Теоретические основы и необходимость государственного регулирования рыночной экономики — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Теоретические основы и необходимость государственного регулирования рыночной экономики

2020-04-01 165
Теоретические основы и необходимость государственного регулирования рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

. Налоговое регулирование в системе государственного воздействия на экономику

. Теоретические основы и необходимость государственного регулирования рыночной экономики

1.2. Экономическое содержание и инструменты налогового регулирования

Современная практика налогового регулирования в промышленно-развитых странах мира

2. Анализ практики налогового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан в сфере малого и среднего бизнеса

2.1. Развитие малого предпринимательства в Республике Казахстан и его современное состояние

2.2. Действующий механизм налогового регулирования предпринимательской деятельности

3. Некоторые аспекты влияния налоговых инструментов на предпринимательскую активность субъектов малого и среднего бизнеса

Проблемы перераспределения налогового бремени и воздействия налогов на экономическую активность

Направления совершенствования налогового регулирования малого и среднего бизнеса

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

 Налоговая система представляет собой инструмент долговременного действия, её формирование должно осуществляться с учетом перспективных тенденций развития экономики. Регулирующая роль налогового инструментария в условиях кризисной экономики далеко не бесспорна. Как налоговая система в целом, так и отдельные её агрегаты должны быть сориентированы на стимулирование производственной и деловой активности, а также максимальное высвобождение рыночных регуляторов и предоставление возможности производителям принимать те или иные хозяйственные решения. Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику. При этом, возводя налоговую политику в ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру. Одним из важнейших условий преодоления кризиса является стимулирование производственной деятельности. Опыт промышленно развитых государств мира, показывает, что самым убедительным свидетельством экономических успехов страны, города является развитие малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого бизнеса - структуры наиболее гибкие для перепрофилирования деятельности и обладают свободой экономического маневров, быстрой оборачиваемостью оборотных средств. Налоги - один из основных источников пополнения доходной части бюджета. А бюджет, в свою очередь,- основной источник финансирования расходов государства на образование, здравоохранение, оборону и прочие. Актуальность, данной работы определена тем, что в условиях становления рыночной экономики в Республике Казахстан, особую важность приобретает урегулирование налоговой системы, которая представляет собой совокупность инструментарии налогов. Цель, раскрыть сущность государственного и налогового регулирования, которое влияет существованию предпринимательской деятельности. Основными задачами для достижения этой цели являются: рассмотрение налоговых платежей, его инструментов, а также анализ динамики налогов и их влияние на деятельность предприятия в целом.

Научная новизна дипломной работы заключается в том, что она представляет собой попытку комплексного рассмотрения проблем налогообложения и его регулирование предпринимательскую деятельность, по результатам которой формулируются предложения по совершенствованию налогового регулирование в Республики Казахстан в целом.

Сама система налогообложения дает тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями.

Существует устойчивое мнение, что государство посредством налогов обирает нас, поэтому необходимо любым способом защититься от него. К тому же последнее время налоговый процесс резко усилился.

Ставка на усиление налоговой политики оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицит государственного бюджета.

Однако при этом упускается из виду один принципиальный момент: при наличии некоторых общих черт с экономическими кризисами в западных странах кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности.

И главная из них - причиной нашего кризиса является отнюдь не перепроизводство, а наоборот, дефицитность экономики, носящая хронический характер. Даже если уровень инфляции, дефицитность бюджета удастся снизить, без позитивных изменений в производстве - это окажется кратковременным и обязательно за счет ухудшения социальной политики. Можно заметить и это тоже склоняется правильному ведения налогового механизма.

Теоретической и методической базой дипломной работы послужили труды зарубежных и отечественных экономистов в области налогообложения, законодательные и нормативно-правовые акты, научно-методологические издания по исследуемым проблемам.

1.
Налоговое регулирование в системе государственного воздействия на экономику

Заключение

 

Рыночная экономика развивается как саморегулирующаяся экономика, однако это саморегулирование, во-первых, имеет определенные пределы, во-вторых, оно не всегда обеспечивает решение назревших экономических проблем. Теоретический анализ и многолетняя мировая практика свидетельствует об объективной необходимости вмешательства государства в развитие экономики. Эта необходимость вытекает из самой сущности рыночной экономики и обусловлена наличием определенных недостатков рыночного механизма.

