Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга

2020-04-01 148
Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга


Введение

мозг ассиметрия моторный сенсорный

Зрительное восприятие- это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, который осуществляется зрительной системой и позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении, расстоянии между ними. В конце 50-х годов В.Г. Степанов дал описание представления о детализирующем и угадывающем способах восприятия, они полностью совпадают с представлениями о лево- и правополушарных стратегиях переработки информации. Статистически выявлено, что индивиды с левополушарной специализацией преобладают в Западной цивилизации, а индивиды с правополушарной специализацией - в Восточной цивилизации. Психологи и педагоги уделяют большое внимание проблеме обучения левшей в школе. Учитель, стремясь выработать у детей-левшей навыки быстрого письма, ускоряет их. Когда дети-левши торопятся, они перестают контролировать свои действия. В связи с этим они начинают хуже писать, допускают ошибки, которые могут быть поняты учителем и родителями как проявление невнимательности. Зная особенности зрительного восприятия детей-левшей, мы можем создать благоприятные условия и повысить эффективность их обучения.

Объект исследования: зрительное восприятие.

Предмет исследования: специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.

Цель исследования: сравнить специфику восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.

Задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.

.   Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия.

.   Интерпретировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Гипотеза исследования: индивиды с левополушарной и правополушарной латерализацией головного мозга имеют различия в восприятии зрительных образов.

Методы исследования:. Организационные.. Эмпирические (цветовые пятна).. Статистическая обработка данных (критерий углового изображения Фишера).. Интерпретационные.

 


Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие

Классификация восприятий

 

Вocприятия грyппируют пo мoдальнocтям. Трaдициoннo выдeляют cлeдующиe виды восприятия:

зрительные;

слуховые;

осязательные;

вкусовые;

обонятельные;

кинестетические (двигательные).

Естественно, по этим же модальностям различаются и перцептивные образы. Уровень представлений, то есть вторичных образов памяти, обеспечивает человеку накопление перцептивного опыта и, благодаря ему повышает вероятность биологического (как организм) и социального (как личность) выживания человека. Однако данные нейропсихологии говорят о том, что в коре головного мозга людей третичные (париетальные, пристеночные) зоны, обеспечивающие репрезентативный (представительный) уровень познавательных процессов формируются только на базе трех вторичных (перцептивных) модальностных зон: окципитальной (зрительной), темпоральной (слуховой) и постцентральной (соматосенсорной, или кинестетической). Необходимо выделять по модальности только три вида перцептивных чувств: гаптическое (кинестетическое) чувство, отражающее - движение; два более сложных вида перцептивных чувств - зрение (симультанно-пространственное) и слух (сукцессивно-временное). Таким образом, существует от восьми до двух десятков (по разным классификациям) видов сенсорных чувств и три вида перцептивных чувств [9].

По уровню психической активации различают два уровня восприятия:

произвольное (преднамеренное);

непроизвольное (непреднамеренное).

По скорости процесса формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия:

сукцессивное (развернутое, последовательное);

симультанное (свернутое, одномоментное).

По положению объекта восприятия различают два рода восприятия:

внешнее (объективное);

внутреннее (самовосприятие).

В основе еще одной классификации восприятий лежит различие в условиях существования материи: пространство, время и движение. Исходя из этих сочетаний, выделяют три типа восприятия:

восприятие пространства;

восприятие времени;

восприятие движения.

Суть первой классификации отражает качественный (информационный) аспект восприятий. Однако, как показано чуть выше, построить классификацию восприятий по аналогии с классификацией ощущений по критерию модальности довольно непросто, поскольку эти процессы принципиально отличны друг от друга по уровню своей организации. Показатель произвольности - непроизвольности отражает энергетический аспект восприятия и характеризует его по источнику инициативы возникновения и поддержания процесса. Если восприятие какого-либо объекта производится по воле субъекта, организовано специально с намерением отследить этот объект, то такое восприятие - произвольное, а иногда и говорят о его целенаправленности, так как произвольность и преднамеренность, как правило, предполагают постановку цели, ради которой это восприятие организовано. Восприятие, инициированное объектом, производимое субъектом без сознательной цели проследить за ним, называется непроизвольным. [1]

Третья классификация отражает преимущественно временной аспект перцептивного процесса. Сукцессивное восприятие происходит при наблюдении: 1) незнакомых; 2) сложных или 3) очень больших объектов. Построение образа идет через последовательное ознакомление с частями и деталями предмета и их постепенным суммированием, объединением в целое. Время формирования образа может измеряться от долей секунды до десятков секунд и минут. Примеры сложных объектов: технические чертежи, схемы, многофигурные картины и тому подобное. Для создания общего представления о них необходимо рассмотреть все детали, соотнести их друг с другом, наконец, понять смысл изображенного на чертеже или картине. Только после этого мы получим полный образ воспринимаемого объекта[1].

