Основы психологической работы по реабилитации и адаптации лиц пожилого возраста — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основы психологической работы по реабилитации и адаптации лиц пожилого возраста

2020-04-01 152
Основы психологической работы по реабилитации и адаптации лиц пожилого возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств.

Характеристика лиц старших возрастов, находящихся в домах-интернатах:

· преобладание граждан старческого возраста, в том числе долгожители;

·   тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявляют более 7 болезней);

·   ограниченная способность к самообслуживанию, не способные и частично себя обслуживающие проживающие;

·   ограниченная способность к передвижению; лица, неспособные к передвижению и осуществляющие двигательную активность в пределах палаты;

·   изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, моторика, координация);

·   изменения личности, характерные для пожилого возраста; выявляются полярные, контрастирующие черты: повышенная внушаемость, сосуществующая с ригидностью, выраженная сенситивность (повышенная эмоциональная чувствительность) с нарастанием черствости, эмоциональной "сухости". К возрастным особенностям личности относят также обидчивость, эгоцентризм.

Даже в высокоорганизованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:

·     ограниченные возможности занятости;

·   монотонный образ жизни;

·   ограниченность жизненного пространства;

·   недостаток бытового комфорта;

·   психологическая несовместимость проживающих;

·   зависимость от окружающих;

·   формальное отношение персонала.

Одной из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах-интернатах стационарного типа является социально-психологическая адаптация пожилых и старых людей как специфический этап социальной реабилитации.

Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса - эти жизненные обстоятельства заставляют человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос в оценке себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно. Известно, что в старости выявляются ослабление памяти, внимания, снижение способности ориентироваться в новых условиях, тревожный фон настроения, лабильность эмоциональных процессов. Одним из главных свойств стареющих людей является психологическая уязвимость и нарастающая неспособность справляться с различными стрессами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлению внимания, морально-психологической поддержке.

Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации. Увеличивается риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей. Поскольку основной стрессор, которым является сам факт поступления в учреждение, возможно устранить, первостепенное значение приобретает ожидаемая помощь и поддержка со стороны персонала дома-интерната.

Начальный период проживания пожилых людей в данном учреждении состоит из трех основных этапов: поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении, расселение на постоянное место жительства, период первых шести месяцев проживания. Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями и различается целями и задачами в осуществлении социально-психологической адаптации. Указанные обстоятельства определяют функции специалиста по социальной работе в организации адаптации пожилых людей в доме-интернате.

Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат:

поступление связано с состоянием здоровья;

поступление связано с конфликтной ситуацией в семье;

поступление связано с желанием сохранить независимость от ближайшего родственного окружения.

Важную роль для последующей социально-психологической реабилитации пожилых людей играет информация об этих учреждениях. Большинство пожилых людей имели к моменту поступления в дом-интернат элементарные сведения об этом учреждении, полученные из различных источников (родственников, знакомых, врачей, работников органов социальной защиты). Сведения носили формальный, а в ряде случаев искаженный характер (представление об учреждении идентифицировалось с распорядком больницы, с ежедневными обходами врачей, постоянным наблюдением медперсонала). Недостаточная информация вызывала и поддерживала тревожность и неуверенность в будущем пожилых людей, что в свою очередь сказывалось на последующей адаптации их к новым условиям.

Роль специалистов во время пребывания пожилых людей в приемно-карантинном отделении дома-интерната состоит в том, чтобы разъяснить функции учреждения, ознакомить поступивших с распорядком и с расположением бытовых служб и медицинских пунктов, часами работы администрации и т.д.; провести ознакомление с условиями жизни в учреждении пожилых людей, решивших поступить в это учреждение, во многом может снизить состояние неуверенности и тревожности.

Более полному информированию пожилых людей в доме-интернате уже с первых дней пребывания их в учреждении может способствовать наличие стенда с расположением основных разделов работы, альбома с фотографиями проживающих, их занятости, проведении досуга. Во избежание полного разрыва с прежним привычным образом жизни с целью осуществления возможности получения информации об общественной жизни.

В приемном отделении желательны радиоприемники, телевизор, большие настенные часы с крупными цифрами, настенные календари, газеты. Реализация этих мероприятий делает еще более актуальной роль специалистов в доме-интернате и особенно на первом этапе пребывания там пожилого человека. После двухнедельного проживания в приемно-карантинном отделении происходит расселение по месту их основного проживания в учреждении - этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для пожилого человека. Перед ним встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня - все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса первого месяца адаптации.

Для успешной социально-психологической адаптации пожилого человека важным является его удачное "поселение", т.е. размещение в отделении. При переводе пожилого человека в отделение и поселении его в комнату с соседом нередко возникают сложности совместного проживания. Они могут быть связаны с понятием "скученности". Его идеологическая сущность заключается в формировании представления о "своей" и "чужой" территории. Вторжение на "свою" территорию другого, может вызвать острый стресс, проявляющийся резкими негативными эмоциональными переживаниями.

