Сравнение эффективности различных стилей управления четко расписаны в таблице стилей руководства (по Лайкерту) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Сравнение эффективности различных стилей управления четко расписаны в таблице стилей руководства (по Лайкерту)

2020-04-01 229
Сравнение эффективности различных стилей управления четко расписаны в таблице стилей руководства (по Лайкерту) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля руководства:

 

Стили руководства Лайкерта N Стиль руководства Характеристика стиля
1 Эксплуататорско авторитарный Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.
2 Благосклонно автортраный Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
3 Консультативно-демократический Руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
4 Основанный на участии Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным.

 

Объединив все исследования по стилям руководствам, можно сделать вывод, что основополагающей успеха руководства организации является правильно выбранная стратегия управления коллективом. Наблюдения за работой руководителей в различных сферах и организациях позволили ученым дифференцировать стили руководства. Существует несколько стилей руководства:

Демократический стиль предполагает общительность и доверительность взаимоотношений в коллективе, дружеские отношения между начальством и подчиненными. В такой атмосфере нет ощущения навязанности решений «сверху». Этому стилю руководства свойственно участие членов коллектива в управлении, способствует оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Авторитарный стиль, это стиль порождающий покорность и заискивание, а иногда и скрытую враждебность, зависть и недоверие. Но этот стиль не всегда так плох, он может привести к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, например, в спорте или в армии, в больнице, или научно-исследовательских объектах, где необходима жесткая дисциплина и подчинение персонала.

Попустительский стиль или либеральный это как следствие причина низкой продуктивности и качества работы, неудовлетворенности совместной деятельностью, что ведет к формированию неблагоприятного психологического климата. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах. В таблице ниже указаны общие характеристики всех стилей руководства.

 Стиль управления Авторитарный Демократический Либеральный
Природа стиля Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Личное установление целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали
Сильные стороны Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера
Слабые стороны Сдерживается индивидуальная инициатива Требует много времени на принятие решений Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера

 

Нельзя однозначно сказать, какой стиль самый лучший. Работники достигали лучших показателей при авторитарном стиле руководства, хотя испытывали большее удовлетворение от сотрудничества с руководителем-демократом, это послужило основанием для утверждений, что на продуктивность трудящихся влияет не стиль руководства, а среда, в которой он работал.

Исходя из вышесказанного, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, на социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом. В данном контексте будет целесообразно обозначить основные характеристики благоприятного и неблагоприятного климата в коллективе, то есть тот результат, к которому должны привести грамотные действия руководителя в отношении к подчиненным.

Итак, для благоприятного психологического климата в коллективе свойственны:

-   преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;

-   чувство групповой сплоченности и товарищества;

-   высокий уровень профессиональной подготовленности работников;

-   хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

-   равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена коллектива;

-   своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;

-   справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений, решения материальных и жилищных проблем;

-   нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность;

-   использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач;

-   критика и самокритика;

-   коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений;

-   охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.

-   Для неблагоприятного (незрелого) психологического климата свойственны:

-   частые опоздания и длительное отсутствие на работе;

-   обсуждение указаний руководителей в «кулуарах»;

-   длительные перекуры во время работы;

-   неточное выполнение решений и приказов руководства;

-   распространение слухов друг о друге;

-   скрытая критика условий труда;

-   пустая трата рабочего времени;

-   отказ от работы в сверхурочное время;

-   частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения;

-   частые нарушения дисциплины;

-   высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности;

-   низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов; - отсутствие критики и самокритики.

Совершенно очевидно, что в зависимости от уровня благоприятности социально-психологического климата в группе его воздействие на личность будет различным. Либо стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, либо наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям. Социально-психологический климат может ускорять или замедлять развитие основных качеств работника, необходимых в работе: готовности к постоянному творческому поиску в инновационной деятельности, умению действовать в экстраординарных ситуациях, принимать нестандартные решения, проявлять инициативу и предприимчивость, быть готовым к постоянному квалификационному росту, сочетать профессиональную и гуманитарную культуры. Каждый руководитель, который заинтересован в успехе своей организации, должен знать факторы, которые оказывают влияние на климат в коллективе и при необходимости уметь владеть методиками его формирования и коррекции. Каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается редко. Рассмотрев разные стили руководства, можно лишь отметить, что каждый стиль подбирается под конкретную ситуацию. Невозможно выделить «универсальный» стиль. Можно лишь подобрать наиболее подходящий для конкретной организации.

 


Заключение

 

В данной работе были изучены такие понятия, как социально-психологический климат, его особенности и факторы, влияющие на его изменения (улучшение или ухудшение). Как один из факторов, воздействующих на климат внутри коллектива, было подробно рассмотрено такое понятие, как «коммуникативный барьер». Данное явление, как выяснилось из источников, имеет широкий спектр препятствий для коммуникаций внутри трудового коллектива. И решить сложившуюся ситуацию способен лишь руководитель, поэтому этой проблеме в работе уделена целая глава.     Предмет исследования, социально-психологический климат трудовой группы, его свойства, а так же возможные коммуникативные барьеры полностью освещены в работе, а так же изучена диагностика основных тенденций поведения в трудовой группе. Поставленные задачи, такие как: определение понятий психологического климата и факторов, влияющих на него, исследование сущности коммуникативных барьеров и методы их преодоления. Подробно изучены стили руководства, и методы его управления коллективом.

В заключении, объединяя всё изученное в работе, можно сказать, что самым важным во всей этой системе является человеческий фактор, и особенности характера руководителя, ведь от него зависит выбор стиля его руководства. Стилям руководства не учат в учебных учреждениях, стиль - это прерогатива самой личности, и невозможно человека мягкого выучить на диктатора, а лидера (по складу характера) нельзя выучить на либерального руководителя.

Равно как и то, что нельзя повлиять на стиль руководства, нельзя полностью искоренить и коммуникативные барьеры. Руководитель может лишь может свести их к минимуму, правильно выполнив кадровую подборку в своем коллективе. Вовремя диагностированная проблема в социально-психологическом климате трудовой группы, вызвана ли она одним или несколькими видами коммуникативных барьеров, или усугублена некорректным стилем работы руководителя, или физически некомфортными условиями труда, может быть решена. Главное, чтобы были выбраны верно пути их решения. Для комфорта, например, достаточно, чтобы руководитель распорядился насчет обеспечения необходимым оборудованием рабочее место работника, но для этого необходимы финансовые возможности организации. А финансовый успех предприятия напрямую зависит от продуктивности работы трудовой группы. Как и то, что продуктивность работы трудового коллектива зависит от избранного руководителем стиля руководства. Всё взаимосвязано, одно звено в данной цепочке вытекает из другого, но объединяет все эти звенья одно - человеческий фактор, все остальные факторы, и глобальные, и локальные и физические вытекают от характера человеческой сущности, а люди бывают разные.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.