Цель и задачи аудиторской проверки несостоятельного предприятия — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Цель и задачи аудиторской проверки несостоятельного предприятия

2020-04-01 182
Цель и задачи аудиторской проверки несостоятельного предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процедура банкротства Цель аудита Задачи
1 2 3
Наблюдение Выражение мнения о том, насколько достоверно отчетность* отражает финансовое положение несостоятельного предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проведение анализа финансового состояния должника.

1. Подтверждение решения арбитражного суда о признании организации несостоятельной.

2. Подтверждение законности введения применяемой процедуры банкротства.

3. Подтверждение соблюдения последствий введения соответствующей процедуры банкротства.

4. Проверка соблюдения органами управления требований действующего законодательства о банкротстве.

5. Проверка отчета арбитражного управляющего.

Финансовое оздоровление Выражение мнения о достоверности отчетности* и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации по операциям, связанным с восстановлением платежеспособности и погашением задолженности в соответствии с установленным графиком.
Внешнее управление Выражение мнения о том, насколько достоверно отчетность* отражает результаты деятельности внешнего управляющего, направленной на восстановление платежеспособности несостоятельного предприятия в соответствии с планом внешнего управления.
Конкурсное производство Выражение мнения о достоверности ликвидационной отчетности* и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации по операциям, связанным с удовлетворением требований кредиторов.
Мировое соглашение Выражение мнения о достоверности отчетности*, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации по операциям, связанным с прекращением производства по делу о банкротстве.

 

* - состав отчетности несостоятельного предприятия, подлежащий аудиторской проверке, определяется в зависимости от применяемой процедуры банкротства (см. табл. 1)

 

Особый экономический и правовой статус организаций-банкротов обуславливает особенности функционирования данной категории экономических субъектов. К таким особенностям следует отнести: особенности определенные законодательно и обусловленные финансовым состоянием(рис. 3).

Тяжелое финансовое положение и регулирование финансово-хозяйственной деятельности обособленными нормативными документами – факторы, существенно влияющие на самые различные стороны деятельности несостоятельной организации, в том числе и на организацию учетно-контрольных процедур, что выражается в нарушении основных принципов учета и аудита: принципа непрерывности деятельности, принципа полноты, принципа своевременности, принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности, принципа конфиденциальности. В данном случае, экономические и правовые особенности деятельности несостоятельной организации при применении различных процедур банкротства, будут являться факторами, влияющими на организацию учета и проведение аудита, на которые аудиторам следует обратить особое внимание.

Рис. 3. Особенности функционирования несостоятельных организаций, влияющие на организацию учета и проведение аудиторской проверки

Анализируя финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов в отношении которых арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве, были выделены следующие особенности учета и аудита несостоятельных организаций:

1. Отсутствие законодательно закрепленной методологии бухгалтерского учета и аудита финансово-хозяйственных операций, осуществляемых в ходе процедур банкротства.

2. Неприменимость основных принципов учета и аудита.

3. Применение специфических форм документооборота и бухгалтерской отчетности.

4. Использование альтернативных подходов к оценке имущества при составлении отчетности.

5. Распределение ответственности между арбитражным управляющим и руководством несостоятельного предприятия за организацию, ведение бухгалтерского и налогового учета, составление отчетности в зависимости от стадии арбитражного процесса по делу о банкротстве.

6. Осуществление безналичных расчетов с использованием единственного расчетного счета.

7. Низкая эффективность применения стандартных приемов и способов проведения аудиторской проверки.

8. Несоответствие форм регистров налогового учета специфике несостоятельных предприятий.

Большинство перечисленных особенностей учета и аудита возникает при переходе несостоятельной организации к определенным законодательством стадиям арбитражного процесса по делу о банкротстве. Таким образом, можно сделать вывод о первоочередном влиянии применяемой процедуры банкротства на организацию учета и аудита несостоятельного предприятия.

При проведении аудиторской проверки на несостоятельном предприятии аудитору не следует полагаться на эффективность организации систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Сбор доказательств при проведении аудиторской проверки на предприятиях-банкротах занимает особое место в работе аудитора, поскольку нестабильная финансовая ситуация, как правило, оказывает пагубное влияние на общее состояние предприятия: пропуск либо несвоевременное отражение хозяйственных операций в учете; ослабление контрольных функций, и как следствие, возможно хищение имущества несостоятельной организации. В таких условиях аудитору необходимо как можно тщательнее провести инвентаризацию имущества организации-банкрота. Поскольку проведение инвентаризации возможно на любой стадии банкротства, а на стадиях наблюдения и конкурсного производства проведение инвентаризации обязательно, аудитору следует, как можно эффективнее выполнить данную процедуру, ведь именно за счет имущества несостоятельной организации погашаются требования кредиторов.

Таким образом, на стадии оценки эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля строится профессиональное мнение аудитора, используемое для реализации дальнейших этапов планирования аудита несостоятельного предприятия.

