Глава 1. Основы функционирования центральных банков — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Основы функционирования центральных банков

2020-04-01 101
Глава 1. Основы функционирования центральных банков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Основы функционирования центральных банков

История возникновения и статус центральных банков

Цели и функции центральных банков

Инструменты денежно-кредитной политики

Глава 2. Опыт деятельности центральных банков развитых стран

Регулирование инфляции

Регулирование валютного курса

Банковский контроль и надзор

Деятельность Банка России

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Центральный банк является проводником денежно-кредитной политики в рыночной экономике. В его функции входит выбор целей и приоритетов, разработка соответствующей стратегии и тактики денежно-кредитной политики, а также её реализация посредством разнообразных инструментов и методов. Помимо этого, одной из основных задач центрального банка является поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны. В странах с развитой банковской системой денежно-кредитная и валютная политика имеют статус одного из ключевых инструментов воздействия на экономическую конъюнктуру для достижения планируемых государством ориентиров экономического развития.

Последнее десятилетие было отмечено значительным возрастанием роли центральных банков в регулировании экономических процессов. В особенности это касается развитых стран: так, в США от решений Федерального комитета по операциям на открытом рынке ФРС во многом зависит динамика экономического развития. Рост зависимости национальных экономических систем от конъюнктуры мирового финансового рынка потребовал от центральных банков принятия адекватных мер денежно-кредитной политики, способных обеспечить стабильность экономического развития или достаточно быстрое преодоление последствий финансового кризиса.

При планировании и подготовке регулирующих мероприятий в современных условиях наиболее актуальным является вопрос о выборе тех или иных инструментов воздействия на экономическую конъюнктуру. Опыт денежно-кредитного регулирования в развитых странах в последней четверти XX века показывает ослабление взаимосвязи между динамикой денежной массы и среднегодовым уровнем инфляции. Во многом это обусловлено "размыванием" границ национальных финансовых рынков, ростом их зависимости от внешних факторов, находящихся вне сферы контроля центральных банков. В результате меняются цели использования ряда "классических" инструментов денежно-кредитной политики (купля-продажа финансовых активов на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов): вместо прямого воздействия на объем денежного предложения широкое распространение получило применение указанных инструментов для косвенного влияния на систему процентных ставок и стоимость кредита. Начавшийся в 1990-х гг. процесс перехода центральных банков развитых стран непосредственно к установлению и достижению ориентира по инфляции (инфляционному таргетированию) сопровождался пересмотром имеющихся в арсенале центрального банка механизмов регулирования денежно-кредитной сферы в пользу инструментов, имеющих четко выраженный рыночный характер.

Таким образом, актуальность предлагаемой работы, посвященной всестороннему исследованию существующей системы денежно-кредитного регулирования, обусловлена объективными процессами, связанными с изменением роли центральных банков в условиях формирования глобального финансового рынка.

Объект работы - денежно-кредитная сфера экономики.

Предмет - деятельность центральных банков, их воздействие на финансовые рынки.

Целью данной работы было исследование особенностей функционирования центральных банков развитых стран, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.

Для достижения целей необходимо было решить следующие задачи: определить место и роль центрального банка в национальной экономике, выделить цели и задачи его деятельности, изучить инструменты денежно-кредитной политики, а также ознакомиться с мировым опытом её проведения, проанализировать статистические данные по разным странам и оценить эффективность деятельности Центробанков, собрать данные о текущих мероприятиях в сфере банковского контроля и надзора.

При написании работы использованы статьи из периодической печати, учебная литература, ФЗ "О Банке России", сайты интернет.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой разбираются теоретические аспекты функционирования центральных банков, рассказана история их возникновения, даётся характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики: механизм воздействия на денежный рынок, рекомендации по использованию.

Вторая глава представляет собой описание практики использования инструментов денежно-кредитной политики для достижения конкретных макроэкономических целей. В данной главе раскрыт многолетний опыт деятельности центральных банков развитых стран по регулированию инфляции, приведены примеры вмешательства на валютный рынок, рассказано о мерах по регулированию банковского сектора, в частности о внедрении соглашений Базель I и Базель II, системы страхования вкладов.


