Борьба женщин за равноправие — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Борьба женщин за равноправие

2020-04-01 199
Борьба женщин за равноправие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Современному обществу свойственно стереотипное мышление и восприятие гендерных отличий. Наличие разных социальных ролей, которые воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы. Основной гендерный стереотип массового сознания - это «дело женщины - домашнее хозяйство и воспитание детей» - так называемая теория трех «К» (Kinder, Küche, Kirche - дети, кухня и церковь). Данный стереотип настолько прочно проник в мужское сознание, что женщины, которые пытаются реализоваться в общественной работе, постоянно сталкиваются с давлением. Необходимо иметь много сил, чтобы преодолевать колкие замечания, ехидные взгляды и откровенное противодействие коллег-мужчин. В связи с этим о многих женщинах, сыгравших важную роль в истории, мало кто знает, многие их заслуги приписаны мужчинам.

То, насколько женщины могут проявить себя, напрямую зависит от их образования. Долгое время женщин к нему не допускали и поэтому они не могли доказать, что, как и мужчины, могут познать науки, овладеть ремеслами и быть новаторами в любых областях. И только после того, как образование стало доступным не только для мужчин, общество узнало, как много может женщина.


Образование как социальный институт

 

Система образования является одним из важнейших социальных институтов. Исследователи выделяют различные функции системы образования:

· передача культуры общества от одного поколения к другому, т.е. трансляция основной системы ценностей, социальных норм, ролей (социальных, профессиональных, семейных);

·   обучение определенным знаниям и умениям;

·   развитие интеллектуальных способностей людей, самореализация и поиск нового знания. Естественно, в разных культурах (и в разных образовательных учреждениях) реализуются различные из названных функций и задач.

Современная западная культура характеризуется тенденциями к универсализации и отказу от различного рода предрассудков и стереотипов (национально-этнических, религиозных, политических, гендерных), а также признанием существования различных образов мышления и стилей жизни при соблюдении универсальных прав и свобод человека. Общепризнанно, что одной из важнейших социально-культурных задач является преодоление всех видов дискриминации и подавления свободного развития личности - в том числе и по признаку пола. Система образования должна играть в этом процессе одну из важнейших ролей. Именно поэтому в последнее время на Западе при анализе системы образования все большее внимание уделяется гендерным аспектам и проблеме равенства прав на образование для женщин и мужчин.

В нашей стране сложился сложный культурный феномен, называемый советским опытом решения женского вопроса", который породил довольно противоречивый набор гендерных норм, стереотипов, правил поведения. В данном случае важно выделить следующее: государственная идеология равноправия обеспечивала формальное равенство прав женщин и мужчин при получении образования, а его бесплатность давала женщинам шансы на получение хорошего образования. Этим вопросом занимался Московский центр гендерных исследований. По их источникам в конце 80-х годов женщины составляли 90% учителей, 70% врачей, 60% инженеров, 40% научных работников. Такой картины не было нигде в мире (другое дело, что уровень оплаты труда в сферах образования, культуры, здравоохранения был значительно ниже, чем в промышленности). Однако негласно существовавший общественный договор (гендерный контракт) определял гендерные позиции следующим образом: формально женщины имеют равные права с мужчинами, могут получить любое образование и работать в любой сфере на любой должности, но основным в их жизни должна оставаться семья. Другими словами, для женщин формально были открыты широкие социальные перспективы, хотя в силу действия гендерного контракта и гендерных стереотипов женщины предпочитали держаться в тени мужчин и мужского лидерства.

Вместе с тем, уже тогда существовали некоторые нарушения принципа равноправия женщин и мужчин при получении послешкольного образования, которые чаще всего обосновывались "заботой о здоровье": женщин официально не принимали в те учебные заведения, которые обучали профессиям, запрещенным КЗОТом для женщин по вредности условий труда. Однако неофициально женщин не принимали и в другие, особо престижные учебные заведения: в МГИМО - на факультет международных отношений; в МГУ - на отделение международной журналистики и в Институт Восточных языков; в Институт Военных переводчиков, в военные и милицейские училища и ВУЗы. Наряду с этим существовали негласные ограничительные квоты для поступления женщин и во многих других учебных заведениях. Вопрос об этих нарушениях прав женщин никогда официально не обсуждался, хотя он и противоречил провозглашенному в советской Конституции равенству прав женщин и мужчин в сфере образования.

