Глава 1. Характеристика пешеходного маршрута выходного дня — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1. Характеристика пешеходного маршрута выходного дня

2020-04-01 524
Глава 1. Характеристика пешеходного маршрута выходного дня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность. Задачами индустрии туризма являются повышение физического и культурного уровня человека, более полное удовлетворение духовных потребностей, оказание положительного влияния на его систему ценностей, знаний, общественное поведение.

Значительную роль среди основных видов туризма занимает пеший (пешеходный) туризм. Его современное интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в стремлении к здоровому образу жизни, единению с природой и т.п.

Ресурсы пешеходного туризма, как и любого другого вида туризма, потребляются только в процессе или в результате передвижения. Во всякой местности туриста привлекает что-то непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, одним словом, черты, отличающие данную местность от всех остальных районов. Иначе говоря, туриста влечет экзотика - впервые воспринимаемые и необычные для него явления, объясняемые несходством посещаемого района с местом постоянного проживания туриста. Коэффициент полезного действия пешеходного туризма соответствует коэффициенту экзотичности - доле новых и необычных для туриста впечатлений и занятий в общем бюджете его свободного времени.

С одной стороны, такой турист узнает окружающий мир, часто редкие и неповторимые памятники природы и культуры родного края, скрытые от глаз горожанина. С другой стороны, в походе он не только составляет объективное представление о районе, городе, крае, стране, но и получает заряд здоровья и оптимизма, находит новых друзей.

Основными формами организации пешеходного туризма как вида деятельности являются походы выходного дня, направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено учебными, оздоровительными и культурными мероприятиями, то оно становится просто выходной прогулкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям пешеходный туризм через походы выходного дня может оказывать формирующие влияние на личность, обогащать ее новыми знаниями и впечатлениями.

Проблема исследования заключается в недостатке на сегодняшний день разработанных пешеходных маршрутов выходного дня.

Объект исследования - развитие пешего туризма. Предмет исследования - организация пешеходногомаршрута.

Гипотеза исследования - предполагается, что разработка пешеходного маршрута выходного дня поспособствует привлечению новых туристов и положительно повлияет на популяризацию объектов, обладающих туристическим потенциалом (Нижнекамской ГЭС и церкви святого Тихона Амафунтского).

Цель исследования - организовать пешеходный маршрут между городом Набережные Челны и селом Тихоново Менделеевского района.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу и иные источники, описывающие организацию пешеходных походов и маршрутов выходного дня;

) охарактеризовать пешеходный туризм как вид туризма;

) выявить особенности проведения пешеходных походов выходного дня;

3) разработать пешеходный маршрут из Набережных Челнов в Тихоново.

В процессе исследования использовались такие общенаучные методы: анализ, исторический, сравнительно-сопоставительный, а также методы моделирования и проектирования (маршрута).

Структура работы. Данная работа состоит из трех глав и семи параграфов, содержит список 33 литературных источников, 3 таблицы и 1 рисунок.


Глава 1. Характеристика пешеходного маршрута выходного дня

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

Организация исследования

 

Организация маршрута - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед руководителем любого похода. Хороший маршрут можно пройти, а можно и не пройти. Но пройти плохо задуманный или плохо проработанный маршрут не удается почти никогда, никакими усилиями. Чрезвычайно важно избежать даже элементарных ошибок при его составлении, потому что каждая может привести к неприятным последствиям, вплоть до аварийного выхода с маршрута.

Прежде чем составлять маршрут любой сложности и продолжительности, необходимо четко определиться с его целями и задачами [6]. Как правило, реализуется одна из двух стратегий: 1. Руководитель лично определяет цели и задачи похода, затем набирает участников, согласных с ним; 2. Руководитель комплектует группу, затем путем обсуждения все вместе определяют цели и задачи похода.

