Сущность человеческого капитала как экономической категории — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Сущность человеческого капитала как экономической категории

2020-04-01 354
Сущность человеческого капитала как экономической категории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Содержание понятия человеческий капитал

 Сущность человеческого капитала как экономической категории

 Виды человеческого капитала

Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал

Источники инвестирования

Инвестиции в науку и образование

Инвестиции в послевузовское образование

Инвестиции в здравоохранение

Глава 3. Оценка эффективности инвестиций в человека

 Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал

 Результаты инвестирования

Заключение

Список используемых источников и литературы


 

Введение

Развитие ведущих стран мира привело к формированию новой экономики - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, новейших технологий. Основу новой экономики составляет человеческий капитал, являющийся главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. Человеческий капитал становится главным фактором развития и роста. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. Укрепление внутренней экономической безопасности способствует укреплению глобальной экономической безопасности, обеспечению суверенитета страны и самостоятельного пути ее развития.

Цель данной работы - выяснить роль человеческого капитала и его влияние на экономический рост в России. В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, ознакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.

Объектом исследования является человеческий капитал и его влияние на экономическое развитие.

Теория человеческого капитала и формирующаяся на ее основе экономическая и социальная политика становятся областью соприкосновения и взаимодействия интересов государства, предпринимателей, профсоюзов, партий и других общественных организаций.

Что представляет собою Россия в современном мире? Наконец, как изменился наш человеческий капитал за это время. Из чего складывается человеческий капитал, как создать для него необходимые условия и как приумножить его? Именно эти вопросы будут освещены в данной работе.

В основном формирование современной теории человеческого капитала и ее выделение в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли происходило в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Возникновение и формирование концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря работам Т. Шульца и Г. Беккера. У истоков формирования и разработки теории человеческого капитала в ее современном виде также стояли известные американские и английские экономисты Б. Вейсброд, Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вейзи. Позднее в разработку данной концепции значительный вклад внесли С. Дейзи, Дж. Кендрик, Б. Кикер, Р. Лэйард, Ф. Махлуп, Г. Псахаропулос.


 

Глава 1. Содержание понятия человеческий капитал

Виды человеческого капитала

Существует различные подходы к определению видов человеческого капитала. Например, западные исследователи выделяют виды человеческого капитала по видам инвестиций. К ним относятся:

школьное образование;

обучение на рабочем месте;

укрепление здоровья;

растущий запас информации относительно экономики.

Всё эти виды деятельности нацелены на формирование конкретных групп человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал.

М.М. Критский выделяет три основных вида человеческого капитала: «производственный (Т), потребительский (Р) и интеллектуальный (S) капитал».

Также существует подход к выделению видов человеческого капитала основанный на разграничении групп способностей, необходимых для активной жизнедеятельности человека. К этой группе относятся следующие виды:


 

Капитал здоровья.

Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого капитала. Инвестиции в здоровье выражаются в сохранении работоспособности посредством уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Уровень здоровья человека определяется не только генетическими данными, но так и во многом зависит от качества услуг здравоохранения, которые оказываются человеку на протяжении всей жизни. Инвестиции в здоровье обеспечивают нормальный оборот рабочей силы в производстве. Снижение уровня здоровья, заболеваемость, инвалидность все это приводить к ограничению трудоспособности, а то и к полной нетрудоспособности. Безусловно, чем меньше болезней, тем выше уровень здоровья населения страны, тем самым растет отдача от капиталовложений в здравоохранение. Хорошее здоровье населения является результатом грамотно разработанной долгосрочной программы развития здравоохранения. Расходы на здравоохранение - это выгодные инвестиции с долгосрочной и постоянно возрастающей отдачей.

Трудовой капитал.

