Налоги и налоговое регулирование — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Налоги и налоговое регулирование

2020-04-01 128
Налоги и налоговое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Необходимость налогов вытекает из функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экологическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к дополнительному выпуску денег в обращение. Однако это ведет к тяжелым экономическим последствиям для страны – инфляции. Таким образом, для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80–90% всех бюджетных поступлений. [1]

Основными признаками понятия «налог» являются:

- Императивность, которая предполагает отношения власти и подчинения. Применительно к налогам это означает то, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению налогов в бюджетный фонд. При невыполнении этой обязанности государство применяет к нему определенные санкции.

- Смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности субъекта в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями.

- Безвозвратность и безвозмездность, т.е. налог никогда не возвращается плательщику и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия, ни документа.

Таким образом, налоги – это императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд.

Налоги служат удовлетворению потребностей общества, которые устанавливаются государством. Государство в данном случае выражает одностороннее движение средств в бюджет. При этом косвенным образом они возвращаются налогоплательщикам в виде предоставляемых государством социальных благ и гарантий. На этом, в частности, основано законное право налогоплательщиков требовать от государства отчета об исполнении бюджета. Налоги взимаются на правовой основе по юридически закрепленным правилам. Ставки, сроки, льготы и другие элементы налогов должны быть заранее оговорены законом.

В Республике Беларусь официальное определение категории «налог» представлено в части 1 статьи 6 Налогового кодекса Республики Беларусь: налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

В Республике Беларусь, наряду с понятием «налог», выделены такие понятия, как сборы и пошлины.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 6 Налогового кодекса Республики Беларусь сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Отличительным признаком сбора от налога является целевая направленность сбора. Т.е. суммы сбора поступают в целевой бюджетный (или внебюджетный) фонд, средства которого расходуются на определенные цели. В Республике Беларусь к сборам относятся сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)).

Пошлина отличается от налога по признаку безвозвратности и безвозмездности – уплата пошлины влечет за собой совершение юридически значимых действий в отношении плательщика, получение определенных прав или выдачу специальных разрешений, в то время как плательщик налога ничего взамен не получает.

Сущность любой экономической категории раскрывается через ее функции. К функциям налогов обычно относят: фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую, контрольную.

Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития. Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства. Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Отсюда следует, что налоговые отношения носят стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций.

Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов, и др. Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности, срочности, платности, оформляется соответствующим договором между субъектом хозяйствования и налоговым органом. Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

Для стимулирующей функции в отличие от фискальной характерно ее позитивное воздействие на социально-экономическую деятельность плательщика, реализацию приоритетных для государства направлений развития.

Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс перераспределения валового внутреннего продукта. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другая часть в централизованный фонд государственных ресурсов – государственный бюджет. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Через налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления им собственных функций (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Регулирующая функция налогов заключается в регулировании хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Суть регулирующей функции сводится к тому, что налогами облагается ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

- стимулирующая – оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений;

- сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

- воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция заключается в своевременном отслеживании государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Налоги существуют различных видов. Их классификация имеет не только познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов. Классификация налогов представлена на рисунке 1.

По способу изъятия налоги бывают:

а) прямые – налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика, и окончательным плательщиком которых является владелец имущества или доходов, т.е. юридический и фактический плательщик совпадают;

б) косвенные – налоги, включаемые в цену товаров (работ, услуг). Уплату косвенных налогов в бюджет производит продавец, однако фактически плательщиком является покупатель.

По принадлежности органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает:

а) республиканские налоги – устанавливаются верховной властью и поступают в госбюджет;

б) местные налоги – взимаются местными органами управления и поступают в местные бюджеты.

По объекту регулирования:

а) налоги, регулирующие ценообразование, – налоги, включаемые в цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки;

б) налоги, воздействующие на издержки производства, – налоги, включаемые в себестоимость;

в) налоги, регулирующие занятость, – налоги, объектом обложения которых является заработная плата и фонд заработной платы.

По источникам средств для уплаты:

а) себестоимость;

б) выручка от реализации;

в) финансовые результаты.

Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то понятие налоговой системы предполагает более широкую трактовку.

Так, налоговая система государства представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на территории государства и взимаемых с целью создания государственного фонда финансовых ресурсов. Кроме того, в понятие налоговой системы включается совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Подходы к устройству современного государства, в том числе содержательные основы финансовой и налоговой политики, закладывались в конце VIII века. Длительная историческая практика налогообложения выработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Классические принципы налогообложения сформулировал в 1776 году Адам Смит.

– Принцип равномерности – требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно доходам, которые они получают под покровительством правительства. Данное правило также называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.

– Принцип определенности – требует, чтобы сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику.

– Принцип удобства – предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

– Принцип экономности – предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по их сбору должны быть минимальными.