Гораздо более распространенной в образовательной системе была практика скрытой дискриминации по полу (сексизм), характерная практически для всех ступеней системы воспитания и образования - от детского сада до университета. Подробный анализ того, как это делается в школе - в том числе и в СССР - дан, например, в выпущенной ЮНЕСКО еще в 1986 г. книге Андре Мишель "Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках и книгах для детей". Автор этой работы выделила различные формы скрытого сексизма в школе: сексизм в организации системы школьного образования (немногочисленные учителя-мужчины всегда занимают руководящие позиции); учителя часто по-разному относятся к мальчикам и девочкам - первых поощряют к самовыражению и активности, вторых - к послушанию и прилежанию; сексизм в школьных учебниках выражается не только в том, что они предлагают стереотипные образы мужчин и женщин ("мама мыла раму, а папа работал"), но и в четкой ориентации мальчиков и девочек на овладение различными дисциплинами и на разные профессиональные занятия.

Скрытая практика нарушения принципа равноправия, по-видимому, существовала, и в послешкольной системе образования - в различных училищах, техникумах, институтах и университетах. Так, по данным статистического сборника "Условия труда и быта женщин", 2,4% женщин, опрошенных по репрезентативной выборке, отметили неравенство женщин и мужчин в получении образования.

Но анализировать масштабы и характер этого явления представляется затруднительным, поскольку репрезентативные российские исследования такого рода пока не проводились. Например, в библиографическом указателе Центра социологии образования (Социология образования1993), содержащем несколько сотен названий публикаций за тридцать лет, нет указания на такого рода работы. Нет их и в аналитической статье В.С. Собкина и Г.А.Емельянова: "Динамика становления исследований по социологии образования в период 60-90-х годов".

Единственная гендерная проблема, о которой изредка и вскользь говорилось ранее в статьях или на конференциях, - это негативные последствия для формирования "правильной маскулинности" так называемой "феминизации" школьного образования. Даже в недавней книге Ф.Э.Шереги, В.Г.Харчевой и В.В.Серикова "Социология образования: прикладной аспект", описывающей результаты масштабных социологических исследований современной системы образования и массу очень важных и интересных данных, нет гендерного аспекта анализа проблем. Другими словами, студенты и преподаватели у них рассматриваются как единые, гендерно не дифференцированные целостности - даже при описании ценностных ориентаций или выбора профессии не дается разбивки респондентов и их реакций по полу, что, по-моему, обедняет и сам материал, и возможности его анализа.

Как предполагают исследователи Московского центра гендерных исследований, отсутствие интереса исследователей образования к гендерным аспектам обусловлено, с одной стороны, формальным представлением о существовании реального равноправия женщин в этой сфере, а, с другой - отсутствием знаний о современных подходах к проблемам прав человека в сфере образования.

 

История женского образования

 

В связи с неравноправным общественным положением женщины возникла самостоятельная отрасль образования - женское образование.

По данным словаря [8] в Античной Греции, Античном Риме девочки воспитывались исключительно в семьях. Их обучали домашним работам, танцам, пению. В Спарте у девочек существовало физическое воспитание наравне с мальчиками. В средние века начиная с 8 в., девочкам давали образование только в школах при женских монастырях, в которых давался минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. В этих школах обучались также девушки из знатных семей, намеревавшиеся вернуться к светской жизни. С 11 в. некоторые мирские женские братства (бегинки и др.) создавали школы для девочек. В 16 в. новые монашеские ордена (урсулинки, салезианки, «английские девицы» и др.) выдвинули на первый план своей деятельности воспитание и обучение девочек.

Эразм Роттердамский развивал идею о необходимости для женщины широкой умственной культуры, считая изучение классической литературы основой женского образования. Я. А. Коменский определил «материнскую школу» важнейшим звеном воспитания, и поэтому требовал равенства в образовании мужчин и женщин. Ф. Фенелон разработал систему образования женщины, подготовлявшую её к воспитанию детей и управлению домашним хозяйством. Эта система была принята к руководству в Сен-Сирском училище, закрытом учебном заведении для французских дворянок, которое стало первой женской школой, открытой на государственные средства (1686). В Германии с 16 в. создавались городские школы для девочек, а в 18 в. стали появляться средние учебные заведения - «высшие школы для девушек», но число их было невелико. В Великобритании школьное образование для девочек стало доступно только с 18 в. в так называемых благотворительных школах, программа которых ограничивалась обучением грамоте и катехизису.

