Повышение прозрачности бюджетного процесса Пенсионного фонда — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Повышение прозрачности бюджетного процесса Пенсионного фонда

2020-04-01 150
Повышение прозрачности бюджетного процесса Пенсионного фонда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Финансовая устойчивость (т.е. полноценная сбалансированность бюджета по доходам и расходам) ПФР является главной целью всей бюджетной системы ПФР. На это однозначно указано в БК РФ. При этом акцент должен делаться не на текущей финансовой устойчивости, а именно на долгосрочной, т.е. на весь страховой пенсионный период (70 лет).

Согласно действующим плановым технологиям бюджетный процесс делится на несколько временных плановых периодов:

краткосрочный план - бюджет предстоящего планового периода - года,

среднесрочный план - 3-летний период,

долгосрочный план - 10-летний и далее период (в зависимости от объекта планирования: в нашем случае - планирование страхового пенсионного цикла).

Надо обратить внимание, что ПФР как объект бюджетного планирования имеет большую специфику от всех объектов и иных участников бюджетной системы и бюджетного процесса:

имеет страховую природу,

зависит от множества факторов, из которых большинство характеризуются наивысшей степенью неопределенности (демография),

имеет самый длительный временной период.

Проблема финансовой устойчивости получила приоритет после начала пенсионной реформы, когда на первое место вольно или невольно (но необратимо в рыночных условиях) встала задача - реализация страховых принципов.

Страховые принципы реализуются в следующих экономических показателях:

количественное (денежное) измерение пенсионных прав каждого застрахованного лица в течение всего пенсионного периода - государственные пенсионные обязательства по накопительной части (РПК), - а не в момент наступления государственных пенсионных обязательств;

равенство государственных пенсионных обязательств накопленным пенсионным правам. Превращение прав в обязательства в момент зачисления итоговой годовой суммы страховых выплат (СВ) на индивидуальный счет застрахованного лица (ЗЛ);

сохранение государственных пенсионных обязательств (ГПО) до конца страхового периода (поддержание коэффициента замещения);

нормативное ограничение перераспределения пенсионных прав застрахованных лиц в пользу «льготных» категорий;

выравнивание пенсионных прав и обязательств всех застрахованных лиц как по размеру и условиям уплаты страховых взносов (единый тариф, и т.п.), так и по условиям назначения (возраст, стаж, размер/доп. коэффициенты).

В следующих элементах бюджетного процесса должны проявляться указанные страховые принципы:

Утверждение наряду с текущими бюджетными обязательствами (бюджет предстоящего года) средне- и долгосрочных бюджетных параметров.

Утверждение всего объема на кратко-, средне-и долгосрочные периоды.

Выделение в бюджете на каждый указанный период суммы страхового резерва, а на переходный период (до 2035 г.) дополнительно нестрахового резервного фонда для финансирования конвертированных (до 2002 г.) пенсионных прав застрахованных лиц.

Четкое разграничение источников финансирования ГПО в течение всего переходного периода: обеспеченных финансовыми ресурсами - необеспеченных, собственно госбюджетных средств и т.п.

Установление размера страхового тарифа на каждый плановый период строго исходя из долгосрочных финансовых обязательств ПФР.

Установление размера индексации трудовой пенсии строго исходя из долгосрочных финансовых обязательств ПФР, а не из текущей потери пенсионных прав по причине инфляции. Разграничение источников финансового обеспечения индексации (страховых взносов и средств федерального бюджета).

В рамках совершенствования управляемой части финансовой системы ПФР и повышения эффективности управления средствами бюджета возможно модель движения финансовых потоков, обеспечивающая оптимальное управление средствами бюджета (технология единого счета бюджета (ЕСБ)). ЕСБ позволит повысить ликвидность счета.

Под эффективным управлением ликвидностью единого счета бюджета ПФР понимается выполнение Фондом публичных обязательств посредством обеспечения платежеспособности по расчетам и предполагает определенную зависимость между активами и обязательствами Фонда в текущем периоде и в перспективе.

Технология исполнения ЕСБ наиболее оптимальна и реальна к быстрому внедрению при передаче функций по организации кассового обслуживания исполнения бюджета ПФР органам Федерального казначейства (ФК).

При переходе на кассовое обслуживание исполнения бюджета ПФР в Федеральное казначейство текущие счета, открытые ПФР и его региональными и территориальными органами в подразделениях сети Банка России и в кредитных организациях, должны быть закрыты. ПФР должен открыть один (единый) счет бюджета, управление средствами которого должен осуществлять орган управления ПФР.

Модель функционирования единого счета бюджета по кассовому исполнению доходной части бюджета ПФР представлена на рис. 5.


 

 

Рис. 5 - Модель функционирования ЕСБ по формированию доходной части бюджета ПФР

 

Федеральное казначейство должно осуществлять кассовые операции по исполнению бюджета ПФР от имени и по поручению органа управления ПФР.

