Цель констатирующего эксперимента: — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Цель констатирующего эксперимента:

2020-04-01 138
Цель констатирующего эксперимента: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их использования учителем.

  - определение уровня обученности детей данного класса.

1).Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их использования учителем.

Наблюдал 4 урока по: русскому языку, математике, природоведению. Протоколы наблюдения № 1, 2, 3, 4 (См. приложение №1). В ходе наблюдений отмечал используемые учебные средства учителем и время их использования.

Наблюдение в течение 4 уроков выявило следующие результаты:

Средства обучения Время использования
информация учителя + наглядные пособия 85 минут
учебник 95 минут

 

Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало внимания на уроке материальным средствам, а следовало бы строить урок исходя прежде всего из особенностей детей, у которых в этом возрасте преобладает наглядно – действенное мышление.

2). Определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по диагностике Беспалько.[]

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают имена существительные.

Уровень «уметь» - включает в себя умение найти в предложении имя существительное.

Таблица №2

Анализ работ выявил следующие результаты:

имя знает умеет
Шамиль + +
Татьяна. + +
Борис _ _
Валентин + _
Алена _ +
Никита + +
Настя + +
Зина + _
Мари _ +
Алекса + +
Таня + +
Галя + +
Коля + +
Ваня + +
Миша + _
Гоша + _
Сейфи + +
Даша + _

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно посмотреть на диаграмме.

Диаграмма № 1.


Преобразующий эксперимент.

Цель преобразующего эксперимента:

- построить систему уроков с использованием различных средств обучения.

Предметом на котором мы будем проводить экспериментальную работу будет «Русский язык».

Тема: «Имя прилагательное».

Задачи: Ознакомить детей с существенными признаками имени прилагательного, с изменением прилагательных по родам и с родовыми окончаниями.

Умения: Учащиеся должны в результате изучения темы употреблять прилагательные в речи, изменять прилагательные по родам и писать родовые окончания, находить прилагательные в тексте.

В соответствии с целями уроков использовал наглядные пособия такие как:

- предметные картинки отображающие свойства предметов,

-  иллюстрации,

- карточки для проверки знаний учащихся

(См. приложение № 2).

В ходе эксперимента было проведено 5 уроков.

(См приложение №3).

Урок №1

Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи.

Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи.

План урока.

1. Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи.

2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

3. Упражнения.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1). Вызываю ученика, даю ему картинку с изображением предмета и предлагаю описать его (остальные картинку не видят, отвечающий название предмета в рассказе не употребляет).

Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно было сравнить рассказы.

- Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть речи он особенно часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя прилагательное. Потому что называл признаки предмета).

2). Работа с учебником.

Упражнение № 387.[]

- В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и найдите слово с которым оно связано. С какой частью речи связано имя прилагательное (с существительным).

- Разберите первое предложение по членам предложения. Каким членом предложения являются прилагательные?

Вывод по вопросам:

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- С какой частью речи связано?

- Каким членом предложения чаще всего бывает?

3).Упражнения.

Игра «Будь внимателен».

На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, вес, размер, ширина, высота, форма.

 

Показываю предметную картинку:

Учащиеся записывают имя существительное. Затем указываю на одно из слов написанных на доске. Учащиеся дописывают подходящее по смыслу имя прилагательное вместе с вопросом. Например: мяч (какой?) синий, лёгкий, круглый.

- Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные (цвет, размер, форма, материал и так далее).

- Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (аккуратный, весёлый, умный и так далее).

Работа по карточкам с заданиями.

Подчеркните имена прилагательные в предложении.

  На улице дождливая погода. В комнате стоит большой шкаф. Пятнистые коровы пасутся на зеленом лугу.

(См. приложение № 4)

4).- Что узнали об имени прилагательном?

- С какой целью вы употребляете эти слова в своей речи?

Тщательно продумал используемые на уроке средства обучения.

Уровень обученности детей и учебных умений позволил объяснительную часть изложить за 10 минут, дальнейшая работа над совершенствованием и закреплением знаний о прилагательном осуществлялась детьми самостоятельно с помощью следующих средств обучения:

- предметные картинки отображающие свойства предметов.

- задания из учебника.

- карточки с заданиями.

Урок №2

Тема: употребление в речи имен прилагательных близких и противоположных по смыслу.

Цель: уточнение представления о синонимах и антонимах; развитие умения потреблять их в речи.

План урока.

1) наблюдение над употреблением имен прилагательных – антонимов.