Регулирование инфляции

 

В большинстве развитых стран главная цель денежно-кредитной политики и функционирования ЦБ в целом - достижение определённого уровня инфляции. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году - 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю), говорится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы, опубликованном на сайте ЦБ.

Согласно предыдущему варианту документа, инфляция в 2009 году должна была составить 7,5-8,5%, а в последующие два года прогноз соответствовал нынешним ориентирам.

Также в проекте отмечается, что в сложившихся условиях намеченный ранее целевой ориентир по инфляции в 2008 году будет превышен и составит "около 13%".

Для воздействия на уровень инфляции центральные банки активно используют учётную ставку.

Самая высокая ставка по федеральным фондам в прошлом веке была зафиксирована в США в 1981 г. на уровне 19% и в последующие годы в целом имела тенденцию к понижению. В зависимости от экономической ситуации учётная ставка может изменяться несколько раз за год: в течение 1994 г. ФРС США повышала процентную ставку по федеральным фондам пять раз - с 3 до 6%. Чтобы помочь американской экономике пережить негативные последствия финансового кризиса в России осенью 1998 г., ФРС провела три понижения процентной ставки в целом на четверть пункта. Снижение учётной ставки позволило достичь рекордно низкого уровня инфляции в размере 1,6%. Это был самый низкий показатель, зафиксированный в Америке с 1965 г. За период с июня 1999 г. по май 2000 г. ФРС четыре раза пересматривала учётную ставку, повысив её до 5,75%. Повышение учётной ставки рефинансирования использовалось с целью затормозить чрезмерно высокие темпы роста национальной экономики.

В 2001 г. ситуация в американской экономике резко изменилась - началась стагнация. Для стимулирования роста экономики Федеральная резервная система около пятнадцати раз снижала базовую процентную ставку, которая к июню 2004 г. сократилась до самого низкого показателя за последние сорок шесть лет - 1,036. Затем начался обратный процесс. Экономика США вошла в фазу устойчивого роста, и ставка рефинансирования 30 июня 2004 г. была повышена до 1,25%. Повышение процентной ставки явилось началом изменения направления валютно-финансовой политики, проводимой ФРС США. Руководство ФРС заявило, что процесс повышения ставки будет умеренным и постепенным. С июня 2004 г. по декабрь 2005 г. ФРС тринадцать раз повышала ставку в среднем на 0,25%, доведя её до 4,25% к концу 2005 г. В конце января 2006 г. ставка была повышена еще на 0,25% и достигла 4,5%.

В последние годы экономисты ФРС заговорили о так называемой нейтральной ставке, при которой экономика сможет расти оптимальными темпами, не стимулируя инфляционные процессы. Однако определить уровень нейтральной ставки пока не представляется возможным, поскольку он складывается из конъюнктурных факторов, которые подвержены значительным колебаниям.

Поскольку мировые финансовые рынки стали более интегрированными, то валютно-финансовая политика США оказывает существенной влияние на положение с ликвидностью и на колебания уровня мировой инфляции, на изменение курсов иностранных валют, цен на нефть, ситуации на фондовых рынках. Решение об изменении учётной ставки во многом определяет решения, принимаемые ЕЦБ, Банком Великобритании и аналогичными учреждениями в других странах мира.

В Европейском союзе функции центрального банка выполняет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Однако в отличие от ФРС Европейский центральный банк действует по принципу установления целевого уровня инфляции (не более 2% в год). Все остальные функции ЕЦБ могут реализоваться только при соблюдении этой первой заповеди.

