Определение и суть мотивации. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Определение и суть мотивации.

2020-04-01 147
Определение и суть мотивации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОТИВАЦИЯ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

 

 

Курсовая работа по дисциплине "Управление в СКС и Т"

 

КР. 030441616

 

Выполнила: студентка группы      СКС зуо

                                          Фатеева Е.Н.

                                 Руководитель работы:

                                          Музыченко П.Б.

 

Хабаровск – 2006

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит страницы пояснительной записки формата А4, включающую 4 рисунка, 3 таблицы, 11 литературных источников, 7 приложений формата А4.

МОТИВАЦИЯ, МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, СТИМУЛИРОВАНИЕ, ПОБУЖДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕЛИ, ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, СОТРУДНИКИ, ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ, ДЕНЬГИ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, КОМПЕНСАЦИЯ

Объект исследования – персонал организации.

Целью работы является рассмотрение процесса мотивации и вознаграждения персонала организации в гостиничной индустрии.

Курсовая работа содержит две главы. В первой главе рассмотрены определение и сущность мотивации, теории мотивации, во второй главе – мотивация трудовой деятельности в гостиничной индустрии.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                   

Ведение                                          3

1 Мотивация:                                     5

1.1 Определение и суть мотивации;                5

1.2 Теории мотивации;                           10

1.3 Вознаграждение.                             27

2 Мотивация и вознаграждение трудовой деятельности в гостиничной индустрии:                          32

2.1 Производственные отношения между работником и организацией;                                   32

2.2 Существующая практика и проблемы мотивации; 34

2.3 Способы мотивации и поощрения труда в

 организациях.                                  37

Заключение                                        44

Список литературы                               50

Приложение А «Составные элементы мотивации»     51

Приложение Б «Схема мотивационного процесса»    52

Приложение В «Комплексная система мотивации труда» 53

Приложение Г «Иерархия потребностей А.Маслоу»   56

Приложение Д «Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов»                         57

Приложение Е «Мотель Портера-Лоулера»           59

Приложение Ж «Модель Дугласа Макгрегора»        60

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.

На сегодняшний день имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.

Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.

 

 

При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи — выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе.

 

 

 

Мотивация

Теории мотивации.

 

Содержательные теории мотивации

Вознаграждение

В ходе анализа проблем мотивации необходимо ссылаться на применение вознаграждений для побуждения людей к эффективной деятельности. В разговоре о мотивации слово “вознаграждение” имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это слово ассоциируется. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Вот простой пример: весьма состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценными для себя, чем крупная сумма денег.

 

Мотивация и вознаграждение трудовой деятельности в гостиничной индустрии

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной науке мотивации отводится ведущая роль. Существует множество различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат друг другу. Среди них можно выделить Теорию потребностей Абрахама Маслоу, Теорию ожиданий Виктора Врума, Теорию X и Y Дугласа Макгрегора, Теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Однако руководителям организаций не стоит искать в этих работах готовых рецептов по мотивированию персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для себя свою программу мотивации персонала. Следует также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя специфическая программа, в которой бы учитывались все особенности деятельности компании.

Итак, в первую очередь, следует определить, что хочет получить от работы тот или иной человек. Это может быть не только денежное вознаграждение, но и социальная защищенность, принадлежность к известной компании, хорошая рабочая обстановка, удовлетворение от интересной для него работы, высокое качество жизни, возможность продвижения по карьерной лестнице, принадлежность к определенной социальной группе, желание приносить пользу людям. Перечень этих факторов можно продолжать. Определение потребностей работника должно происходить до его приема на работу и постоянно корректироваться по ходу трудовой деятельности. Однако задача эта не столь проста, чтобы можно было уложить ее в определенную схему. Дело в том, что далеко не все потребности человека проявляются явно. Если работник испытывает скрытую потребность в чем-либо, он будет искать возможность для ее удовлетворения. Если же она так и будет оставаться неудовлетворенной, то это будет отражаться на поведении сотрудника и явится серьезным демотивирующим фактором. Поэтому необходимо пытаться выявить все потребности работника, а так же понять, какие из них являются доминирующими. Для этого при приеме на работу следует использовать специальные методики тестирования и собеседования. Здесь большую помощь может оказать знание Теории потребностей Абрахама Маслоу. Его "Пирамида потребностей" дает достаточно четкое представление об иерархии потребностей. Правильно применив ее, можно определить наиболее важную группу потребностей человека, то есть найти именно те рычаги, на которые следует воздействовать. Однако не следует забывать, что "Пирамида потребностей" Маслоу представляет собой обобщенную модель и не учитывает индивидуальные отличия людей. В процессе работы руководители должны внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы понять какие активные потребности движут ими сейчас. Однажды выявленные потребности человека могут со временем удовлетворяться и уходить на второй план. И в то же время будут появляться новые. В общем, мотивы, движущие работником, не являются постоянными, и их необходимо постоянно отслеживать. Таким образом, первым этапом мотивационной стратегии компании должна быть выработка системы мероприятий, направленных на изучение потребностей персонала.

