Глава 2.    личностное самоопределение — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 2.    личностное самоопределение

2020-04-01 177
Глава 2.    личностное самоопределение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ РАННЕЙ ЮНОСТИ.

ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК     

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренного понятия “Я-концепция”, следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.

Социологический подход к самоопределению относится к поколению в целом и характеризуется вхождением в социальные структуры и сферы жизни.    Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия.

Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя детерминация» - это социальные условия и социальная детерминация. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

Представляет интерес взгляды разных авторов на психологические механизмы самоопределения.

 Хотя у А.В.Мудрика, нет четкого понятия самоопределения, представляет интерес рассмотренные им механизмы самоопределения (идентификация - обособление). Автор говорит о том, что самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И.Божович. Наиболее емким является определение потребности в самоопределении как потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования. В своей более поздней работе Л.И.Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Есть еще один момент, который следует оговорить особо. Л.И.Божович зафиксировала чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется «через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования». К концу юношеского возраста, по мнению Л.И.Божович, эта двуплановость ликвидируется.

Работы Л.И.Божович многое дают для понимания психологической природы самоопределения, Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка.. Во-вторых, потребность в самоопределнии рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования; в-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее; и, наконец, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии.

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего «я», вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

Представление о современном состоянии проблемы самоопределения было бы неполным без рассмотрения профессионального самоопределения. Из всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, вопросы профессионального самоопределения разработаны в психологии наиболее детально. Так, С.П.Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы - социальный выбор. Ссылаясь на ряд авторов, отмечающих этот феномен, С.П.Крягжде указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то юноша (девушка) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. таким образом, по мнению автора, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя определенным кругом профессий; это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения. Такое понимание однако не является общепринятым. Так, Ф.Р.Филиппов, также понимающий социальную ориентацию как ориентацию на определенные виды труда, подчеркивает самостоятельную значимость этой ориентации для формирования жизненного плана. По-видимому, здесь следует говорить не только об ориентации на характер труда, но о более широкой и личностно значимой ориентации на определенное место или, точнее, уровень в системе социальных отношений, на определенный социальный статус.

Таким образом, несмотря на детальную, казалось бы проработку проблемы профессионального самоопределения, остаются неразрешенными важнейшие вопросы: какова связь между социальным и профессиональным самоопределением, и главное - что лежит за тем и за другим. 

Далее рассмотрим психологическое содержание личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ.

 

Основой проблемы самоопределения является представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения.

Для такого понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. 

Итак, первый момент - это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне. Область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности. Ценность обретается личностью, поскольку «... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует». Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий момент - выделяемые функции смысловых образований: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. Цели мoгут воздействовать на человеческую деятельность как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом.

Как мы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

Итак, мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно, Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования, Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу.

Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как явствует из работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе (социальной позиции), но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. 

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого «я». Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я»     («Кто я?», «Какой я?», «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой - осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?»,»Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения

 Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Итак, в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. 

Ценностно-смысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению. Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных «самоопределений», встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.

На основе изложенных позиций можно объяснить двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И.Божович. 

Итак, выделим основные положения по проблеме личностного самоопределения, которые нашли отражение в работе:

1) личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;

2) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

3) личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение;

4) существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

5) личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

 

На основе всего вышеизложенного  можно определить соотношение понятий “Я-концепция” и “личностное самоопределение”. Так как наиболее емким определением личностного самоопределения будет процесс формирования единой смысловой системы в которой слиты обобщенные представления о себе и обобщенные представления о мире, то мы можем говорить о том, что Я-концепция (как динамическая система представлений о самом себе, сопряженная с их оценкой) является фактором процесса личностного самоопределения. именно в этом качестве мы и рассматриваем Я-концепцию в практической части нашего исследования.

 

 ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ                  

 КАК ФАКТОРА ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ            

В РАННЕЙ ЮНОСТИ.

Цель исследования состоит в том, чтобы установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и процессом личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Объектом исследования: Юноши и девушки в возрасте 15-16 лет (48 чел.)  

Предмет исследования: Взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в ранней юности.

Гипотеза исследования: Существует корреляционная связь между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.

 

Для достижения цели исследования и проверки гипотез в практической части работы решались следующие задачи:

1. Определить показатели для оценки характеристик процесса личностного самоопределния в ранней юности.

2. Исследовать содержательные характеристики Я-концепции и личностного самоопределения юношей и девушек 15-16 лет.

3. Выявить корреляционную связь между Я-концепцией юношей и девушек и процессом их личностного самоопределения.