На предприятиях трудовой капитал воплощается в труде квалифицированных рабочих, доля которых зависит от применяемой технологии. Чем больше доля технологий, тем выше требования к трудовому капиталу. Улучшение технологии или переход на новые требует инвестиций в повышение квалификации и переквалификацию. Инвестиции в поддержание и повышение квалификации дают непосредственную отдачу и работнику и предприятию. Трудовой капитал формируется всю жизнь по мере накопления опыта, трудовых навыков, умений и, самое главное, образования. Образование является главным способом воспроизводства квалифицированных работников. В современном мире, люди с более высоким уровнем образования получают более выгодную и высокооплачиваемую работу. Эта тенденция зависимости образования и доходов человека одинакова во всех странах. Это говорит о том, что в настоящее время не только выгодно получать образование, но и выгодно вкладывать в него деньги, так как образование в добавок ко всему напрямую отражается на производительности труда, на эффективности производства в целом. Образованию уделяется особое внимание в любом современном обществе. Вкладывая средства в образование, необходимо помнить то, что эти инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства.

Интеллектуальный капитал.

Интеллектуальная, творческая деятельность является пока уникальным атрибутом человеческого ума, изобретательности, смекалки. Продукт интеллектуальной деятельности патентуется и закрепляется авторским правом, как исключительная собственность автора, которому принадлежит право определения направлений и форм ее экономического использования. Объекты интеллектуальной собственности вовлекаются в хозяйственный оборот как нематериальные активы предприятий и увеличивают доходы фирмы и собственников данных активов. Интеллектуальный капитал как вид человеческого капитала приобрел свою актуальность сравнительно недавно. Инвестиции в интеллектуальный капитал получают все большее распространение из-за высокой эффективности. Эта сфера в настоящее время развивается быстрыми темпами и является весьма перспективной и высокодоходной отраслью экономической деятельности.


 

Источники инвестирования

 

Источниками инвестиций в человеческий капитал являются государство, отдельные фирмы, домохозяйства, негосударственные общественные фонды и организации, международные фонды и организации.

Важная роль в инвестировании данной области принадлежит государству. Инвестирование осуществляется с помощью принудительных и побудительных мер. К принудительным мерам относятся обязательное для всех образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия и другое. Но главное место занимают, конечно, побудительные меры. Государство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает, а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала.

В создании активов человеческого капитала немаловажное место занимают отдельные компании. Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы осуществляют инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и многое другое.

Собственными инвестиционными ресурсами на предприятии выступают нераспределенная прибыль и амортизация. При расширенном воспроизводстве прибыль, как известно, распределяется на две части - накопление и доход, идущий на личное потребление и другие цели. Вкладывая деньги в тот или иной объект, владельцы компании отказываются от текущего потребления в пользу будущего роста доходов. Решение о целесообразности инвестирования средств в человеческий капитал принимается на основе серьезных расчетов и прогнозов повышения прибыльности компании.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решении иметь детей. С одной стороны, дети для родителей - это источник удовлетворения потребности в семье, но с другой стороны, воспитание детей - это источник немалых затрат, как явных, так и не явных (прежде всего, времени родителей).

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только является основой их собственного развития, но и служит базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.

Инвестиции в человека, осуществляемые им самим, очень разнообразны, так как связаны с самыми разными аспектами человеческой деятельности. Очевидно, что забота о своем собственном здоровье и затраты, с этим связанные, повышают возможности человека на рынке труда. Решение человека о получении (или повышении) образования можно рассматривать как решение инвестиционное, и, как любое инвестиционное решение, оно определяется сравнением издержек и ожидаемых выгод от инвестиций.

Издержки могут быть разовыми или многократными, поскольку обучение требует времени, а выгода заключается в ожидаемой разнице потока доходов человека в зависимости от того, получил или не получил он данное образование. Конечно же, огромное значение на решение о получении человеком высшего образования оказывают не только прямые расходы (оплата обучения, учебной литературы и тому подобное), но и альтернативные издержки - упущенный доход в виде незаработанных денег на рынке труда или в сфере предпринимательской деятельности.

