Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

2020-04-01 165
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Ведение

Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

1.1 Значение формирования математических представлений у детей

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний

Глава 2. Изучение формирования вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

2.1 Методика изучения чисел в пределах

2.2 Система задач и упражнений на формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность исследования. Добиться овладения учащимися с нарушением интеллекта доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь-главная задача обучения математике.

В специальных исследованиях В.А. Крутецкого показано, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним) [5].

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся.

Следует отметить, что для детей с нарушением интеллекта характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, ее некритичность [10].

Наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

Внимание детей характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной сконцентрированностью на объекте. Наблюдается сравнительно низкий уровень восприятия. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире [20].

Обучая математике учащихся вспомогательных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить механического заучивания и тренировок.

Знания получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной наглядной основы, следует переходить к формированию доступных математических понятий. Вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

Многие ученые [А.А. Хилько, А.Н. Лященко, М.И. Согатов и др.] убедительно показывают необходимость заданий репродуктивного характера для воспитания уверенности в самостоятельных действиях и формированию прочных знаний и умений.

Однако по мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые и нестандартные ситуации, а также заданий практического характера (несложное моделирование, дидактические игры, экскурсии и т.д.) [16].

В своих исследованиях Ю.Ю. Помпутис пришел к выводу, что когда действия учеников мотивированы, когда они могут полученные на уроках знания применять в своей бытовой или трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает [21].

Поиски наиболее эффективных путей коррекции дефектов детей с нарушением интеллекта происходили во все времена. Актуальность этой проблемы не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения учащихся во вспомогательной школе [9].

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта».

Объект исследования: особенности математических знаний у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предмет исследования: формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Цель исследования: разработать систему задач и упражнений на формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практики специальной педагогики.

2. Выявить особенности формирования математических представлений и знаний у детей с нормальным интеллектом.

.   Разработать систему задач и упражнений на формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

педагогический вычислительный нарушение интеллект


Игра с мячом

Учитель называет пример на умножение или деление (4+1; 3-2 и т.д.) и бросает мяч ученику. Ученик должен назвать результат и вернуть мяч учителю.

Упражнение №2

Круговые примеры

Составляются примеры, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Ученики составляют пример с ответом, равным первому компоненту следующего примера.

Например, на доске дана запись:

 

+1=2 2+1=3 4+1=5

-1=4 4-1=... …-1=…


Упражнение №3

Счетные полосы

Каждый ученик получает столбик с цифрами и по нему решает примеры на умножение, последовательно называя и умножая полученное число на следующее за ним. Например,

 

 

+1=2 2+1=3

 

В следующий раз каждый ученик получает один или два столбика и самостоятельно составляет примеры.

Упражнение №4

Составление примеров с заданным результатом

Учитель записывает на доске число и предлагает ученикам составить по 2-3- примера на сложение и вычитание так, чтобы в результате каждого примера было получено заданное учителем число. Составляются примеры устно.

Например:

На доске записано число 5.

Дети составляют и решают простые примеры:

 

+2=5 1+4=5

 

Сложные примеры:

 

+1+2+1=5


Упражнение №5

Счетная линейка

На доске нарисована линейка с делением 1, 2, 3, 4, 5, у детей просят найти составить примеры на сложение и вычитание. При этом дети решают примеры вслух без записи.

Упражнение №7

«Рыбалка»

Даны три удочки с цифрами (например, 1,2,3,4,5,) и рыбки с примерами (1+1, 1+2, 2+1….). Детям дается установка, сегодня у наших друзей необычная рыбалка. Отгадайте, кто из рыбаков самый удачливый? Решите примеры, которые написаны на рыбках. Если ответ совпадает с цифрами на поплавке, значит рыбка попадается на эту удочку.

 


Заключение

 

Методика обучения математике строит модель учебной деятельности, опираясь на психологические, дидактические концепции деятельности и учитывая специфику творческой математической деятельности. Чтобы деятельность привела к формированию личности, ее нужно организовать и разумно ею управлять. Деятельностный подход предопределяет такую модель, которая «имитирует» творческую математическую деятельность, что позволяет приобщить учащихся к этой деятельности, овладеть соответствующим опытом на уровне своих индивидуальных способностей.

Важно отметить так же, что трудности в закреплении математических представлений испытывают все учащиеся с нарушением интеллекта не только в начальных классах, но и старших.

Анализ математической подготовки учащихся с нарушением интеллекта, а также организации и содержания обучения математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволяет сделать следующие выводы.

