Глава 1. Возрастные изменения опорно-двигательной системы здорового ребенка старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 1. Возрастные изменения опорно-двигательной системы здорового ребенка старшего дошкольного возраста

2020-04-01 158
Глава 1. Возрастные изменения опорно-двигательной системы здорового ребенка старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа на тему

«Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

 


Содержание

 

Введение

Глава 1. Возрастные изменения опорно-двигательной системы здорового ребенка старшего дошкольного возраста

Общая характеристика старшего дошкольного возраста при нормальном развитии

Характеристика двигательной сферы старшего дошкольника при нормальном развитии

Глава 2. Дизонтогенез опорно-двигательного аппарата ребенка старшего дошкольного возраста, страдающего нарушением интеллекта

Общее представление о нарушении двигательной сферы

Формы нарушения двигательной сферы

Нарушения психики при ДЦП

Коррекционная работа при нарушениях двигательной сферы в старшем дошкольном возрасте

Глава 3. Психолого-педагогические методики, используемые для обучения детей, страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата

Психологическая коррекция и развитие познавательной деятельности детей с патологией опорно-двигательного аппарата

Занятия художественного конструирования для всестороннего развития дошкольников с нарушением двигательной сферы

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Нарушение интеллекта в большинстве случаев сопровождается аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, так как именно движение осуществляет ту связь с окружающим, которая лежит в основе развития психических процессов. Имеющие место нарушения двигательной сферы у аномальных детей дошкольного возраста препятствуют в дальнейшем приобретению необходимого двигательного опыта, что, в свою очередь, накладывает отпечаток не только на физическое развитие, но сказывается на развитии познавательной деятельности, социализации личности. Вместе с тем есть все основания полагать, что проблема коррекции двигательных нарушений в процессе физического воспитания аномальных детей-дошкольников данного контингента разработана недостаточно. Актуальность данной работы определялась недостаточной разработанностью вопросов коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с поражением интеллекта, малоизученностью особенностей физического состояния детей с задержанным развитием.

Объект исследования: процесс воспитания и обучения детей с нарушением психики и интеллекта.

Предмет исследования: двигательные нарушения и их коррекция средствами воспитания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Цель: изучение нарушения двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи:

1. Анализ литературных источников по данной теме;

. Изучение понятия, причин и форм нарушения двигательной сферы дошкольника диагностика;

. Выявление особенностей развития старших дошкольников с нарушением двигательной сферы при нарушенном интеллекте и их психологическая коррекция;

. Исследование методик и программ психологической коррекции при нарушении двигательной сферы;

. Разработка занятия на основе комплексной программы коррекции нарушений детей с ДЦП.

Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс физического и умственного воспитания старших школьников с нарушеним двигательной сферы будет более эффективным при условии использования комплексной программы коррекции, учитывающей особенности их двигательных нарушений.

Методологической основой исследования явились фундаментальные положения физиологии, психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики о роли моторики в физическом и психическом развитии ребенка (В.М.Аксарина, Н.С.Журба, М.М.Кольцова, Е.М.Масткжова, Г.К.Ушаков и др.); об общих и специфических закономерностях онтогенеза нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, Г.В.Чиркина и др.); теория построения движений Н. А. Бернштейна; концепции теории и методики физического воспитания (Б. А. Ашмарин, В. А. Булкин, Л. П. Матвеев, Е. П. Ильин, В. К. Бальсевич); концепции адаптивного физического воспитания (С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова); принципы коррекционной педагогики и адаптивной физической культуры.

Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы.

Объем работы: 39 листов

 


Нарушения психики при ДЦП

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э.С. Калижнюк, ЛА Данилова, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.) При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

) выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20-25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме.

В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия. Иногда отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.

Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности. У детей с церебральным параличом вследствие двигательных нарушений восприятие себя («образ себя») и окружающего мира нарушено.

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. [9]

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - и виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация, и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляете) в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования. [21]

 


Содержание упражнений и практических работ

«Из чего делают окружающие нас вещи, предметы?», «Какие материалы еще бывают?»

Бумага

Что делают из бумаги? Какая бывает бумага? Из чего ее делают? Процесс производства бумаги.

Внешние свойства бумаги, толщина, поверхность, отношение к влаге, отношение к свету. Использование разных видов бумаги. Связь и зависимость между свойствами бумаги и ее использованием.

Технологические свойства бумаги: мнется, рвется, сгибается, складывается, скручивается. На бумаге можно чертить, ее можно окрашивать, склеивать, сшивать; детали из бумаги можно переплести, собирать на сгибах и на щелевой замок. Бумагу можно сделать прочнее и жестче.

Инструменты и оборудование, необходимые для обработки бумаги: гладилка, карандаш, шаблон, линейка, оборудование для работы с клеем.