В экономической литературе сбои в работе рыночного механизма экономисты называют по-разному: недостатками, несовершенством, фиаско, дефектами и т.д., что в общем-то не меняет сути. Большинство авторов сходятся во мнении: главными проколами рыночной системы, действия "невидимой руки" выступают неэффективность, неравенство и нестабильность, На наш взгляд, это основные недостатки рынка, являющиеся достаточным основанием для вмешательства государства в экономические процессы.

Тот факт, что в силу определенной ограниченности, рыночный механизм нуждается в корректирующих или компенсирующих мерах со стороны государства, не дает права утверждать, что любая предпринятая мера действительно улучшит функционирование экономической системы. Тем не менее, государство вмешивается в экономическую жизнь там и тогда, где и когда рыночный механизм оказывается бессильным.

На практике государственное регулирование экономики и прежде всего регулирование деятельности предпринимателей осуществляется через налоговую систему посредством совершенно конкретных налоговых инструментов.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, методов их исчисления и взимания, а также способов распределения налогов между различными уровнями управления.

Каждая из составных частей налоговой системы выступает реальным инструментом государственного регулирования. Большое влияние на развитие экономики оказывает структура налогов, а также задачи, которые решает государство при проведении налоговой политики.

С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Государство не напрямую вмешивается в деятельность экономических агентов, как например, в случае установления обязательного госзаказа, а определяет конкретную долю изъятия результата этой деятельности и формирует механизм ее получения.

В рамках данной работы выделяются два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения:

1. аккумулирование налоговых платежей и формирование доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения);

2. стимулирование (дестимулирование) посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения).

В основу формирования налоговой политики, следовательно. Могут быть положены две различные методологические установки:

установление оптимального уровня налогового изъятия с целью решения прежде всего фискальных задач и формирования доходной части бюджета;

использование налогового инструментария в качестве метода косвенного регулирования экономической деятельности.

В целях наилучшего использования потенциальных возможностей, заложенных в методах налогового регулирования, необходимо осуществлять рациональное сочетание обеих вышеназванных подходов. Совокупный уровень налогового изъятия должен устанавливаться таким образом, чтобы налоговая система не оказывала угнетающего влияния на процессы производства, распределения и обмена; налоги, установленные на завышенном уровне, не служили бы стимулом к инфляционному росту цен, а применение политики манипулирования системой налоговых ставок и целевых налоговых льгот было бы направлено на стимулирование необходимых структурных изменений в экономике, создание благоприятного инвестиционного климата и условий для экономического роста.

Решение вопроса о том, какой характер носит налоговая система в целом, т.е. является ли она прогрессивной, нейтральной или регрессивной по отношению к налогоплательщику зависит не только от величины и прогрессии ставок налогов, но также и от того, в какой степени конкретные налоги перераспределяются с непосредственных налогоплательщиков и кто, в конечном счете, является субъектом налогообложения.

При исследовании перераспределительного аспекта налогообложения были приняты во внимание следующие факторы: эластичность спроса на данный товар в зависимости от цены на него, степень монополизированности (конкурентности) производства, а также изменение эффективности производства в зависимости от изменения его масштабов. В работе показано, что введение одинаковых налогов может формировать различный уровень налогового бремени на юридических лиц в зависимости от перечисленных выше факторов. Так, для товаров, спрос на которые неэластичен по цене, введение налога приводит к увеличению цены на всю величину налогов. Для товаров, спрос на которые эластичен по цене, рост цены, как правило, меньше величины налога, и налоговое бремя распределяется между потребителем и производителем. Возможен случай, когда налоговая нагрузка полностью перекладывается на производителя, цена не изменяется, а прибыль производителя уменьшается на всю величину налога.