2) наблюдение над употреблением имен прилагательных в речи близких по смыслу.

3) итог урока.

Ход урока.

1).А Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному какому-либо признаку).

1).Б Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными. Допишите предложение (текст на доске).

Слон – животное огромное, а мышь - ……………………

Хорек – слабый зверек, а рысь - …………………..зверь.

Черепаха – медлительное животное, а ящерица - ……………

- почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета признакам другого предмета?

- назовите предметы, которые можно противопоставить друг другу и по какому признаку.(некоторые словосочетания записываются).

1).В Творческий диктант.

Текст записан на доске, рядом иллюстрации к нему.

“После дождя”

Теплый ветер дует в лицо.

Легкие облака плывут над рекой.

Доносятся слабые раскаты грома.

Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:

- Что изображено на картинке?

- Какой бывает ветер? (холодный, сильный). 

- Какие бывают облака? (воздушные, легкие, белые)

- Назовите имена прилагательные, которые есть в тексте.

- Какие прилагательные нужно было бы употребить, что бы текст можно было озаглавить “Перед дождем”. Показ иллюстрации.

Учащиеся самостоятельно записывают новый вариант текста.

“Перед дождем”

Холодный ветер дует в лицо.

Тяжелые облака плывут над рекой.

 Доносятся сильные раскаты грома.

Разобрать по составу: холодные и сильные.

 

Работа по карточкам с заданием.

Напишите противоположные по смыслу прилагательные.

 

Высокий - ………………… Толстый - …………………. Мокрый - …………………. Твёрдый - …………………

2)Читаю текст.

“В пустыне”

Очень жаркий день.

Жаркое солнце нещадно палит почву.

По жаркой пустыне идет караван верблюдов.

- Что кажется неудачным?

- Как бы вы изменили текст?

Учащиеся рассуждают: солнце, которое нещадно палит – жгучее.

Пустыню точнее можно назвать знойной.

Переделанный текст:

“В пустыне”

Жаркий день.

Нещадно палит жгучее солнце.

По знойной пустыне идет караван верблюдов.

- Выпишете словосочетания.

- Что такое словосочетание?

Слова жаркий, знойный, жгучий близки по смыслу, но неодинаковы.

3) Что нового узнали о прилагательном?

Использованные средства обучения на данном уроке:

- иллюстрации природы – для более полного представления текста;

- текст написанный на доске - для лучшего восприятия.

- карточки с заданием – для проверки знаний учащихся.

Выбор средств обучения обусловлен тем, что дети имеют некоторые знания по данной теме. И выбраны такие средства обучения, которые помогут учащимся закрепить уже имеющиеся знания и навыки по данной теме.

 

      

Контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента:

- определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.

Уровень «уметь» - включает в себя умение находить в предложении имя прилагательное.

Имя знает умеет
Даша + +
Валентин + -
Татьяна Б. + +
Борис + +
Настя + +
Шамиль + +
Зина + +
Мари + -
Никита + +
Алекса + +
Таня + +
Галя + +
Николай + +
Иван + +
Алёна + +
Михаил + +
Гоша + +
Сейфи + -

 

Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это можно увидеть на диаграмме № 2.

 

Диаграмма № 2.

 

 


 

С целью выявления эффективности рационального использования средств обучения сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

 

Диаграмма № 3.

 

Сравнение уровня обученности детей показало, что на уроках, где тщательно отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков, содержанием обучения и особенностями детей, уровень обученности учащихся становится выше.

 

 

Заключение.

В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи:

1) Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме.

2) Выявлена рациональность используемых учителем средств обучения на уроках.

3) Разработана система уроков с использованием различных средств обучения.

4) Выявлена результативность рационального использования различных средств обучения.

 

Проводя, наше исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как компонента процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и задачами уроков, содержанием обучения, особенностями детей (уровнем обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если рационально использовать материальные и идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.

 

Список литературы.

1.Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983.

2.Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика – М.: 1984.

3.Вахтеров.В.П. Избранные педагогические сочинения – М.: 1987.

4.Габай.Т.В. Учебная деятельность и её средства – М.: 1960.

5.Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно – воспитательном процессе образовательной школы – М.: 1991.

6.Занков.Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: 1960.

7.Ильясов.И.И. Структура процесса учения – М.: 1986.

8.Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации и методы обучения – М.: 1957.

9.Махмутова.М.И. Современный урок – М.: 1981.

10.Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.

11.Преессман.Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно – воспитательном процессе – М.: 1985.

12.Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: 1971.

13.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.