Первый вариант более приемлем для данного исследования поскольку:

для небольших походов, где существенные вариации целей и задач просто невозможны;

руководитель определяет состав участников;

маршрут организуется для неопытной группы под началом руководителя со стажем.

Однако в зависимости от возраста и склонностей, физической и технической подготовки, у участников могут возникнуть разные желания в отношении предстоящего похода. В рамках пешеходного похода наряду с выполнением обязательных требований это могут быть более спортивные либо более развлекательно-познавательные цели. К спортивным относится, например, получение хорошей физической нагрузки, а к развлекательно-познавательным: стремление отдохнуть на природе, пообщаться с друзьями.

Таким образом, маршрут организуется исходя из основных целей, но с учетом мнения участников. Например, возможна обустройство бивака для ночевки с проведением спортивных игр, либо игр, поощряющих общение.

После определения целей и задач похода, руководителем начинается разработка пешеходного маршрута.

Подготовка маршрута включает:

) выбор маршрута путешествия;

) выбор степени сложности похода;

) разработка запасных вариантов и аварийных выходов;

) составление перечня снаряжения.

Маршрут выходного дня, как правило, предполагает ознакомленияе с каким-либо одним объектом, например, архитектурным памятником, ручьем и т.п. Поэтому нитка маршрута, от остановки общественного или заказного транспорта до объекта и обратно, обычно вполне очевидна. Могут возникнуть только транспортные варианты, например, идти к объекту одной дорогой, а возвращаться по другой, чтобы было не скучно [6].

Такая подготовка сводится к распределению сил на переходе, планированию времени и набора мероприятий, которые предполагается провести (осмотр объекта, перевал и т.п.). В случае похода с ночевкой в базовом лагере важным становится выбор места бивака, на котором предстоит ночевать. пешеходный маршрут выходной туризм

Далее в исследовании надо приступать к составлению непосредственно нитки маршрута. Для этого:

. Необходимо убедиться, что в выбранном районе возможно проведение маршрута заданной сложности.

. Собрать материалы о выбранном районе. Изучить карты, ознакомиться с особенностями климатических условий, особенностями совершения путешествия в данном районе, оценить наличие и взаимное расположение перевалов и вершин требуемой категории сложности и возможность найти их описания, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов. Много информативного материала можно найти в сети Интернет. Возможно списаться с автором отчета о походе по району маршрута и попросить у него консультацию.

. Определить оптимальные сроки путешествия.

. Разработать краткие и предельно простые запасные и аварийные выходы из любой точки маршрута (например, способы быстро выйти к автотрассе, населенному пункту, связаться со службами спасения).

Выбрав линейный маршрут руководитель должен:

а) Определить, сколько километров между начальной и конечной точками по кратчайшему и самому легкому для прохождения пути. Отсюда становится ясно, можно ли отклоняться от этого пути и насколько, чтобы сполна использовать имеющееся время.

б) Посмотреть, что есть интересного около кратчайшего пути: например, в какой населенный пункт можно зайти для пополнения продуктов.

в) Проложить нитку маршрута через найденные интересные объекты, посчитать протяженность. Если она вышла за пределы похода, надо исключить какие-то отклонения и вновь пересчитать длину.

Во всех случаях, планируя пробную нитку маршрута, надо обратить внимание на наличие дорог, троп и поселений; постараться избежать сложных переправ через реки, обширных болот (или обходить их по краю), сложных перевалов. Выбирать характер движения надо примерно в следующем порядке:

. Дороги.

. Тропы.

. Просеки, если известно, что они действительно прорублены; легко проходимый («парковый») лес по азимуту.

После составления нитки необходимо получить как можно более полную информацию о препятствиях: перевалах, вершинах, бродах и переправах, растительном покрове, болотах. Руководитель должен четко представлять свои действия и действия участников при преодолении этих препятствий, какое специальное снаряжение и как планируется использовать, какие могут быть аварийные пути отхода или обхода препятствия, например, при внезапном ухудшении погоды или травмировании участника. Очень желательно иметь не только точные карты, но и фотографии, чтобы легче и увереннее потом ориентироваться на местности. Если в ходе уточнения характера препятствий выявились непреодолимые для группы (в смысле сложности или продолжительности преодоления) препятствия, нитку придется менять.

