Глава 1. Теоретические основы изучения средств целостного педагогического процесса — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1. Теоретические основы изучения средств целостного педагогического процесса

2020-04-01 428
Глава 1. Теоретические основы изучения средств целостного педагогического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения средств целостного педагогического процесса

. Понятие целостного педагогического процесса

. Средства целостного педагогического процесса

Глава 2. Теоретические основания использования современных средств обучения в целостном педагогическом процессе

2.1. Компьютер как современное техническое средство обучения и воспитания

. Использование мультимедийных технологий в образовании

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Многое изменилось в системе образования за последние годы. В частности, другими стали образовательные стандарты, востребованная страной номенклатура специалистов, значительно возросли требования к уровню и качеству их подготовки, поскольку кадры должны соответствовать характеру и современным задачам совершающихся в России экономической и других реформ.

Понятно, что в этих условиях традиционная сложившаяся система педагогического образования не может оставаться неизменной. Она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств. Поэтому появилась острая потребность в новых методологических подходах к разработке новейших информационных технологий и информационных технических средств [4].

Понятие образование трактуется как совокупность систематизированных знаний и связанных с ними умении и навыков, полученных в результате обучения в учебных заведениях или путем самообучения (самообразования) [12].

Образование, как и обучение (учение и преподавание), может быть организовано и направлено непосредственно или опосредованно (косвенно). При непосредственном управлении руководство осуществляет учитель (преподаватель), который следит за реализацией поставленных целей обучения. В ходе косвенно управляемого обучения руководящую роль может сыграть автор учебника, научно-популярной книги, статьи, радиопередачи, телевизионной программы, учебного фильма и других источников знаний, которыми учащийся пользуется в своей самостоятельной работе, направленной на познание окружающего мира и обогащение в результате такого познания своей собственной личности. Такого типа учение называется самообразованием. Оно охватывает собственные усилия обучающихся, не подвержено внешнему контролю и осуществляется главным образом на основе собственной самостоятельно разработанной программы. Именно поэтому основными условиями успешного самообразования являются систематические самоконтроль и самооценка [7].

Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других - совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.

Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как обозначенные выше способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации [9].

Термин «компьютерная технология обучения» с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей часто употребляется в том же смысле, что и «имитационные технологии» и «учебные игры». В то же время понятия «компьютерная технология» и «информационная технология» нельзя отожествлять [2]. В информационных технологиях может быть компьютер как одно из возможных средств. Кроме того, понимание компьютера как вычислительной машины (от англ. computer - вычислитель) стало уже анахронизмом. Поэтому и термин «компьютерная (буквально - вычислительная) технология» скорее неудачный, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Современные средства обучения».

Объектом нашего исследования являются средства обучения.

Предмет исследования - современные средства обучения

Цель исследования - охарактеризовать современные средства обучения

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям работы.

.   Охарактеризовать современные средства обучения


Заключение

 

Информационные технологии как средства целостного педагогического процесса используются для достижения следующих педагогических целей:

. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

• развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

1развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

2развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

1 формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

2 развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

3 формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

•   подготовка специалистов в области информационных технологий;

•   подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

•   повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;

1 выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);

2 углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

Этими же педагогическим целями определяются и основные направления развития самих информационных технологий. Особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как:

технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;

технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;

технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика);

коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта;

технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.

 


Список использованной литературы

 

1. Андреев АА., Троян Г.М. Основы Интернет-обучения. - М., 2003.

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

3. Афонин Г.М. Педагогика. - Ростов-на-Дону, 2002.

4. Бальцюк Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе. - М., 1989

5. Беспалъко В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.; Воронеж, 2002.

.   Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

.   Воронин Т.П., Кашица В.П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М., 1995.

.   Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М., 2001.

.   Кирмайер М. Мультимедиа: Пер. с нем. - СПб., 1994.

.   Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1989.

.   Коджаспирова Г.М., Петров В.К. Технические средства обучения. - М., 2001.