Для производств с убывающим характером отдачи в зависимости от масштабов, введение налога приводит к наименьшему сокращению объемов выпуска по сравнению с предприятиями, характеризующимися постоянным, а тем более возрастающим типом отдачи в зависимости от масштабов производства. В последних двух случаях сокращение производства существенно больше, при условии существования эластичного спроса на производимую продукцию. При производстве товаров, спрос на которые неэластичен по цене, объем выпуска не зависит от типа отдачи от масштабов производства.

В настоящий момент, углубляющийся кризис, продолжающийся спад производства, рост инфляции издержек при сужении рамок платежеспособного спроса способствуют переложению большей части имеющихся налогов на производителя, автоматически уменьшая прибыль предприятия и увеличивая налоговую нагрузку на юридических лиц.

В этих условиях огромное значение приобретает выработка государством оптимальной стратегии формирования доходов и расходов бюджета, установление приемлемого размера совокупного налогообложения, не приводящего к сужению налоговой базы. Проведенный в дипломной работе анализ эффективности налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан свидетельствует о том, что уровень воздействия налогов на расширеннее производства, улучшение его качественных показателей, совершенствования техники и технологии, внедрение достижений научно-технического прогресса является невысоким.


Список использованной литературы

 

1. Н.А.Назарбаев Послание Президента народу Республики Казахстан «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности» 29 января 2010 года.\\ Официальный сайт Президента РК www. parlam. kz.

2. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2011 года N 155-II. С изменениями и дополнениями от 13.12.2011/ Казахстанская правда от 3 января 2011.

. Закон Республики Казахстан от 19.06.97г №135-1 «Об индивидуальном предпринимательстве.» С изменениями и дополнениями от 10.04.2004. //Сборник правовых актов предпринимателя. -А., 2011г.

4. Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе РК.»- Астана, 1 апреля 2012г. №357-13

5. Инструкция Главной налоговой инспекции Министерства Финансов Республики Казахстан от 26 июня 2011 г. N 37 О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

6. Инструкция о порядке представления сведений по остаткам товарно-материальных ценностей, приобретенных до 1 июля 2011 года, и зачета налога на добавленную стоимость

.   Информация Министерства финансов Республики Казахстан о формировании и использовании Национального фонда РК за 24.05.2011 г.

.   Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) по состоянию на 1 января 2011 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 29.12.03 г. №512-11; от 18.03.04 г. №537-11; от 05.07.04 г. №568-11; от 22.10.04 г. №601-II; от 13.12.04 г. №11-111, от 20.12.04 г. №13-11 и от 28.12.04 г. №24-111, от 15.04.05 г. № 45-ПІ, от 22.11.05 г. № 89-ІП, от 22.11.05 г. № 90-ІИ, от 23.12.05 г. № 107), от 22.11.06 г. № 99-ІП, от 25.11.06 г. № 96-ІИ, от 23.12.06 г. № 110), от 12.11.07 г. № 109-ІП, от 29.11.07 г. № 190-ІИ, от 13.12.07 г. № 107)

.   Постановление Правительства РК «Об утверждении Правил разработки проектов республиканского и местных бюджетов» № 592 от 29.05.2012

10. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» № 500-II от 29 январь 2012 г.

11. Приказ налогового комитета Минфина Республики Казахстан " Об упорядочении выдачи налоговых патентов на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью» от 19.08.02г. №136 //Бюллетень бухгалтера, №12 2010г. - 23 с.

12. Закон «О бухгалтерском учете» от 26 января 2012 г. за № 2732. // Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Минфина РК. СБУ и методические рекомендации, 2012г.

.   Программа Правительства Республики Казахстан на 2003-2009 годы Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 15 августа 2003 года N 1165 // Официальный сайт Министерства финансов РК. www.minplan.kz

14. Налоговый Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах» 1 января 2011 гг. // Официальный сайт Министерства финансов РК. www.nalog.kz

.   Налоговый Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах» 1 января 2012 гг. // Официальный сайт Министерства финансов РК. www.nalog.kz

.   Налоговый Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах» 1 января 2010 гг. // Официальный сайт Министерства финансов РК. www.nalog.kz

17. Бизнес и право: законодательные акты Республики Казахстан. Алматы, 2008. -198с.