Инвестиционная политика международных организаций также немаловажна для России. Доля иностранных инвестиций в человеческий капитал очень мала, однако тенденции к ее увеличению все же имеются.

 

2. 2 Инвестиции в науку и образование.

Наиболее изучаемое направление инвестиций в человеческий капитал - инвестиции в образование. В нормально функционирующей рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд (зарплату и социальный пакет). Такая закономерность объясняется тем, что обучение повышает продуктивность работника, дает ему специальные навыки, знания и привычки (к добросовестному труду, дисциплине и организованности), полезные в трудовой деятельности. Также более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника нужным работодателю.

Поддержка и развитие системы образования - одна из основных задач государства. Как правило, всем гражданам обеспечивается возможность получения бесплатного среднего образования, у молодежи есть возможность бесплатно учиться и в высших учебных заведениях (государственных).

Государство обеспечивает выделение бюджетных ассигнований на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетным программам и бюджетным программам развития. Так в 2011 году объём средств федерального бюджета по разделу "Образование" составил 495,8 млрд. рублей, что на 28 % больше по сравнению с 2010 годом и на 50 % больше, чем в предкризисном 2008 году. По сравнению с 2010 годом на 15 % увеличатся расходы федерального бюджета на высшее и послевузовское профессиональное образование, в 2 раза - расходы на прикладные научные исследования в области образования. Однако проект закона о федеральном бюджете на 2013 год и период 2014-2015 годов предполагает снижение расходов по некоторым разделам, в том числе образование.

Расходы на образование, согласно законопроекту, должны снизиться с 605,7 млрд руб. в 2013 году до 547,7 млрд руб. в 2014 году. В 2015 году расходы на образование вырастут до 572,6 млрд руб., но все же это ниже уровня 2013 года.

Что качается частных инвестиций в образование, известна следующая информация. Опрос 10,5 тысячи родителей с детьми в возрасте от 13 до 20 лет на предмет готовности оплачивать высшее образование своих детей показал, что почти 60% семей считает получение диплома ребенком одной из первостепенных финансовых задач. Родители готовы на серьезные материальные траты ради получения детьми диплома университета. Занимательным является то, что среди родителей с высшим образованием процент готовых платить за обучение детей выше (70,2%), чем среди родителей, которые окончили только школу (49,3%). Самым дорогостоящим на платных отделениях является обучение в медицинских вузах. Стоимость этой услуги в среднем чуть более 100 000 рублей в год. Гораздо ниже цены в технических вузах, где год обучения в среднем обходится в 51 500 рублей. Обучение студентов-контрактников в классических государственных вузах стоит примерно 70 тысяч рублей в год. На самом деле, тот факт, что родители готовы потратить немалое количество денег на обучение детей, является большим показателем понимания и ценности человеческого капитала.

В ходе проведения Международного симпозиума "Инвестиции в образование - вклад в будущее", который состоялся в Москве в 2010 году, было отмечено, что раньше наука была сосредоточена в НИИ (Научно-исследовательский институт) и в институтах Академий наук. Сейчас большие средства инвестируются в то, чтобы развивать науку именно в вузах. И есть три направления такой работы: создание инновационной инфраструктуры, привлечение ведущих ученых, уехавших за рубеж и сотрудничество с наукоемкими отраслями бизнеса. Студентами вузов в России становятся около 80 % выпускников школ, поэтому инвестирование в этой области крайне важно.

За прошедшие годы разработаны и приняты стратегические документы, касающиеся науки и инновационного развития, реализуется целый ряд конкретных программ по развитию системы высшего образования, привлечению молодежи в науку, содействию инновационной деятельности. Значительно повысилась экспертная функция ученых. Разрабатываются различные средне- и долгосрочные стратегические документы федерального, регионального и отраслевого уровней, что в принципе невозможно без широкого привлечения научных подходов и исследований. Ученые и изобретатели, в том числе и молодые, значительно чаще стали появляться в качестве героев материалов СМИ. Увеличилось число научно-популярных передач и Интернет-ресурсов.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (КДР), поставлена задача «обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность», и говорится о необходимости «повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки)».

