Глава II. Теоретические положения обеспечения качества в дорожном строительстве — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава II. Теоретические положения обеспечения качества в дорожном строительстве

2020-04-01 124
Глава II. Теоретические положения обеспечения качества в дорожном строительстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Автомобильная дорога относится к сложной, многокомпонентной продукции, получаемой в результате многоэтапного дорожно-строительного производства. В ее состав входят отдельные дорожные сооружения - земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы, элементы обустройства дороги, специальные сооружения и др. Каждое из этих сооружений можно рассматривать как самостоятельный вид продукции, полученный на отдельном этапе дорожного строительства. В связи с этим уровень качества автомобильной дороги является функцией качества ее элементов - дорожных сооружений.

Наибольшее влияние на уровень качества автомобильной дороги оказывают дорожная одежда и земляное полотно.

Дорожная одежда - это одно из наиболее ответственных дорожных сооружений и один из наиболее дорогих видов продукции дорожно-строительного производства. Многослойные современные дорожные одежды устраивают, изготовляя, транспортируя, укладывая и уплотняя различные материалы - песок, щебень, гравий, шлак, а также цементобетонные, асфальтобетонные, дегтебетонные и другие смеси. Как известно, изготовление или переработка таких материалов и смесей производятся на стационарных или передвижных камнедробильных, цементобетонных, асфальтобетонных и других заводах и носит промышленный характер. Укладывают и уплотняют дорожно-строительные материалы и смеси мощными и производительными машинами, что также служит признаком промышленного производства, хотя и со специфическими особенностями.

В сущности, изготовление материалов и смесей на заводе, их транспортирование на строящуюся дорогу и устройство из них конструктивного слоя - это единый технологический процесс, в результате которого на данном этапе получают готовую продукцию - дорожную одежду, верхнюю часть проезжей части автомобильной дороги. Как известно, как при проектировании, так и при строительстве преследуется цель достигнуть не только требуемый уровень качества при сдаче дороги в эксплуатацию, но и обеспечить требуемый уровень ее надежности.

Надежность - это один из основных показателей качества автомобильной дороги, проявляющийся во времени и отражающий изменения, происходящие в дороге на протяжении всего времени ее эксплуатации.

В общем случае под надежностью понимают свойство системы выполнять заданные ей функции в конкретных условия эксплуатации в течение заданного времени (см. ГОСТ 13377-75). Прекращение выполнения хотя бы одной из функций называется отказом. Так, применительно к дорожной одежде (покрытию) надежность следует понимать как вероятность того, что она будет выдерживать воздействия нагрузок автомобилей и климатических факторов в заданных условиях в течение межремонтного срока службы. Отказ применительно к дорожной одежде - это событие, заключающееся в появлении в нем разрушений и деформаций, снижающих среднюю оптимальную скорость движения автомобилей. Таким образом, надежность дорожной одежды можно рассматривать как свойство обеспечения ее качества во времени.

На появление отказа влияют внешние и внутренние факторы. К внешним можно отнести различные воздействия автомобильных нагрузок и климатических факторов, к внутренним - особенности структуры и свойств рассматриваемого сооружения. Так как внешние и внутренние факторы и их сочетания носят случайный характер, то надежность дорожного сооружения - это вероятностная характеристика, а отказ - случайное событие.

Как видно, качество конечной дорожно-строительной продукции необходимо рассматривать, в первую очередь, с точки зрения ее надежности, причем важнейшим ее показателем является долговечность. В задачи определения надежности входят:

.   определение надежности дорожного сооружения по известной надежности ее элементов (отдельных слоев основания и покрытия);

2. определение принципов подбора структуры материала и конструкции сооружения, обладающих заданной надежностью;

.   обоснование методов определения отказов контроля качества и испытаний, обеспечивающих управление качеством и в Частности надежностью сооружения.

Проблема обеспечения надежности дорожного сооружения - комплексная, так как уровень показателей его надежности зависит не только от конструктивных (проектных) решений, но и от технологического исполнения и соответствующих эксплуатационных мероприятий.

С учетом вышеизложенных задач надежность дорожно-строительной продукции необходимо рассматривать в трех аспектах надежность продукции, обусловливаемая качеством проектных решений; надежность, обусловливаемая качеством применяемых материалов и совершенством технологического провеса; надежность продукции, обусловливаемая условиями эксплуатации при некотором начальном уровне качества.

Надежность продукции закладывается при проектировании строительстве и реализуется при эксплуатации (рис.1).

 

Рис. 1. Уровни надежности дорожного сооружения на трех его стадиях

 

В зависимости от назначения автомобильной дороги в проекте устанавливают такой уровень надежности, который обеспечил бы требуемую долговечность сооружения до истечения межремонтных сроков. Проектный уровень надежности назначается исходя из значимости автомобильной дороги, перспективной интенсивности и состава движения, а также с учетом местных климатических условий, свойств применяемых материалов, грунтовых и гидрологических условий и т.д. Заложенный в проекте уровень надежности должен быть оптимальным по отношению к данной категории дороги. Попытки установить более высокий, чем требуется по категории дороги и климатическим условиям, уровень надежности приведут к повышению строительных затрат и, следовательно, к снижению экономической эффективности. К аналогичному результату можно прийти при недостаточно высокой проектной надежности, когда заметно сокращаются сроки службы сооружения и повышаются расходы на его содержание, ремонт и восстановление.