Следующим шагом мотивационной стратегии должно было определение тех форм стимулирования персонала, которые организация может использовать в своей деятельности. Здесь важно понять, что фирма может позволить себе применять только те меры мотивационного воздействия, использование которых принесет ей реальную прибыль. Затраты на дополнительное стимулирование работников не должны превышать той отдачи, которую компания получит от их применения. Можно разработать гигантские программы стимулирования труда, однако они не принесут никакого эффекта, если не будут правильно адресованы.

Однако существует мотивационный фактор, применение которого обязательно для любой компании, которая стремится добиться успеха. Как правило, в современных разработках мотивация персонала сводится, в первую очередь, к тому, какими средствами вознаграждения стимулировать работника на более производительный труд. Понятие "корпоративный дух" обычно рассматривается в других разделах теории управления. На мой взгляд, создание имиджа компании является серьезнейшим мотивирующим фактором, причем тем фактором, который влияет на мотивацию работника априори, то есть еще до того, как он принимается на работу, и оказывает воздействие на протяжении всего времени его работы в компании. Какими бы ни были основные потребности человека, возможность работать в известной компании, которая пропагандирует четкие, ясные, известные далеко за ее пределами и получающие общественное одобрение цели, будет в той или иной степени возбуждать в человеке гордость за возможность принадлежать к этой корпорации, ощущать себя ее частью. Таким образом, создание "корпоративного духа" становится важнейшим звеном программы мотивации любого коллектива.

Другим фактором, безусловно оказывающим влияние на эффективность труда работников, является обстановка внутри компании. Здесь руководителям необходимо понять, что ни при каких условиях нельзя экономить на условиях труда работников и создании благоприятного психологического климата внутри компании. Выполнение этих условий само по себе не приносит экономического эффекта в чистом виде. Однако если компания не заботится об этом, ее работники испытывают чувство физического или морального дискомфорта, что, безусловно, снижает производительность труда. Поэтому важно иметь в виду, что создание благоприятной обстановки в компании также является серьезнейшей задачей мотивации.

Перечисленные выше условия являются необходимыми для создания атмосферы заинтересованности в работе в данной компании. Без их выполнения невозможно рассчитывать на привлечение и сохранение высококвалифицированных специалистов, и на высокую отдачу со стороны работников. Однако наличия этих элементов недостаточно для создания эффективной мотивационной стратегии компании. Следует разработать специальные меры стимулирования труда работников. Они могут быть коллективными и индивидуальными.

Вопрос формирования общих форм стимулирования персонала вплотную соприкасается с понятиями "корпоративного духа" и "корпоративной культуры". Для руководителя очень важно "нарисовать" психологический портрет всего коллектива. Это поможет правильно оценить те общие потребности, которые могут быть эффективно удовлетворены организацией. Такой вид мотивации обходиться компании не так дорого, а отдача от него порой бывает очень значительной, так как, помимо удовлетворения потребностей отдельных работников, коллективные формы стимулирования способствуют сплоченности коллектива, формированию "корпоративного сознания", что, несомненно, сказывается на производительности труда. Список таких мер может быть достаточно большим. Среди тех форм стимулирования, которые следует рекомендовать для применения:

- организация питания внутри компании;

- оплата транспортных расходов;

- медицинское обслуживание;

- помощь в получении дополнительного образования;

- программы страхования;

- организация корпоративных пенсионных и сберегательных фондов;

- проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- организация совместных поездок.

Применение таких форм коллективной мотивации может оказаться не только полезным, но и выгодным.

Что же касается персонального материального поощрения, то эти меры хорошо известны:

- заработная плата;

- бонусы;

- участие в прибылях;

- планы дополнительных выплат;

- участие в акционерном капитале.