18. Аймаков Б. Налоговая система в условиях рыночных отношений//Финансы Казахстана, 2008 г., №9 - С.48

19. Алексашенко С. Западноевропейская практика использования НДС//ж.Экономические науки, 2009 г., № 6

20. Ахметова Н. С. Налог на добавленную стоимость. Основные тенденции развития законодательства.//ж. «Государство и право» - 2009.- №5.

21. Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика. // ж. «Российский налоговый курьер»№7 - 2010г.

22. Ермекбаева Б. Ж.., Лесбеков Г. А. Основы налогообложения: Учебное пособие. - Алматы: Казак университет, 2010г. - 122 с

23. Ермекбаева Б.Ж. Налоги в Казахстане. Учебное пособие.- Алматы: Lem, 2011. - 160с

.   Ильясов К.К., Зейнельгабдин А.Б., Ермекбаева Б.Ж. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей экономических дисциплин вузов. - Алматы: Рик, 2011.- 151с.

.   История Казахстана. Алматы: Жеты жаргы, 2008. -397с.

.   Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования.//ж. «Налоговый Вестник» № 5, май, 2011 г.

27. КабдиевД.К. Фискальная политика и се роль в обеспечении устойчивого развития экономики Казахстана. Автореферат // Рецензенты: д.э.н., профессор к.э.н., доцент Идрисова Э.К., Интыкбаева С.Ж. - Алматы: Каржы-Каражат, 2010.

28. Корнилова Л.П., Адамбекова А.А, Парманова Р.С., Мацов В.В., Большекбаева К.О. и т.д. Финансы и кредит в вопросах и ответах.- А.Колизей, 2008 г.- 420с.

29. Медведев А. Н. Налог на добавленную стоимость: практика применения // ж. Бухгалтерия и аудит. -2011. №4.

. Мельникова В.Д Финансы. /Под ред.., Ильясова К.К. -Алматы: Жеты жаргы, 2009г.-567с

. Мещерякова О. В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник.- М.: Фонд «Правовая культура», 2003.- 136с.

32. Надиров Н.Н.. Финансовая система зарубежных государств. А.: Жеты Жаргы, 2011. -427с.

.   Нусупова А.А. Проблемы НДС//г. Деловая неделя. -2008. - № 12. 24.03 2011г.

.   Нурмуратов С.С. Налоговая реформа и направления налоговой политики //ж. Транзитная экономика.-2010.-№3.-с.125-137

.   Сарсебаев А.А. Налогообложение граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью //ж.Бюллетень бухгалтера, № 40(1310) -2011. -С.29.

36. Сажина М.А. Налоговую систему необходимо совершенствовать// ж.Финансы.-2008.-№7.-С.20

37. Сейсенова А. Налоговая политика Республики Казахстан и социальная защита населения. //ж. Каржы-каржат - Финансы Казахстана. №9, 2008. -С.16

38. Официальные сайты Республики Казахстан www.nalog.kz

39. Официальный сайт Министерства финансов РК. www.minplan.kz

40. Официальный сайт Министерства финансов РК www. parlam. kz.

41. Официальный сайт Республики Казахстан www. ofn. kz.

Содержание

 

Введение

. Налоговое регулирование в системе государственного воздействия на экономику

. Теоретические основы и необходимость государственного регулирования рыночной экономики

1.2. Экономическое содержание и инструменты налогового регулирования

Современная практика налогового регулирования в промышленно-развитых странах мира

2. Анализ практики налогового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан в сфере малого и среднего бизнеса

2.1. Развитие малого предпринимательства в Республике Казахстан и его современное состояние

2.2. Действующий механизм налогового регулирования предпринимательской деятельности

3. Некоторые аспекты влияния налоговых инструментов на предпринимательскую активность субъектов малого и среднего бизнеса

Проблемы перераспределения налогового бремени и воздействия налогов на экономическую активность

