Пути повышения эффективности Организации Объединенных Наций. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Пути повышения эффективности Организации Объединенных Наций.

2020-04-01 378
Пути повышения эффективности Организации Объединенных Наций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последние годы актуальной стала проблема повышения эффективности ООН, в частности, ее миротворческих операций, поднимаемая рядом государств.

Звучат предложения о коренном реформировании органов ООН, в частности, демократизации Совета Безопасности (отмена права "вето" постоянных членов Совета, либо избрание всех 15 членов Совета Генеральной Ассамблеей).

На практике в последние годы, особенно с 1997г., когда Генеральным секретарем ООН стал Кофи Аннан, осуществляется оптимизация структуры Секретариата ООН, формирование в ней новых подразделений, повышение информационной открытости и транспарентности органов и организаций ООН, увеличение значения Верховного комиссара ООН по правам человека и Комиссии по правам человека.

Необходимость продолжения процесса активизации деятельности Генеральной Ассамблеи, реформирования Совета Безопасности, перестройки Экономического и Социального Совета и модернизации Секретариата являются сейчас одной из насущных задач в деятельности ООН[32]. Вместе с тем, структурные изменения последних лет носят во многом формальный характер, например, Картографическая секция передана из Департамента общественной информации в Департамент операций по поддержанию мира Секретариата, а Канцелярия Специального координатора по Африке и наименее развитым странам и Канцелярия Советника по особым поручениям в Африке объединены в Управление заместителя Генерального секретаря, Специального советника по Африке[33].

Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций.

Специализированные учреждения ООН создаются на основе отдельных международных договоров, наделяются государствами специальными полномочиями в специальных областях человеческой деятельности, связаны с ООН специальными соглашениями о сотрудничестве, утверждаемыми Генеральной Ассамблеей[34]. К специализированным учреждениям ООН относятся, в частности, Международная организация труда, учрежденная еще в 1919г.[35], Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры[36], Международное агентство по атомной энергии[37]. Международный банк реконструкции и развития[38]. Ряд специализированных учреждений ООН изначально создавался именно в таком качестве, при этом следует еще раз подчеркнуть автономный статус специализированных учреждений ООН[39], каждое из которых обладает собственной международной правосубъектностью[40]. В настоящий период существует 16 организаций, имеющих статус специализированных учреждений ООН.

Функция по согласованию деятельности специализированных учреждений ООН посредством консультаций с ними и рекомендаций специализированным учреждениям, Генеральной Ассамблее и членам ООН возложена на Экономический и Социальный Совет[41].

В состав специализированных учреждений ООН, наряду с государствами-членами ООН, могут входить и другие государства, но порядок их приема является более сложным. В некоторых случаях допускается ассоциированное членство несамоуправляющихся территорий[42].

Региональные организации безопасности, условия их создания. Организация Североатлантического Договора (НАТО). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Европейский Союз (ЕС). Совет Европы (СЕ). Содружество Независимых Государств (СНГ).

Устав ООН (Глава VIII) не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения региональных вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, если такие соглашения и органы совместимы с целями и принципами ООН; до передачи спора либо ситуации в Совет Безопасности, члены ООН должны сделать все, чтобы разрешить спор (ситуацию) посредством существующих региональных организаций безопасности; Совет Безопасности поощряет деятельность региональных организаций безопасности, если она совместима с целями и принципами ООН[43]. Следует отметить, что Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности[44].

Как отмечает проф. Г.В. Игнатенко, "для признания организации региональной необходимо:

Пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;

Пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов"[45]

Такое утверждение, не основанное на каком-либо из существующих источников международного права, оказывается весьма спорным при рассмотрении одной из существующих организаций безопасности, в полной мере претендующей на статус региональной в смысле Главы VIII Устава ООН – Организации Североатлантического договора (НАТО). Сформированный в 1949г. как противовес Советскому Союзу военно-политический блок со штаб-квартирой в Брюсселе (Бельгия) объединил как государства Северной Америки (США, Канада), так и Европы (Великобритания, Франция, Норвегия, Германия, Испания, Польша и др.), и даже Азии (Турция). На практике военные действия НАТО осуществлялись и за пределами территорий государств-членов организации. Действие программы НАТО "Партнерство во имя мира" простирается дальше на восток, включая страны Закавказья. 26 мая 1997 года в Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО, определяющий механизм консультаций, а также совместного принятия решения и совместных действий. Создан Совместный постоянный совет Россия – НАТО.

По итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 года в Хельсинки (Финляндия) представителями практически всех европейских государств, включая Советский Союз, был подписан Заключительный акт. Для обеспечения его воплощения в жизнь, "продолжения многостороннего процесса" была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), на то время единственная в Европе международная организация, объединявшая и социалистические, и капиталистические страны. ОБСЕ на данный момент не имеет целостного учредительного акта. Среди органов ОБСЕ следует упомянуть Совет министров (на уровне министров иностранных дел стран-участниц), Руководящий совет (на уровне ответственных сотрудников министров иностранных дел, заседания проходят как минимум дважды в год в Праге (Чехия)), Секретариат во главе с Генеральным секретарем ОБСЕ. В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократическим институтам и правам человека, аппарат Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея ОБСЕ.

После Второй мировой войны западноевропейскими странами были созданы Европейское объединение угля и стали, Европейское сообщество по атомной энергии, Европейское экономическое сообщество, в 1965г. были созданы единые для всех трех европейских сообществ руководящие и исполнительные органы, а в 1993г. Европейские сообщества были преобразованы в Европейский Союз (ЕС)[46]. Целями ЕС являются содействие экономическому и социальному прогрессу путем создания европейского пространства без внутренних границ, экономического и валютного союза и введения единой валюты (евро), осуществления общей внешней политики и политики безопасности, усиление защиты прав и интересов граждан путем введения гражданства ЕС, сохранение и развитие ЕС как пространства свободы, безопасности и законности, в котором свободное передвижение лиц обеспечивается мерами контроля на внешних границах и предотвращения и борьбы с преступностью[47]. ЕС основан на общих для всех государств-членов принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, господства права[48]. Как отмечает проф. С.Ю. Марочкин, "ЕС стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов… Страны-члены поступились частью своих суверенных прав для создания надгосударственных структур и полномочий, поднялись на новый уровень сотрудничества: от координации действий к общей единой политике"[49]. Среди органов ЕС следует упомянуть непосредственно избираемый гражданами ЕС Европейский парламент, Совет (межправительственный орган), Европейскую комиссию (20 еврокомиссаров, утверждаемых Европарламентом и затем назначаемых правительствами государств-членов на 5 лет), Европейский суд (не путать с Европейским судом по правам человека, действующим в рамках Совета Европы).

Совет Европы (СЕ) как региональная международная организация существует с 1949г.[50], Россия присоединилась в 1996г. Целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу[51]. Основным направлением деятельности СЕ стало заключение и имплементация ряда европейских конвенций, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950г., Европейскую конвенцию о выдаче 1957г. и целый ряд других, к большей части которых Россия присоединилась во второй половине 1990-х гг. Защитой прав, закрепленных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, занимается Европейский Суд по правам человека, в который могут обращаться граждане государств-членов СЕ, если ими исчерпаны все средства внутригосударственной защиты прав. Среди органов СЕ следует упомянуть Комитет Министров, Парламентскую ассамблею, Конгресс местных и региональных властей Европы, Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем СЕ. Штаб-квартира Совета Европы располагается в Страсбурге (Франция), там же находится и Европейский Суд по правам человека.

