Царское священство в Ветхом и Новом Заветах — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Царское священство в Ветхом и Новом Заветах

2020-04-01 184
Царское священство в Ветхом и Новом Заветах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

. Царское священство в Ветхом и Новом Заветах

. 1 Пет. 2:9 в понимании святых отцов

. Богословская значимость учения о царском священстве

. Предварительные выводы, касающиеся управления в Церкви

. Поместный собор Российской Церкви 1917-1918

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

Идея царственного священства в сознании современных верующих людей практически забыта. происходит это по той причине, что до конца ещё не изжито из сознания верующих дуалистичное мышление. Согласно дуалистичному взгляду Церковь делится на клир и мирян. В следствие этого подхода, в жизни Церковной происходит ложная двойная дилемма. Либо считается, что священство - это удел узкопрофессиональной группы внутри Церкви. Либо, понятие всеобщего священства начинает преобладать настолько, что потребность в иерархическом служении не ощущается вообще. В связи с этим, необходимо провести анализ учения о царственном священстве в Новом и Ветхом Заветах и учении святых Отцов для того, чтобы выявить истинный, церковный взгляд на царское священство и получить взвешенный, выверенный Преданием, ответ на вопрошания сознания верующего народа.

Одним из самых ярких отрывков Нового Завета, который говорит о царском священстве - это "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2:9).

Для того, чтобы понять учение церкви о царском священстве, необходимо будет обратиться ко всему контексту священного Писания и Предания Церкви. А указанное место будет основной точкой отчёта в данном исследовании вопроса. В связи с этим, постоянно может звучать вопрос, который был затронут в начале данной работы. Как, на сколько и в какой мере должны быть объединены и разграничены одновременно священство царское, т.е. всеобщее священство верных и священство, как сословие внутри Церкви.

В то же время нам необходимо ответить на другой вопрос. С приходом и актуализацией возможности царского священства встает вопрос о том, какие функции будут принадлежать народу Божию ставшему "царями и священниками".


Предварительные выводы, касающиеся управления в Церкви

 

Хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты, которые должны логически следовать из понятия царского священства.

Несмотря на все изменения, которые претерпели в течение истории литургические чины, они даже в современной форме продолжают свидетельствовать о совершении священнодействий всем народом совместно со своим предстоятелем. Изменения коснулись больше литургического строя богослужения, чем самого текста чинопоследования.

Нет необходимости излагать историю чинопоследования Евхаристии, т. к. канон остался почти неизмененным. В евхаристическом каноне литургии Иоанна Златоуста молитва благодарения, хотя и читается «тайно», не является молитвой одного священника, а общей молитвой всей Церкви. «О сих всех Тя благодарим, и единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниях бывших на нас. Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тьмы ангелов…». Молитва «благодарения» читается после предложения предстоятеля возблагодарить Господа и ответа народа «Достойно и праведно» Этот диалог, который предшествует молитве «благодарения», указывает, что в ней весь народ, собранный на Евхаристическое собрание, через своего предстоятеля благодарит Господа. В следующей за ней молитве вся Церковь, а не один только епископ или пресвитер молится: «С сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый… иже пришед, и все же о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся… за мирский живот…». В молитве перед благословением св. Даров призывается Св. Дух на весь народ: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащие дары сия». Это моление о ниспослании Духа Святого «на ны» является свидетельством Церкви, что таинство совершается не одним предстоятелем, а всем народом в целом. Еще яснее эта мысль выражена самим Иоанном Златоустом: «Есть случаи, в которых священник не отличается от подначального, например, когда должно причащаться страшных тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их: не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщиться того, чего приобщался священник. Ныне не так; но всем предлагается одно тело и одна чаша. И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву - исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трапезе, нужна бывает другая молитва, - и мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем. Когда опять наступает время преподания и взаимного принятия мира, все равно друг друга лобзаем. При самом также совершении страшных тайн священник молится за народ, а народ молится за священника, потому что слова «со духом Твоим» означают не что иное, а именно это. И молитвы благодрения также общие, потому что не один священник приносит благодарение, но и весь народ Получив сперва ответ от народа и потом согласие, что достойно и праведно совершаемое, начинает священник благодарение. И что удивительно, если вместе со священником взывает народ, когда он возносит эти священные песни совокупно с херувимами и горними силами И весь народ, участвуя в благословении даров, совершаемом предстоятелем, ответствует через «аминь». В современном чине «аминь» произносит либо диакон, либо священник, но о том, что он произносился всем народом, мы имеем непреложные свидетельства из литургической практики древней церкви. Я вновь здесь напомню уже цитированные слова Иустина Мученика: «Потом к предстоятелю братии приносится хлеб и чаша воды и вина… После того, как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: аминь». Дионисий Александрийский, в своем известном послании в связи со спорами о крещении еретиков, рассказывает о каком-то верном, который усомнился в истинности своего крещения. «Быв при недавнем крещении присоединившихся и выслушав вопросы и ответы, он пришел ко мне с плачем и с самосокрушением и, упав мне в ноги, начал исповедоваться и каяться, что крещение, принятое им от еретиков, было не таково и не имеет ничего общего с нашим, потому что оно исполнено нечестия и богохульства. Говоря, что душа его сильно страдает и что от тех нечестивых слов и действий у него даже нет дерзновения возвести очи к Богу, он просил меня преподать ему истинное очищение, усыновление и благодать. Но я не решился это сделать, сказав, что для сего довольно долговременного его общения с Церковью, что я не дерзаю снова приготовлять того, кто внимал благословению даров, вместе с другими произносил «аминь», приступал к трапезе, протягивал руки для принятия св. Пищи, принимал ее и долгое время приобщался Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа». Через два века это же самое подтверждает и Феодорит Киррский: «лаик после возгласимых молитв, ответствуя «аминь», становится участником награды молений, ничем не менее того, кто оные в собрании произносит»

