями. Каждый молодой воин должен был доказать свою мужественность, добыв голову врага. Для этого даяки предпринимали длительные походы в глубь территории других племен.

И сами могли подвергнуться в любой момент нападению. Потому их племя было организовано, как военное подразделение.

Основной тип поселения даяков - селения-общины, состоящие из нескольких длинных общинных домов. Дома строились один за другим в количестве от 2 до 12 штук и объединялись общей платформой, находящейся на уровне пола жилых комнат и на высоте нескольких метров над уровнем земли. Дома стояли на мощных столбах и были длиной в 60-90 м и шириной в 12-15 м.

Наверху вдоль всего дома располагалась открытая терраса, позади нее веранда, куда выходили двери отдельных помещений. На чердаке хранили инструменты и рис. Стены и столбы покрывались богатым орнаментом, основным мотивом которого служили цветы и животные.

Конечно, к началу двадцать первого века, дома несколько видоизменились, но суть осталась той же. Тропические ливни на Калимантане - не редкость, а потому жилища даяков покоятся на деревянных сваях, защищающих обитателей от затопления.

В дикие времена охоты за головами дома поднимались на неприступную для врагов высоту - около десяти метров, сейчас же расстояние от земли до дома составляет от двух до четырёх метров. Даякская деревня может состоять даже из одного дома, способного вместить более пятидесяти семей, но чаще таких жилищ несколько, и они строятся либо на отмелях рек, либо на их высоких берегах, а в длину составляют несколько сотен метров.

Даяки украшают свои жилища традиционной резьбой по дереву: деревянные элементы длинного сарая, в том числе массивные сваи, зачастую представляют собой произведения искусства, на которых изображены духи и божества, или звери - обитатели джунглей.

Раньше дома строились из плотных бревён, способных держаться больше века, а помещение внутри могло даже не разделяться перегородками между семьями - личная жизнь каждого становилась достоянием всего племени. В домах обычно не было никакой мебели, но в любом жилище обязательно находилось место для священного уголка, где даяки хранили самое сокровенное: обычно это были реликвии, оставшиеся от предков.

Для хранения общего имущества в длинных домах была предназначена веранда, а нехитрый личный скарб даяки подвешивали на стену, или под крышу. Сегодня такой устрой характерен для племён, напрочь отвергающих цивилизацию. Дома же менее консервативных аборигенов представляют собой не сарай, а множество соединённых друг с другом квартирок, то есть живут семьи обособленно.

Сваями, на которых стоят и современные дома, внутреннее пространство дома разделено на личные зоны, зону отдыха и общую зону. Как и раньше, главенствует в длинном доме вождь, а помимо него обязательно есть шаман и травник. И травник, и шаман способны оказать минимальную медицинскую помощь. Материальная культура даяков Северного Калимантана, очень близкая традиционной культуре даяков индонезийской части острова, в большей степени испытала малайское влияние.

Сейчас традиционный тип дома можно встретить у ибанов, кайянов, кенья. В каждом таком доме живет несколько десятков родственных малых семей. По плану дом ибанов не отличается от длинного дома Центрального Калимантана. Вдоль всего дома идет открытая веранда; внутри он состоит из коридора и жилой части. Каждая семья занимает построенную для нее жилую комнату (билек), чердак над ней, часть галереи и веранды. Эти помещения составляют личную собственность семьи, живущей в них.

Таким образом, у ибанов сохранилась лишь форма старого поселения, ибо в длинном доме живут отдельные малые семьи, занимающие каждая свою секцию дома. В настоящее время идет процесс разделения длинного дома на отдельные дома для каждой малой семьи. Постройка и расположение последних напоминают разрезанный на части длинный дом. Нередко при таком отдельном семейном доме, который строится неподалеку от длинного, имеется лавка. У большинства других групп даяков длинный дом как основная форма поселения уступил или уступает место индивидуальным домам.

Так, у дусунов и клемантанов преобладают индивидуальные жилища, но кое-где сохранились длинные дома, но меньшего размера, чем у ибанов, не более чем на 4-5 семей каждый. Жилище мурутов - маленькие низкие домики. У меланау место длинных домов заняли селения малайского типа. Кампонги делятся на кварталы, совпадающие с территориями прежних длинных домов; в каждом квартале живут родственные семьи.


 

Жилища народов Суматры

 

Архитектура деревень Суматры интересна и многообразна, так как население острова состоит из нескольких племенных групп. Поселения народа миннангкабау отражали общинный уклад их жизни с чертами матриархата. Они располагались обычно на крутом труднодоступном берегу реки и укреплялись валами и рвами. План больших селений обычно представлял собой прямоугольник с площадью в центре с общественным домом. Селение делилось на четыре части, которые занимали четыре материнских рода, и подразделялось на более мелкие материнские группы, делившиеся в свою очередь на джураи. Каждая джураи с 35-40 членами семьи занимала отдельный дом.