Большие объекты - это те, пространственно-временные параметры которых превосходят возможности наших органов чувств. Даже несложная малофигурная, но большая по площади картина с малого расстояния не может быть воспринята целиком. В этом случае требуется двигаться взглядом по всей ее поверхности (сканировать, от английского scan - поле зрения) значительно время, прежде чем получим общее представление о ней [4]. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Именно поэтому герой известной басни И.А. Крылова «слона-то и не приметил».

Симультанное восприятие дано человеку не от рождения, а приходит с накоплением перцептивного опыта. Хорошо это иллюстрируется прогрессом в чтении. Вначале мы знакомимся с элементами букв. Потом из них складываем буквы и учимся воспринимать буквы целиком. Следующий этап - схватывание слогов и целиком слов. Далее - целых словосочетаний и строк. Некоторые люди способны читать абзацами и даже страницами (скорочтение). Здесь мы видим, как происходит укрупнение порций перцептивной информации, одномоментно схватываемых как целостное образование и именуемых обычно единицами восприятия: от элементов букв до страниц текста. Емкость единиц восприятия косвенно характеризует пространственный аспект восприятия. Чем крупнее эти единицы, то есть чем больший объем информации они содержат, тем быстрее создается образ воспринимаемого предмета. Процесс перебора и восприятия более мелких единиц, который был раньше ощутим, теперь укорачивается, занимает незаметные для нас мгновения и не осознается. Нам кажется, что мы восприняли эти знакомые объекты моментально. Наглядный пример сукцессивности и симультанности восприятия: человек занимает очередь и хочет отойти. Людей до и после себя он с усилием пытается запомнить по отдельным приметам - рост, особенности лица, цвет волос, одежда, украшения и тому подобное. Но если за вами стоит знакомый человек, то нет нужды отмечать его приметы, его образ у вас представлен целиком даже независимо от того, в какой он одежде. В первом случае происходит процесс сукцессивного восприятия, во втором - симультанного. Сукцессивность базируется на двигательной, моторной основе. Симультанность - на нейронной. Деление на внешнее и внутреннее восприятия основано на делении всего множества подлежащих восприятию объектов на два подмножества: объекты внешнего (объективного) мира и объекты внутреннего (субъективного) мира. Первая группа представлена предметами и явлениями внешней физической и социальной среды субъекта. Вторая группа включает собственные психические явления субъекта и их проявление в его поведении. Это его образы, мысли, чувства, отношения, состояния, мнения, интересы и тому подобное, а также их объективное выражение в движениях и высказываниях. Отражение этих явлений самой психикой называется рефлексией, которая может осуществляться на всех уровнях и во всех видах психической деятельности, включая восприятие. Иначе говоря, восприятие самого себя (включая иногда и отслеживание процессов и состояний организма) есть восприятие своего «Я» (и психического, и физического), или самовосприятие, а восприятие всего остального («не - Я») есть внешнее восприятие. Соответственно такому делению восприятия в психологии выработаны исследовательские методы самонаблюдения и внешнего (объективного) наблюдения. При этом, когда самонаблюдению подлежит только психическая сфера субъекта без охвата ее телесной основы (организма), то точнее говорить о методе интроспекции[6]

Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражении [5].

Зрительное восприятие - это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними [2]. По установленным данным в Западной цивилизации индивиды с левополушарной специализацией значительно преобладают, индивиды с левополушарной специализацией преобладают в Восточной цивилизации. В настоящее время многие психологи и педагоги обеспокоены проблемой школьного обучения левшей. Учитель стремится выработать у детей-левшей навыки быстрого письма, начинает ускорять их темп, все это приводит к тому, что дети-левши неспособны контролировать свои действия в результате сокращения микропауз. В конечном итоге происходит ухудшение качества письма, возникают различные ошибки. Зная особенности зрительного восприятия индивидов с левополушарной специализацией является, педагог и психолог способен увеличить эффективность их обучения [8].