Таким образом, проектный уровень надежности - есть уровень потенциальной надежности, который следует обеспечить в реальных условиях дорожного строительства.

Проектный уровень надежности Нпр - первый этап реализации замысла проектировщика. Подбор материалов, составов смесей, определение требований и их качеству, расчет конструкции, обоснование параметров технологических операций я процессов - все это должно приблизить проектный уровень надежности к требуемому уровню Нтр. Последний, как известно, устанавливается на основе расчетов, опыта строительства и эксплуатации данного типа сооружения, а также на основе интуиции проектировщика.

Проектный уровень надежности может полностью соответствовать требуемому (оптимальному) уровню надежности Нтр, быть выше или ниже его на величину ЛПр. Эта величина представляет собой смещение проектного уровня качества и надежности по отношению к требуемому из-за: систематических погрешностей оценки качества исходных материалов; неточного определения фактической и перспективной интенсивности и состава движения; недоучета особенностей данной конструкции применительно к условиям воздействия транспортных нагрузок и климатических факторов и др.

Таким образом, смещение проектного уровня надежности по отношению к требуемому может повлиять на эксплуатационное поведение сооружения после реализации проекта. При этом будут изменяться и долговечность сооружения, интенсивность отказов и т.п.

На этапе строительства дорожного сооружения проектная надежность реализуется в условиях производства, где проявляется влияние производственно-технологических факторов. Итоговым результатом их воздействий служат смещения фактического (технологического) уровня качества готовой продукции по отношению к проектному на величину Лпт (производственно-технологическое смещение). Поскольку в реальных условиях строительства чаще проявляются отрицательные, чем положительные факторы, величина Лпт будет направлена в сторону снижения надежности до выходного уровня, равного технологическому уровню Япт.

Скачкообразное падение выходного уровня надежности сооружения объясняется воздействием на условия формирования качества различных производственно-технологических факторов, приводящих к систематическим и случайным погрешностям. Потери надежности Апт происходят за счет:

) изменения свойств продукции при ее изготовлении (технологические потери);

) допущенных отклонений свойств при изготовлении материалов и смесей и их укладке, в частности, за счет поставки исходных материалов с несколько иными свойствами, чем требуется;

качество дорожная строительная продукция

3) изменчивости темпов изготовления сборных элементов и материалов и их укладки, а также влияния климатических условий во время строительства дороги и т.п. (производственные потери).

Снижение качества из-за отклонений в технологии и организации строительства дороги изменяет уровень надежности в неодинаковой мере. В одних случаях систематические погрешности технологии могут быть незначительными, и выходная величина надежности оказывается близкой к проектной Япр (рис.2, а); в других случаях понижение выходного уровня надежности может быть весьма ощутимым, если грубо нарушается технология и допускаются отступления от проекта (рис.2, б).

 

Рис.2. Диаграмма снижения надежности дорожного сооружения в ходе проектирования, строительства и эксплуатации

 

Наиболее неблагоприятно такое сочетание изменения уровня надежности, в котором при проектировании и строительстве Дпр и Апт направлены в сторону снижения. После завершения строительства сооружения, при его сдаче в эксплуатацию, выходной уровень надежности становится входным уровнем эксплуатационной надежности Нэ в координате времени О'. В любой момент времени t эксплуатационный уровень надежности Нэ будет ниже входного на величину Дэ По мере приближения уровня Нэк предельному уровню надежности в сооружении появляются отказы, и срок его службы исчерпывается. Пересечение кривой падения надежности Нэ с прямой предельной надежности определяет фактический срок службы сооружения (см. рис.2, б). Потери Аэ (/) эксплуатационной надежности, т.е. падение кривой Нэ во время эксплуатации, обусловливаются величинами АпР и Апт и характеризуются весьма сложной их зависимостью. Как видно из рис.2, при отсутствии снижения качества в ходе проектирования и из-за нарушения технологии, т.е. при Апр = 0 и Апт=0, кривая эксплуатационной надежности понижается во времени с меньшим уклоном, чем при наличии потерь АПр и Апт. Следовательно, чем меньше потери за счет проекта и технологии, тем выше входной уровень эксплуатационной надежности и тем медленнее расходуется этот запас при эксплуатации сооружения. И, наоборот, большие потери АПР и Апт приводят к быстрому расходованию эксплуатационной надежности во времени, и долговечность дорожного сооружения резко сокращается. Как известно, готовое земляное полотно, дорожную одежду или другой элемент дороги получают в результате многих технологических операций, поэтому формирование; его качества происходит не мгновенно, а по мере протекания технологического процесса во времени. При формировании качества продукции, в частности дорожного асфальтобетона, исходные материалы, оказавшись в технологическом процессе, приобретают новые свойства в результате взаимоконтактирования, воздействия температуры, транспортирования, механических нагрузок и т.п. Получаемый новый материал - асфальтобетон - по своим свойствам, и с точки зрения выполнения требуемых функций, превосходит любой из исходных компонентов, входящих в его состав.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.