Нежелательные последствия может вызвать поселение в одну комнату двух людей с выраженными лидерскими чертами. Известно, что при вынужденном тесном общении один из субъектов, как правило, принимает на себя роль ведомого. Для личности, имеющей склонность к лидированию вариант постоянного пребывания, в роли ведомого является чрезмерной психологической нагрузкой, которая может закончиться эмоциональным срывом.

В этот период особое значение начинает приобретать отношение персонала, которое ассоциируется с внешним миром. При невнимательном отношении со стороны сотрудников учреждения возможно усиление и фиксация и этих эмоциональных проявлений, возникновение реакций дезадаптации с депрессивным фоном настроения.

В этот период необходимо обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересе, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, также преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста.

Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств специалист по социальной работе может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и т.д.

Из приемно-карантинного отделения лица старших возрастов должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется совместными усилиями врача, медсестер, трудинструктора, культработника, библиотекаря. Каждый из этих специалистов должен понимать свои задачи по адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната.

К пожилому человеку, переведенному на постоянное место жительства из приемно-карантинного отделения, должно быть привлечено повышенное внимание всех сотрудников, которое поможет ему найти свое место в коллективе проживающих и ослабит негативное влияние, связанное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванного этим эмоционального перенапряжения.

Примерно через 6 месяцев (а у некоторых гораздо раньше) пребывания в учреждении перед пожилыми людьми встает проблема окончательного решения: проживать в данном учреждении постоянно или вернуться к привычному окружению. В это время происходит критическая оценка, как условий дома-интерната, так и своих возможностей для адаптации к ним.

Основные причины недовольства связаны с плохой организацией жизни в учреждении, невнимательным, формальным отношением персонала, неблагоприятным психологическим климатом. Положительная досугово-рекреационная установка имеющаяся в приемно-карантинном отделении, не peaлизуется полностью. Невозможность проведения полноценного досуга вызывает у пожилых людей состояние неудовлетворенности. Общение пожилых людей в доме-интернате носит пассивный, ситуативный характер, круг общения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в учреждении.

Известно, что одной из причин эмоционального напряжения может явиться слишком тесное принудительное общение людей.

На этом этапе важное значение приобретает так называемая терапия средой, которая включает создание благоприятного психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых людей, предупреждение болезненных реакций. Эти цели достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Важность терапии средой становится понятной, если иметь в виду обстановку дома-интерната, характеризующуюся ограничением социальных связей.

Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для специалиста по социальной работе представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:

· определение индивидуальных способов действий к разрешению конфликтных ситуаций;

·   поддержание активных стратегий приспособления; формирование адекватных установок на среду;

·   снятие негативных эмоциональных переживаний; формирование и вовлечение пожилых людей в различные микросоциальные группы;

·   групповая психокоррекционная работа.

Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного стереотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмоционального напряжения. Число занятий определяется индивидуально.

Групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп обобщения, тренинга умений, релаксационных групп.

Дискуссионные группы, как правило, не требуют специального подбора слушателей. Целью ее является осознание текущей ситуации, дискутирование вопросов "что помогает нам жить?", "что мешает нам жить?".

Группы общения требуют предварительного отбора, желательно формировать их из лиц, не находящихся в межличностных конфликтах. Цель группы - сознательное отношение к чувствам своим и другого, осознание самого себя, развитие межличностного доверия.

Социально-психологическая адаптация пожилых людей как неотъемлемая часть их социальной реабилитации в домах-интернатах может рассматриваться как сложный процесс, в результате которого деформированная старением, множественной соматической патологией и стрессовой ситуацией личность приспосабливается и активно функционирует в новых условиях существования. Длительность и результативность этого процесса определяется соотношением личностных особенностей пожилых людей и своеобразием социального окружения.

При обсуждении проблемы социальной реабилитации лиц старших возрастов, пребывающих в доме-интернате, необходимо иметь в виду одно обстоятельство - организацию их занятости. При этом важно учитывать, что в жизнедеятельности человека есть два важных фактора, определяющих социальную направленность, - это движение и деятельность. Оба они взаимосвязаны непосредственно либо опосредованно и составляют основную сущность человеческого существования. Это особенно проявляется в пожилом возрасте, когда в связи с соматическими недугами, психологической перестройкой реализация движения и деятельности ограничивается.

Таким образом, цель организации занятости пожилых людей - восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни.

Гиподинамия, малоподвижный образ жизни, сознательный уход от деятельности, связанной с подвижностью, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно сказывается как на соматическом, так и на психологическом статусе пожилого человека.

Теперь уже установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедляется при наличии активного образа жизни.

 


4. Опыт организации медико - социальной реабилитации пожилых людей в стационарных учреждениях (на примере Краевого бюджетного учреждения социального обслуживания «Дом милосердия для ветеранов войны и труда»)

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.