На основании нитки составляется поэтапный план похода - разбивка нитки по участкам дням с учетом привалов и запасного времени. Определяются места удобных стоянок (биваков), протяженность и содержание дневных переходов. Практика показывает, что если не рваться, то за день по пересеченной местности можно пройти, в среднем за поход, не более 13…17 км, учитывая остановки. Планировать более длительные дневные переходы (до 20…25 км) можно в отдельных случаях, если есть надежная информация о наличии дорог, хороших троп [6].

Дальнейшие действия по маршруту примерно следующие:

. Наметить (по карте или по чужим описаниям) все удобное место для ночлега. Около него должны быть дрова и (летом) вода, и характер местности должен позволять поставить палатку. Лучше избегать и обширных открытых мест из-за возможного там сильного ветра, и глухого бурелома. Важен также красивый вид вокруг. Если некоторые места не подойдут сейчас, их можно будет использовать при (почти неизбежных) отклонениях от заявленного маршрута.

. Разбить маршрут по дням, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода зависит от характера местности: по лесу летом реально можно проходить 12-14 км, по тропам и просекам до 16, по дороге порядка 20. К концу похода, когда рюкзаки становятся легче, несмотря на накопленную усталость, дневной переход по слабо пересеченной местности можно сделать на 10-25% больше.

. Наметить аварийные и запасные варианты. Запасной вариант используется, когда обнаруживается, что какое-то препятствие труднее пройти, чем предполагалось, или произошло отклонение от маршрута, или плохая погода вынудила отсиживать либо не проходить дальше. Запасной вариант выбирается так, чтобы в целом сложность маршрута не менялась. Обычно это обход препятствия по более легкому пути, «срез» угла на участке маршрута и т.п. Наличие запасного варианта прохождения, как правило, обязательно для каждого определяющего препятствия маршрута.

Аварийный выход необходим в экстренных ситуациях, чтобы как можно быстрее выйти к людям. Он производится по самой легкой местности и по кратчайшему пути. Варианты аварийных выходов с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи пути группы. Они должны пролегать по максимально легкой для преодоления местности, где к тому же просто ориентироваться. Если маршрут проложен рядом с оживленными дорогами, выход обычно планируется к ним.

. Наметить остановки.

. Запланировать как минимум несколько запасных часов и рассчитать время на возможные отсидки. Отсидка - вынужденный отказ от движения, как правило, из-за сложных метеорологических условий (пурга, туман, плохая видимость, проливной дождь) или болезни участников.

Планируемая продолжительность горячего обеда 1,5…2 часа, утренних сборов 1...2 часа, вечерних бивачных работ до 2,5 часов, но не менее 1 часа.

Режим движения, в зависимости от нагрузки, обычно меняется от 40/20 (40 минут хода, 20 минут отдыха) до 50/10, то есть используется от 67% до 83% рабочего времени. То есть чистого ходового времени можно планировать от 4 до 10 часов.

Снаряжение и питание, прочие затраты на поход рассчитываются непосредственно перед походом участниками сообща.


Описание маршрута

Группа из десяти человек, включая руководителя группы (преподавателя), встречается утром у остановки общественного транспорта «Поликлиника №2» (автобусы 1а, 1б, 2, 2а, 6, 7, 8, 10, 10а, 22, 25, 43а, 203, 211, 305, трамваи 1, 2, 6, 8, 12).

Далее группа следует по Казанскому проспекту к мосту через шлюзы ГЭС (2,5 км). Перейдя его группа идет дальше по плотине Нижнекамской ГЭС до поста ГИБДД (3 км).