Направления совершенствования налогового регулирования малого и среднего бизнеса

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

 Налоговая система представляет собой инструмент долговременного действия, её формирование должно осуществляться с учетом перспективных тенденций развития экономики. Регулирующая роль налогового инструментария в условиях кризисной экономики далеко не бесспорна. Как налоговая система в целом, так и отдельные её агрегаты должны быть сориентированы на стимулирование производственной и деловой активности, а также максимальное высвобождение рыночных регуляторов и предоставление возможности производителям принимать те или иные хозяйственные решения. Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику. При этом, возводя налоговую политику в ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру. Одним из важнейших условий преодоления кризиса является стимулирование производственной деятельности. Опыт промышленно развитых государств мира, показывает, что самым убедительным свидетельством экономических успехов страны, города является развитие малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого бизнеса - структуры наиболее гибкие для перепрофилирования деятельности и обладают свободой экономического маневров, быстрой оборачиваемостью оборотных средств. Налоги - один из основных источников пополнения доходной части бюджета. А бюджет, в свою очередь,- основной источник финансирования расходов государства на образование, здравоохранение, оборону и прочие. Актуальность, данной работы определена тем, что в условиях становления рыночной экономики в Республике Казахстан, особую важность приобретает урегулирование налоговой системы, которая представляет собой совокупность инструментарии налогов. Цель, раскрыть сущность государственного и налогового регулирования, которое влияет существованию предпринимательской деятельности. Основными задачами для достижения этой цели являются: рассмотрение налоговых платежей, его инструментов, а также анализ динамики налогов и их влияние на деятельность предприятия в целом.

Научная новизна дипломной работы заключается в том, что она представляет собой попытку комплексного рассмотрения проблем налогообложения и его регулирование предпринимательскую деятельность, по результатам которой формулируются предложения по совершенствованию налогового регулирование в Республики Казахстан в целом.

Сама система налогообложения дает тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями.

Существует устойчивое мнение, что государство посредством налогов обирает нас, поэтому необходимо любым способом защититься от него. К тому же последнее время налоговый процесс резко усилился.

Ставка на усиление налоговой политики оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицит государственного бюджета.

Однако при этом упускается из виду один принципиальный момент: при наличии некоторых общих черт с экономическими кризисами в западных странах кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности.

И главная из них - причиной нашего кризиса является отнюдь не перепроизводство, а наоборот, дефицитность экономики, носящая хронический характер. Даже если уровень инфляции, дефицитность бюджета удастся снизить, без позитивных изменений в производстве - это окажется кратковременным и обязательно за счет ухудшения социальной политики. Можно заметить и это тоже склоняется правильному ведения налогового механизма.

Теоретической и методической базой дипломной работы послужили труды зарубежных и отечественных экономистов в области налогообложения, законодательные и нормативно-правовые акты, научно-методологические издания по исследуемым проблемам.

1.
Налоговое регулирование в системе государственного воздействия на экономику

Теоретические основы и необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Теоретический анализ и многолетняя мировая практика свидетельствуют об объективной необходимости активного вмешательства государства в развитие экономики, базирующейся на производстве рыночного типа и свободного предпринимательства. Экономика, характеризующаяся сложной системой связей и зависимостей, без воздействия государства эффективно функционировать в долгосрочной перспективе не может. Ни в одной стране (и это признается известными учеными Запада) не существует «чистой» рыночной экономики, более того, в мире никогда не было такой экономической системы. Единственным исключением, но с множеством оговорок, можно признать Англию XIX века.

Широкое распространение теорий экономического либерализма, проповедовавшего полное невмешательство государства в хозяйственную деятельность предпринимателей и функции рынка, под влиянием объективных обстоятельств и прежде всего катастрофических масштабов последствий кризиса 1929-1933 гг. сменилось столь же широким распространением теорий государственного регулирования экономики.

