Банки участники системы карточных расчетов. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Банки участники системы карточных расчетов.

2020-04-01 123
Банки участники системы карточных расчетов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В системах банковских карточек проводится четкое функциональное разграничение между банками эмитентами карточек и банками-эсквайрами. Первые обслуживают владельцев карточек, открывают им специальные счета и выполняют функции процессинга, вторые предоставляют комплекс услуг торговым предприятиям и сервисным фирмам, принимающим карточки в оплату товаров и услуг. В начальный период становления карточных систем большинство банков выполняло одновременно функции эмитента и эсквайра. Однако в результате конкуренции ставка дисконта, уплачиваемая торговцами, снизилась настолько, что операции эсквайринга могли приносить доход только крупным банкам и специализированным учреждениям, получающим экономию на масштабах операций. Соответственно произошла концентрация эсквайринга у немногих учреждений.

Остановимся более подробно на специфике функций эмитента и эсквайра.

 

Банк-эмитент.

Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему:

- выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца карточки, эмбоссинг, высылка карточки клиенту, возобновление карточки).

- анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита)

- авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки в автоматическом режиме или по телефону, обновление мастер-файла, взаимодействие с системами информационного обмена)

- обмен информацией и получение комиссии за интерчейндж

- биллинг (подготовка и высылка владельцу карточки выписки с указанием сумм и сроков погашения задолженности)

- бухгалтерский учет операций по карточному счету

- взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита

- работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение жалоб)

- обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством (подготовка отчетов по украденным и подделанным карточкам, блокирование счетов)

- маркетинг (поиск новых клиентов, реклама, программы активизации операций по карточным счетам)

Эмиссия карточек. Это отнюдь не техническая функция. Положительное решение по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета при 100%-й авторизации в режиме реального времени.

Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая информация с заявки вводится в компьютер, где создается файл-мастер для персональных данных. В него заносится фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.

Необходимо указать на меры безопасности, которые должны соблюдаться в процессе производства и пересылке клиентам карточек. Участок производства карточек в банке (или в специализированной фирме) отделен от других отделов и находится под строгим контролем. Доступ разрешается узкому кругу лиц, чтобы сократить риск похищения бланков или готовых карточек, подлежащих отправке владельцам.

После высылки карточки по почте владельцу сообщается ПИН-код, используемый для идентификации владельца при операциях через электронные терминалы и банковские автоматы. Конверт с ПИНом высылается обычно через несколько дней после высылки карточки. Кроме того, на карточке часто указывается дата, с которой она становится действительной. Все это делается для того, чтобы снизить опасность незаконного использования карточки, если она будет похищена при пересылке.

Мы уже говорили об авторизации торговой сделки банком-эмитентом. Она производится двумя способами:

- через электронный терминал в торговом предприятии

- по телефону (голосовая авторизация)

Терминалы устанавливаются в крупных торговых центрах с большим ежедневным оборотом. Обычно терминалы производят 100%-ю авторизацию всех сделок в автоматическом режиме. При наличии электронного терминала центральный компьютер торгового центра напрямую соединен с центральным компьютером систем информационного обмена, например “Визанет” или “Банкнет”

Голосовая авторизация применяется там, где объем сделок относительно невелик. Как и авторизация через терминал, она осуществляется, когда сумма покупки превышает установленный лимит для одной операции или в тех случаях, когда существуют сомнения по поводу личности предъявителя карточки.

Авторизация должна проводится быстро, чтобы не заставлять покупателя ждать. Вместе с тем, это весьма трудоемкая процедура, требующая времени и внимания.

Работник, отвечающий на запрос, фиксирует на клавиатуре своего терминала следующие данные:

- идентификационный номер торгового предприятия (минимум 16 знаков)

- номер счета владельца карточки (16 знаков)

- дату истечения срока карточки (4-6 знаков)

- сумму операции (5-10 знаков)

Следовательно, прежде чем дать ответ на запрос, необходимо набрать на экране дисплея от 40 до 50 знаков.

Чтобы контролировать быстроту и правильность работы сотрудников авторизационного центра, банки устанавливают определенные критерии: среднюю скорость ответа работника банка на авторизационный запрос (в секундах с момента телефонного звонка до начала ответа), правильность ответа (по записи на ленте), быстроту реакции, если карточка числится в “горячем”списке (hot list),когда требуется вызвать службу безопасности и т.д.

Биллинг. Банк эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ - выписку с его кредитного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку связи с проведением операций, обязательную минимальную сумму погашения долга и новый остаток задолженности. Эта процедура называется биллингом (billing), дата выписки - датой выписки (billing date), период между двумя датами - (billing cycle), а сам документ выпиской по биллингу (billing statment). Согласно “Закону о справедливом кредитном биллинге”, принятому в США в 1977 г., выписка по биллингу должна быть выслана банком клиенту не позднее, чем за 14 дней до наступления даты платежа.