Одним из первых указов Президента России В.В.Путина после его вступления в должность стал Указ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», кроме того, вопросы науки, инноваций, образования часто упоминаются и в других Указах Президента России. В них установлены следующие показатели в области науки и высшего образования, которые должны быть достигнуты в результате реализации государственной политики в сфере образования и науки:

вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;

увеличение к 2018 году общего объёма финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;

увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в затратах до 11,4 процента;

увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44 процента.

Данные показатели создают основу для выстраивания стратегии и тактики повышения эффективности работы научно-образовательной сферы и определяют выбор адекватных инструментов ее развития.


 

2.3 Инвестиции в послевузовское образование

 

При характеристике инвестиций в будущее предприятия на первый план выходят инвестиции в человеческий капитал. Поскольку мир не стоит на месте профессиональные знания устаревают, в зависимости от профессии, со скоростью от 3-х до 10-ти лет. Для обеспечения нормального функционирования современной экономике, процесс обучения должен быть непрерывным.

Главным ресурсом любой фирмы является оборотный капитал - это люди. Деньги - это важно, но люди, которые работают в организации, гораздо важнее.

Чтобы прагматично смотреть на людей, следует считать их инвестициями. Приобретение и удержание их стоит денег, и они должны дать отдачу на эти издержки; их ценность растет по мере роста эффективности их работы в должности и способности брать на себя больше ответственности. Как правило, чем выше образование у человека, тем большую заработную плату он получает, тем шире его возможности устроиться на престижную работу, лучше адаптация к изменениям, вызванным НТР.

Вложение средств в обучение персонала, в его подготовку, в повышение эффективности его работы может быть самым эффективным вложением средств, потому что подготовленный и натренированный персонал сможет дать прибыль, многократно перекрывающую стоимость его обучения и тренировки. Инвестиции в послевузовское образование играют положительную роль и для государства, оно оказывается совладельцем приобретенного капитала образования, в последующем на этом основании получая немалые проценты в виде прямых и косвенных налогов на доходы специалиста. Таким образом, инвестирование послевузовского образования выгодно всем экономическим субъектам.


 

Результаты инвестирования

 

Исследования международных и российских аналитиков привели к пессимистическому выводу: Россия быстро теряет свой человеческий капитал. Этому способствуют миграционные и демографические процессы, снижение уровня и качества систем образования, культуры и здравоохранения, а также низкие темпы модернизации производства. В качестве общего негативного фактора отмечена потеря стратегических целей у населения, депрессивный психологический фон и усиление стрессовых нагрузок. Согласно демографическим прогнозам, население России к 2050 г. сократится на 40 млн. человек. По информации Центра миграционных исследований, к 2020 г. трудоспособное население России сократится на 18-19 миллионов. Подобная демографическая ситуация вызвана, в первую очередь, сокращением совокупного капитала здоровья нации.

Сокращение численности населения не позволяет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала РФ, и способствуют усилению технологической зависимости России от иностранных государств.

Состояние рынков труда, особенно региональных, плачевно. Все эксперты фиксируют дефицит качественных кадров. Причем это касается не только высшего управленческого звена, но и среднего звена, и рабочих. Многие компании жалуются на то, что они не могут наращивать производство, потому что у них не хватает качественной рабочей силы.

По качеству человеческого капитала Россия занимала четверть века тому назад 23 место в мире, сегодня - 66 место. Ухудшение таких составляющих человеческого капитала, как здоровье, снижение ожидаемой продолжительности жизни и низкий уровень образования в значительной степени снижают эффективность человеческого капитала в России. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость разработки и реализации комплекса мер, направленных на улучшение формирования и использования человеческого капитала.