Содружество Независимых Государств было создано республиками, входившими в состав СССР (кроме балтийских государств), в конце 1991г[52]. Учредительный акт Содружества – Устав СНГ[53] – был принят уже в начале 1993г. СНГ служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами[54]. В Уставе СНГ подчеркивается, что Содружество не обладает наднациональными полномочиями[55], при этом, как подчеркивает проф. Г.В. Игнатенко, "есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права"[56]. В рамках СНГ заключен ряд многосторонних международных договоров, в том числе Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ. Среди многочисленных органов СНГ можно упомянуть Совет глав государств (высший орган Содружества[57]), Межпарламентскую Ассамблею, находящуюся в Санкт-Петербурге (Россия)[58], Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров иностранных дел, Совет командующих пограничными войсками, Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Исполнительный секретариат и Экономический суд, принявший за всю историю своего существования всего одно решение.

Список литературы

Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.

Броунли Я. Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977 (first published: Brownlie J. Principles of Public International Law. Second Edition. Oxford, 1973).

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/


[1] См.: 1, с.316.

[2] См.: ст.5 Венской конвенции о праве международных договоров.

[3] См.: 1, с.313.

[4] Напр., Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций.

[5] 1, с.316.

[6] Напр., Регламент Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств.

[7] См.: 2, с.112.

[8] По результатам работы Сан-Францисской международной конференции 25 апреля – 26 июня 1945 года.

[9] См.: п.2 ст.18 Устава ООН.

[10] См.: ст.5 Устава ООН.

[11] 1, с.322.

[12] См.: п.1 ст.7 Устава ООН.

[13] См.: п.2 ст.7 Устава ООН.

[14] См.: ст.ст.10-12 Устава ООН.

[15] Россия, США, Великобритания, Китай и Франция.

[16] См.: ст.27 Устава ООН.

[17] См.: ст.24 Устава ООН.

[18] См.: ст.25 Устава ООН.

[19] См.: ст.100 Устава ООН.

[20] См.: п.3 ст.11, ст.ст.39,99 Устава ООН.

[21] См.: ст.40 Устава ООН.

[22] См.: ст.41 Устава ООН.

[23] См.: ст.ст.42-45 Устава ООН.

[24] См.: резолюция Совета Безопасности ООН 1333 (2000) от 19 декабря 2000 года.

[25] См.: резолюция Совета Безопасности ООН 827 (1993) от 25 мая 1993 года

[26] См.: ст.33 Устава ООН.

[27] См.: ст.10 Устава ООН.

[28] См.: п.1 ст.11 Устава ООН.

[29] См.: п.3 ст.11 Устава ООН.

[30] См.: п.1 ст.12 Устава ООН.

[31] См.: п.3 ст.24 Устава ООН.

[32] См.: преамбула резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 57/300 от 20 декабря 2002 года "Укрепление системы Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований".

[33] См.: пп.16,25,26 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 57/300 от 20 декабря 2002 года "Укрепление системы Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований".

[34] См.: ст..57, п.1 ст.63 Устава ООН.

[35] См.: Устав Международной организации труда, с изменениями, внесенными Актом о поправках к Уставу Международной организации труда от 22 июня 1962 года.

[36] См.: Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

[37] См.: Устав Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

[38] См.: Статьи соглашения Международного банка реконструкции и развития.

[39] См., напр., ст.X Устава ЮНЕСКО.

[40] См.: 1, с.334.

[41] См.: п.2 ст.63 Устава ООН.

[42] См., напр., ст.II Устава ЮНЕСКО.

[43] См.: ст.52 Устава ООН.

[44] См.: ст.54 Устава ООН.

[45] 1, с.335.

[46] Договор о Европейском Союзе был подписан 7 февраля 1992 года в Маастрихте (Нидерланды).

[47] См.: ст.2 Договора о Европейском Союзе.

[48] См.: ст.6 Договора о Европейском Союзе.

[49] 1, с.342.

[50] См.: Устав Совета Европы; Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы.

[51] См.: ст.1 Устава Совета Европы.

[52] См.: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

[53] См.: Устав Содружества Независимых Государств.

[54] См.: ст.1 Устава СНГ.

[55] См.: ст.1 Устава СНГ.

[56] См.: 1, с.351.

[57] См.: ст.21 Устава СНГ.

[58] Большинство других органов СНГ находится в Минске (Беларусь).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.