Во Франции в 18 в. Ж.-Ж. Руссо и другие в своих сочинениях поднимали вопрос о женском образовании, которые отражались в многочисленных проектах реформ образования. Во время Великой французской революции в 1791 Талейран выступил с проектом воспитания девиц, в котором впервые была высказана мысль о ремесленных школах для женщин. М. Ж. А. Н. Кондорсе считал, что бесправие женщины не может быть оправдано ни её физическими, ни её нравственными качествами, поэтому в 1792 он выдвинул новый проект женского образования. Практических последствий эти проекты не имели.

Серьезные изменения в женском образовании произошли в течение 19 в., связанные с распространением в индустриально развитых странах обязательного, а затем и всеобщего начального образования. Широкое применение получило совместное обучение детей обоего пола в начальной школе. Система среднего женского образования сложилась только лишь во 2-й половине 19 в. и развивалась двумя путями. В США, Нидерландах, скандинавских странах, в некоторых кантонах Швейцарии девушки были допущены в общие средние учебные заведения. Во Франции, Германии, Великобритании и других странах открылась сеть разнообразных средних учебных заведений для девушек, в основном на частные средства. В 1-й половине 20 в. происходило постепенное сближение (а в ряде стран и слияние) женской школы с мужской. Одновременно развивалось и высшее женское образование. Первым открыл свои двери для женщин небольшой колледж «Оберлин» в штате Огайо (США) в 1833. Широкое развитие высшего женского образования получило с 1860-х гг., когда ряд университетов США начали принимать женщин наравне с мужчинами. В Европе с 1867 предоставил женщинам права студентов Цюрихский университет, в котором первыми студентками были русские женщины. В конце 60-х гг. стали доступными для женщин и другие университеты Швейцарии. В 70-х гг. женщины получили право обучаться в университетах Франции, Швеции, Дании, Италии; в 80-х гг. - Великобритании, Бельгии, Норвегии, Румынии; на рубеже 19-20 вв. - Греции, Германии, Болгарии, Сербии. В начале 20 в. женщины в развитых странах получили повсеместный доступ в высшие учебные заведения (и всё же в ряде стран с некоторыми ограничениями). Высшие школы, предназначенные исключительно для женщин, существовали в немногих странах (преимущественно в США и России).

Женское образование в России

 

Первое упоминание об обучении девочек в Древней Руси относится к 11 в.: в 1086 Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Евфросиния в основанных ею женских монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок. С начала 17 в. домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых обучались и девочки. В 1724 было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем и в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 в. в России появились частные пансионы (в том числе женские), содержавшиеся иностранцами. Началом общественного женского образования принято считать 1764, когда в Петербурге по проекту И. И. Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц (200 чел.) и при нём в следующем году организовано «мещанское отделение» (240 чел.). Главной задачей этого учреждения было воспитание, наукам внимания не уделялось.

В 1786 были созданы народные училища (малые и главные), в которые принимались дети обоего пола, но обучение девочек в общественных школах считалось делом «непристойным» (Г. Р. Державин). В основном в этих училищах в 1786-96 учились мальчики (девочек было только 12,6 тыс., т.е. в 13 раз меньше, чем мальчиков). Поэтому к 1810 в уездных училищах и гимназиях девочек совсем не стало.

В 1-й половине 19 в. женское образование строилось по сословному принципу. В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых учебных заведений для девочек (женских институтов). В 1844 все женские учебные заведения ВУИМ были разделены на 4 разряда. Для каждого из них была выработана своя учебная программа соответственно назначению воспитывающихся в них девиц. В учебных заведениях 1-го разряда (институты Смольный, Патриотический, училища св. Екатерины и большинство губернских институтов) и 2-го разряда (Павловский институт, Александровские училища в Петербурге и Москве, Дома трудолюбия в Петербурге, Москве и Симбирске, институты в Астрахани и Иркутске) воспитывались дочери дворян, основное внимание уделялось иностранным языкам. В училищах 2-го разряда было расширено преподавание искусств и рукоделия за счёт наук. Заведения 3-го разряда (школы Патриотического и Человеколюбивого обществ и др.) предназначались для мещанок, главное внимание обращалось на рукоделие и женские ремёсла, сведения по русскому языку и арифметике сообщались лишь самые элементарные. 4-й разряд составляли сиротские дома и повивальные институты.

С 1843 создавались женские духовные учебные заведения. Духовные училища имели 6-летний курс (первоначально 3 класса, затем 6 классов). Девочки из крестьянских семей имели право посещать только приходские школы.