Пройдя пост ГИБДД на федеральной трассе М-7 группа делает у обочины у точки с координатами N55°43'16.41" E52°15'36.76" малый привал на 10 мин, после чего углубляется в лес.

Следуя по Большому бору на северо-запад группа выходит к автомобильной дороге, и, пройдя по ней на север, подходит к просеке у точки с координатами N55°43'25.79" E52°15'18.01" (путь 0,5 км).

Следуя вдоль просеки через Большой бор на северо-запад по просеке группа выходит к поляне с координатами N55°43'39.17" E52°14'37.17" (путь 1 км).

На поляне организуется большой двухчасовой привал с разведением костра и приготовлением пищи. Общий пройденный путь к этому моменту составляет около 7 км, а время - около 2 часов.

После привала группа следует по лесу на север к месту разветвления трассы М-7 и дороги «Менделеевск - Набережные Челны» у точки с координатами N55°45'11.33" E52°14'30.56" (3 км)., где делает малый привал 10 мин.

Перейдя трассу М-7 группа переходит её и железную дорогу и углубляется в лесной массив к востоку от трассы, по которому следует, минуя просеки, до точки с координатами N55°46'56.56" E52°14'29.83" (3,5 км).

Около автодорожного кольца на трассе «Менделеевск - Набережные Челны» группа пересекает трассу и железную дорогу, выйдя к родниковому источнику «Толкушка» с координатами N55°46'59.55" E52°14'18.02".

У родникового источника организуется большой привал (1 час). Пройденный с момента предыдущего большого привала путь составляет 7 км, а время - около 2 часов. Общий пройденный путь, таким образом, составляет 14 км, а прошедшее с момента отправления время - около 6 часов.

Далее группа следует на север и северо-запад, обходя заболоченное озерцо, расположенное к западу от маршрута группы, и выходит к опушке Большого бора у точки с координатами N55°47'29.46" E52°14'18.69" (1 км).

От опушки группа спускается к реке Тойма у точки с координатами N55°47'30.89" E52°14'04.71", следуя вдоль берега, делает малый привал на 10 мин (0,5 км).

Далее, от реки Тойма группа поднимается по проселочной дороге к селу Тихоново и входит в него (1 км).

Последующее время группа знакомится с селом, осматривает главную достопримечательность села - каменный храм святого Тихона Амафунтского. Возможно, железнодорожную станцию в 2 км.

После осмотра села группа выходит к реке Тойме у точки с координатами N55°48'04.71" E52°13'06.01" (1 км).

В этом месте разбивается бивак с целью отдыха и ночевки. К моменту разбиения бивака группой в общей сложности должно было пройдено 17-19 км, время с начала похода составляет около 8 часов.

В биваке организуется костер с приготовлением ужина. Группа уделяет вечернее время активному отдыху, общему обсуждению итогов дня.

После подъема на следующее утро группа организует умывание, приготовление завтрака, сбор вещей и уборку территории.

Далее группа двигается обратно по тому же маршруту с расчетом возвратиться в Набережные Челны на остановку «Поликлиника № 2» через 6 часов после отправления.

Таким образом, общая протяженность маршрута составляет 34-38 км., а затраченное непосредственно на пешее движение время 8-10 часов.

В маршруте учтены иные возможные остановки. В случае отставания от графика рекомендуется выходить из лесной зоны к дорогам, сокращая время пути на отдельных участкам маршрута.

Общий план-график приведен в Таблице 1, а нитка маршрута обозначена на Рисунке 1.