Стратегия развития России на период до 2025 года определяет восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ. Объем человеческого капитала России на 2010 год составляет 600 трлн рублей. Его доля растет опережающими темпами в национальном богатстве, а значит, и вложения в человеческий капитал должны быть в приоритете. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам РФ и представляет угрозу национальной безопасности страны.

Журнал «Эксперт» провел круглый стол с участием Д.Медведева на тему «Человеческий капитал в стратегии национального развития». По словам Медведева, его вывела на проблему человеческого капитала работа с национальными проектами. Опыт реализации национальных проектов показал, что привычная «затратная» политика в социальной сфере зашла в тупик. Необходимо рассматривать социальные отрасли, как обычные отрасли производства. А это означает переход от понятия «кадры» к понятию «человеческий капитал», из чего следует необходимость разработки механизма роста этого капитала.

В итоге круглого стола были сделаны следующие выводы:

рост человеческого капитала в стране должен быть целью и программой действий правительства;

необходимо применение современных методов изучения реального состояния человеческого потенциала (здоровье, жизнеспособность, обучаемость);

необходим региональный мониторинг состояния человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам научно-технической и инновационной политики;

необходимы исследования по реформированию социальных отраслей. В этой области необходим пересмотр методологии школьного и профессионального образования, усиление мотивации людей к развитию собственного «человеческого капитала» и ответственности за его состояние.

По мнению большинства российских исследователей, долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России также должна осуществляться в соответствии со следующими концептуальными принципами:

. Признание основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве национального человеческого капитала;

. Комплексное решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;

. Опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста;

Таким образом, проблема качества человеческого капитала является важнейшим вызовом в области социально-экономического развития страны. И главным ответом на этот вызов является повышение роли:

Науки и образования.

Профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Здоровья населения.

Качества и условий жизни.


 

Заключение

человеческий капитал инвестиция

Подводя итоги, стоит отметить, что с каждым годом значимость человеческого капитала увеличивается. Инвестирование в данной области является перспективной деятельностью. Принципиально важным вопросом в нынешней ситуации является эффективность использования в стране человеческого капитала. Поэтому отечественным специалистам необходимо изучать все стороны данного вопроса.

Можно с уверенностью говорить о том, что идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства, изменилось отношение общества к вложениям в человека. В затратах на персонал научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах, в том числе и в России.

Благодаря эффективным инвестициям формируется человеческий капитал, и этим он подобен физическому капиталу. Инвестиции оправданы, если они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности, их основными видам являются специальная подготовка, физическое состояние человека, эмоциональное поведение сотрудников. В формировании человеческого капитала участвуют различные факторы, которые нельзя упускать из внимания при расчете норм отдачи от инвестиций.

Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. Целью реализации приоритетных национальных проектов объявлено развитие человеческого капитала и повышение качества жизни граждан РФ.


 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Содержание понятия человеческий капитал

 Сущность человеческого капитала как экономической категории

 Виды человеческого капитала

Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал

Источники инвестирования

Инвестиции в науку и образование

Инвестиции в послевузовское образование

Инвестиции в здравоохранение

Глава 3. Оценка эффективности инвестиций в человека

 Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал

 Результаты инвестирования

Заключение

Список используемых источников и литературы


 

Введение

Развитие ведущих стран мира привело к формированию новой экономики - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, новейших технологий. Основу новой экономики составляет человеческий капитал, являющийся главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. Человеческий капитал становится главным фактором развития и роста. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. Укрепление внутренней экономической безопасности способствует укреплению глобальной экономической безопасности, обеспечению суверенитета страны и самостоятельного пути ее развития.

Цель данной работы - выяснить роль человеческого капитала и его влияние на экономический рост в России. В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, ознакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.

Объектом исследования является человеческий капитал и его влияние на экономическое развитие.

Теория человеческого капитала и формирующаяся на ее основе экономическая и социальная политика становятся областью соприкосновения и взаимодействия интересов государства, предпринимателей, профсоюзов, партий и других общественных организаций.