Жилой дом на столбах суматранского типа поднимается над землей на 1,5-6 метров и имеет одну лестницу. Под полом оставляется незастроенное пространство, которое можно огородить и использовать для содержания скота.

Бамбуковый пол имеет, как правило, толщину 5-8 см и сверху выстилается циновками. Отличительной особенностью построек Суматры является оригинальное устройство высокой седлообразной крыши из пальмовых листьев с приподнятыми краями в виде своеобразных рогов. Фронтоны, столбы и балки часто украшаются резьбой. Деревянные стены красят темно-красной краской и украшают тонкой резьбой, подчеркнутой золотистой, черной и белой краской.

Характерная черта поселений минангкабау - большие красивые дома с массивной крышей из иджука (пальмового волоса), слегка прогнутой по коньку, и с выступающими с боков меньшими крышами, венчающими боковые пристройки. Стены и сваи обшиты досками, на которые часто нанесена богатая резьба; дома раскрашены, а нередко и инкрустированы кусочками стекла и зеркала. Этот тип жилищ - одно из свидетельств сохраняющихся до настоящего времени норм материнского права. Особенностью минангкабау является то, что они сочетают верность традициям материнско - родового строя с мусульманской религией, проповедующей, как известно, патриархальные устои.

Материнско - родовая структура у минангкабау очень сложна и многоступенчата. Важнейшая социальная единица - это большая материнская семья сапаруи, что означает «плоды одного чрева». Ее ядро составляют родственники по женской линии, которые происходят от одной прабабки, живут в одном доме, имеют все права на имущество и участвуют в управлении делами данной сапаруи. Пришлая часть - это мужья женщин большой семьи; они принимают определенное участие в жизни сапаруи, где живут, но не имеют права на имущество этой большой семьи. Собственное имущество же мужей находится в их материнском роде, т. е. фактически принадлежит их матерям, сестрам, детям сестер. Во главе большой семьи стоит мамак - старший брат старейшей женщины.

Батаки - коренное население Северной Суматры, наиболее типичные представители древне-индонезийской (протомалайской) культуры. Народ батаки испытали культурное влияние со стороны индуизированных государств Явы и Суматры (Шривиджайя, Маджапахит и др.), создали собственное письмо на основе южноиндийской письменности.

Сельская община батаков обычно состояла из членов двух отцовских родов, каждый из которых занимал большой общинный дом, разгороженный внутри по числу малых семей. Батакские деревни строились на вершинах холмов и были настоящими крепостями. Высокая каменная стена с круглыми или квадратными башнями окружала деревню. За стеной шла полоса непроходимых зарослей бамбука. С двух сторон в деревню вели небольшие ворота, закрываемые на ночь.

Деревня делилась на две части: жилую часть и хранилища для риса, стоящие на отдельной каменной террасе.

Жилые дома батаков, квадратные в плане, на мощных деревянных столбах поднимаются на высоту до 4 м. На широкую площадку, вроде балкона, ведёт деревянная лестница, с которой открытый проем ведёт внутрь помещения. Низкие стены имеют высоту около 1,5 м и наклонены наружу. Изогнутая крыша выдается далеко вперед и высоко поднята. Две бычьи головы венчают ее коньки. Деревянные фасады домов покрываются резьбой.

Традиционное поселение тоба-батаков, ангкола и мандайлинг - рядовой, каро-батаков - кольцевой или разбросанной планировки, насчитывает 5-20 больших домов, имеет общинный дом (сопо) и амбары для риса. Традиционные жилища каркасные, свайные, с высокой седлообразной крышей, вход в них через отверстие в полу. Вилообразные коньки украшены рогами буйвола, сваи и балки - резьбой. Внутренние перегородки изготавливаются из циновок. Особенно живописны дома каро, представляющие весьма сложное сооружение: огромная, очень крутая черная иджуковая крыша имеет четыре фронтона. Дома знатных лиц, кроме того, украшены несколькими уменьшающимися надстройками, в миниатюре повторяющими конструкцию основной кровли. Число этих надстроек определяет важность семьи, занимающей дом. В доме живет одна большая семья, состоящая, как правило, из нескольких малых семей. В общественном строе батаков господствуют отцовско-родовые нормы, хотя по общему уровню социально- экономического развития они до последнего времени и отставали от минангкабау.

Дома вождей и старейшин окрашены традиционно в чёрный, белый и красный цвета. С середины XX века среди этих народностей распространяется наземное жилище общеиндонезийского типа.

На крайнем севере Суматры живут аче. В этом районе, именуемом «порогом Индонезии», уже с давних пор встречались торговцы Запада и Востока, что привело к раннему развитию здесь классовых отношений. На севере Суматры раньше, чем где-либо в Индонезии, утвердился ислам (еще в XIII в.), и среди аче немало фанатично настроенных мусульман. Несмотря на это, в их социальной организации отчетливо заметны следы былой родовой структуры. В семейно - брачной жизни обнаруживаются признаки как материнско-, так и отцовско-родовых отношений.