Начало женскому образованию всех сословий было положено в годы общественного подъёма накануне крестьянской реформы. В 1858 одновременно в двух ведомствах (ВУИМ и МНП) возникли открытые средние женские учебные заведения. По инициативе Н. А. Вышнеградского были открыты Мариинское училище для приходящих учениц в Петербурге, затем и другие одноимённые училища (в 1862 переименованные в мариинские гимназии). Тогда же было утверждено «Положение о женских училищах ведомства МНП», по которому создавались училища 2 разрядов: с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 первые переименованные в гимназии (курс увеличен до 7 лет), вторые - в прогимназии (получили возможность иметь свыше 3 классов). Во всех гимназиях предусматривалось устройство 8-го (педагогического) класса. Состав преподаваемых предметов в гимназиях обоих типов в основном совпадал.

С 1860 в столичных, а затем и в губернских женских институтах устанавливался 7-летний курс при семи классах. Это дало возможность увеличить число уроков по отдельным предметам и включить в учебный план институтов 1-го и 2-го разрядов педагогику, ввести преподавание естественной истории и расширить курс по некоторым предметам в институтах 2-го разряда. В 1905 программы женских институтов и мариинских гимназий были унифицированы.

По данным переписи 1897, в городах России грамотными было только 12,4% женщин, в сельской местности - всего 8,6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин. Сведения о состоянии начального женского образования в России 2-й половины 19 - начале 20 вв. см. в табл. 1.

 

  1856 1896 1911
Число учащихся девочек, тыс. 36,9 810,3 2130,1
% к числу всех учащихся 8,2 21,3 32,1
% к женскому населению 0,1 1,3 2,6

Табл. 1 Начальное женское образование в России

 

К 1911 система среднего женского образования в России складывалась из бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ и частные гимназии) и сословных учебных заведений (женские институты, епархиальные женские училища и женские училища духовного ведомства). Имелись также учебные заведения (все открытые), дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП (число которых сокращалось в связи с преобразованием в гимназии), мариинские училища ВУИМ, небольшое число женских городских училищ (36, и только в Киевском учебном округе). С 1912 открывались высшие начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.

В конце 19 - начале 20 вв. получило развитие среднее специальное женское образование - сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое образование женщин с начала 19 в. осуществлялось в пепиньерских и педагогических классах женских институтов ВУИМ. Первые педагогические курсы были созданы Вышнеградским в 1863 на базе педагогического класса (созданного в 1860) петербургской Мариинской гимназии. Педагогические классы открывались при министерских, мариинских и частных гимназиях и епархиальных училищах [к 1 января 1915 в 8-х (пед.) классах 913 женских гимназий обучалось около 20 тыс. девушек]. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами. Широкой известностью пользовалась частная женская учительская школа П. П. Максимовича в Твери (открыта в 1870), а также школы в Самаре, Казани, Петербурге, Костроме. Значительное число женщин получало право учить детей, сдав экзамен на звание домашней учительницы при учебном округе. В 60- 70-е гг. 19 в. сложилась система высшего педагогического женского образования.