4. Определить различия в характере связи Я-концепции и личностного самоопределения между юношами и девушками.

5. Определить различия в характере связи Я-концепции и личностным самоопределением у юношей и у девушек.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- сравнительный метод;

- тестирование;

- методы первичной и вторичной обработки данных.

Исследование проводилось в феврале-марте 2003 года среди учащихся 10-11х классов средних школ г.Краснотурьинска: юношей (19 человек) и девушек (29 человек) в возрасте 15-16 лет.

Учитывая важное значение мотивации к участию в исследовании для получения достоверных результатов, юноши и девушки были заинтересованы тем, что:

а) участие в исследовании могло быть анонимным (в этом случае указывались только инициалы испытуемого);

б) после обработки данных результаты были доведены до сведения каждого участника исследования (каждому мы раздавали листочки с его результатами и проводили групповую консультацию по их интерпретации).

В)Все методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов.

Эти организационные мероприятия позволили повысить достоверность полученных результатов.

В исследовании применялись следующие методики:

1. Методика “Личностный дифференциал” (ЛД);

2. Методика “Полярные профили” (ПП);

Теперь определим те показатели, по которым оценивалось содержание Я-концепции и личностного самоопределения и обоснуем выбор методик исследования.                                      

В самом начале исследования мы сталкиваемся с тем, что единой теории самоопределения в подростковом и юношеском возрасте нет. Изучение личностного самоопределения как психологического явления предполагает наличие определенных критериев для оценки его содержания, тех показателей, по которым можно судить об успешности или неуспешности его протекания. 

Потому первая задача, с которой сталкиваемся в нашем исследовании - это определить показатели, по которым мы оценивали содержание структурных составляющих Я-концепции

.

         Изучение Я-концепции в ранней юности.

Показатели по методике ЛД позволяют получить данные самоописаний выраженности в образе Я юношей и девушек 21 личностных качеств. которые соответсвуют трем классическими факторам семантического дифференциала Ч.Осгуда: оценки, силы и активности..

Методика ПП позволяет более полно изучить содержательные характеристики образа Я, через данные оценок выраженности у себя 16-ти личностных качеств.

По фактору оценки  (методика ЛД) мы могли судить об уровне самоуважения.Кроме того, некоторые характеристики Я-концепции по методике ПП предполагают оценку своего поведения.

 

             Методика личностного дифференциала

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана по принципу семантическго дифференциала Ч.Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им.В.М.Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.

ЛД используется во всех тех тех случаях, когда необходмо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого с себе или другим людям. В этом отношении ЛД с двумя другими категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания.

В ЛД отобрана 21 личностная черта, представленные в виде антонимичных пар. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности (7-балльные шкалы).

                           Бланк к методике ЛД и ключ

    Ф.И.О.___________________ возраст____ пол____ дата________

       О + Обаятельный     3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный

       С -    Слабый             3 2 1 0 1 2 3 +     Сильный

       А + Разговорчивый    3 2 1 0 1 2 3 -    Молчаливый

       О - Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный

       С +    Упрямый          3 2 1 0 1 2 3 -    Уступчивый

       А -    Замкнутый        3 2 1 0 1 2 3 +    Открытый

       О +    Добрый            3 2 1 0 1 2 3 -    Эгоистичный

       С -  Зависимый          3 2 1 0 1 2 3 +  Независимый

       А +  Деятельный        3 2 1 0 1 2 3  -     Пассивный

       О -   Черствый           3 2 1 0 1 2 3 +  Отзывчивый

       С + Решительный        3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный

       А -       Вялый              3 2 1 0 1 2 3 +   Энергичный

       О + Справедливый      3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый

       С - Расслабленный     3 2 1 0 1 2 3 +  Напряженный

       А +    Суетливый        3  2 1 0 1 2 3 -     Спокойный

       О -   Враждебный       3 2 1 0 1 2 3 +  Дружелюбный

       С +   Уверенный        3 2 1 0 1 2 3 -     Неуверенный

       А -    Нелюдимый         3 2 1 0 1 2 3 +  Общительный

       О +     Честный           3 2 1 0 1 2 3 -   Неискренний

       С - Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный

       А + Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 -   Невозмутимый

                  

В исследовании каждая личностная черта выступала как отдельная шкала. Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала (общие шкалы):

1. Фактор Оценки (О). Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.

2. Фактор  Силы (С). Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность низкие - на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале. Максимальное значение каждого фактора - 9 баллов, минимальное - 7 баллов.