В целях повышения эффективности управления финансовыми ресурсами ПФР в работе предложено управление средствами единого счета бюджета централизовать и закрепить за Службой финансового управления бюджетом (СФУБ).

На рис. 6 представлена модель единого счета бюджета по кассовому исполнению расходной части бюджета.


 

 

Функциями Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета ПФР должны стать: доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования до региональных и территориальных органов ПФР; контроль и учет бюджетных обязательств; осуществление операций по поступлению и выбытию средств ЕСБ; осуществление возвратов средств с ЕСБ; обеспечение органов ПФР наличными средствами; представление информации ПФР и его региональным и территориальным органам о кассовых поступлениях и выплатах; формирование отчетности о кассовом исполнении бюджета ПФР.

Внедрение единого счета бюджета ПФР и передача кассового обслуживания исполнения бюджета ПФР Федеральному казначейству позволит обеспечить:

сосредоточение средств бюджета ПФР на едином счете бюджета; централизацию учета поступлений и выбытие денежных средств бюджета ПФР;

актуальность информации об объемах денежных средств ввиду резкого увеличения скорости ее получения;

предоставление органу управления ПФР ежедневной информации о движения средств бюджета, включая операции по их расходованию региональными и территориальными органами ПФР;

оптимизацию потоков средств бюджета, их сохранность и сокращение сроков их прохождения до конечных получателей;

повышение доходной составляющей ПФР за счет размещения временно свободных средств на банковских депозитных счетах;

экономию финансовых и трудовых ресурсов ПФР на создание и функционирование собственного механизма кассового обслуживания единого счета;

внедрение единой системы безбумажной технологии документооборота.

К основным направлениям обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы относятся:

составление обоснованного прогноза потребности в финансовых ресурсах для выплаты социальных и трудовых пенсий с использованием актуарных расчетов и на основе оценки демографической ситуации, продолжительности жизни пенсионеров, прожиточного минимума;

определение на основе анализа динамики заработной платы, темпов экономического роста, возможного уровня страховых взносов в пенсионную систему;

прогноз инфляции, воздействующей на реальные доходы, как работающего населения, так и пенсионеров;

определение форм инвестирования пенсионных накоплений, позволяющих сочетать приемлемую доходность с относительно низкими финансовыми рисками;

выявление степени сбалансированности доходов и расходов пенсионной системы и определение способов финансирования возможного дефицита, в том числе, за счет специальных фондов или средств федерального бюджета.

Внедрение технологии ЕСБ ПФР позволит усовершенствовать систему прогнозирования и моделирования денежных потоков, перманентно осуществлять мониторинг состояния единого счета бюджета, а также более качественно и эффективно управлять денежными средствами государственного внебюджетного Пенсионного фонда.


Заключение

 

Обобщение итогов работы представляет собой следующие выводы:

.В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон об обязательном пенсионном страховании) ПФР признан страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование. ПФР - государственное учреждение, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временно свободных средств ПФР определяется федеральным законом.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете ПФР.

. Осуществление пенсионной реформы повлекло за собой значительное увеличение административных расходов ПФР в целом. Зачастую превышение норматива административных расходов обусловлено неэффективной организационной структурой того или иного отделения. В рамках работы рассмотрены основные направления реформирования структуры отделения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на основе использования опыта которого даны конкретные рекомендации по выявлению структурных диспропорций и обоснованы пути их преодоления для ПФР в целом.

В связи с широким набором функций и большим объемом информации, циркулирующей в системе ПФР, для ее обработки требуется достаточно большая организационная структура.

Одним из основных направлений реформирования системы управления пенсионным обеспечением является совершенствование методов, с помощью которых осуществляется планирование и регулирование деятельности структурных подразделений ПФР, с целью наиболее эффективного использования денежных, людских, материальных и информационных ресурсов и, в первую очередь, упорядочение информационных потоков.

.В ходе работы выдвинуто предложение по совершенствованию управления финансовыми ресурсами ПФР с использованием принципов бюджетирования, ориентированного на результат - БОР. Под управлением финансовыми ресурсами ПФР понимается последовательное выполнение функций в следующих сферах: анализ, планирование, принятие решений, учет и отчетность, контроль, регулирование - выраженных в характеристике соотношений финансовых ресурсов и результатов деятельности Фонда за определенный период времени, представленного в форме бюджета. БОР представляет собой технологию управления определенных систем целей и задач, обеспечивающих единство проводимой в стране государственной политики, а также взаимосвязь между выделяемыми на ее реализацию бюджетными ресурсами и оценкой результатов их использования с точки зрения эффективности и результативности.

Для повышения прозрачности исполнения бюджета ПФР должны быть использованы: алгоритм сопоставимости показателей финансовой отчетности с использованием метода начисления; показатель оценки экономической эффективности финансовой деятельности ПФР.