.   Котов И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 2001.

.   Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М.: Педагогика. 1986.

.   Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

.   Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 2001.

.   Лось М.В. Школьный учебник и новые информационные технологии обучения: на примере учебников математики. - Диссерт. кан. пед. наук. - Владикавказ, 1999. - 201 с.

17. Матросов В.Л., Трайнёв ВА., Трайнёв И.В. Интенсивные педагогические информационные технологии. - Том 1.-М., 1996.

18. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.

19. Огородников Е.В. Информационные технологии активизации обучения школьников на основе параллельных циклов деятельности. - Диссерт. кан. пед. наук. - Москва, 2002. - 234 с.

20. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997.

21. Подкасистый П.И. и др. Педагогика. Учебное пособие. -М., 2002.

22. Подласый И.Л. Педагогика. - М., 2002.

23. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. - М., 2001.

.   Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. - М., 2001.

.   Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., 1994.

26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.

27. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения. - М., 2001.

28. Соловое А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Информатика и образование. - 1996. - № 1.

29. Столяренко Л Д. Педагогика. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2003.

30. Трайнёв И.В. Конструктивная педагогика. - М., 2003.

31. Троян Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании. - М., 2002.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения средств целостного педагогического процесса

. Понятие целостного педагогического процесса

. Средства целостного педагогического процесса

Глава 2. Теоретические основания использования современных средств обучения в целостном педагогическом процессе

2.1. Компьютер как современное техническое средство обучения и воспитания

. Использование мультимедийных технологий в образовании

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Многое изменилось в системе образования за последние годы. В частности, другими стали образовательные стандарты, востребованная страной номенклатура специалистов, значительно возросли требования к уровню и качеству их подготовки, поскольку кадры должны соответствовать характеру и современным задачам совершающихся в России экономической и других реформ.

Понятно, что в этих условиях традиционная сложившаяся система педагогического образования не может оставаться неизменной. Она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств. Поэтому появилась острая потребность в новых методологических подходах к разработке новейших информационных технологий и информационных технических средств [4].

Понятие образование трактуется как совокупность систематизированных знаний и связанных с ними умении и навыков, полученных в результате обучения в учебных заведениях или путем самообучения (самообразования) [12].

Образование, как и обучение (учение и преподавание), может быть организовано и направлено непосредственно или опосредованно (косвенно). При непосредственном управлении руководство осуществляет учитель (преподаватель), который следит за реализацией поставленных целей обучения. В ходе косвенно управляемого обучения руководящую роль может сыграть автор учебника, научно-популярной книги, статьи, радиопередачи, телевизионной программы, учебного фильма и других источников знаний, которыми учащийся пользуется в своей самостоятельной работе, направленной на познание окружающего мира и обогащение в результате такого познания своей собственной личности. Такого типа учение называется самообразованием. Оно охватывает собственные усилия обучающихся, не подвержено внешнему контролю и осуществляется главным образом на основе собственной самостоятельно разработанной программы. Именно поэтому основными условиями успешного самообразования являются систематические самоконтроль и самооценка [7].

Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других - совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.

Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как обозначенные выше способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации [9].

Термин «компьютерная технология обучения» с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей часто употребляется в том же смысле, что и «имитационные технологии» и «учебные игры». В то же время понятия «компьютерная технология» и «информационная технология» нельзя отожествлять [2]. В информационных технологиях может быть компьютер как одно из возможных средств. Кроме того, понимание компьютера как вычислительной машины (от англ. computer - вычислитель) стало уже анахронизмом. Поэтому и термин «компьютерная (буквально - вычислительная) технология» скорее неудачный, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Современные средства обучения».

Объектом нашего исследования являются средства обучения.

Предмет исследования - современные средства обучения

Цель исследования - охарактеризовать современные средства обучения

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям работы.

.   Охарактеризовать современные средства обучения


Глава 1. Теоретические основы изучения средств целостного педагогического процесса


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.