Приемы и Правила сгибания и складывания бумаги, разметка бумаги разными способами, приемы и правила сборки деталей из бумаги, способы окрашивания бумаги.

Приемы самоконтроля учащихся за их исполнением.

Изучение свойств бумаги, а также других материалов организуется в виде опытов и упражнений, которые завершаются выполнением практической работы. Ниже приводятся некоторые методические рекомендации по их организации при изучении свойств бумаги.

Упражнения:

Смять лист непроклеенной бумаги. Смять лист прочной толстой бумаги.

Смять лист мокрой бумаги. Сравнить свойства сухой и мокрой бумаги.

Выкроить пальцами изображение по контуру.

Согнуть лист бумаги пополам с угла на угол дважды. Попытаться поставить лист бумаги, поставить согнутый лист. Что напоминает поставленный лист.

Сделать симметричную фигурку животного из сложенного листа, палатку, домик, крышу и пр. Склеить скрученный лист, оформить его скрученными полосками, раскрасить полученное изображение. Придумать игру со сделанными фигурками.

Подобные упражнения могут быть предложены детям для изучения последующих технологических операций и определения строения бумаги.

Результаты выполнения упражнений формулируются учителем в виде определений технологических свойств материала, приемов и правил выполнения различных операций по обработке его, приемов и правил работы инструментами и приспособлениями.

Пластмасса

«Что делают из пластмассы?», «Какая бывает пластмасса?», «Из чего делают пластмассу?».

Виды пластмассы: полиэтилен, пластилин, поролон, пенопласт, полистирол, плексиглас, целлофан, целлулоид и др.

Внешние свойства пластмасс: толщина, поверхность, упругость, твердость, отношение к свету, к влаге и др.

Использование разных видов пластмасс. Связь и зависимость между свойствами этих пластмасс и их использованием.

Технологические свойства разных видов пластмасс, различные возможности их обработки.

Пластмассу можно размечать мягким карандашом или шариковым стержнем, раскраивать ножницами, ножом, раскаленной проволокой, можно окрашивать, сваривать, сшивать, склеивать, переплетать детали из пластмассы, украшать изделия.

Критерии качества выполнения технологических операций. Приемы самоконтроля учащихся за исполнением технологических операций.

Сравнение свойств, конструкционных достоинств бумаги, ткани, листовой пластмассы и способов их обработки.

Глина (пластелин)

«Что делают из глины?», «Где добывают глину?».

Свойства глины: цвет, пластичность, размокает и сохнет, можно отделить кусок и обратно смешать в ком, размечается на глаз, высохшую глину можно раскрасить и покрыть лаком, можно обжечь в муфеле.

Инструменты и оборудование для работы с глиной: подставка, доска, разные стеки, кусок полиэтилена.

Приемы лепки шара, вытягивание формы, лепка валиков, разравнивание поверхности скалкой, соединение деталей из глины, украшение изделий.

Критерии качества выполнения этих операций. Приемы самоконтроля за качеством их исполнения.


Заключение

 

В курсовой работе рассматривалась проблема развития и обучения детей с нарушением двигательной сферы и интеллекта.

На Международном форуме неврологов в Оксфорде в 1958 году впервые было принято решение об объединении синдромов нарушения моторного развития детей гетерогенного характера в самостоятельную нозологическую форму заболевания - детский церебральный паралич.

ДЦП - заболевание, объединяющее группу этиологически и патогенетически гетерогенных, резидуально-органических двигательных нарушений, являющихся следствием поражения головного мозга в перинатальном (пре-, интра-, постнатальном) периоде, клинически проявляющихся центральными парезами или параличами.

Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Основным направлением психической помощи детям в реабилитационных центрах являются: психокоррекция, психотерапия (основным методом является психотренинг), психодиагностика, психологическая консультация, психологическое просвещение и консультация и просвещение родителей детей с ДЦП.

Специфика детей с ДЦП ограничена количеством методик, которые можно применять на данных детях. Наиболее приемлемыми методами являются наблюдение, беседа и анкетирование.

На основе комплексной программы для детей с нарушениями ОДА разработаны задания уроков художественного конструирования для всестороннего развития старшего дошкольника.

Цели, поставленные в курсовой работе, достигнуты, все задачи реализованы.

 


Список литературы

 

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988

. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма. - М.: «Медицина», 1973.