В первой половине декабря 1998 г. центральные банки Европейского валютного союза (ЕВС) впервые одновременно понизили процентные ставки с 3,3 до 3,0%, кроме Италии, где данный показатель составил 3,5%. Вслед за странами ЕС до такого же уровня процентные ставки понизила и Великобритания. Одновременное снижение ставок в 11 европейских странах, а затем и в Великобритании свидетельствовало о формировании единого механизма регулирования инфляционных процессов в Объединенной Европе. В связи с риском роста уровня инфляции, связанного с повышательной тенденцией в мировых ценах на нефть, слабостью евро и возросшим спросом на кредиты, ЕЦБ в период с января 1999 г. по июль 2000 г. осуществил пять повышений уровня кредитной ставки, доведя её до 4,25%. В период с июля 2000 г. по июнь 2003 г. ставка снизилась до 2% и сохранялась на столь низком уровне вплоть до декабря 2005 г., когда началось плавное повышение ставки. В марте 2006 г. ставка была повышена на 0,25% - до 2,5%. В большинстве стран еврозоны удается сохранять рост цен на достаточно низком уровне, соблюдая условия конвергенции (Приложение 3).

Анализ изменения учетной ставки в России в период с 1990 по 2006 г. говорит о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает. В 90-е годы в России уровень учётной ставки оставался достаточно высоким по сравнению с мировой практикой (см. Приложение 4). В частности, в среднем за 1993 г. этот показатель колебался от 80 до 180%. По уровню учётной ставки среди других стран мира Россия в тот период уступала лишь Бразилии, переживавшей глубокий финансовый кризис. В Бразилии ставки рефинансирования в течение всего 1993 г, превышали 3000%.

Начиная с июля 1993 процентная ставка Центрального банка России устанавливалась на уровне не более, чем на 7 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки, а с конца 1994 г. эта норма была снижена до 5%. Своего максимального уровня процентная ставка в России достигла в апреле 1994 г. и составила 210%. Россия имела самую высокую в мире ставку рефинансирования и соответственно процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам. К октябрю 1994 г. правительству удалось понизить уровень процентной ставни до минимального на тот период размера в 130%. Однако в том же месяце после резкого падения курса рубля по отношению к доллару США, в "чёрный вторник", учётная ставка вновь была резко повышена - до 170%.

На протяжении 1995г. уровень учётной ставки Центрального банка России колебался в пределах от 170 до 200%. В результате проведения комплекса мер по финансовой стабилизации к началу 1996 г. правительству России удалось вновь снизить учётную ставку до 120%, а к октябрю того же года - до 60%. В 1997 г. продолжалось плавное понижение уровня учётной ставки, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период так называемых экономических реформ в России и составила 21%.

В начале 1998 г. в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере правительство вынуждено было опять пойти на повышение учётной ставки до 50%. Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошёл в августе 1998 г. В результате учётная ставка была вновь резко увеличена - до 150%. В середине 1999 г, ставку удалось снизить до 60%. С этого времени наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с 1999 по 2005 г. ставку рефинансирования удалось снизить до 12% (Приложение 5).

В России ставка рефинансирования до сих пор остаётся более индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и напрямую не влияет на стоимость заёмных средств на межбанковском рынке. Изменение ставки влияет лишь на размер штрафов и пеней, которые в соответствии с Налоговым кодексом привязаны к ставке Центрального банка. В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если предположить, что годовой уровень инфляции в России в период с 2006 по 2008 гг. сократится примерно до 6-7%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то теоретически ставка рефинансирования в 2006 - 2008 гг. может быть понижена до 5-6%.

Введение обязательного резервирования в России в начале 90-х годов было обусловлено необходимостью сокращения высокого уровня инфляции, обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью. В России с начала 90-х годов были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов: по счетам до востребования - 20% и по срочным обязательствам - 15%. Связано это было с необходимостью противодействовать увеличению денежной массы коммерческими банками в условиях высокой инфляции и осуществления антиинфляционных мер.