Первым кратковременным опытом высшего женского образования явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии академика А. И. Шерера в Петербурге в 1823. В годы общественного подъёма (1859-61) женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский университетт, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию. В 1863 в ответ на запрос МНП большинство университетов (за исключением Московского и Дерптского) высказалось за предоставление женщинам права на высшее образование. Однако по уставу 1863 доступ женщинам в университеты не был разрешён. В 1867 петиция Е. И. Конради о разрешении женщинам посещать университет получила одобрение 1-го съезда естествоиспытателей. Прошение свыше 400 женщин, поданное ректору Петербургского университета в 1868 по инициативе М. В. Трубниковой, А. П. Философовой и Н. В. Стасовой, получило поддержку. Правительство разрешило открытие частных курсов по программе мужских классических гимназий (в 1869 - Лубянские в Москве и Аларчины в Петербурге). В 1870 были открыты Владимирские курсы в Петербурге («публичные лекции для мужчин и женщин» по словесным и естественным дисциплинам). В 1872 при поддержке Д. А. Милютина открылись Курсы для образования учёных акушерок, программа которых постепенно была расширена до университетской. Тогда же в Москве возникли Высшие женские курсы В. И. Герье, а в 1878 Петербургские высшие женские курсы, возглавляемые проф. А. Н. Бекетовым (неофициальное название - Бестужевские курсы). Во 2-й половине 70-х гг. 19 в. открылись Высшие женские курсы в Казани и Киеве. В 1886 приём на женские курсы был повсеместно прекращён и в следующем году все они, кроме Бестужевских, были закрыты. В 1897 в Петербурге был открыт женские медицинский институт, в 1904 принятый на госбюджет; в 1903 - женский педагогический институт, созданный на основе женских педагогических курсов ВУИМ. С 1900 стали вновь открываться Высшие женские курсы в Москве (1900), Одессе (1903, высшие педагогические, с 1906 высшие), Петербурге (1903; естественно-научные). В годы Революции 1905-07 женщины были допущены в качестве вольнослушательниц в университеты (разрешение вновь отменено в 1908); высшие женские курсы получили автономию наравне с другими высшими учебными заведениями. В 1905-10 открылись высшие женские курсы в Киеве, Казани, Харькове, Тбилиси, Юрьеве, Новочеркасске, Томске, Варшаве; на курсах возникали новые факультеты: юридический, экономический, коммерческий, физической культуры; создавались специальные высшие женские курсы - технические и сельскохозяйственные. Женщины получили доступ в некоторые общие высшие учебные заведения: петербургский Психоневрологический институт, юрьевские частные университетские курсы. С 1913/14 учебного года уроженкам Сибири разрешено поступать на медицинский факультет Томского университета. В 1914 в России было около 30 высших женских учебных заведений, из них 2 (Петербургский женский медицинский институт и женский педагогический институт) были государственными. В 1911/12 учебном году в высших женских учебных заведениях обучалось 25 тыс. женщин.

После Октябрьской революции в ходе становления новой системы образования значительное внимание уделялось ликвидации неграмотности и малограмотности среди женского населения, их профессиональной подготовке, в том числе в школах фабзавуча, профессионально-технических школах и на курсах, обучению женщин в техникумах, на рабфаках, в вузах. Для предоставления женщинам, имеющим детей, возможности посещать вечерние рабфаки, кружки, вводился гибкий график работы яслей, при клубах создавались детские комнаты и т. д.

По данным переписи 1926, неграмотные женщины составляли 65,6%. В средне-азиатских республиках уровень грамотности женщин был еще более низким. Учитывая местные бытовые особенности, в Средней Азии создавались специальные женские учебные заведения. В школах проводились занятия по рукоделию, ковровоткацкому и портняжному делу. Для девочек, обучавшихся в первых советских школах, установлен ряд льгот.

С 1929 в технических вузах и техникумах принимали в первую очередь из рабочих и бедняцко-батрацких семей (25% мест в химических, текстильных и сельскохозяйственных вузах; от 6 до 10% - в прочих индустриальных вузах и 25% - в техникумах). В 1930 предполагалось при поступлении в ШКМ, совхозуча, колхозуча и профшкол принимать не менее 30- 40% девушек-колхозниц и работниц совхозов.

В результате политики всеобщего обязательного обучения, открытия большого числа средних общеобразовательных профшкол, средних специальных и высших учебных заведений уровень женского образования в СССР фактически сравнялся с уровнем образования мужчин.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 10 лет и старше приходилось 706 женщин с высшим и средним (полным и неполным) образованием, в том числе с высшим - 94 женщины, со средним - 612 женщин. В СССР создана единая система высших педагогических учебных заведений без разделения на мужские и женские. Для привлечения к педагогической деятельности женщин Казахстана и Киргизии, учитывая исторически сложившиеся особенности народов и местные условия, были созданы (1944, 1952) женские педагогические институты. Структура, содержание и методы работы в них не отличались от других педагогических институтов. В 1988/89 учебном году в СССР в составе студентов высших учебных заведений было 54% женщин, в составе учащихся средних специальных учебных заведений - 57% женщин.

Женское образование в зарубежных странах

 

После 2-й мировой войны рамки общего среднего образования женщин расширились. Число девочек, обучающихся в общих средних школах Великобритании, Франции, США, Дании, Швеции и некоторых других стран, приблизилось к числу мальчиков - учащихся этих школ (табл. 2). Однако в большинстве развитых зарубежных стран девочки из состоятельных семей по-прежнему обучаются в платных (чаще закрытых) частных женских школах. Специальные школы для девочек сохранились, например, в Швеции - так называемая муниципальная средняя школа для девочек, где особое внимание уделяется домоводству, в Швейцарии - высшая средняя женская школа с включением в программу большого количества «женских» предметов.