– Принцип эффективности – налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая политика система должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Подходы А. Смита получили современное толкование в формулировках второго канцлера ФРГ Людвига Эрхарда: налоги по возможности минимальны; необходимы минимальные затраты на их взимание; налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы; налоги соответствуют структурной политике; налоги нацелены на более справедливое распределение доходов; максимальное уважение к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; работник налогового органа не имеет права давать кому-либо сведения о налогоплательщике; соблюдение коммерческой тайны гарантировано; налоговая система исключает двойное налогообложение; величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

Принципы налогообложения в Республике Беларусь основываются на определенных классиками и подтвердившими свою актуальность временем подходах. Они нашли свое отражение в статье 2 Налогового кодекса Республики Беларусь:

– Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

– Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не установленные законодательными актами.

– Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

– Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, либо создающих иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

– Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров.

Государство оказывает воздействие на различные стороны деятельности через внутреннюю и внешнюю, социальную, культурную, оборонную, природоохранную, финансовую, техническую политику. Центральным звеном в государственном регулировании является финансовая политика. Ее неотъемлемой частью является налоговая политика, взаимодействующая с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной составляющими. В условиях развитых рыночных отношений ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов. Оно состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении их через бюджет в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, повышения уровня доходности населения.

В любом обществе главным субъектом налоговой политики является государство.

Для управления процессом налоговых отношений государство использует различные организационно-правовые методы, нормы, инструменты, формы. Способы организации налоговых отношений государство оформляет в законах, указах Президента и других нормативно-правовых актах. Оно определяет методы изъятия ВВП, виды платежей, налоговых ставок и льгот, способы обложения.

Таким образом, налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его.

Кроме фискальной функции, система налогов и сборов оказывает экономической воздействие на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги могут стимулировать, или наоборот, ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.

Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально-полезной деятельности предприятий.

Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса как на потребительские, так и на инновационные товары, а также может оказывать существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры [2].

Между фискальной и стимулирующей функцией налогов существует взаимосвязь и противоречие. Чрезмерный налоговый пресс снижает у налогоплательщиков стимулы к увеличению капиталовложений, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что в конечном счете отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

Американский ученый А. Лаффер доказал, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства, установил зависимость между доходами бюджета и уровнем налогообложения, выраженную как отношение налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются. Это происходит по следующим причинам:

– снижается активность производителей;

– у налогоплательщиков вырабатывается установка на уклонение от уплаты налогов.

Согласно теории А. Лаффера при увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок обеспечивает максимальное поступление в государственный бюджет. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают. Снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции.

Таким образом, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Величина оптимального уровня налогообложения для каждого государства индивидуальна и соответствует конкретному этапу его экономического и социального развития.

Основу налоговой политики и налогового механизма государства составляет стратегическая концепция. Сложились два основных вида фискальной политики:

– стимулирующая, или мягкая;

– сдерживающая, или жесткая.

Стимулирующая налоговая политика предполагает, что правительство проводит ряд мер по уменьшению количества налогов. В такой ситуации в первую очередь на предприятии снижается доля косвенных налогов, включаемых в цену. Следовательно, увеличиваются и выручка от реализации продукции, и количество продаж, но с более высоким темпом по сравнению со снижением налогов. Тем самым опять возрастает размер налогов, перечисляемых предприятием в бюджет. В то же время при увеличении выручки уменьшается доля условно-постоянных затрат на единицу продукции в себестоимости, при неизменности цены. Значит у предприятия появляется возможность увеличить заработную плату как за счет роста производства, так и за счет экономии условно-постоянных затрат на единицу продукции. Следовательно, растут доходы как предприятий, так и располагаемый доход населения. В результате растут поступления в бюджет налогов как прямых, так и косвенных.

При сдерживающей налоговой политике наблюдаются обратные результаты: за счет увеличения налогов падают как доходы предприятий, так и располагаемый доход населения. Покупательская способность снижается, а значит, снижаются и поступления в бюджет. В результате наблюдается дефицит бюджета.

Правильность выбранной концепции проверяется практикой.

Одним из важнейших принципов формирования налоговой политики и построения налоговой системы является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

– налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

– налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

– налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования, должно быть понятным плательщику;

– административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе этих принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Нынешний этап развития промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой ставит перед собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития:

- создание условий инвестирования сбережений корпораций и частных лиц для формирования новых рабочих мест;

- обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования НИОКР и внедрения в практику новейших технологий;

- стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;

- обеспечение социальных потребностей всех слоев населения [1].

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регулирования – создание общего налогового климата, обеспечивающего формирование позитивной среды для развития внутренней и внешней деятельности компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных направлений движения капитала.

 



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.