. Василенко Ф.И., Батуева А.Э., Крол Л.П., Сазонова Е.А. Детский церебральный паралич. Клиника, диагностика, реабилитация / Учебно-методическое пособие. - Челябинск, 2008

. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М., 1967

. Гомезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Моск. Гос. Откр. Пед. Университета, 1999

. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Ленинград: Медицина, 1977

. Данилова Л. А. Особенности нарушения ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденным церебральным параличом. - Ленинград, 1969

. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития. - М., 2004

. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно-отсталых детей. - М., 1999

. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. - Красноярск: Изд-во Красноярского Университета, 1987

. Ипполитова М. В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом. - М.: Специальная школа, 1967

. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских параличах. -Киев, 1987

. Коррекционная работа в специальной школе и дошкольном учреждении. / Под ред. Виноградова А.Д. - М., 1990

. Коррекционная работа в специальных школах. / Сборник научных трудов. - Ленинград, 1985

. Коррекционная работа во вспомогательной школе. / Под ред. Митюрева Л.П. - Челябинск, 1992

. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. / Сборник межвузовских трудов. Под ред. Перова М.Н. - М.: Наука, 1986

. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста. / Под ред. Тонконога Л.М. - М.: Академа, 2003

. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Сековец Л.С. - М.: Школьная пресса, 2003

. Коррекционно-педагогические основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. / Под ред. Пузанова Б.П. - М, 2001

. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Смирновой И.А..- СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 2000

. Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом. - М., 1976

. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. - М.: Высшая школа, 1999

.Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005

. Специальная педагогика. / Под ред. Аксеновой Л.И. - М, 2004

. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. - М.: «Просвещение», 1978

Курсовая работа на тему

«Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

 


Содержание

 

Введение

Глава 1. Возрастные изменения опорно-двигательной системы здорового ребенка старшего дошкольного возраста

Общая характеристика старшего дошкольного возраста при нормальном развитии

Характеристика двигательной сферы старшего дошкольника при нормальном развитии

Глава 2. Дизонтогенез опорно-двигательного аппарата ребенка старшего дошкольного возраста, страдающего нарушением интеллекта

Общее представление о нарушении двигательной сферы

Формы нарушения двигательной сферы

Нарушения психики при ДЦП

Коррекционная работа при нарушениях двигательной сферы в старшем дошкольном возрасте

Глава 3. Психолого-педагогические методики, используемые для обучения детей, страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата

Психологическая коррекция и развитие познавательной деятельности детей с патологией опорно-двигательного аппарата

Занятия художественного конструирования для всестороннего развития дошкольников с нарушением двигательной сферы

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Нарушение интеллекта в большинстве случаев сопровождается аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, так как именно движение осуществляет ту связь с окружающим, которая лежит в основе развития психических процессов. Имеющие место нарушения двигательной сферы у аномальных детей дошкольного возраста препятствуют в дальнейшем приобретению необходимого двигательного опыта, что, в свою очередь, накладывает отпечаток не только на физическое развитие, но сказывается на развитии познавательной деятельности, социализации личности. Вместе с тем есть все основания полагать, что проблема коррекции двигательных нарушений в процессе физического воспитания аномальных детей-дошкольников данного контингента разработана недостаточно. Актуальность данной работы определялась недостаточной разработанностью вопросов коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с поражением интеллекта, малоизученностью особенностей физического состояния детей с задержанным развитием.

Объект исследования: процесс воспитания и обучения детей с нарушением психики и интеллекта.

Предмет исследования: двигательные нарушения и их коррекция средствами воспитания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Цель: изучение нарушения двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи:

1. Анализ литературных источников по данной теме;

. Изучение понятия, причин и форм нарушения двигательной сферы дошкольника диагностика;

. Выявление особенностей развития старших дошкольников с нарушением двигательной сферы при нарушенном интеллекте и их психологическая коррекция;

. Исследование методик и программ психологической коррекции при нарушении двигательной сферы;

. Разработка занятия на основе комплексной программы коррекции нарушений детей с ДЦП.

Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс физического и умственного воспитания старших школьников с нарушеним двигательной сферы будет более эффективным при условии использования комплексной программы коррекции, учитывающей особенности их двигательных нарушений.

Методологической основой исследования явились фундаментальные положения физиологии, психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики о роли моторики в физическом и психическом развитии ребенка (В.М.Аксарина, Н.С.Журба, М.М.Кольцова, Е.М.Масткжова, Г.К.Ушаков и др.); об общих и специфических закономерностях онтогенеза нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, Г.В.Чиркина и др.); теория построения движений Н. А. Бернштейна; концепции теории и методики физического воспитания (Б. А. Ашмарин, В. А. Булкин, Л. П. Матвеев, Е. П. Ильин, В. К. Бальсевич); концепции адаптивного физического воспитания (С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова); принципы коррекционной педагогики и адаптивной физической культуры.

Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы.

Объем работы: 39 листов

 


Глава 1. Возрастные изменения опорно-двигательной системы здорового ребенка старшего дошкольного возраста


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.