Таким образом, межполушарная функциональная асимметрия мозга понимается как различный характер обработки предъявляемой информации правым и левым полушариями головного мозга человека с последующим обменом информации, которая находится в рамках единого мозга. Правое полушарие выполняет свои функции в настоящем времени и опирается на прошлое, а левое полушарие функционирует в настоящем времени и обращено в будущее; левое полушарие значимо для абстрактного мышления, а правое - участвует в формировании чувственных образов и конкретного, образного мышления. Характер функциональной асимметрии головного мозга имеет не глобальный, а парциальный характер, в различных системах он может быть неодинаков. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития человека механизмы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия усовершенствуются.

Таким образом, мoтoрная асиммeтрия - это сoвoкупность признaков нeравeнства фyнкций рyк, нoг, пoлoвин тулoвищa и лицa в формирoвании общeго двигатeльного повeдeния и его выразитeльности. Сенсорная асимметрия - совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Сенсорные асимметрии, так же, как и моторные, проявляются в целостной нервно-психической деятельности человека. Асимметрия зрения имеет особое значение в поведении человека. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т.е. ведущий правый глаз, около трети (1/3) - левостороннюю и только малая часть населения имеет симметрию зрительной функции.

Таким образом, из представленных классификаций нас интересует классификация, которая различает восприятия по скорости формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия. Существует 2 формы восприятия: сукцессивное - развернутое, последовательное; симультанное - свернутое, одномоментное.

 


Выводы

 

В ходе проведенного исследования было установлено, что индивиды с левополушарной организацией функций не имеют значимых различий в восприятии зрительных образов. 47,5% индивидов с левополушарной организацией функций воспринимают зрительные образы глобально, 52,5% - детально. Однако, анализируя восприятие зрительных образов индивидов с правополушарной организацией функций, мы видим, что у них преобладает детальное зрительное восприятие (83, 5%) в отличии от глобального, которое составило лишь 16, 5%.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, следует заключить, что восприятие зрительных образов не зависит от латеральной организации функций. По результатам проведенного исследования мы установили, что у индивидов с левополушарной организацией функций значимых различий в восприятии зрительных образов не обнаружено (52, 5% - детально, 47, 5% - глобально); у индивидов с правополушарной организацией функций имеются значимые различия в восприятии зрительных образов - из них 83,5% воспринимают зрительные образы детально, 16,5% - глобально.


Заключение

Межполушарная функциональная асимметрия мозга понимается как различный характер обработки предъявляемой информации правым и левым полушариями головного мозга человека с последующим обменом информации, которая находится в рамках единого мозга. Правое полушарие выполняет свои функции в настоящем времени и опирается на прошлое, а левое полушарие функционирует в настоящем времени и обращено в будущее; левое полушарие значимо для абстрактного мышления, а правое - участвует в формировании чувственных образов и конкретного, образного мышления. Характер функциональной асимметрии головного мозга имеет не глобальный, а парциальный характер, в различных системах он может быть неодинаков. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития человека механизмы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия усовершенствуются.

Мoтoрная асиммeтрия - это сoвoкупность признaков нeравeнства фyнкций рyк, нoг, пoлoвин тулoвищa и лицa в формирoвании общeго двигатeльного повeдeния и его выразитeльности. Сенсорная асимметрия - совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Сенсорные асимметрии, так же, как и моторные, проявляются в целостной нервно-психической деятельности человека. Асимметрия зрения имеет особое значение в поведении человека. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т.е. ведущий правый глаз, около трети (1/3) - левостороннюю и только малая часть населения имеет симметрию зрительной функции. Зрительное восприятие - это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.

Восприятие различается по скорости формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия. Существует 2 формы восприятия: сукцессивное - развернутое, последовательное; симультанное - свернутое, одномоментное.