Таблица 1. План-график маршрута

Маршрут участка Время на участке

Километраж

Примечание
    участка полный  
От места сбора до опушки (у поста ГИБДД) 1,5 ч 5,5 5,5 осмотр Нижнекамской ГЭС
По западной части Большого бора(до привала) 0,5 ч 1,5 7  
Привал 2 ч - 7 обед
По западной части Большого бора (от привала) 1 ч 3 10  
По восточной части Большого бора 1 ч 3,5 13,5  
Привал у родника 1 ч - 14  
От родника в Тихоново 1 ч 3 17 осмотр села и храма
Организация бивака и отдыха - - 18 отдых, ужин, сон, завтрак
От бивака к роднику 1 ч 3 21  
Привал у родника 1 ч - 21,5  
По восточной части Большого бора 1 ч 3,5 25  
По западной части Большого бора (до привала) 1 ч 3 28  
Привал 2 ч - 28 обед
По западной части Большого бора (от привала до опушки) 0,5 ч 1,5 29,5  
От опушки до города 1,5 ч 5,5 35  
Весь маршрут 16   35 время, проведенное в биваке, не учтено

3.3 Организационные вопросы пешеходного маршрута выходного дня по маршруту Набережные Челны - Тихоново

 

Организация пешеходного маршрута - это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников похода.

Основными этапами организации и подготовки похода являются:

1) подготовка группы,

2) маршрутная работа,

)   организационное и материально-техническое обеспечение похода.

Комплектование и подготовка группы к походу по родному краю, расположенному в равнинном районе с умеренным климатом, - задача существенно более простая, чем подготовка группы к спортивному походу в горном или северном районе: для участников массового похода предыдущий туристский опыт определяется лишь совершением похода выходного дня; не требуется ни специальной технической подготовки, ни специального снаряжения и т. п. [7].

Комплектование групп для подобных массовых или учебных походов основано на принципиально других положениях, чем комплектование спортивной группы (команды): если в массовом походе участвуют все желающие (как правило, трудящиеся одного коллектива, студенты одного вуза и т. п.), то в учебных - слушатели семинара, студенты одного курса института физкультуры.

Маршрутная работа, имея качественные различия, по форме и содержанию едина для любых походов.

Подготовка туристского похода начинается не только с выбора района путешествия, но и с обеспеченности туристской группы картографическим материалом и умение участников грамотно работать с этим материалом.

Выбор района похода и сроков его проведения предполагает решение задач, связанных с финансированием, учебными, спортивными и другими целями, обеспечением безопасности участников, и определяется совокупностью реальных условий успешного осуществления похода.

Важными факторами здесь являются освоенность района, наличие необходимого картографического материала, правильное представление руководителя и участников похода о реальных возможностях группы: об опыте участников (соответствует ли он, а также их техническая, психологическая и физическая подготовка условиям, характерным для выбранного района.

Наилучший вариант - использование современных средств картографии: навигаторов или устройств с GPS и картографических сервисов Интернета, таких как Google.Maps и Яндекс.Карты.

Данные сервисы удобны для общего планирования нитки маршрута и выработки общего (генерального) тактического плана (общей схемы маршрута, приблизительной оценки его протяженности, предварительной разбивки на этапы, определение мест ночевок, привалов, оценка продолжительности путешествия.

Говоря о проведении похода, следует помнить, что в любом туристском походе (массовом, учебном, спортивном, экспедиции), в любом виде туризма и при любой категории сложности маршрута общими будут: организация движения и обеспечение безопасности участников похода; организация отдыха (привалов и ночлегов) и питания; наблюдения, фотографирование и выполнение общественно полезной работы; обеспечение противопожарных и природоохранных мероприятий.

В зависимости от характера похода, сложности маршрута, вида туризма, цели и задач похода, времени года содержание и сложность перечисленных выше разделов работы, дополняемых в зависимости от задач многими другими разделами, меняются в очень широком диапазоне.

При проведении спортивных походов особое значение имеют вопросы обеспечения безопасности участников. На спортивном маршруте при достаточно напряженном графике движения решаются многочисленные тактические и технические задачи, в том числе: четкий режим движения и отдыха, тщательное ориентирование, выбор оптимального тактического плана преодоления естественных препятствий, а в наиболее сложных случаях - предварительная их разведка и обработка. Обеспечение страховки и самостраховки, организация наблюдения на сложном участке маршрута обязательны на всех сложных, а также простых, но потенциально опасных участках.

