Трехэлементная структура государства — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Трехэлементная структура государства

2020-04-01 122
Трехэлементная структура государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По мнению исследователя, государство не может обойтись без какого-либо из указанных элементов. При этом интересы знати и народа, как правило, являются противоположными: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении [1. С 29]. И хотя правитель может быть представителем либо знати, либо народа, он не может выражать интересы только части общества и только опираться на знать, поскольку это приведет к потере власти. Так, знать почитает себя равной правителю, и он не может приказывать ей или действовать независимо. [1. С. 30] Кроме этого, нельзя удовлетворить требования знати без ущемления других, и на ее привилегии государь не может безнаказанно посягнуть (в качестве примера приводится современная автору Франция). А от народа нельзя отвернуться уже хотя бы потому, что «он многочислен».

Таким образом, Макиавелли впервые обратил внимание, что для сохранения власти государю необходимо сознательно заручиться поддержкой народа, а не знати (от которой надо уметь обезопасить себя), поскольку правитель сам активно участвует в процессе ее формирования - приближает и отдаляет ее представителей по своему усмотрению. Если государь пришел к власти с помощью знати, ему тем более необходимо привлечь народ на свою сторону - с целью легитимации своего правления и формирования противовеса, т. к. знать (особенно при отсутствии поддержки со стороны народа) может выступить против правителя. Хотя существуют различные способы, для этого всего лишь следует не заискивать перед народом и проводить политику, которая не вызывает ненависть или презрение подданных - большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь или имущество. Ненависть правители возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных.

Вместе с тем исследователь обращает внимание, что удержание власти над подданными (знатью и народом) может осуществляться такими методами как их разоружение, поддержание раскола, намеренное создание врагов, привлечение на свою сторону сомневающихся граждан. Хотя их применение зависит от конкретных обстоятельств, Макиавелли предлагает некоторые обобщения и указывает на их недостатки - так, например, поддержания раскола может оказаться гибельным для сохранения власти (особенно, в случае внешней угрозы). [3. С. 480]

Исследователь также предлагает три способа примирения враждующих сторон: безжалостно отделаться от виновных, изгнать их из города, или принудить к примирению, взяв обязательство более не бунтовать. Последний, по мнению, Макиавелли, является самым неэффективным - невозможно, чтобы, после того как лилась кровь и был нарушен порядок, мир, восстановленный силой, был прочен, особенно когда враги ежедневно встречаются лицом к лицу. Трудно помешать им сразиться вновь, в особенности когда всякое слово может подать повод к новой ссоре между ними. [3. С. 479]

Зная недостатки и достоинства, присущие при использовании власти народу и знати [3. С. 164], одним из возможным вариантов является делегирование части властных полномочий народу (например, через парламент) и части полномочий - знати.

Учитывая, что государь не может управлять один, важную роль играет выбор советников, которые по факту приближения входят в состав элиты и помогают ему в управлении государством. Их задачей является не личное обогащение, а служение государственным и национальным интересам. При этом правителю рекомендуется вознаграждать их за верную службу и ценить лояльность - недовольством советника могут воспользоваться заговорщики.

Автор также дает рекомендации в отношении обращения с представителями элиты - поступать так, как поступают они. При этом рекомендуется формировать лояльность и приближать тех, кто готов разделить судьбу государя, и остерегаться чрезмерно честолюбивых потому, что «в трудное время они всегда помогут погубить государя». [1. С. 30]

Макиавелли предупреждает об опасностях гражданского правления, в рамках которого государи управляют посредством магистрата. Граждане могут лишить правителя власти в любое время, не говоря уже о невыполнении его распоряжений или приказов. Таким образом, государю следует демонстрировать гражданам свою необходимость.

Вместе с тем обращается внимание, что никто, кроме государя не должен решать военные вопросы - война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. [1. С. 43] Прежде всего, это обусловлено необходимостью защиты власти в связи с высоким потенциалом возникновения претендентов из военных кругов - «военное искусство… позволяет не только удержать власть тому, кто рожден государем, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным». И владение им является главной причиной обретения власти. [1. С. 43]

Поскольку государь выражает интересы всех граждан, то он использует для укрепления государства и власти как интересы знати, так и подданных. И в данном случае критерием успешности правления является не только популярность правителя среди народа, но и принимаемые решения, которые могут быть непопулярными, но необходимыми. В целом же, при реализации политики правителю лучше рассчитывать на те факторы, которые зависят от него самого. К критериям успешности Макиавелли также относит и то, насколько государь способствует тому, чтобы граждане занимались торговлей, земледелием и ремеслами, а также защите частной собственности. Фактически речь идет о развитии экономики и таких отраслей как торговля, сельское хозяйство и промышленность. Вместе с тем исследователь предостерегает от чрезмерного налогового бремени и вмешательства с целью передела собственности и захвата бизнеса. Как показывает практика, такие действия негативно сказываются на инвестиционном климате государства и наносят ущерб имиджу правителя.

При принятии решений Макиавелли указывает, что безошибочных решений не бывает и что их принятие так или иначе сопряжено с риском. Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую. Мудрость государя состоит в том, чтобы, просчитав все возможные риски, сделать выбор в пользу наименьшего зла.

В то же время исследователь утверждает, что правители не имеют права жаловаться ни на какую ошибку, совершаемую народом, правление которым находится в их руках, что обусловлено их недосмотром и заблуждениями. [3. С. 483-484]

Если назначение советников является одним из каналов обратной связи со знатью, то обратная связь народом осуществляется через участие правителя в различного рода праздничных мероприятиях и церемониях (например, награждение тех, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве). государь политика человек общество

В рамках трехэлементной структуры Макиавелли ставит государя, который является обычным человеком, выше остальных. Государь неподсуден и неподконтролен какому-либо органу, т.е. осуществляет верховную власть. Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат, т.е. в лице государя фактически объединена законодательная, исполнительная и судебная власть, а советники имеют совещательные полномочия.

Вместе с тем исследователь не указывает какие-либо внешние факторы, накладывающие ограничения на деятельность правителя. Такие факторы являются внутренними - характер и личные качества государя. Конечно, следует учитывать интересы знати и народа и рекомендуется следовать законам, однако указанное не является обязательным к выполнению.

И хотя Макиавелли пишет, что основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско [1. С. 36], он значительно больше внимания уделяет войску, которое является основным инструментом принуждения и реализации воли правителя, обеспечивающим неотвратимость наказания. Учитывая дурную природу человека, он подразумевает, что добровольное исполнение подданными законов представляется затруднительным (тем более, если им не подает пример сам правитель).

Благоразумному правителю, желающему сохранить власть, следует придерживаться как по отношению к народу, так и знати определенной стратегии, в общих чертах намеченной Макиавелли. Фактически государь ограничен ее неписанными рамками, которые, однако, не имеют фиксированного и институционального характера и применение которой зависит как от текущей ситуации, так и долгосрочных перспектив. В целом, основой политической стабильности политической системы государства является невмешательство в дела личную жизнь граждан и отсутствие произвола. Последствиями нарушения данной стабильности является не только внутренние междоусобицы и выступление народа против правителя, но и потенциальное вмешательство внешнего противника и, как следствие, завоевание государства.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.