Несмотря на то, что мы рассмотрели множество средств стимулирования персонала, именно эти способы являются наиболее распространенными. Однако, на мой взгляд, здесь необходим особый подход. Руководству компании необходимо разработать такую стратегию, которая позволяла бы соблюсти баланс между следующими противоположными интересами компании:

- обеспечение стабильного дохода сотрудников компании, то есть поддержание гарантированной оплаты труда на должном уровне.

- выделение большого объема средств для дополнительного поощрения наиболее эффективно работающих сотрудников.

Таким образом, мы рассмотрели общие вопросы стратегии мотивации персонала компании. Однако для того, чтобы выработать свою программу мотивации, руководители организации должны найти свой собственный комплекс мер, которые лучше подойдут их коллективу. Ясно одно - в настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам. Поэтому для достижения наилучших результатов работы компании необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.

 

 

 

                                

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Виханский О.С. Менеджмент/ Виханский О.С., Наумов А.И. - М.: Гардарика, 1998г.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент/Герчикова И.Н. - М.: «ЮНИТИ», 1995г.

3. Десслер Г. Управление персоналом/Десслер Г. -  М.: «БИНОМ», 1997г.

4. Комаров М.А. Менеджмент/Комаров М.А. - М.: «ЮНИТИ»,1998г.

5. Радугин А.А. Основы менеджмента/Радугин А.А. - М.: «ЦЕНТР», 1998г.

6. Семенова И.И. История менеджмента/Семенова И.И. - М.: «ЮНИТИ» 1999г.

7. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента/Уткин Э.А. -  М., 2000г.

8. Управление персоналом организации: Учебник/Под. ред. А.Я. Кибанова - М.: «ИНФРА-М», 2000г.

9.  Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства./Браймер Р.А./Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.

10. Мексон М.Х. Основы менеджмента./Мексон М.Х., Альберт М., Хеоури Ф./Пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”, 1994.

11.  Травин В.В. Основы кадрового менеджмента/Травин В.В., Дятлов В.А. - М.: Дело, 1995.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рис. А.1 Составные элементы мотивации

 

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рис. Б.2 Схема мотивационного процесса

 

Возникновение потребностей


        Возникновение потребностей

 

 


            Поиск путей устранения потребностей

 


          Определение направления действия

 


       Реализация действия

 


        Осуществление действия за получение

          Вознаграждения

 


           Устранение потребностей

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица В.1

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

Обслуживание персонала Все формы социальных льгот, услуг и преимуществ, предоставляемых работникам независимо от их положения на производстве и результатов их работы Безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи Социальная защищенность и интеграция с предприятием Социальная ответственность по отношению к другим Повышение трудовой активности Привлечение к принятию решений Согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе или на производственном участке Делегирование ответственности, определение форм ответственности, добровольное участие в принятии решения Участие в принятии решений на рабочем месте Вовлеченность в дела предприятия Принятие на себя ответственности Организация рабочего места Оснащение рабочих мест техническими, эргономическими и организационным и вспомогательными средствами с учетом потребностей работников Технические и организационные вспомогательные средства, физиологические и психологические элементы условий труда (эргономика, цветовое оформление и т.д.) Удовлетворенность состоянием рабочего места Идентификация с рабочей задачей Удовольствие от работы и более качественное выполнение задания Кадровая политика Планирование и выбор мероприятий по повышению квалификации и внутрипроизводственной мобильности с учетом потребностей, желаний работников Подготовка и повышение квалификации кадров, тренинг и семинары, планирование карьеры, перспективные программы формирования структуры кадров Внутрипроизводственная мобильность и гибкость в применении профессиональной квалификации Самостоятельность и инициативность Творческая и инновационная деятельность

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

Регулирование рабочего времени Гибкое приспособление рабочего времени к потребностям работника и предприятия Сокращение рабочего времени, гибкое рабочее время, скользящий график, неполное рабочее время, выходные дни, связанные с религиозными праздниками, гибкое распределение годового фонда рабочего времени, увеличение продолжительности отпуска работникам с большим стажем работы Ответственное и сознательное использование рабочего времени Привлекательность труда, связанная с гибкостью рабочего времени Эффективность использования рабочего времени Информация работников Доведение до работников необходимых сведений о делах предприятия Заводские журналы, цеховые листки, справочники предприятия, собрания коллектива, отчеты о работе, совещания работников Информированность о делах предприятия Интерес к информации, выходящей за пределы рабочего места Мышление и деятельность с позиций интересов предприятия Оценка персонала Система планомерной и формализованной оценки работников по определенным заранее установленным критериям Методы оценки результатов труда и потенциальных возможностей работника, оценка поведения  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 Рис. Г.3 Иерархия потребностей А. Маслоу