При интерпретации данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но в рамках нашего исследования именно они сами по себе имеют первостепенное значение для изучения Я-концепции.

После первичной обработки данных получены следующие результаты.

           Средние значения по методике ЛД

                                                                                          Таблица 1.

 Название шкалы

Средние значения

      Сигма

    девушки юноши девушки юноши
1 обаятельный 5,97 5,73 0,95 1,09
2 сильный 5,27 5,67 1,54 1,27
3 разговорчивый 5,48 5,66 1,62 1,74
4 добросовестный 5,32 4,6 1,49 1,53
5 упрямый 4,82 4,66 1,65 191
6 открытый 5,26 5,39 1,79 1,54
7 добрый 5,15 5,27 1,40 1,87
8 независимый 4,38 4,38 1,75 1,82
9 деятельный 5,65 5,56 1,16 1,53
10 отзывчивый 6,43 5,71 0,78 1,39
11 решительный 5,33 5,22 1,48 1,59
12 энергичный 6,07 5,86 0,94 1,27
13 справедливый 5,65 5,47 1,18 1,55
14 напряженный 4,29 3,52 1,67 1,61
15 суетливый 3,87 3,06 1,99 1,86
16 дружелюбный 6,13 5,36 0,95 1,53
17 уверенный 5,36 5,34 1,36 1,63
18 общительный 6,15 5,75 0,97 1,53
19 честный 5,29 4,84 1,37 1,68
20 самостоятельный 5,97 5,68 1,32 1,49
21 раздражительный 4,52 4,22 1,84 1,68
О фактор Оценки 40 37,1 4,63 7,29
С фактор Силы 35,4 34,4 5,81 5,55
А фактор Активности 38,9 35,8 6,16 6,71

По полученным данным девушки    более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми. Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных., чем для девушек.

 

                      Методика “ Полярные профили”

Данная методика создавалась по распрастраненному в экспериментальной психологии методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным Н.Р.Битяновой.

Данный вариант методики ПП содержит 16 антонимичных пар личностных качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем исследовании. Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с  инструкцией оценить степень выраженности своих личностых качеств (по 10-балльной шкале).                                    

 

                                           Бланк к методике ПП          

    

   Ф.И.О. _____________________возраст______пол _____дата_______

 

Замкнутость, скрытность            1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Общительность, открытость

Низкий интеллект                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Высокий интеллект

Эмоциональная неустойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Эмоциональная устойчивость

Склонность к подчинению,        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к доминированию          

покорность, мягкость                                                                  твердость, упрямство

Сдержанность, рассудительность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Восторженность, импульсив-

внимательность, серъезность                                                    ность, беспечность

Недобросовестность, игнориро- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Совестливость, высокая нор-

вание общественных норм                                                        мативность поведения

Робость, застенчивость, осторож- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Смелость, склонность к рис-

ность                                                                                            ку, предприимчивость

Жесткость, суровость                   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мягкость, чувствительность

Доверчивость                                1 2 3 4 5 6 7 8 9 10     Подрозрительность

Практичность, объективная         1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Непрактичность, богатое

оценка реальности                                                                       воображение

Прямолинейность, непосредст-      1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дипломатичность, расчет-                 

венность поведения                                                                    ливость

Тревожность, неуверенность,      1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Спокойствие, уверенность

чувство вины                                                                               в себе 

Консерватизм                                 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к новому

Зависимость от группы, ориенти- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Независимость от мнения ок-

ровка на социальное одобрение                                                 ружающих, стремление дейст-

 (конформизм)                                                                              вовать исходя из собственных

                                                                                                        убеждений

Низкий самоконтроль, недисцип- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий самоконтроль,

линированность                                                                           самодисициплина

Расслабленность, низкая мотива- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Напряженность, возбужден-

ция                                                                                                 ность, вызванная большим

                                                                                                        стремлением к успеху

 

 

 

После первичной обработки результатов для групп юношей и девушек по каждой шкале получены следующие результаты (см. табл.)

        

Средние значения по методике ПП

                                                                                  Таблица

Названия шкал

Средние значения

     Сигма

 
    девушки юноши девушки юноши  
22 открытость 7,84 7,18 1,89 2,21  
23 интеллект 6,68 7,66 1,65 2,19  
24 эмоц. устойчивость 7,19 6,43 1,75 2,47  
25 доминирование 7,03 6,68 2,14 2,21  
26 импульсивность 5,11 4,75 2,16 2,27  
27 сове

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.