Под влиянием экономического кризиса почти одновременно в разных странах были предложены не только теории, но и конкретные пути и методы государственного воздействия на экономику преимущественно с помощью финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Многие ученые предложили концепции, которые можно рассматривать как различные варианты государственного регулирования рыночной экономики. Теоретическим обоснованием необходимости государственного вмешательства в экономику стала работа Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшая в

г. Именно Дж.М.Кейнс считается основоположником теории государственного вмешательства в экономику, и с его именем связано развитие основных моделей государственного регулирования. Вопрос о роли государства в рыночном хозяйстве всегда вызывал споры у западных экономистов. В зависимости от исходных теоретических постулатов или идеологических воззрений речь идет о большей или меньшей вовлеченности государства в экономические процессы. Вопрос, насколько действительно нуждается хозяйство в участии государства, представляет собой одну из нерешенных проблем экономической теории. По мнению В.Варга, «концептуально взгляды относительно роли государства до сих пор варьируются в диапазоне от рассмотрения его лишь как «ночного сторожа» с минимально необходимым набором функций до утверждений о необходимости государства как органа (или механизма), который практически все регулирует и всем распоряжается». В обществе существуют проблемы, решение которых оказывается рынку не под силу из-за присущих ему недостатков. Представители различных школ, лучшие экономисты западных стран, анализируя действие рыночных сил, вскрыли ряд таких недостатков. Более того, государство берет на себя обеспечение некоторых необходимых общественных услуг, без которых немыслима жизнь общества и которые не могут быть выполнены частным предпринимательством. Государство появилось, когда люди осознали, что «дело каждого - ничье дело».

В последнем, четырнадцатом, издании популярного учебников «Экономикс», вышедшем в 1992 г., П.Самуэльсон и У.Норд-хауз, рассматривая несовершенство рыночного механизма, называют два основных существенных недостатка рынка, портящих идиллическую картину совершенной конкуренции, допускаемой теорией «невидимой руки». К ним относятся, во-первых, несовершенство конкуренции, во-вторых, внешние факторы. Оба недостатка рынка, по их мнению, базируются на одном обстоятельстве: результат действия рыночного механизма таков, что цены не отражают действительных предельных издержек и предельной полезности для общества. Ученые допускают, что если какая-либо фирма выступает монополистом на определенном рынке, то она может поднять цены на свои товары выше уровня предельных издержек. Потребители в этом случае покупают меньше товаров, чем они приобрели бы в условиях совершенной конкуренции, в результате возникают перекосы. Такие явления типичны ввиду неэффективности рынка, при несовершенной конкуренции. Внешние факторы, вызывающие несовершенство рыночного механизма, возникают тогда, когда не учитываются побочные результаты производства или потребления. Например, когда предприятие загрязняет воздух, то расположенным рядом домам наносится ущерб, а жители страдают от заболеваний.

Ученые обнаружили, что дискриминация и сегментированный рынок труда могут привести к неравным возможностям найма, порождая экономическую неэффективность и социальное неравенство. Совершенная конкуренция при соблюдении принципа Laissez-Faire (свободной игры рыночных сил) может привести к массовому неравенству, недоедающим детям, которые вырастают, чтобы воспроизвести таких же недоедающих детей, к увековечиванию неравенства в доходах и богатстве из поколения в поколение. Или, если изначально богатство, природные способности, образование и обучение оказались распределенными достаточно равномерно, совершенная конкуренция может привести к обществу, характеризуемому равенством зарплаты, доходов и имущества. Рассмотрим и сравним государственное вмешательства и направления правительственной политики.

 Существует определенная возможность того, что хотя цены и уравновешивают (очищают) рынок, они не отражают устанавливаемой потребителями предельной ценности дополнительной единицы продукции или предельных издержек ее производства для общества.


Таблица 1. Примеры Государственного вмешательства и направления правительственной политики.

Недостатки «невидимой руки» Государственное вмешательство Примеры направлений правительственной политики
Неэффективность Монополии Влияние внешних факторов Общественные товары (и услуги) Неравенство Неприемлемое неравенство в распределении доходов и богатства. Нестабильность Инфляция, безработица, медленный рост. Вмешательство на рынках Субсидирование имеющей смысл деятельности Перераспределение доходов Стабилизация путем макроэкономической политики Антитрестовские законы Регулирование уровня загрязнения окружающей среды, ограничение скорости на дорогах. Национальная оборона, обслуживание маяков Прогрессивное налогообложение дохода и богатства. Программы поддержки малообеспеченных (например, продовольственные талоны) Денежная политика. Финансовая политика (например, налоги и программы расходования государственных средств)

Примечание-Samuelson P. Economics, 14 th ed -1992 стр.45

 

Если это так, то в работе рынка происходят сбои, приводящие к неэффективному распределению ресурсов. Экономические аргументы в пользу регулирования, как правило, включают один или несколько источников дефектов рынка.