Юго-запад и юг Суматры (Лампунг) - это подлинная мозаика народов, в культуре которых можно увидеть и оригинальные черты, и влияние соседей, и иноземные воздействия. Многие из этих народов достигли довольно высокого уровня культуры. Например, у реджангов издавна существовала слоговая письменность. В то же время у некоторых из этих народов сохранились древние материнско-родовые пережитки.

Искусство резьбы по дереву используется как для украшения дома, так и мебели. Характерными чертами резьбы по дереву Южной Суматры является плотность и избыточность оформления с использованием растительных мотивов и символики. Самые популярные цвета отделки деревянных резных изделий - золотое покрытие и красный лак, предполагается, это влияние китайского декоративно-прикладного искусства. Если говорить о традиционном текстиле, то для него характерно использование шелка и золотых нитей. Особенно популярен батик, выполненный узелковой техникой и с вплетенными золотыми и серебряными нитями. Ткань может быть многоцветной, а может быть с черно-белым узором. Стены могут быть украшены изделиями из раковин, скорлупы кокосового ореха, панциря черепахи, бисера, кожи. Колоритны ритуальные маски, ярко раскрашенные. Очень интересны панно, из раскрашенного клейкого риса, мозаики из полосок листьев пальмы, бамбука, сахарного тростника, изготавливаемые по случаю различных торжеств.

Народы, живущие на островах у западного побережья Суматры, сохраняют в малоизмененном виде свою культуру, в том числе общинно-родовые отношения. Остров Ниас расположен у западного берега Суматры. Культура жителей осталась нетронутой влияниями извне и восходит к древнейшим народным традициям. Так, у ниасов и поныне в какой-то мере живы мегалитические традиции: хотя новые сооружения из каменных монолитов сейчас не строятся, сохранившиеся широко используются и в наши дни. Например, центральные улицы ниасских селений вымощены большими каменными плитами, к горным деревням ведут каменные лестницы с установленными по краям массивными изображениями людей и животных, некоторые деревни обнесены каменной стеной. По-видимому, ниасы представляют тот пласт древнего населения Суматры, который предшествовал появлению здесь батаков и был оттеснен последними на маленький островок у западного суматранского побережья.

Деревни располагаются на вершинах холмов и окружены зарослями бамбука. Из долины к деревне обычно ведёт длинный ряд лестниц, высеченных в скалах и украшенных резьбой. План деревни представляет собой прямоугольник с домами вдоль единственной улицы. В одном конце улицы располагается площадь с храмом и домом главы деревни. Другой конец служит входом в деревню.

Ближе к храму и дому правителя находятся дома деревенской знати с высокой кровлей, построенные из лучших сортов дерева и украшенные резьбой. Остальные дома строятся главным образом из бамбука, саговых листьев и трав. Перед домами стоят каменные сооружения, напоминающие древние мегалитические памятники.


 

Жилища Сулавеси

 

В культуре и образе жизни расселенных в центральной части Сулавеси тораджей много общего с батаками, даяками, ниасами и другими народами, пришедшими на архипелаг в составе ранних волн миграций.

Так, дом тораджей по конструкции и внутреннему устройству напоминает дом тоба-батаков. Почти тождественны у этих народов многие ритуалы, например похоронные обряды. Но у тораджей немало и своеобразного. В частности, у них высоко развито искусство изготовления тканей из древесной коры, причем одежда орнаментируется и ярко раскрашивается.

Богатым геометрическим орнаментом украшены деревянные части домов и многие бытовые изделия, например сосуды из тыквы и бамбука. Некоторые группы тораджей сохранили традиции родовой и большесемейной организации.

На Сулавеси в поселениях есть главная улица, в центре или на одном конце которой находятся храм и дом главы племени. По обе стороны от дома располагаются дома других членов общины. Возле домов расположены навесы для повседневной работы. Деревни традиционно окружались частоколом или высокими заборами с воротами с двух сторон. В горах деревни часто окружались земляными или каменными стенами с узкими входами.

Общинные дома у народов Сулавеси рассчитаны на несколько семей. Жилые дома имеют много общих черт. Основная конструкция имеет следующую структуру: по углам, а иногда посередине длинной стороны дома камни кладутся парами. На камни кладутся мощные лаги, на которые ставятся столбы. На столбы в свою очередь, в несколько ярусов укладываются бревна, поднимающие пол на два метра над землей. Наружные стены чаще всего делаются из плетеных циновок, тростника или дерева, покрытого растительным или геометрическим орнаментом. Крыша поддерживается столбами, стоящими на полу. Конек крыши имеет поднимающиеся вверх концы, на них вырезаются рога буйвола. Концы крыши опираются на столбы с кронштейнами и сильно выступают вперед, образуя террасу. Такая конструкция крыши помогает добиться наибольшего затенения в жару и наибольшую защиту от тропических ливней.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.