В целях повышения уровня финансовой обеспеченности публично - правовых пенсионных обязательств ПФР могут применяться методы повышения транспарентности (прозрачности) и эффективности процесса управления его финансовыми ресурсами; в частности, возможна модель управления финансовыми ресурсами ПФР на основе совершенствования системы учета и отчетности, позволяющая перейти от управления бюджетными расходами к управлению результатами.


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2007 - 192 с.

2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

.   Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

.   Федеральный Закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

.   Положение о Пенсионном фонде РФ. Утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2122-1.

.   Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации».

.   Бельский К.С. Финансовое право. - М.: Юрист, 2008 - 400 с.

.   Биткина И.К. О путях повышения страховых принципов пенсионной системы //Финансы, 2009, № 2, с. 75-78

.   Вареничева Т. Пенсионная реформа провалена // Пенсионное обеспечение. - №1 - 2007. - С. 3-5.

.   Вьюницкий В.С. Накопительный элемент пенсионной системы: правовой статус, порядок формирования накоплений, механизм выплаты // Пенсия. - 2002. - N 4. - С. 62-65.

.   Герченко В.С. Пенсионный фонд в современной России // Финансы. - 2002. - № 6. - С. 14-16.

.   Горюнов И.Ю. Негосударственные пенсионные фонды и налоговые новации 2005 г.// Финансы, 2005, № 9, с. 59 - 62.

.   Гурвич Е. Перспективы российской пенсионной системы // Вопросы экономики. - №9. - 2007. - С. 5-9.

.   Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. М.: ИНФРА-М, 2003 - 432 с.

.   Долотов В.А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы //Финансы, 2009, № 5, с. 66-68.

.   Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»)». М.: ТК «Велби», 2006 - 576 с.

.   Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России М.: «Р-ВАЛЕНТ», 2008 - 348 с.

.   Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения М.: БЕК, 2002 - 414 с.

.   Карасева М.В. Финансовые правоотношения. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005 - 288 с.

.   Лельчук А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается //Финансы, 2009, № 1, с. 57-60.

.   Лысенко Е.Н. Накопительная система в обязательном пенсионном страховании //Финансы, 2008, № 7. с.67-71.

.   Право социального обеспечения России / под ред. К.Н. Гусова и М.О. Буяновой. М.: Проспект, 2008 - 488 с.

.   Рогачев И.А. Перспективы проведения Пенсионной реформы в условиях современной демографической ситуации в России //Государственное и муниципальное управление: территориальный аспект: Сб. матер. межрег. конф. молодых ученых - Орел.: ОРАГС. - 2005 - С. 265-272.

.   Рогачев И.А. Пенсионная реформа в России: оценка результатов //Финансы и кредит. - № 33. - 2006 - С.35-36.

.   Селезнев А.З., Косов Н.С., Перцева С.Ю. Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Учебно-методический комплекс. - М.: АТиСО, 2004 - 368 с.

.   Стафилова О.В. Накопительная составляющая доходов системы обязательного пенсионного страхования // Финансы, 2008, № 2, с.51-53.

.   Трофимова Н.А. Проблемы краткосрочного планирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и пути их решения // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 8. С.36-43.

.   Трофимова Н.А. Социально-экономические условия формирования государственных пенсионных обязательств в Российской Федерации // XII Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвузовский сборник научных трудов. - Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т, 2010. С.18-21.

.   Тюрин Н.М. Пенсионное страхование на первом этапе пенсионной реформы России // Естественные и технические науки. - 2010. - № 5 (43). - С. 117-122.

.   Тюрин Н.М. Развитие пенсионного страхования России на современном этапе // Экономические науки. - 2010. № 7 (68). - С. 194-201.

.   Тюрин Н.М., Валиева Е.Н. Финансовая эффективность и результативность обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации // Вестн. Самар. гос. ун-та. - Самара, 2010. - № 6 (68). - С. 25-31.

.   Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной системы //Финансы 2005, № 1, с.58-60.

.   Финансовое право / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова - М., Новый Юрист, 2008 - 328 с.

.   Финансовое право /отв. ред. Н.И. Химичева М.: Юристъ, 2006 - 616 с.

.   Финансовое право /под ред. О.Н. Горбуновой М.: Юристъ, 2005 - 356 с.

.   Финансы, денежное обращение и кредит /под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова М.: Проспект, 2007 - 496 с.

.   Харлашин Ф.О. Международный опыт организации финансового механизма пенсионных систем и его применение в России // Финансы и кредит. - М., 2010. - № 9 (393). С. 75-81.

.   Харлашин Ф.О. Пенсионная система России: влияние на социально-экономическое развитие страны // Научные труды Вольного экономического общества России. - М., 2007. - Том 84. С. 248-274.

.   Шмаков А.В. Реформа пенсионной системы: опыт стран с развитой структурой государственного пенсионного обеспечения // Материалы международной конференции. - Барнаул: Аз Бука, 2008. - С. 198.

.   Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. - СПб.: ДНК, 2006. - 135 с.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.