Первый дефект рынка - монопольная власть. Анализируя его, они подчеркивают, что использование монопольной власти ведет к ограничению выпуска продукции по мере того, как продавцы наращивают свои прибыли путем повышения цен выше их конкурентного уровня.

Второй дефект - внешние факторы. Некоторые виды деятельности в сфере производства или потребления обусловливают прямые издержки или выгоды для потребителей или фирм, не являющихся непосредственными участниками этих видов деятельности. Даже когда автомобилисты ездят на новых, небольших и экономичных машинах, они загрязняют воздух, которым дышат все. Когда в жилом массиве открывается новый супермаркет, жители соседних домов обнаруживают, что они живут на более оживленных улицах.

Внешние факторы создают экономические основы для регулирования уровня загрязнения, ограничений на использование земли, контроля за теле- и радиовещанием и для других целей.

Третий дефект - несовершенная информация. Одним из допущений модели совершенной конкуренции является то, что покупатели и продавцы обладают всеми необходимыми знаниями для действий в соответствии со своими интересами. К сожалению, данное допущение часто оказывается неверным. Покупатели могут не иметь никакого представления о рисках, связанных с потреблением определенных продуктов, а продавцы слабо заинтересованы в том, чтобы информировать об этом. К.Макконелл и С.Брю приводят свои доводы в отношении функционирования рыночного механизма, вскрывающие его неспособность самостоятельно решить все проблемы воспроизводства.

«Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают; б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу; в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильности уровня цен». Рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности. Существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Например, автомагистрали, борьба с наводнениями не могут быть куплены в желаемом количестве на индивидуальной основе. Рыночная система не способна учитывать такие общественные или коллективные потребности. Еще один крупный недостаток рыночной системы, по мнению К.Макконелла и С.Брю, - неравное распределение дохода. В этом случае те, кто более всего заслужил получение доходов, могут их не иметь, и наоборот, люди ловкие, подчас почти ничего не внесшие в производство, накапливают огромное количество материальных ресурсов.

«И наконец, - заключают К.Макконелл и С.Брю, - многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен. Даже самые активные сторонники рынков признают, что рынки далеко не всегда функционируют безупречно».

Ученные, занимающиеся разработкой проблем переходного периода, также отмечают недостатки рыночного механизма и необходимость государственного регулирования. В некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производительной деятельности индивидуальная и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределения доходов. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию… Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирование экономики.

Необходимость государственного вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества - обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.п. В качестве мер, признанных смягчить недостатки рынка, рассматриваются государственные инвестиции, налоговая, бюджетная и амортизационная политика, деятельность различных государственных структур. С их помощью создается конкретный механизм воздействия на экономику, который позволил бы ее переход в новое качество. В частности, с помощью механизма налогообложения, представление налоговых льгот и выделение бюджетных ассигновании государство побуждает субъектов хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют потребностям общества.

Современный рынок,- пишет заслуженный деятель науки России профессор А.Люсов,- регулируется при помощи различных систем, прежде всего при помощи правовых актов, закрепляющих рыночные отношения, широко использования договорных отношении, при высокой материальной ответственности сторон, банковской, кредитно-финансовой, налоговой систем, ценообразования и др. Это позволяет избежать стихийности рыночных отношении в современных условиях… Надо понимать, что саморегулирующего рынка в чистом виде быть не может. Современный рынок - это рынок, который регулируется государством… Даже при Американской модели, где прямое вмешательство государства в экономику незначительно, нельзя согласится с утверждением, что в США рыночное хозяйство представляет свободную нерегулируемую экономику. В Казахстане сформировалось модель кризисного развития, усиленная воздействием внешних неблагоприятных факторов. Требуется аналитическое осмысление происходящих в экономике и финансах процессов, обобщение мирового опыта регулирования экономики с тем, чтобы обозначить направления корректировки реформ, выработать пути выхода из кризиса


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.