Нормы обязательных резервов в России не пересматривались до середины 90-х годов, совершенствовались лишь база резервирования и техника его осуществления. В феврале 1995 г. Центральный банк ввёл 2% норму обязательного резервирования по текущим валютным счетам. В апреле 1996 г. в целях облегчения деятельности коммерческих банков и укрепления российской банковской системы Центральный банк понизил по рублевым активам размер обязательных резервов с 20 до 18% и до 1,25% по валютным активам. Общий объем централизованных резервных отчислений снизился почти в 2,5 раза.

После финансового кризиса в России в конце 1998 г. средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом. В период с 2000 по начало 2004 г. ставка отчисления в фонды обязательных резервов по рублёвым вкладам населения составляла 7% и 10% по средствам юридических лиц и валютным вкладам. Общий объём средств фондов в начале 2004 г, оценивался в 160 млрд. руб. (5,6 млрд. долл.). В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале третьего тысячелетия значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран (Приложение 6).

Европейский центральный банк и центральные банки стран еврозоны стремятся не допустить, чтобы обязательные резервы стали бременем для банковской системы или препятствовали эффективному распределению ресурсов. Некоторые страны - с достаточно развитой банковской системой и низким уровнем инфляции - исключили ФОР из состава инструментов денежно-кредитной политики. В частности, это относится к Австралии, Канаде, Швеции, Швейцарии, Мексике и др.

В России уровень отчислений в фонды обязательного резервирования в начале третьего тысячелетия был слишком высок. Это значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными, особенно в условиях либерализации валютного законодательства. Центральный банк России, в отличие от национальных банков стран еврозоны, не платит коммерческим банкам процентов по остаткам средств на резервных счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Вместе с тем Центральный банк России использует эти средства в своих активных операциях, а частности для покупки государственных ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему доход. По настоятельному требованию коммерческих банков Совет директоров банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам которая составила 9%. В настоящее время нормативы обязательных резервов по всем видам обязательств коммерческих банков составляют 3,5% [22].

В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке. Можно выделить два типа операций на открытом рынке - защитные и динамические. Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов, в частности при снижении физического объема и доли золотого запаса в объеме официальных резервов. Динамичные операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста. В арсенале Центрального банка России операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объёмом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место. В отличие от ведущих стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.

Важным составным элементом функциональной системы, поддерживающей определённый уровень инфляции, является практика рефинансирования коммерческих банков, которая поддерживает ликвидность банковской системы.

По мнению большинства специалистов, современная система рефинансирования коммерческих банков является одним из самых слабых звеньев в банковской системе России, что сдерживает коммерческие банки в увеличении объёмов кредитования. Рефинансирование коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объёмах, в частности объём ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2005 г., составил всего 1,4 млрд. руб., т.е. десятые доли процентов от активов ЦБ. Рефинансирование осуществляется под залог ценных бумаг. В качестве залога могут служить облигации самого ЦБ, валютные облигации по суверенному долгу, субфедеральные, корпоративные облигации, векселя и кредитные требования заёмщика высокого рейтинга, поручительства. Такого рода обеспечение достаточно могут позволить только крупные банки. Кредиты выдаются на разные сроки и под разные проценты - внутридневной (беспроцентный), "овернайт", т.е. на один рабочий день (12%), ломбардный на 7 или 14 дней (7,1%), под залог и поручительство от 90 до 180 дней (7,2-10%). Поскольку в последние годы Центральный банк проводит политику привязки ставки рефинансирования к уровню инфляции, а он остаётся достаточно высоким, то и ставки кредитов высоки. Кредиты ЦБ не являются для коммерческих банков важным источником финансовых ресурсов, поэтому для поддержания ликвидности коммерческие банки предпочитают занимать друг у друга на межбанковском рынке.

Процесс обратный инфляции - дефляция - не является благом для экономики. Процессу дефляции в определенной мере способствует глобализация мировой экономики, когда приоритет отдаётся товарам, производимым странами с наименьшими издержками производства и соответственно более низкими ценами. Следует подчеркнуть, что номинальная учётная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условиях дефляции.

