Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-04-01 | 306 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мнение Томаса Куна и Имре Лакатоса в концепции модели расходятся, причем в некоторых вопросах весьма радикально.
Если брать в рассмотрение понятия и свойства «исследовательской программы», «парадигмы» и «ядро», то Имре Лакатос согласен с Томасом Куном только в некоторых вырождениях, но далеких, согласно его мнению, от настоящей истории науки. Это подтверждают слова Лакатоса: «…то, что он (Кун) называет «нормальной наукой», на самом деле есть не что иное, как исследовательская программа, захватившая монополию. В действительности же исследовательские программы пользуются полной монополией очень редко, к тому же очень недолго» [20]. Помимо этого, Имре Лакатос подчеркивает особенное отличие: критерии отбора, которые работают под влиянием изменений революции (иррациональные Куна и рациональные его).
Несмотря на приведенные отличия, эти две модели обладают схожими чертами. К примеру, концепция Лакатоса и Куна определяют типы развития:
Непрерывный.
То есть это некий кумулятивный рост в рамках одной парадигмы или исследовательской программы [8] <http://philosophy.mipt.ru/textbooks/uchebnikonline/1_6_7_Lakatos.html>, в котором теории соизмеримы и работает лишь решающий эксперимент [9] <http://philosophy.mipt.ru/textbooks/uchebnikonline/1_6_7_Lakatos.html>;
Некумулятивный.
Это значит, переход осуществляется между парадигмами за счет скачка. Актуально привести слова Имре Лакатоса: «сам факт научной революции состоит в вытеснении научно-исследовательской программы другой» [3].
Сравниваемые модели обладают двумя уровнями:
«парадигма», «нормальная наука» по Томасу Куну;
«жесткое ядро», «позитивная эвристика» по Имре Лакатосу.
Это объясняет введение понятия научной революции. Согласно изложенным доводам, Томас Кун заявляет о характерных схожих чертах с моделью Имре Лакатоса [4].
|
Однако как один из важных факторов, который участвует в процессе конкуренции сообществ Томаса Куна, представлен нам критерием Имре Лакатоса - «прогрессивный сдвиг». Философ Имре Лакатос, если быть объективным, рассуждает о существующих тенденциях, охватывающих весь мир. Он не отвечает на вопрос конкретного взаимодействия научно-исследовательских программ с сообществом в выборе, с которым они сталкиваются «здесь и теперь». Томас Кун, напротив, принимает в рассмотрение именно это в первую очередь. Он представляется им как процесс взаимодействия комплексов идей (будь то парадигма, исследовательская программа) с научными сообществами [10]. Со стороны внедрения нового, а по своей сути это главная сторона, для модели Томаса Куна, его концепция представляется не конкурирующей с лакатосовской.
Подведем итог: на основании вышеизложенного, нам становится понятно, что концепции, предложенные Томасом Куном и Имре Лакатосом, не являются альтернативными, а наоборот, существенно дополняю друг друга.
Заключение
Подведу итог проделанной работы: в своих трудах философ Имре Лакатос дал ясно понять, что в истории науки не было и никогда не будет такого периода, когда господство занимает одна определенная научно-исследовательская программа, как это утверждал другой ученый - Томас Кун. Как правило, в любой существующей дисциплине, имеющей отношение к науке, господствует система исследовательских программ.
Согласно Имре Лакатосу история развития науки представляет собой некую непрерывную борьбу с последующей сменой конкурирующих научных программ.
Что же касается практического использования, то в настоящее время теоретические основы концепции науки Имре Лакатоса использует известный деятель Ю.И. Семенов. В качестве жесткого ядра социально-экономической исторической теории он использует социально-экономическую парадигму общественного развития. Также Семенов говорит, что ее ядро остается неуязвимым, несмотря на всю существующую критику защитного пояса марксистской программы.
|
Тем самым объясняется, что программа Имре Лакатоса до конца не исчерпала себя и все еще носит познавательные возможности.
Опираясь на труды Лакатоса, можно сказать, что научная программа содержит в своем составе характеристику предмета исследования, а также возможность метода исследования.
Модели, предложенные Томасом Куном и Имре Лакатосом, представляются до сих пор современными. Описанные выше модели этих ученых представлены итогом позитивистского и постпозитивистского направлений философии науки. Непосредственно это является итогом и отражено в представленных разделах концепции науки Имре Лакатоса.
Список использованной литературы
1. И. Лакатос Методология научных исследовательских программ. - М.: Вопросы философии, 1995. -356 с.
2. И. Лакатос Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: Академический проект. 1995. - 423 с.
. Л.А. Микешина. Методология научного познания в контексте культуры. - М.: Академический проект. 1992. - 278 с.
. Современная философия науки. Хрестоматия. (Составление, перевод, вступ. статья и комм. А.А. Печенкина). - М.: Наука, 1994.
. Т. Кун Структура научных революций. - М.: АСТ, 2001.
. Э. Мах Познание и заблуждение. - М., 2003.
. Э. Мах Популярно-научные очерки. - СПб., 1990.
. А.А. Печенкин. Антиметафизическая философия второй половины ХХ в. - М.: Границы науки. 2000.
. К. Поппер Логика и рост научного знания. - М., 1983.
. К. Поппер Объективное знание. Эволюционный подход. - М.: УРСС. 2002.
. Т. Хилл Современные теории познания. - М.: Прогресс, 1965.
. В.С. Швырев Научное познание как деятельность. - М.: Политиздат, 1984.
. В.С. Швырев Теоретическое и эмпирическое в научном познании. - М.: Наука, 1977.
. А. Эйнштейн Собрание научных трудов. - М., 1965-1967.
. С. Гроф За пределами мозга. - М., 1993.
. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова Концепция современного естествознания. - М., 2004.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!