В литургии Василия Великого совместность совершения Евхаристии выступает еще яснее. В ней соответствующая молитва благодарения читается так: «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый! Достойно яко воистину, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея Тебе хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарити, Тебе славити единого воистину сущего Бога, и Тебе приносити сердцем сокрушенным и духом смирения сию словесную службу нашу; яко Ты еси даровавый нам познание Твоея истины…». И далее в следующей молитве: «С сими блаженными силами, Владыко человеколюбче, и мы грешнии вопием и глаголем: свят еси яко воистину и пресвят, несть меры великолепию святыни Твоея… и пожив в мире сем, дав повеления спасительная, отставив нас прелести идольские, приведе в познание Тебе истинного Бога и Отца, стяжав нас себе люди избранны, царское священие, язык свят: и очистив водою, и освятив Духом Святым, даде себе измену смерти, в нейже держими бехом, продани под грехом… Остави же нам воспоминания спасительного Своего страдания сия, яже предложихом по Его заповедем: хотя бы изыти на вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в нощь, в нюже предаяше Себе за живот мира, прием хлеб на святые Своя и пречистые руки, показав Тебе Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив…». Христос оставил воспоминание своего спасительного страдания не одним только священнослужителям, а всему народу святому и избранному, который, как и в литургии Иоанна Златоуста, совместно с ангелами, архангелами, херувимами и серафимами поет ангельскую победную песнь. «Поминающе убо, Владыко, и мы спасительная Его страдания, животворящий крест, тридневное погребение, еже из мертвых воскресение, еже на небеса восшествие, еже одесную Тебя Бога и Отца седение, и славное и страшное Его второе пришествие». «Сего ради, Владыко пресвятый, и мы грешнии и недостойнии раби Твои, сподобльшиися служити святому Твоему жертвеннику не ради правд наших…, дерзающе приближаемся святому Твоему жертвеннику: и предложше вместообразная Святого Тела и Крови Христа Твоего, Тебе молимся, и Тебе призываем, Святе святых, благоволением Твоея благости прийти Духу Твоему Святому на ны и на предлежащие дары сия, и благословити я, и освятити, и показати…». Весь народ как царственное священство сподобляется служить святому жертвеннику, и на весь народ, как и в литургии Иоанна Златоуста, призывается Дух Святый. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, т.е. плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божьим, да приступаем с искренним сердцем…» (Евр. 10, 19-22). И это дерзновение осуществляется всякий раз, когда народ Божий в литургии «дерзающе» приближается святому жертвеннику. В молитве после благословения даров весь народ молится устами предстоятеля: «Нас же всех, от единого хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единого Духа Святого причастие: и ни единого нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святого тела и крови Христа Твоего». Это «нас» не может относиться только к священнослужителям, т. к. от единого тела и чаши причащается весь народ в целом. Наконец, в молитве перед «Отче наш» предстоятель молится: «Боже наш, Боже спасати, Ты нас научи благодарити Тя достойно о благодеяниях Твоих, ихже сотворил еси и твориши с нами. Ты, Боже наш, приемый дары сия, очисти нас от всякия скверны плоти и духа, и научи совершати святыню во страсе Твоем, яко да чистым свидетельством совести нашел приемлюще часть святынь Твоих, соединимся святому телу и крови Христа Твоего: и приемше их достойне, имамы Христа живуще в сердцах наших, и будем храм Святого Твоего Духа». Величайшая награда иметь Христа живущего в сердцах не может быть даром одних священнослужителей, а всего народа Божия. И здесь «мы», «нас» и «нам» относятся не только к епископу и сослужащим с ним пресвитерам, а ко всему народу, который сослужит своему предстоятелю в своем царственно-священническом достоинстве. Когда молитва произносится от имени одного предстоятеля, то текст молитвы не оставляет никакого сомнения: личное местоимение первого лица употребляется в единственном числе. Как и в новозаветных писаниях «мы» означает не одного, не нескольких, а «многих» как одно целое, т. е. всех. В Евхаристическом собрании все молитвы являются церковными, т. к. сама Евхаристия есть дело Церкви, а Церковь есть весь народ Божий, а не часть его. И то, что сейчас школьное богословие считает молитвами одних священнослужителей, произносимыми ими тайно, церковное сознание древней церкви рассматривало как общую молитву всего народа Божия. Не умножая патриотических свидетельств, я приведу еще одно, относящееся к IV веку: «После того вспоминаем о небе, и земле, и море, о солнце и луне, о звездах, о всей разумной и неразумной, видимой и невидимой твари, об ангелах, архангелах, силах, господствах, началах, властях, престолах, многоличных херувимах, говоря мысленно Давидовыми словами: возвеличите Господа со Мною. Воспоминаем о и Серафимах, которые, как Исайя созерцал Духом Святым, предстоят окрест престола Божия, и двумя крылами покрывают лице, двумя - ноги, и двумя летают, и говорят: свят, свят, свят Господь Саваоф. Ибо для того повторяем сие, Серафимами преданное нам богословие, чтобы в сем песнопении иметь нам общение с премирными воинствами. Потом, освятив себя сими духовными песнями, умоляем человеколюбца Бога ниспослать Святого Духа на предлежащие дары, да сотворит Он хлеб телом Христовым, а вино кровию Христовой. Ибо без сомнения, чего коснется Святый Дух, то освящается и предлагается. Потом, по совершении духовной жертвы бескровного служения, над умилостивительною сею жертвою умоляем Бога об общем мире церквей, о благосостоянии мира, о царях, о воинах, о поборниках, о сущих в немощах, о труждающихся и, одним словом, о всех, требующих помощи, молим все мы и приносим жертву сию» Совершая св. приношение, епископ не отделяет себя от народа, но включает себя в него. Он священнодействует с народом, и народ священнодействует с епископом.