В Японии дефляция составляла в 2002 г.0,996, в 2003 г. - 0,5%, в 2005 г. - 1,6%; в Китае в 2002 г. - 0,8%; в Гонконге в 2002 г. - 3,0%, в 2003 г. - 2,6%; а Сингапуре в 2002 г. - 0,4%; на Тайване в 2002 г. - 0,2%, в 2003 г. - 0,3%, в Израиле в 2006 г. - 0,2%. Наиболее продолжительная дефляция наблюдается в Японии, центральный банк страны не может с ней справиться с 1997 г.

В частности, чтобы выйти из стагнационно-дефляционной спирали, японское правительство проводило так называемую политику количественного смягчения. В 2006 г. Банк Японии разместил на счетах в коммерческих банках примерно 250 - 300 млрд. долл., что должно было стимулировать процесс кредитования. Ожидается, что объём беспроцентных депозитов в коммерческих банках начнёт постепенно снижаться и достигнет уровня 50-60 млрд долл. Только тогда Банк Японии сможет вновь использовать инструмент изменения ставки рефинансирования для регулирования процесса ценовой динамики.

В период с марта 2001 г. по март 2006 г. в русле разработанной Банком Японии концепции количественного расширения ликвидной базы с целью преодоления дефляции в качестве операционной цели использовалась не ставка овернайт, а размер текущих балансов финансовых инструментов, находящихся на счетах в Банке Японии.9 марта 2006 г. Совет по политике Банка Японии в связи с изменением финансово - экономических условий в стране принял решение перейти к прежнему операционному ориентиру денежно - кредитной политики ставке call rate.

Основной из главных проблем японской экономики стала длительная стагнация и сопровождавшая её дефляция в течение 1990-х - начала 2000-х годов. В качестве основной причины дефляции в Японии эксперты выделяют прорыв спекулятивного финансового "пузыря" на фондовом рынке страны в 1990 г. и его негативные последствия для финансово - экономического положения в целом и для денежного обращения в частности. Банк Японии сначала подпитывал эти "пузыри" дешевыми деньгами, а затем пытался остановить их дальнейшее раздувание, последовательно повышая базисную процентную ставку. В течение этого периода происходило нарастающее обострение проблемы стагфляции, то есть сочетание экономического спада с дефляцией. Государственный долг вырос с 60% ВВП в 1990 г. до 140% ВВП в конце 90-х годов. В начале 1999 г. Банк Японии был вынужден в ответ на хроническую дефляцию снизить официальную учетную ставку до 0,069%. В сжатые сроки (с февраля по сентябрь 2001 г.) в три этапа она была снижена с 0,5 до 0,1%. В этих условиях Центральный Банк Японии не в состоянии был стимулировать спрос в экономике и оживление деловой активности. Кризисная ситуация вынудила японский парламент принять в 1998 г. новый закон о центральном банке, запрещающий автономию ЦБ по отношению министерства финансов страны и определил в качестве приоритетной денежно - кредитной политики поддержание ценовой стабильности, путем не допущения инфляции и дефляции.

Руководство Банка Японии 19 марта 2001 г. под воздействием ухудшающей ситуации в денежно - кредитной сфере, а так же под давлением промышленных и финансовых кругов, приняло решение о внесении в механизм денежно - кредитной политики. На вооружение была взята Концепция количественного расширения ликвидности (quantitative easing) межбанковского рынка. Эта концепция включает три основных компонента:

а) изменение операционной цели политики Банка Японии на открытом рынке, то есть отказ от количественного ориентира процентной ставки call rate и определение целевой установки по общему объему баланса депозитных счетов финансовых институтов в Банке Японии;

б) решение руководства Банка Японии по существенному увеличению операций аутрайт по покупке японских правительственных облигаций (JGB) для пополнения средств финансовых институтов;

в) обязательства Банка Японии обеспечивать ежегодный рост индекса потребительских цен, путем использования действующего механизма операций на открытом рынке до тех пор, пока индекс потребительских цен не будет иметь ежегодную устойчивую тенденцию к росту в пределах от 0% и выше.