 

 

Начальное Образование

Среднее Образование

Высшее и среднее спец. образование

  1960 1970 1980 1960 1970 1980 1960 1970 1980
Развитые Страны 49 49 49 49 49 50 35 41 46
Развивающиеся страны 39 42 44 28 34 39 24 29 34

Табл. 2 Девочки в числе учащихся по уровням образования (%, по данным ЮНЕСКО)

 

Союз женщин России

 

Союз Женщин России (СЖР) - всероссийская общественная неправительственная организация, которая была создана в ноябре 1990 года. Союз Женщин России объединяет на добровольной основе женские советы, союзы, ассоциации, комитеты и клубы, действующие в регионах России. В него входят также четыре организации, имеющие федеральный статус: Союз женщин Военно-Морского Флота, Всероссийский союз общественных объединений «Движение женщин за здоровье нации», Общероссийское общественное движение женщин России и Русская школьная библиотечная ассоциация.

Союз Женщин России является членом:

·   Международного альянса женских организаций стран СНГ,

·         Всемирной организации семей (ВОС),

·         Всемирной ассоциации сельских женщин (ВАСЖ),

·         Международной демократической федерации женщин (МДФЖ),

·         Международного совета женщин (МСЖ).

Союз Женщин России поддерживает связи с женскими НПО более чем ста стран мира, а также сотрудничает со специализированными учреждениями ООН:

·   Международной организацией труда (МОТ),

·         Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ),

·         ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЮНИДО,

·         Организацией ООН по окружающей среде,

·         Программой ООН по развитию,

·         Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев,

·         Экономической комиссией ООН для стран Европы,

·         Комиссией ООН по положению женщин.

Союз женщин России ассоциирован в Департамент общественной информации ООН, имеет специальный консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС) и является обладателем почетного диплома ООН «Посланец мира».

Основные задачи Союза Женщин России:

· Содействие повышению статуса женщин в обществе, их роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны.

·         защита прав женщин, забота об укреплении семьи.

·         Участие в формировании государственной политики в отношении женщин, семьи и детей.

·         Продвижение женщин на уровень принятия решений.

Для достижения этих задач Союз сотрудничает с партиями, движениями, другими общественными организациями, выступающими за демократические преобразования в стране, а также законодательными и исполнительными органами власти, проводя активную работу по расширению возможностей профессиональной подготовки женщин для работы в условиях рынка с учетом структурной перестройки, оказание поддержки женщинам в организации малых предприятий, расширение доступа к земле, капиталу, новым технологиям [24].

Женщина в науке

 

Способности женщин, в частности, в науке проявлялись с давних времен. Особо выдающиеся остались в памяти людей, такие как Ипатия Александрийская, Мария Кюри, Ада Лавлейс и другие. Они победили патриархальное общество, полное стереотипов. А многие женщины так и остались в тени мужчин - Милева Марич, Джоселин Белл и др.

Гипатия (Ипатия) Александрийская (370-415) - женщина-учёный греческого происхождения, астроном, математик, философ. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма.

Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы.

Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр - кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли.

Гипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) и планисферу (плоскую подвижную карту неба).

Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:

· комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;

·   редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;

·   редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;

·   комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;

·   «Астрономический канон».

Августа Ада Кинг (урождённая Байрон), графиня Лавлейс (обычно упоминается просто Ада Лавлейс (1815 - 1852)) - английский математик. Известна, прежде всего, созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка», считается первым программистом.

Милева Марич (1875-1948) была не просто женой и матерью детей Альберта Эйнштейна, но и соавтором его важнейших трудов. В одном из писем к ней Эйнштейн пишет: «Как счастлив и горд буду, когда мы оба доведем работу над относительным движением до победного конца». Подобные отрывки из других писем показывают, что научное сотрудничество между ними не ограничивалось только рамками теории относительности.

Некоторые историки убеждены, что математические расчеты в трудах Эйнштейна выполнены Марич. Другие - что ей принадлежат нетрадиционные идеи, положенные в основу теории относительности.