Что представляет собою Россия в современном мире? Наконец, как изменился наш человеческий капитал за это время. Из чего складывается человеческий капитал, как создать для него необходимые условия и как приумножить его? Именно эти вопросы будут освещены в данной работе.

В основном формирование современной теории человеческого капитала и ее выделение в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли происходило в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Возникновение и формирование концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря работам Т. Шульца и Г. Беккера. У истоков формирования и разработки теории человеческого капитала в ее современном виде также стояли известные американские и английские экономисты Б. Вейсброд, Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вейзи. Позднее в разработку данной концепции значительный вклад внесли С. Дейзи, Дж. Кендрик, Б. Кикер, Р. Лэйард, Ф. Махлуп, Г. Псахаропулос.


 

Глава 1. Содержание понятия человеческий капитал

Сущность человеческого капитала как экономической категории

 

В современной инновационной экономике особое место занимают творческие способности человека, его интеллектуальные возможности, смекалка, умение находить нестандартные решения сложных проблем. В первую очередь обширные знания, отлаженная система информации, творческое взаимодействие инноваторов необходимы для решения экономических, художественных, научных, технических и социальных проблем. То есть человеческие способности выступают основным капиталом в любой деятельности. С помощью своих навыков человек приводит в действие различные механизмы, в том числе и рыночный.

Изучение человеческого капитала началось еще в XIX веке. С тех пор исследование этой категории является перспективным направлением в развитии экономической науки. Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом.

Л. Туроу, обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующую трактовку: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги». Однако, человеческий капитал нельзя анализировать точно также как физический капитал.

Ф. Махлуп предлагает разделить способности на 2 вида: первичные и усовершенствованные. «... Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал». Позднее западные ученые занимались изучением структуры человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.

В России с изучением данного вопроса связаны такие имена как М. Критский, Л.Г. Симкина, Л.И. Абалкина, В.Н. Костюк, С.М. Климов, А.Н. Добрынин и С.А. Дятловым.

М.М. Критский конкретизирует социально-экономическое содержание категории «человеческий капитал». Во-первых, определяющая роль науки и образования в современном производстве превращает материально-вещественный капитал в одну из форм проявления интеллектуального капитала. Во-вторых, единственно законная и обществом признаваемая монополия есть монополия на интеллектуальную собственность, на исключительное авторское право. В-третьих, произошел отказ от трактовки собственности только как имущественного отношения и расширения прав интеллектуальной собственности на нематериальные активы. Л.Г. Симкина рассматривала исторически последовательные формы обогащения жизнедеятельности как в потреблении, так и в производстве.

Группа ученых под руководством Абалкина, исследуя проблему стратегического развития России в XXI веке, рассматривают человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход.

Исходя из этого социально-экономический прогресс определяется, прежде всего, новыми знаниями, полученными научно-исследовательскими работниками и осваиваемые в дальнейшем в процессе образования и профессиональной подготовки и переподготовки работников. Основными сферами деятельности, формирующими человеческий капитал, являются научно-образовательный комплекс, система здравоохранения, сферы, непосредственно формирующие условия жизни и быта.

В.Н. Костюк, исследуя социоэкономические процессы и разрабатывая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, которая позволяет ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала исследователь включает два компонента: рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие позволяет владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительное усилие это талант, который требует большего вознаграждения. Исходя из этого, в условиях конкуренции, выигрывает тот, кто более успешно пользуется своим собственным ресурсом, то есть капиталом.

С.М. Климов, анализируя интеллектуальные ресурсы организации, определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Указанный капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.

Социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную определенность характеризуют А.Н. Добрынин и С.А. Дятловов. Человеческий капитал, включает запас здоровья, навыков, знаний, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:

) потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;

) целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;

) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;

) увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать.

Опираясь на исследования ученых, можно дать следующее определение человеческого кап


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.