Концепция расширения ликвидной базы межбанковского рынка активно использовалась Банком Японии в период с марта 2001 г. по март 2006 г. и в целом способствовала постепенному выходу из фазы дефляции.

С целью дальнейшего расширения ликвидной базы Банк Японии 20 января 2004 г. после проведенной оценки экономической ситуации в стране вновь увеличил границы коридора целевой установки по объему текущих депозитных счетов до 30-35 трлн иен, которые сохранялись вплоть до отмены данного целевого ориентира с 9 марта 2006 г.

Побочным эффектом введения Банком Японии нового механизма расширения ликвидной базы стало значительное падение активности финансовых институтов на межбанковском денежном рынке. В условиях нулевых процентных ставок его участники не склонны инвестировать средства в рыночные инструменты, поскольку доходность таких операций не достаточна даже для того, чтобы покрыть торговые издержки. Произошло резкое сокращение объема сделок между участниками денежного рынка. Это вызывает серьезную озабоченность банков, поскольку они не уверены, что смогут бесперебойно пополнять свою ликвидность в случае повышения уровня процентных ставок. Чем активнее центральный банк непосредственно участвует в операциях по поддержанию устойчивости денежного рынка, тем выше спрос на балансы текущих депозитных счетов финансовых институтов, который должен компенсировать их неудовлетворенный спрос на ликвидность на межбанковском денежном рынке. Активная роль Банка Японии в стимулировании роста ликвидной базы финансовых институтов в определенной мере нарушает действие рыночного механизма регулирования банковской ликвидности, потенциально повышая риск неустойчивости денежного рынка.

Банк Японии значительно активизировал пополнение размера балансов центрального банка за счет вторичного источника - стимулирование спроса на так называемые избыточные резервы для совершения сделок с японскими правительственными облигациями (Japaneese Govemment Bonds, JGB) на открытом рынке. В то же время традиционные операции с краткосрочными финансовыми векселями (financial bills, FB) и казначейскими векселями (treasury bills, TB) становились все менее эффективными, поскольку процентные ставки по ним находились практически на нулевом уровне. В результате возникла тупиковая ситуация при которой потребность в поддержании значительного размера текущих депозитных счетов уже не могла быть удовлетворена за счет низкого спроса на бездоходные краткосрочные векселя. Банк Японии принял решение резко активизировать операции с долгосрочными правительственными облигациями, существенно увеличив их долю в денежной базе, чему в немалой степени способствовало, то обстоятельство, что процентные ставки по ним были положительными, а по отдельным видам (по тридцатилетним бондам) доходили до 1 %. В 2003 г. объем покупок Банком Японии этих видов ценных бумаг составил 1200 млрд иен в месяц по сравнению с 400 млрд иен в месяц в период до марта 2006 года. В результате доля покупок Банком Японии JGB в денежной базе возросла до 60%.

Индекс потребительских цен в Японии в октябре 2006 года впервые вышел на нулевое значение, с ноября стал положительным, а в течение января - июня 2006 года индекс цен стабильно находился в пределах 0,5% в годовом исчислении.

Таблица 1

Количество отозванных лицензий у банков с 2003 по 2006 гг.

2003 2004 2005 2006
16 30 35 60

 

Источник: http://www.ubanks. su/ftpgetfile. php? id=109

В рамках банковского надзора и стабилизации финансовой системы были разработаны международные соглашения Базель I и Базель II, кроме того в развитых странах уже давно действует система страхования вкладов, с 2004-2005 гг. вводятся МСФО.

В настоящее время в состав Базельского комитета входят представители центральных банков и надзорных органов следующих государств: Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии.

Как известно, в 2004 году Банк России продекларировал свою приверженность Новому Базельскому Соглашению по капиталу, избрал вариант его введения и установил сроки. Предполагается, что в рамках первого компонента Соглашения к 2008 году будет применяться упрощённый стандартизированный подход по оценке кредитного риска, а второй и третий компоненты будут полностью введены к 2009 году.