В Евхаристическом собрании епископ, будучи единственным «приносящим», служит в сослужении всего народа, облеченного царственным священством. Под его предстоятельством весь народ вместе с ним умоляет Бога о ниспослании Святого Духа на предлежащие дары. Поэтому сослужение народа не есть нечто, что может быть или не быть, но оно должно быть, т. к. без него не может быть святого приношения. Каждый верный как член народа Божьего совместно со всем народом сослужит своему предстоятелю в реальном смысле, как священник. Это участие верных в совершении Евхаристии определяет их участие во всех таинствах, т. к. все таинства связаны в Евхаристией. В древности они, за исключением брака, совершались непосредственно перед Евхаристией, т. к. они все имели своей целью ввести того, над кем они совершались, в определенном звании в Евхаристическое собрание. Таинство вступления в Церковь (крещение и миропомазание) делало крещенного членом народа Божьего и вводило его в Евхаристическое собрание для служения Богу в звании «царя и священника Богу и Отцу». В таинстве поставления преподавались дары Духа для служения в Евхаристическом собрании, в котором поставленный сразу же занимал определенное место. В таинстве покаяния кающийся примирялся с Церковью через отпущение грехов и допускался к участию в Евхаристии. Поэтому они все совершались, когда народ Божий сходился в Церковь (1 Кор. 11, 18). Если в Евхаристии народ Божий сослужит своему предстоятелю, то участие верных в таинствах не может быть иным. Таинства, как мы говорили выше, являются церковными актами, совершаемыми Церковью и в Церкви всеми членами Церкви вместе с их предстоятелем. В настоящее время церковная природа таинств мало чувствуется, т. к. школьное богословие под влиянием идеи посвящения обратило их в индивидуальные акты, которые совершаются священнослужителем над тем, кому преподаются испрашиваемые в таинстве дары Духа. Поэтому в известной степени школьное богословие в своем учении о таинствах элиминировало Церковь, т. к., согласно его учению, действующими лицами в таинствах являются отдельные члены Церкви. Неудивительно, что современное последование таинств, которое претерпело значительные изменения, большею частью мало выявляет царственно-священническое служение народа Божьего, но если эти чинопоследования вновь вставить в рамки Евхаристического собрания, то они приобретут свой прежний смысл церковных актов, совершаемых Церковью.