 

 


2 потребность в безопасности и защищенности
1 физиологические потребности (в пище, воде, убежище, отдыхе и т.д.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица Д.2

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д

Чистое, тихое рабочее место 12 56 12 Удобное расположение работы 12 56 12

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Рис. Е.4 Модель Портера-Лоулера.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Таблица Ж.3

Модель Дугласа Макгрегора

 

Традиционный подход

Современный подход

  Теория Y Теория Z
Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности её избегать. Работа является желанной для большинства сотрудников. Необходима забота о каждом сотруднике в целом (забота о качестве жизни)
Большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу, оказывая административное, экономическое и психологическое давление. Сотрудники способны к целеустремлённости и самоконтролю, способны самостоятельно определять стратегии достижения целей.   Привлечение сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений.
Большинство сотрудников заинтересованы только в безопасности. Заинтересованность работников зависит от системы вознаграждений по окончательному результату. Периодическая ротация кадров и пожизненная гарантированность занятости.
Большинство сотрудников предпочитает быть исполнителями и избегает ответственности. Сотрудник стремится к ответственности и самостоятельно принимает управленческие функции.  
Почти все сотрудники не имеют творческих способностей и инициативы. Многие сотрудники имеют развитое воображение, творческие способности, изобретательность.  

 

МОТИВАЦИЯ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

 

 

Курсовая работа по дисциплине "Управление в СКС и Т"

 

КР. 030441616

 

Выполнила: студентка группы      СКС зуо

                                          Фатеева Е.Н.

                                 Руководитель работы:

                                          Музыченко П.Б.

 

Хабаровск – 2006

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит страницы пояснительной записки формата А4, включающую 4 рисунка, 3 таблицы, 11 литературных источников, 7 приложений формата А4.

МОТИВАЦИЯ, МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, СТИМУЛИРОВАНИЕ, ПОБУЖДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕЛИ, ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, СОТРУДНИКИ, ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ, ДЕНЬГИ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, КОМПЕНСАЦИЯ

Объект исследования – персонал организации.

Целью работы является рассмотрение процесса мотивации и вознаграждения персонала организации в гостиничной индустрии.

Курсовая работа содержит две главы. В первой главе рассмотрены определение и сущность мотивации, теории мотивации, во второй главе – мотивация трудовой деятельности в гостиничной индустрии.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                   

Ведение                                          3

1 Мотивация:                                     5

1.1 Определение и суть мотивации;                5

1.2 Теории мотивации;                           10

1.3 Вознаграждение.                             27

2 Мотивация и вознаграждение трудовой деятельности в гостиничной индустрии:                          32

2.1 Производственные отношения между работником и организацией;                                   32

2.2 Существующая практика и проблемы мотивации; 34

2.3 Способы мотивации и поощрения труда в

 организациях.                                  37

Заключение                                        44

Список литературы                               50

Приложение А «Составные элементы мотивации»     51

Приложение Б «Схема мотивационного процесса»    52

Приложение В «Комплексная система мотивации труда» 53

Приложение Г «Иерархия потребностей А.Маслоу»   56

Приложение Д «Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов»                         57

Приложение Е «Мотель Портера-Лоулера»           59

Приложение Ж «Модель Дугласа Макгрегора»        60

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.

На сегодняшний день имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.

Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.

 

 

При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи — выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе.

 

 

 

Мотивация

Определение и суть мотивации.

Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности (Приложение А). Даже если создаётся впечатление, что служащие работают только ради достижения общих целей организации, то всё равно ведут они себя так потому, что уверены, что это лучший способ достижения собственных целей.

Мотивация, как один из методов функции управления персоналом, является составной частью процесса управления.