Лаг в один-два года по отношению к развитым странам-членам "большой десятки" был определён для того, чтобы иметь возможность использовать их опыт, а также подготовить необходимую платформу для эффективного и безболезненного введения Базеля II в России.

В большинстве стран разработаны планы-графики по внедрению Соглашения, а также определён круг ответственных лиц и организаций, составлены методики и рекомендации для банков (см. Приложение 7)

В США после обсуждения Соглашения с представителями финансового сектора и определения возможности различных банков применять те или иные варианты оценки была разработана программа, дающая полную картину введения Базеля II в стране. Так как основной принцип надзорных органов США - комфортность и минимизация стрессов для банковской системы, процесс перехода к Соглашению был разбит на несколько транзитных этапов, а сроки окончательного введения Базель II являются достаточно гибкими и определены лишь ориентировочно - 2010 год.

После многократного тестирования национальной банковской системы надзорные органы США пришли к мнению, что только 10 крупнейших банков страны, с размером активов более 250 млрд. долл. или имеющих не менее 10 млрд. долл. зарубежных активов, могут начать использовать сложные методы расчёта рисков с 2007 года. При чём до этого им необходимо будет выполнить ряд дополнительных требований - создать необходимую инфраструктуру, обеспечить полную транспарентность своих операций. Для всех остальных банков обязательным к применению остаётся Соглашение Базель I, которое будет модифицироваться, постепенно приближаясь по сути к Соглашению Базель II.

План ЕС имеет более жёсткие сроки, чем США. Помимо принципов и целей, Директива содержит детализированные технические аспекты реформирования банковских систем стран-членов ЕС. В то же время национальным регулирующим органам предоставляется возможность самостоятельной разработки программы перехода к Базелю II с учётом своей страновой специфики или выбора одного из многочисленных вариантов, предлагаемых Директивой. Координацией подготовительного процесса перехода в ЕС занимаются Комитет европейских органов по банковскому надзору и Европейский центральный банк. В каждой стране-члене ЕС созданы целевые группы, разработаны планы-графики, ведётся подготовка законодательной платформы банковского надзора, проводятся многочисленные консультации и апробации.

Аналогичным образом работа организована большинством стран, выразившим своё намерение перехода к Базелю II.

Осталось всего 2 года до объявленного Банком России начала ввода Базеля II, однако полностью не реализован ни один из этапов, рекомендованных Базельским комитетом. Не построена сильная финансовая инфраструктура, нет качественных изменений в национальных стандартах банковской деятельности, не снижается влияние государственных банков, не обеспечена прозрачность операций банков и финансового рынка в целом. Требуется пересмотр самой системы регулирования банковской деятельности и обеспечение смещения акцентов с контрольно-ревизионных функций надзора на риск-ориентированные.

К тому же требуют решения некоторые технические вопросы надзорной практики: требует доработки система и порядок выявления банковских рисков, не обеспечена дифференциация подхода к регулированию деятельности отдельных субъектов банковской системы, необходимо внести ясность в определение и расчёт капитала, устранив имеющуюся двойственность трактовок. К примеру, показатель достаточности капитала у некоторых крупных системообразующих банков, рассчитанный по российской методике колеблется на уровне 12-14%, а при расчёте по системе МСФО показывает более высокий результат.

 

Деятельность Банка России

 

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления: центральный аппарат, территориальные управления, расчётно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка. Высшим органом Центрального банка РФ выступает Совет директоров, коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление. Совет директоров состоит из Председателя и 12 членов, избирающихся на четыре года Государственной Думой.

Для проведения денежно-кредитной политики при Центральном банке создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального собрания, Президента, Правительства, Центрального банка, кредитных организаций и экспертов.

Банк России прежде всего осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование экономики.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение её надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платёжной системы Банком России была введена отчётность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчётности за счёт внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учёта и отчётности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объёму и периодичности публикуемой информации, реализации в учёте и отчётности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время всё более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идёт в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Ещё одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, - это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального зако


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.