Мы можем сейчас резюмировать все, что сказано выше об участии верных в области священнодействия. Вопреки школьному богословию, верные не являются в этой области пассивными, т. к. не могут быть пассивными те, кто поставлены Богом для царственно-священнического служения. Они в ней участвуют активно, т. к. священнодействия совершаются предстоятелями Церкви в их сослужении. Эта роль верных в области священнодействия основана на Слове Божьем, а Слово Божье не может быть опасным. В Церкви не оно опасно, а опасно слово человеческое. Мы сейчас увидим, что школьное богословие, отказывая верным в активном участии в священнодействиях, принуждено было признать участие верных в области церковного управления в таком виде, в котором оно основывается только на человеческом слове.

В Писании народ Божий именуется стадом Божьим, в котором епископы - пастыри. Как пастырь идет впереди стада и ведет его, так и пастыри в Церкви стоят впереди стада и ведут его. «Входящий дверью есть пастырь овцам. Ему предверник отворяет, и овцы слушают голос его, и он зовет своих овец, и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними, а овцы за ним идут, т. к. знают голос его» (Ин. 10, 2-4). Епископы - пастыри в узком смысле, т.к. во всем стаде Божьем - один Пастырь Христос. «Да будет едино стадо и един Пастырь». Они пастыри через пастырство Христа, а потому они поставляются не над стадом Божьим, а в самом стаде. «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своей» (Деян. 20, 28). В эмпирической жизни Церковь Божия во Христе проявляется во множественности местных церквей, которые имеют своих пастырей, возглавляющих Евхаристическое собрание каждой местной церкви. В этих церквах верные являются пасомыми своих предстоятелей, но те и другие - овцы Христовы, и все находятся в стаде Божьем. Епископы предстоят стаду Божьему, будучи сами овцами этого стада, ведомые, как все остальные, Христом. Если бы они были вне стада, они не были бы овцами стада Божьего, а потому не могли бы быть пастырями. Как овцы стада, они ведут стадо, «какое у них» (1 Пет. 5, 2), будучи в нем поставлены не по своему личному усмотрению или по желанию стада, но Духом Святым.

Активность мирян в области церковного управления в истории церкви была разной. Идеальным выражением этой активности были первые два или три века, когда она достигала высшей степени своего проявления, а затем начинаются значительные колебания в ее выражении. Были эпохи, когда активность мирян ни в чем не выражалась, за которыми следовали эпохи ее «возрождения». Ревниво оберегая область священнодействия, церковная власть делала уступки в той или иной форме в области управления вплоть до того, что фактически призывала мирян к участию в церковном управлении. Так было, например, на Московском соборе 1917/18 года, который, как будто, открыл или точнее имел намерение открыть эпоху ренессанса для русской церкви. Исключение мирян из области священнодействия и уступки, делаемые в области церковного управления в пользу мирян, являются парадоксом истории. Этот парадокс может быть объяснен только делением членов церкви на посвященных и непосвященных, вытеснившим основное деление на основе «дела служения» между теми, кто призван Богом в Церкви к особым служениям, и теми, кто этих служений не имеет. Вместе с тем, это был реванш непосвященных в области церковного управления за потерю ими своего священнического достоинства. Под давлением мирян ввиду ошибок в системе церковного управления русская церковная власть открыла мирянам область церковного управления, вводя мирян во все церковные учреждения, начиная с приходских и кончая поместным собором русской церкви. В настоящее время участие мирян в церковно-правительственных учреждениях стало аксиомой, которую оспаривать можно только под угрозой обвинения в клерикализме. Миряне в настоящее время - во всяком случае по постановлениям Московского собора - соуправляющие с клиром и, в частности, с епископом. Интересно более детально рассмотреть, как учение о царском священстве повлияло непосредственно на жизнь Церкви. Примером будет уже рассматриваемый нами Московский собор 1917-1918 гг.