В пользу Марич говорят и другие аргументы. В своих воспоминаниях об Эйнштейне известный советский физик, академик Абрам Федорович Иоффе утверждает, что в 1905 году видел те самые, подготовленные для «Аннален дер Физик», рукописи, о которых мы уже упоминали. И они были подписаны двумя именами: Эйнштейном и Марич. В Цюрихе Милева Марич спроектировала прибор для измерения слабого тока. Но в заявке на патент в качестве авторов фигурировали почему-то только Альберт Эйнштейн и Иоганн Хабихт. Такое отношение обязано той дискриминации женщин, которой они подвергались на научном поприще. Что же говорить о жене великого ученого! Она всегда оставалась в его тени, не смотря на свои заслуги.

В 1885 году немецкий инженер Карл Бенц продемонстрировал почтенным бюргерам родного Мангейма свой трехколесный самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Однако они отнеслись к новому средству передвижения пренебрежительно: когда Бенц решил проехать по городу, чтобы показать преимущество своего детища, вид странной машины и шум мотора перепугал лошадь мясника, которая понесла, рассыпав по дороге весь груз. Чтобы замять скандал, ему пришлось купить весь испорченный товар. Раздосадованный Бенц поставил автомобиль под навес и принялся его совершенствовать. Тут в дело вмешалась жена изобретателя, Берта (1849-1944). Ей пришла в голову мысль посетить родственников, живших в 120 км от Мангейма. Она решила, что машина вполне выдержит подобное путешествие.

августа 1888 года, тайком от мужа, Берта Бенц отправилась в путь. Каково же было изумление Карла, когда он узнал, что автомобиль не только благополучно добрался до тещи, но и вернулся обратно своим ходом. А трудностей а дороге было хоть отбавляй.

В то время бензин можно было купить в керосиновых лавках, где его продавали как средство для чистки одежды от пятен. Многочисленные повреждения и неисправности приходилось устранять с помощью подручных средств. Например, для прочистки засорившегося бензопровода Берта использовала декоративную булавку со своей шляпки, ленту с нее - для закрепления деталей системы зажигания, кусочком кожи для тормозной колодки выручил бродячий сапожник...

В конце концов, поездка закончилась полным и безусловным успехом. Благодаря смелости и сообразительности Берты Бенц были доказаны потенциальные возможности автомобиля, дав ему «зеленый свет».

Мария Склодовская-Кюри (1867-1934) - французский физик и химик, одна из создателей учения о радиоактивности.

Заслуги этой женщины перед наукой отмечены двумя Нобелевскими премиями (1903 г, по физике, за исследования радиоактивности; 1911 г., по химии, за исследование свойств металлического радия). Она обнаружила радиоактивность, совместно с Пьером Кюри открыла полоний и радий, ввела термин «радиоактивность». Разработала методы радиоактивных измерений, применила радиоактивное излучение в медицинских целях. Ее именем названа внесистемная единица активности радиоактивных изотопов.

Радиевый институт (НИИ высшей школы Франции. Вырос на базе лаборатории П. Кюри, основанной в 1904 г. при Парижском университете) под руководством М. Склодовской-Кюри стал крупным центром исследований и международного сотрудничества в области радиоактивности и ядерной физики. Ее дочь, Ирен Жолио-Кюри, открыла, совместно с Фредериком Жолио-Кюри, искусственную и позитронную радиоактивность, аннигиляцию и рождение пар (см. Физический энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 944 с.).

Розалинд Франклин (1920-1958) - английский биофизик и учёный рентгенограф, занималась изучением структуры ДНК.

Родилась в Лондоне в состоятельной еврейской семье. Окончив школу, поступила в Кембриджский университет, где получила звание кандидата наук по физической химии. После войны переехала в Париж, где занималась исследованиями в области применения рентгеноструктурного анализа.

В 1950 году вернулась в Англию для работы в Лондонском университете над исследованием структуры ДНК. Сделанные Розалиндой Франклин снимки отличались особой чёткостью и, по некоторым сведениям, послужили основанием для выводов о структуре ДНК, сделанных и опубликованных впоследствии в журнале «Nature» работавшими в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета Джеймсом Уотсоном и Фрэнсисом Криком.

За это открытие Уотсон и Крик получили Нобелевскую премию в 1962 году. Розалинды Франклин к тому моменту уже не было в живых.

Полученные Франклин данные, по словам Френсиса Крика, были тем материалом, который был фактически использован ими при выдвижении в 1953 году гипотезы Уотсона-Крика о структуре ДНК.

Кроме того, неопубликованные черновики её работ (написанные в период борьбы с равнодушным отношением к её исследованиям научного сообщества Королевского колледжа Лондона) пок


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.