Если выписка отправлена несвоевременно или по ошибочному адресу, это может стать причиной просрочки платежа, в которой клиент не виноват. Это, естественно, приведет к конфликтной ситуации и к дополнительным расходам банка.

Важно так же правильно установить биллинговые периоды для различных групп клиентов, чтобы выписки по биллингу высылались в течение месяца, и обеспечивалась равномерная нагрузка соответствующих банковских служб (бухгалтерия, отдел рассылки и так далее).

Платеж по биллингу.

Платежный цикл состоит из нескольких этапов:

- получение банком перевода о клиента

- перенос данных

- провозка данных

- бухгалтерские проводки

- контроль за правильностью оформления операции

Полученный банком перевод в счет платежа по биллингу должен быть зачислен на карточный счет в день его получения независимо от того, когда он будет обработан и проведен по бухгалтерским книгам.

На платежном ордере, служащем основанием для проводки должны быть указаны:

- минимальная сумма платежа

- просроченная сумма

- срок платежа

- новый остаток

- номер счета клиента

- сумма приходного ордера название и адрес банка и фамилия и адрес клиента

- номер счета для автоматизированной обработки

При ручной обработке оператор набирает на клавиатуре новый счет клиента и суммы перевода. В автоматизированных системах в ручную вводится только сумма, а номер счета считывается машиной. Кроме того, если суммы перевода меньшее минимального обьязательного платежа, указанного в платежном ордере компьютер подает сигнал оператору.

После проверки правильности ввода данных в компьютер суммы проводятся по счетам. При этом если платеж поступил за день или более до фактической проводки, то проводка датируется сроком получения. Если платеж поступил в отделение банка и требуется в день для передачи е в отдел обработки, проводки так же датируются днем раньше. Это важное требование, так как многие клиенты вносят деньги в день наступления срока платежа, и задержка с оформлением может вызвать санкции за просрочку.

Для определения эффективности работы персонала применяется ряд показателей, например процент ошибок при первом прогоне платежных документов и так далее.

 

Банк эсквайр.

Обязанности банка, занимающегося эквайрингом, определяются его ролью по обслуживанию торговых участников карточных систем.

Основные функции:

- процессинг торговых счетов, представленных в банк торговцем по операциям с карточками

- обмен информацией о сделках и уплата комиссии за интерчейндж в пользу банка эмитента

- рассмотрение заявок торговцев на присоединение к системе расчетов, анализа кредитоспособности новых и уже имеющихся орговцес, проверка торговцев, подозреваемых в мошенничестве

- маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования для пластиковых карточек

Процессинг торговых счетов состоит в переносе данных с бумажного счета на магнитную ленту для введения в систему информационного обмена и “продажи” этих сумм банку-эмитенту (исходящий интерчейндж).

Процессинг торговых счетов имеет несколько стадий. Сначала торговые счета, поступившие в банк от торговца, формируются в пачки одинакового размера и проверяются (правильность заполнения, нет ли в пачке чужих счетов от других торговцев, сумму счетов в пачке). Затем проводится считывание и перенос данных. При ручной обработке счетов данные вводятся с помощью клавиатуры на компьютерном терминале. В автоматизированных системах торговые счета проходят через сенсорные устройства. Суммы считываются методом оптического распознавания знаков. Если какие либо данные не могут быть прочитаны машиной, их дополнительно вводят вручную. Затем производится сверка сумм, зафиксированных машиной, с суммами пачек до начала переноса. Этот контроль необходим для выявления ошибок.

Наконец, после считывания и контроля, сумма счетов передается по системе информационного обмена, ибанк-эсквайр получает возмещение этой суммы от ассоциации за вычетом комиссии за интерчейндж.

Как и все другие элементы процессинга, обработка торговых счетов требует строгого контроля. Банк зачисляет суммы счетов, предъявленных торговцем, на депозитный счет последнего в день подачи счетов. В то же время возмещение этой суммы через систему информационного обмена не может быть получено, пока счета не обработаны и не проведены по системам информационного обмена. Таким образом, банк вынужден бесплатно кредитовать торговца на период обработки счетов. Если вместо 2 дней будет затрачено 4 или 5 дней, расходы банка существенно возрастут.

Поэтому администрация вводит жесткие стандарты сроков обработки счетов. В любом случае следует всегда учитывать, что задержка процессинга означает потерю денег для банка, а ускорение обработки счетов - выигрыш.

 

 

Прибыльность операций с банковскими карточками.

Операции с карточками относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций, так как принимает высокий риск.

Основной показатель для измерения прибыльности карточных операций - прибыль на единицу карточных ссуд. Расчет этого показателя позволяет сравнить доходность операций разных банков.

  портфель непогашенных кредитов по карточкам Прибыль от карточных операций Доходность в %
Банк А 2000000 140000 7
Банк Б 5500000 302500 5,5

Несмотря на то, что банк. Б получил больше прибыли, он работал менее эффективно: показатель доходности у него 5,5%, тогда как у банка. А -7%.