 

Заключение

 

Подводя итог проведенной работы, можно сказать следующее.

Учение о царском священстве имеет огромную важность для жизни Церкви, т.к. оно актуализирует заложенный в теле Христовом потенциал творческой, созидательной деятельности. При этом, можно сказать, что само священство актуализируется в свидетельстве христиан своей жизнью, в принесении своими поступками и поведением постоянной внутренней жертвы Богу.

С другой стороны сословное священство не в коем случае не нарушает этого идеала «автономного левитства», т.к. оно не посягает на идеал Христова служения и является необходимым условием посредничества для служения Богу. Священство не отделено от народа Божия и не образует никакой определённой касты, поэтому упрек в клерикализме - это вульгарное упрощение.

Гораздо более труден ответ на второй вопрос, поставленный в начале данной работы. Как, в какой мере и при каких условиях будет реализовываться право народа Божия на своё священство? Церковная история знает различные варианты ответов на этот вопрос. Поэтому здесь возможен достаточно широкий спектр решений. Главное - это хранение верности Преданию Церкви и её традиции.

 


Содержание

 

Введение

. Царское священство в Ветхом и Новом Заветах

. 1 Пет. 2:9 в понимании святых отцов

. Богословская значимость учения о царском священстве

. Предварительные выводы, касающиеся управления в Церкви

. Поместный собор Российской Церкви 1917-1918

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

Идея царственного священства в сознании современных верующих людей практически забыта. происходит это по той причине, что до конца ещё не изжито из сознания верующих дуалистичное мышление. Согласно дуалистичному взгляду Церковь делится на клир и мирян. В следствие этого подхода, в жизни Церковной происходит ложная двойная дилемма. Либо считается, что священство - это удел узкопрофессиональной группы внутри Церкви. Либо, понятие всеобщего священства начинает преобладать настолько, что потребность в иерархическом служении не ощущается вообще. В связи с этим, необходимо провести анализ учения о царственном священстве в Новом и Ветхом Заветах и учении святых Отцов для того, чтобы выявить истинный, церковный взгляд на царское священство и получить взвешенный, выверенный Преданием, ответ на вопрошания сознания верующего народа.

Одним из самых ярких отрывков Нового Завета, который говорит о царском священстве - это "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2:9).

Для того, чтобы понять учение церкви о царском священстве, необходимо будет обратиться ко всему контексту священного Писания и Предания Церкви. А указанное место будет основной точкой отчёта в данном исследовании вопроса. В связи с этим, постоянно может звучать вопрос, который был затронут в начале данной работы. Как, на сколько и в какой мере должны быть объединены и разграничены одновременно священство царское, т.е. всеобщее священство верных и священство, как сословие внутри Церкви.

В то же время нам необходимо ответить на другой вопрос. С приходом и актуализацией возможности царского священства встает вопрос о том, какие функции будут принадлежать народу Божию ставшему "царями и священниками".


Царское священство в Ветхом и Новом Заветах

 