Одним из основных вопросов организации похода является материально-техническая обеспеченности группы (финансовые возможности, экипировка, включающая соответствующую одежду, обувь, средства передвижения, бивачное и специальное снаряжение).

Перечень личного снаряжения, рекомендуемого для исследуемого пешеходного похода, представлен в Таблице 2, а перечень группового (общественного) снаряжения, рекомендуемого для исследуемого пешеходного похода, представлен в Таблице 3.

 

Таблица 2. Перечень личного снаряжения для похода

Наименование Количество
1 Рюкзак 1
2 Футболки х/б с длинным рукавом 2
3 Спортивный костюм (желательно х/б) 1
4 Нижнее белье х/б индивидуально
5 Обувь для треккинга 1
6 Кроссовки 1
7 Носки шерстяные 1
8 Носки х/б 2-3
9 Свитер шерстяной 1
10 Шапочка шерстяная 1
11 Летний головной убор 1
12 Ветрозащитный костюм 1
13 Спальный мешок 1
14 КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) 1
15 Гигиенические принадлежности (мыло, паста) 1
16 Полотенце 1
17 Коврик теплоизоляционный 1
18 Пакет с документами, деньгами 1
19 Индивидуальный медицинский пакет 1
20 Комплект термобелья 1
21 Продукты питания индивидуально

 

Таблица 3. Перечень общественного снаряжения для похода

Наименование Кол-во
1 Палатки 2-3
2 Котелки или ведра до 8 л 2
3 Топор 1
4 Пила 1
5 Костровое оборудование (трос, рукавица, рогульки и пр.) 1
6 Половник 1
7 Пленка полиэтиленовая на палатку 2-3
8 Фонарик 1-2
9 Спички 3
10 Фотоаппарат 1
11 Столовый нож 2
12 Медаптечка 1
13 Ремнабор 1
14 Клеенка обеденная 1
15 Карты, схемы 2
16 Компас 2
17 Продукты питания (крупы, макароны) в рассчете на группу

Выводы

 

Проведенное исследование можно разделить на несколько последовательных этапов.

На первом этапе было предварительно изучена литература о исследуемом объекте, о пешеходном туризме как о специальном виде туризма, а также о туристических походах вообще, отобраны имеющие отношение к теме исследования источники. Кроме того, дана характеристика разновидности пешеходного туризма - пешеходному походу выходного дня.

Поход выходного дня - простейшая форма активного туризма, она особенно привлекательна для жителей больших и малых городов. Урбанизация, передвижение людей в пределах ограниченного пространства, недостаток межличностного общения и непосредственного контакта с природной средой все это ведет к замкнутости человека в собственном мире. Одним из возможных вариантов решения этой острейшей проблемы современности могут быть походы выходного дня.

Немаловажным фактором при выборе района похода выходного дня является объем свободного времени, которым обладают участники. Район похода расположенный максимально близко к месту жительства сократит время и финансовые расходы на проезд.

Лучше всего указанным выше критериям для выбора района проведения походов выходного дня соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий - национальные парки. Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудованные туристские биваки и места обеденных привалов и т.д.

Если нет оборудованных мест, то в районе похода должны быть удобные, с точки зрения подъезда и отъезда группы на общественном или заказном транспорте, пункты начала и окончания путешествия. Район должен содержать набор удобных, не утомительных для движения пешком лесных или полевых дорог и троп.

На втором этапе исследования были определены объекты; намечена цель его проведения и поставлен ряд задач, необходимых для достижения этой цели, а также выбраны методы для решения задач; определен круг исследуемых параметров.

Указано, что маршрут должен быть подготовлен руководителем группы, с учетом целей и задач похода, а также мнения участников. Именно им определяется нитка маршрута, исходя, в том числе из запасного времени и аварийных вариантов.