Существует множество способов улучшить качество выполнения работы. Например, много законодательных актов могут запрещать производство (типа требуемого контроля оборудования на предмет загрязнения и профессиональной безопасности). Производительность рабочего могла бы также быть увеличена через инвестиции в более современное оборудование, такое, как роботы на сборочной линии или текстовые процессоры для секретарей. Это, конечно, полезно, хотя это - только часть решения с тех пор, как фактически всё обслуживание и производственные действия зависят от человека. Даже на наиболее автоматизированных автосборочных заводах, например, с привлечением малого количества служащих, плохое отношение служащих к работе и саботаж могут серьёзно снижать производительность. А в области обслуживание это предмет особого внимания.

Другой способ улучшать производительность и качество выполнения состоит в том, чтобы улучшить человеческое поведение на работе через применение современных концепций и методов управления ресурсами. Они оказались наиболее эффективными для улучшения выполнения служащими своих обязанностей.

Таким образом, задача менеджера, который должен мотивировать рабочих в том, чтобы предоставить им возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу.

Термин «удовлетворение потребностей» отражает позитивные чувства облегчения и благополучия, которые ощущает человек, когда его желание выполнено.

Практический менеджмент опирается на определённые теории мотивации, которые могут быть разделены на две группы. Содержательные теории пытаются выяснить причины того или иного поведения человека. Часто их называют «теории потребностей». Процессуальные теории ставят во главу угла вопрос о том, как возникает тот или иной тип поведения, что его направляет, поддерживает и прекращает.

 

Мотивационный процесс.

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов.

Первый — возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия. Потребности бывают самые различные, в частности: физиологические; психологические; социальные.

Второй этап — поиск путей обеспечение потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.

Третий этап — определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно сделать, обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что реально получить, способно устранить потребность.

Четвертый этап — реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.

Пятый этап — получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.

Шестой этап — ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Схема мотивационного процесса в Приложении Б.

Весьма важным фактором является постоянная трансформация мотивационного процесса. Его характер зависит от того, какие потребности его инициируют. Сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противоречат друг другу. Составляющие этого взаимодействия способны изменяться во времени, меняя направленность и характер действия мотивов. Отсюда даже при глубоком изучении мотивационной структуры человека, системы его действия, возможны совершенно непредвиденные изменения в поведении человека и неожиданная его реакция на мотивирующие воздействия. Еще одним важным фактором выступает различие мотивационных структур различных людей, разная степень воздействия на них одинаковых мотивов, разная степень зависимости действия одних мотивов от других:

По нашему мнению можно выделить следующие компоненты мотивации (Приложение В).

У одних стремление к достижению результата будет очень сильным, у других оно может быть слабым. Тогда данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей.

В системе мотивации особенно существенно достижение правильного соотношения между поощрением, вознаграждением и наказанием, неотвратимостью санкций. Негативная реакция руководства сковывает активность работника, вызывает отрицательные эмоции, создает стрессовые ситуации, снижает степень уверенности в себе. Подобная реакция на результаты деятельности работника не только не гуманна, но и неэффективна, поскольку способна привести к непредсказуемым изменением в поведении подчиненного. У наказанного работника отнюдь не возникает желание трудится усерднее, в лучшем случае он ищет возможность избежать наказания. Люди очень редко соглашаются со справедливостью наказания, отсюда отрицательная реакция вызывает сопротивление.

Благоприятные оценки проделанной работы (положительное подкрепление) повышают самооценку, мотивируют трудовую деятельность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру у человека в себя, в свой потенциал, способности, дает надежду на успешное выполнение новых заданий, что усиливает стремление, трудится наилучшим образом.

Позитивное подкрепление формирует установку, в рамках которой работник стремится к такой линии поведения, к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых оправдывается его ожидание справедливого вознаграждения. Одновременно он, естественно, избегает таких действий, которые могут завершиться неприятными последствиями. Положительные меры действуют эффективнее, чем отрицательные меры (отрицательное подкрепление). Но нередко в работе возникают ситуации, когда просто невозможно избежать применения негативных мер. Здесь следует учитывать, что такие воздействия, применяемые наедине с подчиненным, дают намного больший результат, нежили применяемые в присутствии других работников.

Таким образом, учитывая вышеизложенное нами, можно сделать следующий вывод: весь персонал предприятия условно можно подразделить на определенные группы, в зависимости основного мотивационного фактора:

1. группа – стремление к деловой карьере;

2. группа - материальное благополучие;

3. группа – социальная защищенность;

 

 

Теории мотивации.

 

Содержательные теории мотивации


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.