Начать освящение вопроса хотелось бы с цитаты протопресвитера Николая Афанасьева: "Современное школьное учение не только минимизировало учение о царственном священстве народа Божьего, но и взяло его под подозрение. Слово Божие оказалось опасным. Во всяком случае о нем не вполне прилично говорить. Если о наших этих опасениях и сомнениях знали бы Климент Римский, Ириней Лионский, Иустин Мученик, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Ориген, наконец Иоанн Златоуст, блж. Иероним и целая плеяда других отцов Церкви, то они, вероятно, не только были бы в высшей степени удивлены, но просто не поняли бы нас. Они бы ответили словами Иринея Лионского: «omnes justi sacerdotalem habent ordinem». Иринея Лионского нельзя обвинить, как Тертуллиана, в монтанизме, но он, как и Тертуллиан, исповедовал, что лаики - священники. Он не боялся этого, так как знал, как вся ранняя церковь, что их священство не подрывает служения епископов. Это он, больше, чем кто либо другой, способствовал развитию епископского служения". Чтобы понять озабоченность о. Николая тем, что в современном понимании Церкви нет места для понятия царского священства мирян, необходимо рассмотреть, как он понимал само царское священство. Протопресвитер Николай Афанасьев начинает свои размышления в книге "Церковь Духа Святаго" именно отрывком из 1Пет 2:9. А так же он находит и другие параллели в Свящ писании по этому вопросу. "Прямые свидетельства Писания о священническом служений членов Церкви немногочисленны, но настолько определенны, что не требуют особых толкований. В своем послании ап. Петр обращается ко всем христианам: «И сами, как живые камни, устрояйте (οικοδομειςθε) из себя дом духовный, священство святое (εις ιερατευμα αγιον), чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом... Вы род избранный, царственное священство (βασιλειον ιερατευμα), народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (1 Пет. 2,5,9,10). В Апокалипсисе мы читаем: «Соделавшему нас царями и священниками (βασιλεις και ιερεις) Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков» (1,6); «И соделал нас царями и священниками (βασιλεις και ιερεις) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (5,10), и «они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет» (20,6)". Таким образом, становиться понятно, что идея царственного священства была актуальна для многих членов древней, первоначальной Церкви. Поэтому, можно считать, что это вполне приемлемое для Предания Церкви понятие. Но всё же следует помнить, что корни идеи о всеобщем священстве народа божьего лежат в самом начале священной истории, в Ветхом завете. Поэтому далее будет предпринят обзор учения ВЗ и НЗ о священстве и царском священстве, в частности.

Протоиерей Александр Мень дает такую информацию о священническом представлении у древних народов: "У древних цивилизованных народов, окружавших Израиля, священническое служение часто совершалось царем, напр. в Месопотамии и в Египте. Царю помогало духовенство, организованное иерархически, по большей части наследственное, представлявшее собою подлинную касту. Ничего подобного не имелось у патриархов. У них не было ни храма, ни особых священников Бога Авраама, Исаака и Иакова. По преданию кн. Быт. патриархи поставили жертвенники в земле Ханаанской (Быт 12.7 сл; 13.18; 26.25) и приносили Богу жертвы (22; 31.54; 46.1)". Таким образом видно, что в патриархальный период ВЗ священство было делом всей семьи, главным жертвоприносителем в которой был глава рода. Со временем, когда численность еврейского народа увеличилась стала необходимость в выделении определенного сословия для священнического служения.

Повествование о призвании и избрании левитского священства мы находим в книге Исход 32:25-29: «Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение» Избрание и выделение левитского священства налагает на левитов особые обязанности: «И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы, который говорит об отце своем и матери своей: "я на них не смотрю", и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять» (Втор 33:8-11). Но следует заметить, что в период монархии на царе лежали некоторые священнические обязанности, как и у соседних народов. От Саула (1 Цар 13.9) и Давида (2 Цар 6. 13-17; 24.22-25) до Ахаза (4 Цар 16.13) царь приносил жертвы. Он благословлял народ (2 Цар 6.18; 3 Цар 8.14). Но он именуется священником лишь в древнем псалме (109.4), в котором он сравнивается с Мелхиседеком. Гибель Храма и царства (587 г.) кладет конец опеке царя над священством, которое приобретает больший авторитет в глазах народа. Священство избавляется от влияний и соблазнов государственной власти, отныне находящейся в руках язычников, и становится религиозным руководителем народа. Постепенное исчезновение пророков, начиная с V века, еще более усиливает авторитет Священство. С 573-го г. речи пророка Иезекииля исключают «князя» из святилища (Иез 44.1 слл; 46). С тех пор сословие левитов пользуется неоспоримой прерогативой.

Следует теперь поговорить о священстве после падения монархии и укрепления его роли в жизни еврейского народа. Оно было закрытое и недоступное для народа, была грань, которая раз и навсегда отделяла священство от народа, было покрывало, которое закрывало от народа святыню.

Однако, следует отметить, что уже в ВЗ намечается взгляд на народ Божий, как на сообщество священников. Этот взгляд, по видимому так никогда и не был реализован в истории ВЗ на практике. Иудеи были избранным народом Божьим: «Ты народ святой у Господа, Бога Твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзак. 14,2). Этот избранный ветхозаветный народ Бог образовал для себя: «Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Исайя, 43,20-21).