прибыль это разница между доходами и расходами банка, структура которых различна для банка-эмитента и банка-эсквайра.

Начнем с банка-эмитента. Ее основные доходы:

 годовая процентная ставка

 годовой членский взнос

 комиссия по интерчейнджу

 штрафные сборы за нарушение условий договора.

Годовая процентная ставка по карточному кредиту взимается с владельца карточки при пролонгации кредита за пределы льготного периода. Ставка достаточно устойчива и не меняется в связи с конъюнктурными изменениями спроса и предложения на рынке потребительского кредита.

Как уже говорилось, не вся задолженность по карточному портфелю ссуд приносит процентный доход, так как в течение льготного периода проценты не начисляются. Поэтому чтобы применить годовую процентную ставку, ее нужно сначала умножить на долю портфеля, по которой уплачивается процент.

Если эта доля равна 65% портфеля, то при годовой процентной ставке, равной 20% годовых, реальная ставка по данному портфелю составляет 13%.

При месячном биллинге применяется периодическая месячная процентная ставка, которая является производной от годовой ставки.

Годовой членский взнос до начала 80-ых годов не взимался. Затем, снижение банковских доходов вызвало необходимость введения этой платы. В 1992 году этот взнос, был для стандартной карточки - 0-25$, для золотой до 50$. Эта статья обеспечивает доля 50% чистой прибыли по карточным операциям.

Комиссия за интерчейндж. Она равна определенному проценту с каждого доллара продаж, который уплачивается эсквайром эмитенту для покрытия его расходов.

Сборы за нарушение карточных соглашений включают:

- комиссию за просрочку

- комиссию за превышение лимита

- комиссию и возврат чека.

Штрафной сбор за просрочку при уплате очередного взноса в погашение задолженности составляет в американских банках 10-15 $ в месяц. Примерно половина коммерческих банков США взимает комиссию за превышение кредитного лимита при использовании карточки. Она должна компенсировать риск неплатежа, который существенно увеличился в 80-90-х гг.

Расходы банка-эмитента по карточным операциям включают прежде всего плату за ресурсы, которые банк использует для финансирования всего портфеля карточных ссуд. Кроме того, к расходам относятся следующие статьи:

- потери от списания безнадежных долгов и несанкционированного использования карточек

- расходы на проведение процессинговых операций (авторизация, биллинг)

- расходы на обслуживание клиентов

- расходы по маркетингу

Структура доходов и расходов банка-эсквайра отличается своеобразием из-за специфики его функций. Главная статья дохода - это дисконт, уплачиваемый торговцем при депонировании торговых счетов в банке. Доход по этой статье равен произведению средней ставки дисконта на сумму продаж по кредитным карточкам. Например, если средняя ставка дисконта равна 2,2%, то каждые 100 долл. торговых счетов эсквайр получает соответственно 2,2 доллара. Эта сумма списывается со счета торговца в банке в конце каждого месяца. Еще один канал доходов эсквайра - поступления от продажи или сдачи в наем торговцу оборудования для импринтинга (переноса данных карточки в торговый счет) и электронных терминалов. Наконец, банк-эсквайр получает доход при использовании средств хранящихся на счете депо торговца.

Основная статья расходов банка-эсквайра - это комиссия за интерчейндж. Она уплачивается банку-эмитенту в определенном проценте от суммы торговых счетов. Другие виды расходов эсквайра аналогичны тем, которые несет эмитент - расходы по процессингу, маркетингу.

Список используемой литературы

1. Федеральный Закон РФ "О лизинге" от 29.10.98 № 164-ФЗ

2. http://www.leasing.ru/Leasing_in_Russia/01-97/Razdel-1.htm

3. http://www.leasing.ru/Leasing_in_Russia/01-97/Razdel-3-1.htm

4. http://www.leasing.ru/Leasing_in_Russia/01-97/Razdel-4-1.htm

5. http://www.binec.ru/press/lizrev/7/blum1.htm

6. http://www.chelyabinsk.ru/sme/lising/3.shtm

7. http://members.aa.net/~russia/trade/whatisforfait.html

8. Банковские пластиковые карточки ИЦП “Вазар-Ферро” М., Усоскин В.М. 1995г.

9. Электронная система денежных расчетов М., Финансы и Статистика Липис А. Маршалл Т. Линкер Я. 1988г.

 

Лизинговые операции....................................................................................................................... 1

История возникновения развития лизинга................................................................................. 1

Понятие и сущность лизинга........................................................................................................ 1

Основные элементы лизинговой операции................................................................................ 2

Стоимость лизинга........................................................................................................................ 4

Формы, типы и виды лизинга...................................................................................................... 5

Содержание договора лизинга..................................................................................................... 6

Риски лизинговых сделок............................................................................................................. 7

Банковские карты.............................................................................................................................. 7

Банковская пластиковая карточка как инструмент расчетов и кредитования........................ 7

Банки участники системы карточных расчетов....................................................................... 13

Список используемой литературы................................................................................................. 18

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.