В ходе проведенного исследования было установлено, что индивиды с левополушарной организацией функций не имеют значимых различий в восприятии зрительных образов. 47,5% индивидов с левополушарной организацией функций воспринимают зрительные образы глобально, 52,5% - детально. Однако, анализируя восприятие зрительных образов индивидов с правополушарной организацией функций, мы видим, что у них преобладает детальное зрительное восприятие (83, 5%) в отличии от глобального, которое составило лишь 16, 5%.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, следует заключить, что восприятие зрительных образов не зависит от латеральной организации функций. По результатам проведенного исследования мы установили, что у индивидов с левополушарной организацией функций значимых различий в восприятии зрительных образов не обнаружено (52, 5% - детально, 47, 5% - глобально); у индивидов с правополушарной организацией функций имеются значимые различия в восприятии зрительных образов - из них 83,5% воспринимают зрительные образы детально, 16,5% - глобально.

Результаты исследования были математически обработаны с использованием критерия углового преобразования Фишера. Статистически значимых корреляций получено не было.

Таким образом, зависимости между зрительным восприятием и латерализацией головного мозга не выявлено и гипотеза исследования не доказана.

 


Список литературы

1. Анищенко Т.Г. Физиология высшей нервной деятельности./ Т.Г. Анищенко О.В., Глушковская-Семячкина, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева. - Саратов: ГосУНЦ «Колледж», - 2001. - 96 с.

. Безруких М.М., Психофизиология: словарь./ М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: «ПЕР СЭ», 2006. - 128 с.

. Брагина Н.Н., Функциональные асимметрии человека./ Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. - М.: Медицина, 1988. - 240 с.

. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов/

Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998. - 368 с.

5. Мещеряков Б., Большой психологический словарь./ Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Спб.: прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.

. Русалова М.Н. Функциональная асимметрия мозга: эмоции // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. - М.: Научный мир. -2004. С. 322-348.

7. Сергиенко Е. А, Дозорцева А.В. Функциональная асимметрия полушарий мозга. - URL: http://cerebral-asymmetry.narod.ru/Sergienko.htm

8. Солодков А.С. Физиология человека. Возрастная. Учебник./ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.

. Словарь психологических терминов. - URL: http://www.persev.ru/asimmetriya-funkcionalnaya-polusharij-mozga.

. Степанов В.Г. Психологические исследования процесса восприятия школьников и взрослых. Монография. - URL:http://psychlib.ru/mgppu/piv/PIV-001 -.HTM.

. Фокин В.Ф. Стационарная и динамическая организация функциональной асимметрии // Вестник РАМН. - 2010. - №6. - С. 13-16.

. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Динамические характеристики функциональной межполушарной асимметрии // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / Под ред. Н.Н Боголепова., В.Ф Фокина. - М.: Научный мир. - 2004. С. 349-368.

. Хапчаев И.А. Межполушарная функциональная асимметрия мозга // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». - 2012. - №2. - С. 311-316.

. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - Спб.: Питер, 2005. - 496 с.

. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий: Учеб. пособие / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова. - М.: Рос. Пед. Агентство, 1997. - 281 с.

Курсовая работа

Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга


Введение

мозг ассиметрия моторный сенсорный

Зрительное восприятие- это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, который осуществляется зрительной системой и позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении, расстоянии между ними. В конце 50-х годов В.Г. Степанов дал описание представления о детализирующем и угадывающем способах восприятия, они полностью совпадают с представлениями о лево- и правополушарных стратегиях переработки информации. Статистически выявлено, что индивиды с левополушарной специализацией преобладают в Западной цивилизации, а индивиды с правополушарной специализацией - в Восточной цивилизации. Психологи и педагоги уделяют большое внимание проблеме обучения левшей в школе. Учитель, стремясь выработать у детей-левшей навыки быстрого письма, ускоряет их. Когда дети-левши торопятся, они перестают контролировать свои действия. В связи с этим они начинают хуже писать, допускают ошибки, которые могут быть поняты учителем и родителями как проявление невнимательности. Зная особенности зрительного восприятия детей-левшей, мы можем создать благоприятные условия и повысить эффективность их обучения.

Объект исследования: зрительное восприятие.

Предмет исследования: специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.

Цель исследования: сравнить специфику восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.

Задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.

.   Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия.

.   Интерпретировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Гипотеза исследования: индивиды с левополушарной и правополушарной латерализацией головного мозга имеют различия в восприятии зрительных образов.

Методы исследования:. Организационные.. Эмпирические (цветовые пятна).. Статистическая обработка данных (критерий углового изображения Фишера).. Интерпретационные.

 



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.