Бог дал обещание Своему народу: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете уделом Моим из всех народов: ибо Моя вся земля. А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19, 5-6). Этот отрывок из ВЗ всегда святыми отцами считался указанием на непереходящее священство Иисуса Христа и христиан:"Сей завет славы был некогда в древности дарован народу божию через Моисея. а теперь его открыто дает язычникам апостол Петр, поскольку они явно уверовали во Христа, который как краеугольный камень в том, в чем Израиль некогда полагал свое спасение, объединил народы, назвав их народом избранным по вере, чтобы отделить от других, ставших из-за отвержения камня жизни отвергнутыми. Он провозгласил первых царственным священством, ибо они объединены телом того, Кто будучи верховным царём и истинным священником, по праву раздает собственное царство как царь и как верховный жрец, очищающий жертвой собственной крови их грехи. Называет их царственным священством, чтобы не оставляли надежды на вечное царство и не забывали постоянно приносить богу жертвы безгрешного покаяния". Таким образом, становится видно из Предания Церкви, что все члены Церкви всегда, во все времена воспринимались как участники в священстве Господа нашего Иисуса Христа. Удивительно, что участие в священстве христовом всегда связывалось с членством в теле Христовом. Вот ещё одно свидетельство подобного понимания:"В чём, как не в теле, искупил Он грехи народа? В чём пострадал. как не в теле, как мы уже сказали, что Христос пострадал по плоти. В чём соделался священником, как не в теле, воспринятом от священнического рода?". Что бы прояснить значение метафоры тела необходимо рассмотреть, как понималось в ВЗ, а потом и в НЗ метафора тела, человека, личности.

Для этого необходимо обратиться к такому понятию библейского богословия, как "корпоративная личность": «корпоративная личность в Библии, которая символически и в то же время реально объединяет множество людей: группу, народ, Церковь, человечество» Блаж. Августин заметил, что Свящ. Писание в некоторых случаях говорит о народах и странах как о личностях. Эта идея, хотя и не имеет четкого определения в Библии, проходит как одна из важнейших тем через оба Завета. В современном богословии на учение о корпоративной личности обращали особое внимание прот. Булгаков, В.Н. Лосский, и некоторые другие. Особенно ярко проповедь о Церкви, как о теле звучит в произведениях святого апостола Павла. «И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1 Кор 12:27) Святитель Иоанн Златоуст так толкует слова апостола: «Ваша церковь есть часть вселенской Церкви - тела, составляемого всеми церквями, так что вы должны быть в мире не только друг с другом, но и со всей вселенской Церковью, если вы праведны, если вы члены целого тела». И далее апостол пишет ещё: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор 12:26) И великий учитель вселенной Иоанн Златоуст объясняет:«Выше он говорил, что менее совершенному [члену Бог] оказал большую честь, как нуждающемуся в этом, показывая, что само несовершенство дает право на большую честь; а здесь говорит, что уравнивает их по взаимному попечению друг о друге. Поэтому, говорит Павел, [Бог] и предоставил [менее важным членам] большую честь, чтобы они пользовались не меньшим попечением; и не только в этом, но и во всем случающемся, как приятном, так и тягостном, члены взаимно связаны между собою».

Таким образом видно, что функция Израиля, как народа божия была значительно шире, чем литургические функции храмового священства. Народ Божий призван освящать окружающих своим призванием, которое даёт ему Бог. Призвание же это состоит в том, чтобы освящать и преобразовывать себя и свою жизнь и весь мир, данный каждому из нас в качестве нашего царства. Себя - постоянным приношением своей жизни, своей работы, своих радостей и страданий Богу, оставляя их всегда открытыми Божественной воле и благодати. К сожалению, такое понимание призвания народа Божия было чуждо ВЗ. Царственное священство всего Израиля в Ветхом Завете оставалось обетованием, единственное исключение касается лишь «последних времен»: «и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, - подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь»(Ис 66.21)

Но согласно книге деяний апостольских, последние времена наступили, когда Церкви был дан дух Святой, т.е. в день Пятедисятницы. С этого момента начинается преображенная история народа Божия. Поэтому представляется возможным рассмотреть учение НЗ о царском священстве. Рассмотрение НЗ учения о всеобщем священстве хотелось бы начать с деятельности самого Господа Иисуса Христа. В НЗ Иисус Христос сам никогда не говорит о своем священническом призвании, но тем не менее, по утверждению о. Алекса<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.