На завершающем этапе реализованы разработка маршрута Набережные Челны - Тихоново и освещение организационных вопросов, связанные с его прохождением.

Оценка района маршрута включает описание объектов, имеющих туристический потенциал, которые необходимо осмотреть.

Организация пешеходного маршрута - это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников похода.

Основными этапами организации и подготовки похода являются:

1) подготовка группы,

2) маршрутная работа,

)   организационное и материально-техническое обеспечение похода.

Для маршрута Набережные Челны - Тихоново были определены все этапы, составлены нитка маршрута и план-график его прохождения. Кроме того, приведены расчеты материально-технического обеспечения похода: индивидуального и общественного снаряжения.

Главное, следует учитывать, что особенность учебных походов в системе подготовки туристских общественных кадров - некатегорийный и незачетный (в соответствии с разрядными требованиями) характер маршрутов.

Существенное сокращение продолжительности похода, уменьшение протяженности маршрута и числа естественных препятствий резко изменяют по сравнению со спортивными походами характер деятельности руководителей и участников таких походов: вместо напряженного графика движения на спортивном маршруте - напряженная учебная работа на учебном. Естественные препятствия, в том числе и высоких категорий сложности, становятся учебными полигонами, на которых студенты обучаются не только технике и тактике, ориентированию и методам страховки, организации туристского бивака и питания, но и методике обучения.


Библиография

 

1. Айсин Р.Р. «В золотых огнях гидростанции» / Р.Р. Айсин. - Набережные Челны: Татарское отделение Союза российских писаталей, 2004.

2. Аликулиев В. Пешеходный туризм / В. Аликулиев. - Баку: Азернешр, 1990. - 107 с.

.   Белоусов А.В. Основы спортивного туризма: учебно-методическое пособие / А.В. Белоусов. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с.

.   Булашев А.Я., Каплина Л.И., Шальков Ю.Л. Специфика организации питания в лыжных и пешеходных сложных туристских походах / А.Я. Булашев, Л.И. Каплина, Ю.Л. Шальков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 6. - С. 39-43.

.   Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе (Методические рекомендации) / В.Г. Варламов. - М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1983.

.   Волков, В. Г. Методические основы пешеходного туризма: Учебно-методическое пособие / В. Г. Волков, А. В. Соболев, Р. И. Ляпин. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. - 79 с.

.   Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.И. Ганопольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 240 с.

.   Ганопольский, В.И. Уроки туризма: пособие для учителей / В.И. Ганопольский. - Мн.: НМЦентр, 1998. - 216 с.

.   Жигула Л.Д. Реализация ресурсного потенциала экотуристических маршрутов «выходного дня» в современных условиях / Л.Д. Жигула // Вологдинские чтения. - 2008. - № 5. - С. 10-12.

10. Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин. - М.: Просвещение, 2000.

.  Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов / А.И. Зырянов, А.Ю. Королев // Географический вестник. - 2009. - № 2. - С. 78-88.

12. Зырянов А.И., Мышлявцева С.Э. Город и регион: туристско-рекреационное взаимодействие / А.И. Зырянов, С.Э. Мышлявцева // Экология урбанизированных территорий. - 2007. - № 1. - С. 70-73.

13. Ильина Е. Н. Туризм и путешествия / Ильина Е. Н. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

.  Карнацевич И.В., Статва А.Л. Причины несчастных случаев, опасные ситуации и природные явления в туристских походах / И.В. Карнацевич, А.Л. Статва // Омский научный вестник. - 2007. - № 4-58. - С. 201-203.

.  Квартальнов В. А. Теория и практика туризма / Квартальнов В. А. - М.: Финансы и статистика, 2003.

.  Князькина Е.П. Методическое сопровождение к программе «Пешеходный туризм» / Князькина Е.П. - Казань: Новое знание, 2006. - 75 с.

17. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм / Э.Н. Кодыш. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.