В ходе исследования выявлено, что учет налоговых отношений в процессе осуществления процедур банкротства имеет свою специфику. Определено, что по характеру возникновения можно выделить следующие виды налоговых обязательств несостоятельной организации:

- обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до признания организации банкротом;

- обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили после введения определенной процедуры банкротства;

- обязательные платежи, на которые распространяется действие моратория.

Одним из источников получения аудиторских доказательств при проведении проверки на несостоятельном предприятии могут быть данные налогового учета. Данные налогового учета несостоятельного предприятия должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов банкрота, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль (рис. 4).

Согласно 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации вышеуказанные расходы относятся к прочим расходам, а именно к внереализационным и соответственно подлежат зачислению на счет прибылей и убытков, поскольку ни законодательством, ни правилами бухгалтерского учета не установлен никакой иной порядок. Таким образом, внереализационные расходы несостоятельного предприятия, оказывающих влияние на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль можно подразделить на два вида:

1) связанные с обычной деятельностью предприятия;

2) связанные с проведением процедур банкротства.

 


ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ-БАНКРОТАХ

 

Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок – наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом – сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г.

Признаком банкротства юридического лица по новому закону считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно: досудебную санацию – предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности; мораторий на удовлетворение требований кредиторов; возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса; иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей.

Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур: наблюдения – процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника; внешнего управления – процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему; конкурсного производства – процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке имущества должника.

Следует уяснить существующие объективные условия для массовой несостоятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности и всего народно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены прежде всего непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческих кадров.

Введение процедур банкротства позволяет отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок, посредством антикризисного управления.

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. C этой целью необходимо проводить анализ финансового состояния предприятия. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению его платежеспособности. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия.

Деятельность по антикризисному управлению крупными промышленными объектами в различных своих модификациях, несомненно, будет способствовать сохранению и развитию промышленного потенциала страны.

Таким образом, банкротство – это один из легальных механизмов обновления и реформирования наших предприятий; это механизм развития путем эффективного перераспределения собственности. Банкротство далеко не всегда означает ликвидацию предприятия.

Институт банкротства служит целям устранения из гражданского оборота нерентабельных субъектов, независимо от того, даст ли это государству какую-либо прибыль, и восстановления нормального функционирования потенциально рентабельных, даже если это сопряжено с определенными затратами.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Применение различных процедур банкротства, определенных законодательством, позволяет выделить из числа несостоятельных организаций тех, которые имеют реальную возможность рассчитаться по своим обязательствам и восстановить платежеспособность и тех, которые подлежат ликвидации. В зависимости от выбранного направления дальнейшего развития несостоятельного предприятия могу быть определены цель и задачи аудита.

Экономические и правовые условия функционирования несостоятельных организаций предопределяют отличия организации учета и проведения аудита от обычных хозяйствующих субъектов, позволяя определить возможные направления аудиторской проверки.

Взаимодействие несостоятельных организаций и аудиторов заключается не только в проведении аудита финансовой отчетности, но и в оказании полного спектра сопутствующих аудиту услуг, определенных законодательством.

В ходе аудита несостоятельного предприятия, независимо от применяемой процедуры банкротства, аудиторы должны обеспечить заинтересованных пользователей финансовой отчетности достоверными данными о состоянии аудируемого лица, что невозможно без применения таких приемов и способов аудита, которые бы учитывали все аспекты несостоятельности. Поэтому при разработке внутрифирменных стандартов особое внимание должно уделяться специфике деятельности несостоятельной организации в разрезе процедур банкротства.

Проведение обязательного аудита несостоятельных организаций, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, должно быть закреплено на законодательном уровне, что позволило бы государству осуществлять полный контроль за деятельностью такого социально значимого сектора экономики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

2. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: принята 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть вторая: принята 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

4. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003.

5. Агапов Д.Н. Банкротство. // Д.Н Агапов. – М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) // Хозяйство и право, 2003 г., № 1.

7. Гаврилова В.Е. Банкротство в России: Вопросы истории, теории и практики: Монография. – М.: Теис, 2003.

8. Завадников В.Н. Новый закон о банкротстве не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, но ликвидирует самые вопиющие из них // Новые законы и нормативные акты, 2002 г., № 45.

9. Зыкова И.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), // Законодательство и экономика, 2003, № 3.

10. Кукухина И. Г., Астраханцева И. А. Учет и анализ банкротств: Учебное пособие / Под ред. И. Г. Кукухиной. – М.: Финансы и статистика, 2005.

11. Новиков В.И. Несостоятельность (банкротство) в российском законодательстве. // В.И. Новиков М.: ИНФРА-М, 2003.

12. Никитина О.А. Банкротство предприятий // Журнал для акционеров, 2003г., № 1.

13. Савенко И.А. Процедура банкротства: ключевые моменты. // И.А. Савенко. – М.: ИНФРА-М, 2004.

14. Фурманов М.И. Банкротство в России // М.И. Фурманов. – М.: Инфра-М.: ИНФРА-М, 2004.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.