1.У учеников практически не развито наглядно-образное мышление, они с трудом представляют образ того геометрического объекта, о котором идет речь. В отличие от нормально развивающихся учащихся, у них нет потребности в составлении чертежа при выполнении определенных заданий, уже составленный чертеж не является для них необходимым. Образы геометрических понятий нечетки, расплывчаты и обычно не соответствуют действительному образу геометрического объекта. Школьники плохо владеют действиями по преобразованию, моделированию геометрических фигур.

2. Учащиеся не могут дать четкого определения понятия, затрудняются указать в определении существенные признаки понятия, при воспроизведении определения понятия и рассмотрении соответствующего ему образца в большинстве случаев не могут установить связи между ними.

3. Для школьников с нарушением интеллекта является типичным неумение пользоваться чертежными и измерительными инструментами. Ученики испытывают затруднения при построении при помощи линейки и чертежного угольника параллельных и перпендикулярных прямых, с трудом измеряют транспортиром градусную меру углов и др.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что плохое усвоение математических знаний школьниками с нарушением интеллекта обусловлено не только нарушениями в их познавательной деятельности. Характер обучения не способствует в должной мере формированию необходимых обобщений и развитию пространственного мышления учеников.

 


Список использованной литературы

 

1. Алышева Т.В. Изучение арифметических действий с обыкновенными дробями учащимися вспомогательной школы //Дефектология. - 1992. - № 4.

2. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2005. - 136 с.

3. Горскин Б.Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе //Дефектология. - 1994. - № 4.

4. Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах. - М., 1992.

5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. - М.

6. Матасов Ю.Г. Особенности восприятия и понимания основ наглядной геометрии учениками младших классов вспомогательной школы //Дефектология. - 1972. - № 5.

7. Менчинская Н. А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. - М., 1965.

.   Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М., 1977.

9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 267 с.

10. Отто Шпек. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. -432 с.

.   Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. -512 с.

.   Перова М.И., Эк В.В. Программа по математике для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -С. 29-43.

13. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. - М., 1997.

14. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-144 с.

15. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -408 с.

16. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М., 1989.

17. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. - М., 1992.

.   Программы для 0-4-х классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). - М., 1997.

.   Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. - М., 1991.

20. Розанова Т.В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики //Дефектология. - 1985. - № 3.

21. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. Вузов и ун-тов: М.: Просвещение, 2002.

22. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 390 с.

23. Учебники математики для учащихся школ VIII вида.

24. Шеина И.М. Трудности выполнения умственно отсталыми школьниками вычислительных операций с многозначными числами // Дефектология. - 1994. - № 4.

25. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М., 1990.

Содержание

Ведение

Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

1.1 Значение формирования математических представлений у детей

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний

Глава 2. Изучение формирования вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

2.1 Методика изучения чисел в пределах

2.2 Система задач и упражнений на формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность исследования. Добиться овладения учащимися с нарушением интеллекта доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь-главная задача обучения математике.

В специальных исследованиях В.А. Крутецкого показано, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним) [5].

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся.

Следует отметить, что для детей с нарушением интеллекта характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, ее некритичность [10].

Наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

Внимание детей характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной сконцентрированностью на объекте. Наблюдается сравнительно низкий уровень восприятия. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире [20].

Обучая математике учащихся вспомогательных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить механического заучивания и тренировок.

Знания получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной наглядной основы, следует переходить к формированию доступных математических понятий. Вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

Многие ученые [А.А. Хилько, А.Н. Лященко, М.И. Согатов и др.] убедительно показывают необходимость заданий репродуктивного характера для воспитания уверенности в самостоятельных действиях и формированию прочных знаний и умений.

Однако по мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые и нестандартные ситуации, а также заданий практического характера (несложное моделирование, дидактические игры, экскурсии и т.д.) [16].

В своих исследованиях Ю.Ю. Помпутис пришел к выводу, что когда действия учеников мотивированы, когда они могут полученные на уроках знания применять в своей бытовой или трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает [21].

Поиски наиболее эффективных путей коррекции дефектов детей с нарушением интеллекта происходили во все времена. Актуальность этой проблемы не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения учащихся во вспомогательной школе [9].

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта».

Объект исследования: особенности математических знаний у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предмет исследования: формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Цель исследования: разработать систему задач и упражнений на формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практики специальной педагогики.

2. Выявить особенности формирования математических представлений и знаний у детей с нормальным интеллектом.

.   Разработать систему задач и упражнений на формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

педагогический вычислительный нарушение интеллект


Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.