.   Кошеваров А.В. Пешеходный туризм / А. В. Кошеваров, Е. А. Чудакова. - Рязань: Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2010. - 147 с.

.   Макурин С. К. Азбука пешеходного туризма: Учеб. пособие / С. К. Макурин, А. Г. Шмик; М-во общ. и проф. образования РФ. Челяб. гос. техн. ун-т. Каф. физ. воспитания. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1997.

.   Материалы ОВОС (ВСМ 2 «Москва-Казань-Екатеринбург») // Сайт ОАО «Скоростные магистрали», ОАО «РЖД», 2013. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.hsrail.ru/press-center/documents/193.html

.   Мышлявцева С.Э. Сеть туристских маршрутов и охраняемые природные территории в регионах Урала / С.Э. Мышлявцева // Географический вестник. - 2007. - № 1-2. - С. 193-197.

.   Нижнекамская ГЭС // Сайт ОАО «Татэнерго». [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.tatgencom.ru/75/objects_gencom_nkges.html

.   Рыльский С.В. К проблеме обучения туристов пешеходников преодолению естественных и исскуственных препятствий / С.В. Рыльский // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 3. - С. 53-55.

.   Село Тихоново // Сайт города Менделеевска и Менделевского района. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.mendeleevsk.ru/page-tihonovo.html

.   Соболев С.В., Шубин Д.А., Мезенцева Н.В., Коновалов А.С. Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности / С.В. Соболев, Д.А. Шубин, Н.В. Мезенцева, А.С. Коновалов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 13. - С. 173-178.

26. Соловьев С.М. Молодежный туризм / Соловьев С.М. - М.: Альфа-книга, 1988.

.  Суханов А.П. Собираемся в путешествие / А.П. Суханов. - Красноярск, Краснояр. гос. ун-т., 2005.

28. Тихоново (станция) // Википедия, свободная энциклопедия. - Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2012. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=45268163

.   Трегуб А.И., Перегоедов В.Е., Полуянова И.С. Поход выходного дня как способ рекреации / А.И. Трегуб, В.Е. Перегоедов, И.С. Полуянова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 6. - С. 57-58.

.   Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю.Н. Федотов / Под общ. ред. Ю. Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2002. - 364

.   Церковь Св.Тихона Амафунтского с.Тихоново // Сайт Менделеевского благочиния, 2010-2013. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://mblago.ru/m-churches/tihonovo/tihonovo_history

.   Шамгуллин А.З., Шульгин П.С. Организация туристских физкультурно-спортивных мероприятий (на примере г. Набережные Челны) / А.З. Шамгуллин, П.С. Шульгин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Т. 1. - № 6. - С. 130-139.

.   Юрченко А.А. Разработка и обоснование методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов / А.А. Юрченко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 24-31.

Введение

Актуальность. Задачами индустрии туризма являются повышение физического и культурного уровня человека, более полное удовлетворение духовных потребностей, оказание положительного влияния на его систему ценностей, знаний, общественное поведение.

Значительную роль среди основных видов туризма занимает пеший (пешеходный) туризм. Его современное интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в стремлении к здоровому образу жизни, единению с природой и т.п.

Ресурсы пешеходного туризма, как и любого другого вида туризма, потребляются только в процессе или в результате передвижения. Во всякой местности туриста привлекает что-то непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, одним словом, черты, отличающие данную местность от всех остальных районов. Иначе говоря, туриста влечет экзотика - впервые воспринимаемые и необычные для него явления, объясняемые несходством посещаемого района с местом постоянного проживания туриста. Коэффициент полезного действия пешеходного туризма соответствует коэффициенту экзотичности - доле новых и необычных для туриста впечатлений и занятий в общем бюджете его свободного времени.

С одной стороны, такой турист узнает окружающий мир, часто редкие и неповторимые памятники природы и культуры родного края, скрытые от глаз горож


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.